Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт – главный источник возникновения понятия
Представление является главным и необходимым звеном в процессе формирования понятия. Разум ребёнка формирует свои понятия из представлений, ведь понятия не передаются генетическим образом. Они не относятся к категории инстинктов, а относятся к категории речевых навыков и обладают своими чувствительными именами. Представления также обладают своими чувствительными именами, но они гораздо пассивнее понятий, поскольку понятие обладает ещё и своими чувствительными признаками.
П. Все представления и понятия в разуме необходимо связаны своими подобными чувствительными именами. (3.6.3.) 415
Вроде бы ничего сложного в принципах представления нет, тем не менее, психология часто путает представления с понятиями. Но ведь это трудно перепутать хотя бы по той внешней причине, что понятия реагируют на образы «своих» предметов восприятия автоматически. Человек за секунду легко понимает около десяти терминов текста, и это только потому, что этим терминам у него есть соответствующие понятия. А вот представления реагируют на образы «своих» предметов восприятия только в процессах мышления. Это легко проверить: понятийный «словарь» человека редко даёт сбой, но когда человек задумывается над термином, но потом находит его смысл – то сработало представление. Ребёнок обладает небольшим числом понятий и постоянно образует их из представлений. Это заметно по его медленному мышлению – он мыслит в основном представлениями. П. Понимать только представлениями – это всё равно, что смысл каждого воспринятого или мыслимого термина искать в толковом словаре. Принцип мышления представлениями. (3.6.3.) 415 а В общем.
П. Разуму действительно требуется огромное число понятий. И во многом потому, чтобы всякий раз не включать процесс мышления в процесс восприятия. Ведь понятия распознают «свои» образы сами, автоматически. (3.6.3.) 416
Все понятия возникают только из представлений. Для этого разуму достаточно придать некоторому представлению чувствительные признаки. Это не такая и сложная процедура для разума (она имеет описание в последующих главах). В общем, разум способен к образованию десятков понятий только за один день. Всего же взрослый человек обладает примерно ста тысячами понятий. Все понятия объединены в системы родственных понятий (ассоциации). Эти системы объединены в концепции.
Опыт – это результат не только восприятия, но и надёжного запоминания, поскольку в долговременной памяти не задерживается и тысячной доли воспринятого. Поток рецептивных данных составляет более 10 миллиардов данных в секунду. Это несложно подсчитать в уме, исходя из общего количества рецепторов и частоты их работы. Да если всё это заносить в долговременную память, то она будет заполнена «до отказа» буквально за пару дней! Только поэтому разум очень избирательно формирует свой опыт в виде представлений. Представление всегда о единичном предмете, значит, оно всегда конкретно и является единичным опытом. Представление – это смысл единичного предмета. Можно сказать, эмпирический смысл. Единичный опыт это воспринятый и осмысленный факт. П. Опыт – это эмпирическое знание. Единичный опыт – это конкретное представление о конкретном воспринятом предмете. Принцип единичного опыта. (3.6.3.) 417
Опыт – отец искусства. Понятие является навыком. И на языке Аристотеля оно уже является искусством по отношению к «своим» предметам. «Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значения одного опыта. И опыт кажется почти одинаковым с наукой и искусством». (Аристотель. Соч. Т. 1. М., «Мысль», 1975. С. 65.) Вот именно. Множество единиц опыта об одном виде предметов (ряд одноимённых с этим предметом представлений) близко к искусству, ибо эти единицы опыта всегда принадлежат своему одноимённому понятию. П. Множество представлений о некотором типе предмета разум объединяет в одном понятии тем, что он придаёт им активные имена, подобные имени этого понятия. (3.6.3.) 418
Однако простая сумма представлений ещё не является понятием, а только входит в своё понятие в качестве примеров (единиц опыта). Отдельно от понятий представления обычно не существуют. Отдельно – это только у начинающих говорить детей. По этой причине понятие и только понятие является главным элементом долговременной памяти. Таким образом, предыдущий принцип можно расширить до принципа содержания долговременной памяти.
П. Множество представлений о некотором типе предмета разум объединяет в одном понятии тем, что он придаёт им активные имена, подобные имени этого понятия. По этой причине понятие и только понятие является главным элементом долговременной памяти. Принцип содержания долговременной памяти. (3.6.3.) 418а
Аристотель пишет: «опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего». Например: «В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлечённым знанием (logon echein), но не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего, всякое же действие и всякое изготовление относится к единичному: ведь врачующий лечит не человека [вообще], разве лишь привходящим образом, а Каллия или Сократа или кого-то другого из тех, кто носит какое-то имя, -- для кого быть человеком есть нечто привходящее. Поэтому если кто обладает отвлечённым знанием, а опыта не имеет и познаёт общее, но содержащегося в нём единичного не знает, то он часто ошибается в лечении, ибо лечить приходится единичное. Но всё же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющими опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», т.е. знают причину». (Аристотель. Соч. Т. 1. М., «Мысль», 1975. С. 66.) Понятие – это ведь знание общего. Это ведь активное, автоматически действующее,знание любого предмета из множества подобных, а значит, одноимённых предметов. Это единица искусства. А что такое представление? Это всего лишь пример, единица опыта.
Понятия не передаются генетическим путём. Во-первых, понятия слишком сложны для генетического кодирования. Во-вторых, они, в основном, состоят из представлений. Именно поэтому главное значение процесса разумного восприятия для человека состоит в создании большого количества представлений.
П. Разумное восприятие это единственный и необходимый источник как собственного, так и приобретённого (заимствованного) опыта. Все свои разумные знания человек формирует только и необходимо путём восприятия и мышления. Главным и самым функциональным элементом человеческой памяти является понятие. Принцип развития разума. (3.6.3.) 419
Вот только приобретённый опыт усваивается значительно легче, чем собственный опыт (сын ошибок трудных). Приобретённый опыт – это одно, а собственный опыт, это уже совершенно другое. Однако другое оно только по пути своего возникновения, тогда как по своей сути всё это только представления.
П. Восприятие – это единственный и необходимый источник разумных знаний. (3.6.3) 420 И это также было отмечено Аристотелем: «Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство этому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради их самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предполагаем всем остальным восприятиям, не только ради того, что бы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах]». (Аристотель. Соч. Т. 1. М., «Мысль», 1975. С. 65.)
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ Свой опыт формирует не только разум, но и другие системы психики. Мало того, так часть таких удачных навыков эти системы психики могут кодировать и передавать потомкам на генетическом уровне в качестве инстинктов.
П. Восприятие это единственный и необходимый источник опыта для любой системы психики. Единицы опыта являются необходимой основой возникновения каждого нового навыка, а значит, и каждого нового инстинкта. Ибо каждый новый инстинкт необходимо есть устойчивый навык, но переданный потомкам генетическим путём. Принцип развития психики. (3.6.3.) 421
Вот что даёт восприятие. 2009-10-20
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.18 (0.014 с.) |