История политических учений средних веков и возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История политических учений средних веков и возрождения



Им. И.Канта

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тематический план и методические рекомендации

Калининград

История политических учений Средних веков и Возрождения. Тематический план и методические рекомендации / БФУ им. И. Канта; Сост. И.П. Максимов. – Калининград, 201?. –

 

 

Пособие предназначено для студентов 2-го курса исторического факультета специальности политология.

Методическое пособие содержит тематический план и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, список литературы для конспектирования, перечень экзаменационных вопросов. Пособие включает 16 тем, рассчитанных на  48 часов.

 

 

Составитель – И.П. Максимов.

 

Печатается по решению кафедры Политологии и социологии Балтийского федерального университета им. И. Канта.


ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

С падения Западной римской империи в 476 г. историки традиционно отсчитывают начало истории Средних веков и также традиционно многие из них видят в Средних веках культурный упадок и шаг назад. Конечно, столь однозначный взгляд нельзя считать единственно приемлемым, но рациональное зерно в нем все-таки есть. Это касается и развития политической мысли в указанный период: она значительно беднее политической мысли античности, хотя и внесла в копилку человечества немало нового.

Характерной особенностью политической мысли этого периода стала ее теснейшая связь с христианской религией. Иначе и быть не могло, ведь в первые века после крушения Рима в Европе господствовала эпоха бесконечных войн и хаоса и только католическая церковь крепла, эпоха феодальной раздробленности еще больше ослабила светскую власть и соответственно возвысила духовную. Поэтому краеугольным камнем политической мысли средневековья стал вопрос о соотношении светской и духовной властей. Любые доктрины, концепции, теории должны неизбежно облачались в религиозную форму, священное писание стало главным источником для оправдания своих идей, от него отталкивались как христианские богословы, так и их противники. Конечно, средневековые мыслители опирались и на античных классиков, но все же библия доминировала. Именно по этой причине ранняя христианская мысль включена в раздел Средние века, хронологически, конечно, она попадает в античность, однако концептуально она неразрывно связана с эпохой средневековья.

Лишь с началом Возрождения ситуация изменилась и ослабевшая католическая церковь стала сдавать позиции под ударами гуманизма и реформации. Обычно с рубежа XV-XVI вв. и принято отсчитывать зарождение политической науки как таковой, как отдельной от теологии области знания. Период Возрождения включает в себя таких мыслителей как: Н. Макиавелли, Ж. Бодена, реформаторов, представителей утопического социализма.

Цель данного методического пособия – помочь студентам 2-го курса специальности политология в подготовке к семинарским занятиям и экзамену по истории политических учений Средних веков и Возрождения. Курс строится с использованием различных форм учебной работы. Это лекции, семинарские (практические) занятия и самостоятельная работа студентов. Лекции посвящены наиболее сложным и мало освещенным в научной литературе проблемам.

Семинарские занятия посвящены тем вопросам, которые достаточно обеспечены как источниковой базой, так и литературой. При подготовке к семинарам студентам надлежит изучить рекомендуемую литературу, а также использовать лекционный материал, учебные пособия и общие работы. Формы занятий – рассказ и доклады студентов, а также анализ и комментирование источников. Таким образом, студенты приобретают навыки самостоятельной и коллективной работы с источниками и литературой. Перед подготовкой к семинарскому занятию следует тщательно изучить план и методические рекомендации, чтобы представлять себе, в какой форме будет проходить занятие. Студентам предлагается также подготовить несколько докладов на семинарские занятия, которые будут посвящены биографиям наиболее значимых мыслителей Средних веков и Возрождения. Время доклада – 15-20 минут. Автор доклада должен предварить своё выступление краткой характеристикой историографии и проблем состояния источников по выбранной теме.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским занятиям, изучение по материалам учебников ряда тем, а также конспектирование двух оригинальных сочинений из предложенного списка.

Методическое пособие состоит из плана лекционных и практических занятий, списка учебной и специальной литературы ко всему курсу, списка экзаменационных вопросов. Также даются методические рекомендации для изучения отдельных тем.

Лекция.

 

1. Истоки христианства: иудаизм.

2. Христианство как религия, источниковая база.

3. Политические идеи христианства периода апостольской церкви.

4. Трансформация христианства на этапе епископальной церкви.

5. Характерные особенности христианского мировоззрения.

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Библия. Любое издание.

 

2. Васильев Л. С. История религий востока.

3. Гергей Е. История папства. М., 1996.

4. История средних веков в 2т. М., 1997.

5. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.

6. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.

7. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.

8. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.

 

Семинар.

 

  1. Аврелий Августин и его жизнь (сообщение).
  2. Августин как богослов: борьба с язычеством и ересями.
  3. Концепция божьего царства и земного царства. Возникновение, развитие и сравнение двух царств.
  4. Отношение Августина к папской власти, церкви, государству и соборам, частной собственности.
  5. Значение учения Августина Блаженного и его эволюция.
  6. Личность Ф. Аквинского (сообщение).
  7. Средневековая схоластика и ее особенности.
  8. Истоки учения Аквинского (Аристотель).
  9. Вопросы светской и духовной власти в сочинениях Аквинского.
  10. Государство и формы правления по Аквинскому.
  11. Правовая концепция Ф. Аквинского.

 

 

Рекомендуемая литература.

 

  1. Августин Блаженный. О граде Божьем. М., 1999.
  2. Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992.
  3. Аквинский Ф. О правлении государей.
  4. Аквинский Ф. Сумма теологии. // Антология мировой философии. Т. 1., М., 1969.

 

  1. Боргош Ю. Фома Аквинский М., 1975.
  2. Гарин И. И. Августин Блаженный // Пророки и поэты. Т. 1. М., 1992. С. 67-190.
  3. Гарин И. И. Пророки и поэты. Т. 1. М., 1992.
  4. Герье Н. И. Блаженный Августин. М., 2003.
  5. Лейн Т. Христианские мыслители. – Спб., 1997.
  6. Чичерин Б. H. Политические мыслители древнего и нового мира. М.,2001.

 

Методические рекомендации.

По первому и пятому вопросам (сообщение): осветить основные этапы жизненного пути А. Блаженного и Ф. Аквинского, и его философию, не затрагивая политическую концепцию. По второму вопросу необходимо остановится на полемике Августина с язычниками и его отношении к донатизму и пелагианству. Третий вопрос посвящен таким проблемам как: государство в концепции Августина, есть ли разница между государствами языческими и христианскими, возникновение и развитие государства. Что такое божье царство? При рассмотрении четвертого вопроса необходимо проанализировать соотношение светской и духовной власти в концепции Августина, роль собора и папской курии.

Вторая часть семинара посвящена политической концепции другого видного теолога католической церкви Ф. Аквинскому. Шестой вопрос затрагивает средневековую схоластику, ярким представителем которой и был Аквинский. Что такое схоластика, каковы ее характерные особенности? При рассмотрении седьмого вопроса необходимо выяснить какое влияние оказал на Аквинского Аристотель, можно ли считать, что политическая теория Аквинского базируется на идеях античного мыслителя? Восьмой и девятый вопрос посвящены соотношению светской и духовной власти, государству, формам правления. Необходимо не только раскрыть концепцию Аквинского, но и выяснить в чем ее отличия от теории Августина, что нового дал «сицилийский бык» католической церкви? Последний вопрос затрагивает правовую концепцию Августина.

Лекция.

  1. Католическая церковь как социально-экономический и политический институт.
  2. Католическая церковь в VI-XI вв.
  3. Клюнийское движение и деятельность папы Григория VII, теократическая доктрина папства.
  4. Упадок католической церкви в XIV-XVI вв.

 

Рекомендуемая литература.

 

  1. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII в. М., 2004.
  2. Гергей Е. История папства. М., 1996.
  3. Григулевич И. Р. История инквизиции. М., 1970.
  4. Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.
  5. Заборов Г. И. Папство и крестовые походы. М., 1960.
  6. История инквизиции. М., 1994. Т.1-3.
  7. История средних веков в 2т. М., 1997.
  8. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
  9. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
  10. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XVвв. М., 2002.
  11. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.
  12. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.

 

 

Семинар и лекция.

 

Семинар.

 

  1. Социальные и догматические корни средневековых ересей; бюргерская и крестьяно-плебейская разновидности ересей.
  2. Ранние ереси: монтанисты, арианство, несторианство.
  3. Монофизитство, гностики, пелагианство, донатизм.
  4. Ереси в Византии: павликиане, богомилы.
  5. Ереси 12-15вв.: арнольдисты, альбигойцы (катары и вальденсы), апостолики.

 

Лекция.

 

  1. Ересь Джона Уиклифа и ее влияние на развитие еретических движений.
  2. Движение и учение лоллардов.
  3. Учение Яна Гуса.
  4. Гуситские войны и направления гусизма: чашники, табориты, хилиасты.

 

Рекомендуемая литература.

 

  1. Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. М., 1954.
  2. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в 13 в. М., 2004.
  3. Гергей Е. История папства. М., 1996.
  4. Григулевич И. Р. История инквизиции. М., 1970.
  5. Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.
  6. Заборов Г. И. Папство и крестовые походы. М., 1960.
  7. Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., 2001.
  8. История инквизиции. М., 1994. Т.1-3.
  9. История средних веков в 2т. М., 1997.
  10. Керов В. Л. Южнофранцузские вальденсы // ВИ. 1974. № 5. С. 45-67.
  11. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
  12. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
  13. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XVвв. М., 2002.
  14. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.
  15. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.

Методические рекомендации.

Изучая политические идеи средневековых ересей необходимо остановится на следующих аспектах: история течения, обстоятельства и причины появления ересей, социальный состав, основные идеи.

 

 

Семинар.

 

  1. Церковные ордена как средства борьбы с ересями: Орден францисканцев.
  2. Орден доминиканцев.
  3. Тамплиеры и Тевтонский орден.
  4. Создание инквизиции и ее борьба с ересями.
  5. Орден иезуитов.
  6. Правовая сторона вопроса. Сочинения против ересей: «Молот ведьм», «Бич», «Муравейник».

 

Рекомендуемая литература.

 

  1. Лойола Игнатий. Духовные упражнения. Париж, 1996.
  2. Инфессура С., Бурхард И. Дневники. Документы по истории папства XV—XVI вв. М., 1939.

 

  1. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в 13 в. М., 2004.
  2. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. ЖЗЛ. М., 1995.
  3. Гергей Е. История папства. М., 1996.
  4. Григулевич И. Р. История инквизиции. М., 1970.
  5. Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.
  6. Заборов Г. И. Папство и крестовые походы. М., 1960.
  7. Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., 2001.
  8. История инквизиции. М., 1994. Т.1-3.
  9. История средних веков в 2т. М., 1997.
  10. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. М., 1990.
  11. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
  12. Кудрявцев О.Ф. Контрреформация // История Европы. Т. 3. М., 1993.
  13. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
  14. Лозинский С. Г. Роковая книга средневековья // Молот ведьм. СПб., 2005. С. 5-45.
  15. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XVвв. М., 2002.
  16. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.
  17. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.
  18. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. СПб., 2005.

 

 

Методические рекомендации.

 

По первым трем вопросам: остановится на истории создания рыцарских орденов; выявить их отличительные особенности и взаимоотношения с Римом, осветить их основные политические положения (догматика). Какие общие идеи объединяли монахов орденов? Можно ли говорить о политической мысли духовных орденов? При разборе четвертого вопроса рассмотреть институт инквизиции, ее историю в ведущих странах Европы (кратко), основные политико-правовые идеи. По пятому вопросу: чем отличался орден иезуитов от своих предшественников? В чем отличие идей руководителей этого ордена? При анализе шестого вопроса: дать краткую характеристику указанным трудам, выявить основные правовые особенности борьбы с ересями, в чем заключались особенности процесса против еретиков?

 

 

Лекция, семинар.

Лекция (4 часа).

  1. Аравия до ислама.
  2. Возникновение ислама и расширение его влияния.
  3. Ислам как религиозная система.
  4. Политические идеи Ибн Сины.
  5. Политическое учение Ибн Рушда.
  6. Политические идеи Братьев Чистоты.
  7. Аль-Маварди и его политическая концепция.
  8. Ибн Халдун – вершина исламской политической мысли.

Семинар.

I. Философия и политическое учение Аль-Фараби.

  1. Аль-Фараби и его время. (Сообщение).
  2. Концепция счастья Аль-Фараби и ее взаимосвязь с политическим учением.
  3. Концепция общества и его разновидности.
  4. Концепция города: Добродетельный город; город необходимости; город обмена; город низости; честолюбивый город; властолюбивый город; сластолюбивый город; заблудший город; коллективный город. Характеристика каждого города.
  5. Государство с т.з. Аль-Фараби и образ идеального правителя.

II. Суннитская и шиитская политико-правовая мысль.

III. Основные исламские школы правы – мазхабы.

 

Методические рекомендации.

 

Первая часть семинара посвящена политико-философской концепции мыслителя Аль-Фараби. По первому вопросу (сообщение) – остановиться на основных вехах жизненного пути мыслителя, рассмотрев особенности исторического развития ближнего востока в период жизни Аль-Фараби. При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть узловую идею Аль-Фараби – концепцию счастья. Что понимается под счастьем и какова ее взаимосвязь с политическими идеями? Третий и четвертый вопросы затрагивают концепцию общества и концепцию города. Необходимо остановиться на следующих моментах: образ города, его отличительные черты, система ценностей жителей, образ правителя в городе. При обсуждении пятого вопроса требуется ответить, что такое государство для Аль-Фараби и как выглядит образ идеального правителя. Какими качествами он должен обладать?

При рассмотрении суннитской и шиитской правовой мысли рассмотреть основные методы исламского права и 4 школы исламского права – мазхабы. Охарактеризовать шариат и адат.

 

Рекомендуемая литература.

  1. Аль-Фараби. Гражданская политика // Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1978.
  2. Аль-Фараби. Афоризмы государственного деятеля // Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1978.
  3. Коран. Любое издание.

 

  1. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье. М., 1966.
  2. Беляев Е. А. Мусульманское сектантство. М., 1967.
  3. Большаков О. Г.История халифата. Т. 1: Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.
  4. Большаков О. Г.История халифата. Т. 2: Эпоха великих завоеваний (633-656). М., 1993.
  5. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. ЖЗЛ. М., 1995.
  6. Васильев Л. С. История религий востока. М., 2000.
  7. Вахтин Ю. Б., Панова В. Ф. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
  8. Гилкрист Д. Мухаммад и его книга. СПб., 1999.
  9. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
  10. Касымжанов А. Х. Абу-Наср Аль-Фараби. М., 1982.
  11. Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1986.
  12. Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750-1517). М., 1999.

 

 

Лекция и семинар.

Лекция (2 часа).

  1. Ранние идеи европейской интеграции: обзорно.
  2. Политическая концепция Данте Алигьери.
  3. Политический проект П. Дюбуа.
  4. Политическое учение У. Оккама.
  5. Проект европейской конфедерации И. Подебрада.

 

Рекомендуемая литература.

 

  1. Данте Алигьери. Монархия. М., 1999.
  2. Уильям Оккам. Избранное. М., 2002.

 

  1. Голенищев-Кутузов И. Н. Данте. М., 1967.
  2. Курантов А. П., Стяжкин Н. И. Оккам. М., 1978.
  3. Чубарьян А. О. Российский европеизм. М., 2005.

Лекция и семинар.

Лекция (4 часа).

 

  1. Флоренция и Италия в конце XVв.
  2. Н. Макиавелли: штрихи к портрету.
  3. Литературное наследие Макиавелли.
  4. Форма правления и государство по «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
  5. Происхождение государства.
  6. Макиавелли и религия.
  7. Народ и его место в сочинениях Макиавелли.
  8. Историческая концепция.
  9. Судьба учения Макиавелли.

Семинар.

Лекция, Семинар.

Программа Лютера в первый период реформации (95 тезисов).

Работа с документом.

Семинар.

 

  1. Социально-экономические и политические предпосылки реформации.
  2. Идейные предпосылки реформации. Учение гуманистов.
  3. М. Лютер (сообщение).
  4. Вопрос об индульгенциях.
  5. Ценность Евангелия.
  6. Папа римский: его полномочия и полнота власти. Отношение Лютера к персоне папы.

 

 

Лекция.

  1. Изменение политических идей Лютера в 1520-1521 гг.
  2. Лютер и вопросы светской власти.
  3. Образ идеального правителя у Лютера.
  4. Догматическая сторона учения Лютера.

 

Рекомендуемая литература.

 

  1. Лютер М. 95 тезисов.
  2. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации.
  3. Лютер М. О светской власти.
  4. Лютер М. О свободе христианина.
  5. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1983.
  6. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М., 1969.

 

  1. Гергей Е. История папства. М., 1996.
  2. История средних веков в 2т. М., 1997.
  3. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
  4. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
  5. Немилов А. Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979.
  6. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.
  7. Порозовская Б. Д. Мартин Лютер. Любое издание.
  8. Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформаторское движение в Германии. М., 1979.
  9. Соловьев Э. Ю. Непобежденные еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.
  10. Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М., 1977.
  11. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.
  12. Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.

 

Методические рекомендации.

 

Первый вопрос затрагивает социально-экономические предпосылки реформации. Необходимо выяснить, как повлияло на развитие Европы смещение торговых путей, развитие производительных сил, научно-технический прогресс, образование централизованных государства и т.д. Второй вопрос посвящен идейным предпосылкам реформации, при подготовке особое внимание следует уделить таким реформаторам как Э. Роттердамский и У. ф. Гуттен. В чем заключались основные идеи гуманизма и как они повлияли на подготовку реформации? Докладчик по третьему вопросу должен остановиться на биографии М. Лютера, рекомендуется обратить внимание на следующие детали: как повлияла на Лютера его социально-классовое происхождение, отношение к католической церкви? Для разбора вопросов во второй части семинара студентам необходимо самостоятельно найти и принести текст 95 тезисов. Требуется выяснить обстоятельства возникновения документа и реакцию на его появление. Почему критика Лютера направлена в первую очередь против индульгенции? Как Лютер оценивает евангелие, чем для него является текст священного писания? Насколько радикальна позиция Лютера в вопросе о власти папы? Можно ли считать программу 95 тезисов антикатолической?

 

 

Семинар.

 

1. Биография Ж. Кальвина (сообщение).

2. Учение Кальвина: «Наставление в христианской вере». Учение о предопределении; светской власти; учение о добрых делах.

3. Реформы Кальвина в Женеве. Создание новых органов власти.

4. Борьба с оппозицией и процесс М. Сервета.

5. Распространение кальвинизма. Кальвинизм сегодня.

 

Рекомендуемая литература.

  1. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М., 1997-1999. Т. 1-3. Гл. 16.
  2. Кальвин Ж. О христианской жизни. М., 1995.

 

  1. Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1894.
  2. Гус. Лютер. Кальвин. Цвингли. ЖЗЛ. Челябинск, 1996.
  3. Порозовская Б. Д. Жан Кальвин. М., 2003.
  4. Ревуненкова Н. В. Идея гуманизма в трактовке Жана Кальвина // Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1988.
  5. Штедке И. Жан Кальвин. Ростов-на-Дону, 1998.
  6. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойла: Биографические очерки. ЖЗЛ. М., 1995.

 

Методические рекомендации.

При подготовке сообщения докладчику следует уделить основное внимание становлению Кальвина как реформатора, рассмотрев его деятельность и взгляды до второго прихода к власти в Женеве. Для ответа на второй вопрос настоятельно рекомендуется обратиться к первоисточнику: главе 16 «Наставления в христианской вере». Чем отличается учение Кальвина от идейной платформы Лютера? В чем смысл учения о предопределении? Каковы политические взгляды «женевского папы»? При рассмотрении третьего вопроса студентам предстоит раскрыть реализацию теорий Кальвина на практике, выяснив какие реформы провел Кальвин, полномочия и функции новых органов власти. Как можно охарактеризовать созданный им политический строй? Четвертый вопрос затрагивает борьбу Кальвина с оппозицией (либертины, Сервет), изменились ли политические воззрения реформатора в последний период его правления? Пятый вопрос носит обзорный характер, требуется выявить причины живучести кальвинизма, почему именно это реформаторское течение стало наиболее распространенным в Европе?

 

 

Лекция.

  1. У. Цвингли: вехи биографии.
  2. Догматическая и политическая сторона учения Цвингли.
  3. Практическая деятельность и гибель.
  4. Т. Мюнцер: радикальное течение реформации.

 

Рекомендуемая литература.

 

  1. Крестьянские движения в Германии перед Реформацией: Сб. док. Саратов, 1961.
  2. Лаубе А. Томас Мюнцер и раннебуржуазная революция // СВ. М., 1992. Вып. 55.
  3. Порозовская Б. Д. Ульрих Цвингли.
  4. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. 2-е изд. М., 1955.
  5. Черняк Е. Б. Вековые конфликты. М., 1988.
  6. Штекли А. Э. Томас Мюнцер. М., 1961.

 

 

Лекция и Семинар.

 

Семинар.

  1. Общая характеристика утопического социализма и его причины.
  2. Т. Мор (сообщение): биография и литературное наследие.
  3. История создания труда «Утопия» и его общая характеристика. Утопия и Англия- сравнение Мора.
  4. Политическое устройство Утопии: органы государственного управления.
  5. Административное деление, вопросы законодательства и др.
  6. Социально-экономический строй: проблема частной собственности, трудовая этика.
  7. Вопросы религии и этики.

 

Лекция.

1. Биография Т. Кампанеллы.

2. Система управления в Городе Солнца.

3. Регламентация жизни соляриев.

4. Экономический уклад.

5. Религиозные взгляды соляриев.

6. Утопии XVII в. и влияние утопического жанра на дальнейшее развитие политической мысли.

 

Рекомендуемая литература.

  1. Мор Т. Утопия. Любое издание.
  2. Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда III. M., 1973.
  3. Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М., 1969.
  4. Каутский К. Томас Мор и его Утопия. М., 1924.
  5. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и "Утопия". М., 1991.
  6. Лейст О. Э. Вопросы государства и права в трудах социалистов-утопистов XVI-XVII вв. М., 1966.
  7. Мортон А. Л. Английская утопия. М., 1956.
  8. Осиновский И. Н. Томас Мор – гуманист и политик // ННИ. 1973. №2. С.53-59.
  9. Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1974.
  10. Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1978.
  11. Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1959.
  12. Штекли А.Э. "Город Солнца": утопия и наука. М., 1978.

Методические рекомендации.

По первому вопросу (сообщение) докладчику необходимо осветить основные вехи биографии Томаса Мора и охарактеризовать его литературное наследие. При рассмотрении второго вопроса студентам требуется остановиться на истории создания труда «Утопия», дать этой книге общую характеристику, какая реакция в Европе последовала на выход в свет этого труда? Характеризуя политическое устройство Утопии следует попытаться ответить на вопрос: какая форма правления была в Утопии? Какой формы правления придерживался сам Мор? Правовую систему Утопии требуется охарактеризовать в сравнении с системой тогдашнего английского законодательства: что именно критикует Мор, освещая этот аспект? Наиболее важный вопрос затрагивает социально-экономическую сторону: каков социально-экономический уклад Утопии, за счет чего достигается социальное благополучие, институт рабства, верит ли Мор в научно-технический прогресс? Разбирая вопросы религии и этики необходимо остановиться и на религиозных взглядах самого Т. Мора: в частности его отношение к реформации и гуманизму.

Вопросы к экзамену.

 

  1. Политическая мысль раннего христианства: апостольская церковь.
  2. Политическая мысль раннего христианства: епископальная церковь.
  3. Католическая церковь до Григория VII.
  4. Католическая церковь от Григория VII до реформации, ее теократическая доктрина.
  5. Политическое учение А. Блаженного.
  6. Ранние ереси: монтанисты, арианство, несторианство.
  7. Монофизитство, гностики, пелагианство, донатизм. Ереси в Византии: павликиане, богомилы
  8. Ереси 12-15вв.: арнольдисты, альбигойцы (катары и вальденсы), апостолики.
  9. Ересь Джона Уиклифа и лоллардов.
  10. Гусизм.
  11. Церковные ордена: доминиканцы, францисканцы, тамплиеры, Тевтонский орден, иезуиты.
  12. Создание инквизиции и ее борьба с ересями. Сочинения против ересей: «Молот ведьм», «Бич», «Муравейник».
  13. Ф. Аквинский: Вопросы светской и духовной власти. Государство и формы правления по Аквинскому.
  14. Правовая концепция Ф. Аквинского.
  15. Ислам как религия.
  16. Политическое учение Аль-Фараби: концепция счастья, концепция общества и его разновидности.
  17. Аль-Фараби: концепция города. Государство и образ идеального правителя.
  18. Суннитская и шиитская политико-правовая мысль.
  19. Политическое учение Ибн Сины.
  20. Политическое учение Ибн Рушда
  21. Политическое учение Братьев чистоты.
  22. Политическое учение Ибн Халдуна.
  23. Политическое учение Данте Алигьери.
  24. Политическое учение У. Оккама.
  25. Проекты евроинтеграции П. Дюбуа и И. Подебрада.
  26. Политическое учение М. Падуанского.
  27. Н. Макиавелли: эпоха, биография, труды
  28. Н. Макиавелли: формы правления и государство
  29. Н. Макиавелли: отношение к церкви и итальянский патриотизм.
  30. Н. Макиавелли: историческая концепция и отношение к народным массам.
  31. Н. Макиавелли: Трактат Государь.
  32. Ж. Боден: государство и теория суверенитета.
  33. Ж. Боден: правовая концепция.
  34. Ж. Боден: формы правления.
  35. Политические идеи гуманистов (Эразм Роттердамский и др.).
  36. М. Лютер: биография, политические взгляды в эпоху начала реформации.
  37. Политические взгляды М. Лютера после крестьянской войны: отношение к светской власти.
  38. Политическое учение Ж. Кальвина.
  39. Политическое учение Т. Мюнцера и У. Цвингли.
  40. Политические идеи тираноборцев (Э. де ла Боэси, Ф. Готман, Ю. Брут, Д. Бьюкенен.
  41. Католическая мысль начала XVI века: Беллармин и Суарес.
  42. Политико-правовые идеи И. Альтузия.
  43. Утопизм: Т. Мор. Политико-правовое устройство Утопии.
  44. Т. Мор: социально-экономическое устройство Утопии.
  45. Утопизм: Т. Кампанелла.
  46. Политическая и правовая концепция Ф. Бэкона.

 

Им. И.Канта

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тематический план и методические рекомендации

Калининград

История политических учений Средних веков и Возрождения. Тематический план и методические рекомендации / БФУ им. И. Канта; Сост. И.П. Максимов. – Калининград, 201?. –

 

 

Пособие предназначено для студентов 2-го курса исторического факультета специальности политология.

Методическое пособие содержит тематический план и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, список литературы для конспектирования, перечень экзаменационных вопросов. Пособие включает 16 тем, рассчитанных на  48 часов.

 

 

Составитель – И.П. Максимов.

 

Печатается по решению кафедры Политологии и социологии Балтийского федерального университета им. И. Канта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.085 с.)