Учителю нужно хорошо знать особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учителю нужно хорошо знать особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей.



Тема лекции: «Виды наглядных пособий (графических, натуральных, технических) и методика их использования на уроках технологии в начальной школе».                                 4 чача

 

 

Цели: 1.Ознакомление с видами наглядных пособий и методикой их использования на уроках технологии при работе по разным образовательным программам.

2. Формирование у студентов профессиональных знаний по данной теме для последующего обучения младших школьников.

 

Литература:

Основная:

1. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999.

2. Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

3. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе. – Смоленск: Ассоциация  XXI век, 2007.

4. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальные классы. В 2 ч. Ч.1 – 3-е изд. – М.– Просвещение, 2010. –317с., (Стандарты второго поколения)

Дополнительная:

1. Конышева Н.М. Технология. Программы. 1-4 классы, 2011 г.

2. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., Просвещение, 1981.

3. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. Программа. 1-4 класс, 2010

4. Малыщева Н.А. Технология. Своими руками. 3-4 классы. Методическое пособие, 2011

5. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы, 2011

6. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.,      Просвещение, 1988.

7. Симоненко В.Д., Самородский П.С., Синица Н.В. Технология: программы начального и основного общего образования, 2010

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Художественно-графические умения очень значимы в системе подготовки учащихся. Все это требует от учителя технологии целенаправленных систематических действий по формированию фундамента художественной культуры и графической грамотности школьников.

 Большой объем художественно-графических умений у школьников должен быть заложен учителем в начальных классах. В начальной школе на уроках рисования, математики, технологии учитель формирует у учащихся базовые художественно-графические умения. В соответствии с программой начальных классов, к концу 4 класса школьники должны обладать следующими художественно-графическими умениями:

1) конструировать модели плоскостных геометрических фигур, зарисовывать их на бумаге;  

2) анализировать, расчленять на части простейшие объекты, называть составляющие их части;                                   

3) конструировать объект по схематичному рисунку, по техническому рисунку, видоизменить его и усовершенствовать по заданному условию в результате обнаружения дефекта или несовершенства;                   

4) контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции.   

Учащиеся должны усвоить в начальных классах: сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.), деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый). Учащиеся получают представления о таких геометрических понятиях как точка, прямая, отрезок, кривая, луч, замкнутая, незамкнутая линия, ломаная линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, параллелепипед, куб, цилиндр, шар, пирамида.

В начальных классах учитель обычно не ставит цели доводить овладение трудовыми операциями до уровня автоматизированных навыков, за исключением простейших действий по оперированию графической информацией и овладению простейшими приемами работы инструментам.

Художественные умения формируются у учащихся также и на уроках изобразительного искусства. На этих уроках учащиеся учатся чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении, выполнять изображения отдельных предметов с использованием перспективы, анализировать предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, использовать гармонию цветовых оттенков, цветовой контраст, передавать фигуру человека.

Все эти умения очень востребованы и на уроках технологии при изучении раздела «Художественное конструирование и моделирование».

При формировании художественно-графических умений на уроках технологии перед учащимися необходимо поставить четкую цель, которую они будут осознавать, понимать то, чему они должны научиться в процессе урока. Далее важным условием является заинтересовать учащихся. Необходимо сформировать мотив. Важно убедить их, что получаемые умения пригодятся им не только для конкретного урока, но и в повседневной жизни. Для этого рекомендуется использовать задачи, которые позволят связать художественно-графическую деятельность с разнопредметными знаниями и умениями. Далее следует организовать совместную с учителем деятельность по формированию конкретного художественно-графического умения. Учитель на этом этапе демонстрирует образец выполнения задания и обосновывает алгоритм решения. Ученики усваивают алгоритм, изучают частные случаи применения алгоритма. Затем следует процесс закрепления алгоритма, который включает различные случаи и ситуации по формируемому художественно-графическому умению, упражнения в использовании данного умения, проблемные и творческие задания.

Для успешного формирования и развития художественно-графических умений и навыков на уроках технологии учитель должен решить следующие задачи:                

1) познакомить учащихся с условными линиями чертежа, элементарными правилами построения и чтения графических наглядных пособий, формировать умения пользования чертежными инструментами, формировать навыки моделирования и конструирования,

2) развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, фантазию, пространственное мышление, эстетическое чувство и понимание прекрасного; развивать конструктивное мышление.    

Решить данные задачи учитель может через:

1) увлекательную манеру изложения материала с использованием дидактических пособий, инструкционных карт, наглядного материала;

2) дифференцированный подход к учащимся на уроке, который предполагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, карточек - заданий, различных по степени трудности;

3) самоконтроль учащихся;

4) использование на уроке проблемных и творческих заданий;  

5) использование на уроках графических упражнений.           

В процессе обучения большое значение имеет выра­ботка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.

На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения; б) письменные упражнения; в) выполнение практических заданий по предметам, связанных с проведением измерительных работ, с выработкой умений обращения с механизмами, инструментами и т.д.

Для организации тренировочных упражнений по примене­нию знаний на практике существенное значение имеют те при­емы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:

первый - учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоя­щей тренировочной деятельности;

второй - показ учителем как нужно выполнять то или иное упражнение;

третий - первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике;

четвертый - последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретае­мых практических умений и навыков.

Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной чет­костью, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.

При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе подражательную и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышле­ний, поиска собственных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятель­ность. Эта идея получила дальнейшее развитие в педагогике. Л.В. Занков указывал, что если в основе овладения знаниями и тренировочных упражнений учащихся лежит лишь воспроиз­водящая деятельность, то их мышление и деятельность идут как бы по накатанному пути. Это не только не способствует, но в иных случаях даже тормозит умственное развитие школьни­ков. Они не приучаются к глубокому анализу фактического материала, а стремятся лишь механически запомнить инфор­мацию и способы ее применения на практике.

С другой стороны, учителю необходимо знать о тех труднос­тях, с которыми сопряжена тренировочная деятельность. Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлени­ем, которое в психологии и педагогике принято называть пере­носом знании. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится как бы перено­сить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на другой материал, то есть применять их в других условиях. Ус­воив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это прави­ло нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуа­ции, или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравнительно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать необходимые теоретические выводы, сформулировать правила и гораздо труднее применять эти выводы к объясне­нию новых примеров и фактов. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.

Подобная методика организации упражнений по примене­нию знаний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тогда, когда они будут содержать творчес­кие задания, выполнение которых требует от учащихся нетри­виальных поворотов мысли, обдумывания, умственной само­стоятельности.

Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основы­вается на улучшении самостоятельной работы учащихся, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий, практических умений и навыков.

Формирование и отработка графических умений и навыков активно происходит на л абораторных занятиях. Организация лабораторных работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие приемы: а) по­становка цели лабораторных (практических) занятий, б) опре­деление порядка работы и руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. При проведении лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоваться учебни­ками и другими учебными пособиями, а также консультиро­ваться с учителем.

   Методическое обеспечение учебного процесса по технологии, как впрочем, и любого учебно-воспитательного процесса, состоит из неизменной (инвариантной) и вариативной частей. Инвариантная часть проектируется на основании той информации, которая известна до начала реализации учебного процесса по технологии, и остается неизменной до его окончания. Вариативная часть методического обеспечения проектируется на основании оперативной, текущей информации, которая меняется, варьирует в ходе реализации учебного процесса и поэтому не может быть учтена в детализированном виде. Инвариантная часть методическая обеспечения может быть разработана методистом или заинтересованным в совершенствовании учебного процесса учителем технологии. При этом оперативная информация должна быть стабилизирована и сведена к типичной, например, путем ее усреднения.

Вариативная часть методического обеспечения, как правило, разрабатывается учителем технологии, поскольку именно он и только он получает, обрабатывает и использует текущую информацию о ходе учебного процесса. Поэтому не случайно «Закон об образовании» (ст. 55, п.4) констатирует, что педагогические работники при исполнении своих профессиональных обязанностей имеют «право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся и воспитанников». Отметим, что наличие безусловных прав на выбор или разработку методики обучения автоматически накладывает на педагога, в том числе учителя технологии, ответственность за результативность использования им данной методики.

Благодаря подобной структуре методическое обеспечение приобретает необходимые уровни стабильности, с одной стороны, и гибкости - с другой. Стабильность и гибкость являются предпосылками не только системной, направленной на конечную цель организации учебного процесса, но и рационального использования всех привлеченных для этого видов ресурсов, в том числе интеллектуальных ресурсов учителя и учащихся.

 

Виды графических наглядных пособий, используемых на уроках технологии.

На уроках технологии могут быть широко использованы разные виды изобразительных (графических) наглядных пособий: художественный и технический рисунок, графическая инструкционная карта; пооперационный чертеж, комплексный чертеж (чертеж развертки изделия или его детали), проекционный чертеж, графические схемы расчета размеров деталей, экономной разметки и рационального раскроя материала. Каждое из этих графических изображений имеет свои особенности, в разной степени условно передает информацию о предмете или способах действия.

Для того чтобы использовать эти пособия на уроке технологии, дети должны знать «язык» чертежа.

____________   толстая сплошная, линия контура, края, разрез

__________  тонкая сплошная, разметочная, размерная, вспомогательная, выносная 

   _____. ______ штрих – пунктирная, осевая, центровая

__ __ ___ штриховая, линия невидимого контура

__..__.. __ штрих – две точки, линия сгиба

Штриховка линиями- клей наносится на изнаночную сторону материала

Штриховка прерывистыми линиями – клей на лицевой стороне материала

Все размеры проставляются в мм без указания наименования. Но, до тех пор, пока дети не узнают, что 1 см = 10 мм, все размеры проставляются в см. Размеры выносятся выносными линиями. Размер проставляется над линией со стрелками. Частные размеры ставятся ближе к деталям.

Построение окружности начинается с построения центра (+) (пересечение осевых линий). Требования к общеклассному наглядному пособию (чертежу)

· выполняется на листе формата А 1

· чертеж выполняется черной тушью

· чертеж выполняется в масштабе

· толстые линии – 5 мм, тонкие линии – 2 мм

Расстояние от размерной линии до чертежа – 50 мм

Стрелка имеет длину 20-25 мм, ширина стрелки 4 мм

 

На художественном рисунке предмет изображается с одной точки зрения, его форма и объем передаются светотенью. Все размеры и пропорции предмета воспроизводятся на глаз, изображение строится на основе линейной перспективы. Полного и точного представления о форме и конструкции предмета рисунок не дает.

Технический рисунок более точно, хотя и более условным языком, передает информацию о конструкции, форме и пропорциях предмета. Рисунок строится на глаз, при этом используются условные обозначения, принятые в чертежах, но предмет изображается более наглядно, в объеме. При построении используется параллельное проецирование, то есть все параллельные грани и ребра предмета, уходящие в глубину, изображаются на техническом рисунке параллельными друг другу. Размеры некоторых частей предмета могут быть проставлены.

В трудовом обучении младших школьников используется графическая  инструкционная карта (ГИК), передающая информацию с помощью графического изображения. Она представляет собой ряд технических рисунков, на которых показана последовательность технологического процесса изготовления изделия. В методике трудового обучения подобный вид наглядного пособия используется с включением письменной инструкции. Чаще всего такие карты встречаются в виде раздаточного материала. При фронтальной работе с целым классом инструкция дается устно.

Графическая инструкционная карта может быть изображена прямо на доске учителем в ходе инструктажа или подготовлена заранее на большом листе бумаги.

Более полную информацию об изготовлении изделия дает технологическая карта. На ней, кроме инструкции о ходе выполнения изделия, данной в виде технических рисунков, изображаются приемы исполнения нужных операций, а также необ­ходимые материалы и инструменты.

Но самое точное и полное представление о форме и конструкции предмета, а также о его внутреннем устройстве можно полу­чить из комплексного чертежа. Чертеж выполняется в определенном масштабе, с помощью чертежно-измерительных инструментов. Изображение делается условными линиями и обозначениями, соответствующими требованиям государственных стандартов, поэтому чертеж по­нятен всем и получил широкое распространение во всех отраслях промышленности. На чертеже проставляются габаритные размеры предмета и размеры его частей.

Но в младших классах чаще всего используется чертеж развертки (или выкройки) объемных предметов, изготавливаемых из бумаги, картона, ткани и других материалов. На таком чертеже условными линиями показываются все операции, необходимые для изготовления изделия, частные и габаритные размеры. Но на начальном этапе обуче­ния он бывает сложным для восприятия детей, и поэтому учитель может расчленить его на ряд простых чертежей, на каждом из которых показана одна-две операции по изготовлению изделия, последовательный ряд таких простых чертежей, передающих ход работы по выполнению изделия, составляет операционный чертеж.

На уроках технологии учащиеся учатся читать чертежи изготавливаемых изделий, работать по ним, то есть пользоваться ими как планом и инструкцией. В основе этих действий лежат процессы, которые требуют от ученика разной деятельности. Чтение чертежа, технического рисунка, любого другого графического изображения - это процесс образования пространственных представлений о форме и размерах предмета и определение всех данных, необходимых для его изготовления. Особую трудность для учащихся представляет необходимость словесной характеристики этого изображения, так как она требует использования определенного специфического словарного запаса, развитой речи и мышления (А. Д. Ботвинников).

Работа по чертежу осваивается учащимися легче, чем его чтение. При этом часть операций (разметка, раскрой) может быть выполнена без достаточного понимания. И лишь в ходе сборки ученики полностью начинают понимать устройство изделия, поэтому перед работой по чертежу следует провести с учениками рассмотрение образца или рисунка изделия. Построение чертежа требует тщательного анализа образца изделия или его рисунка, затем следует конструирование преобразованного пространственного образа, его развертывания, членения на промежуточные образы, получаемые в результате мысленного выполнения практических операций.

 Выполняются те же операции анализа и синтеза, что и при восприятии чертежа, но в других сочетаниях. Результаты психологических и педагогических исследований, практический опыт учителей начальных классов и методистов трудового обучения показывают, что для формирования у младших школьников умения работать с разными графическими изображе­ниями необходимо организовывать разнообразную деятельность: одновременно учить детей чтению чертежей и технических рисун­ков, изготовлению изделий с опорой на чертеж и построению простейших чертежей.

В связи с тем, что умение воспринимать графические изобра­жения у детей 6—9 лет еще развито слабо, к обучению необхо­димо приступать с использованием технического рисунка, где объемное изображение предмета дается условно, но более нагляд­но, чем на чертеже. Позднее можно переходить к работе с чер­тежом плоских деталей, затем к пооперационному и комплексно­му чертежу развертки изделия.

Начинать обучение учащихся работе с графическими изобра­жениями следует с предварительного рассмотрения и анализа предметного образца изделия или его рисунка, а иногда и пред­метно-технологической карты. Для того чтобы дети могли легче воспринимать и понимать чертеж и другие графические изобра­жения, полезно на каждом уроке труда предлагать им небольшие графические задания, например построение эскиза развертки изделия, зарисовку плана изготовления изделия или отдельных операций.

Ученики могут зарисовать в тетрадь по труду эскизы работ по собственному замыслу, эскизы оформления изделий.

       На уроках технологии могут быть использованы графические изо­бражения вспомогательного характера. Это  графическая схема экономной разметки материала, то есть зафиксированный вариант экономного расположения деталей на материале, схема рационального раскроя деталей и схема расчетов размеров деталей. Эти графические изображения используются для создания наглядной опоры при обдумывании и планировании детьми технологи­ческих операций.

Экономное использование материала — необходимое требова­ние. Поэтому всегда полезно уделить 2—3 мин для нахождения удачного экономного расположения деталей на материале. Дети измеряют имеющиеся у них на парте заготовки, а затем, прочи­тав на чертеже габаритные размеры деталей, продумывают и за­рисовывают схему их расположения на заготовках. Вызванные ученики рисуют на доске свои варианты расположения деталей, остальные дети — в тетрадях или на листах бумаги. Затем реше­ния обсуждаются и принимается наиболее выгодное. Изображение на доске позже может быть использовано для планирования раци­онального раскроя с учетом максимального использования отхо­дов материала.

Использование таких схем позволяет упражнять детей в мыс­ленном представлении и комбинировании деталей разной формы, в сравнении размеров деталей, в вычислении суммы размеров деталей, что способствует в то же время совершенствованию уме­ния работать обдуманно, организовывать не только данную работу, но и будущую.

Использование наглядных средств обучения, показ трудовых приемов и вся деятельность учащихся на уроке технологии всегда со­провождаются речью учителя. Используются слова, обозначаю­щие названия явлений, действий и операций, материалов, инстру­ментов и их частей, применяемых наглядных пособий, слова, обоз­начающие признаки предметов, в частности пространственные.

Иногда на уроке учитель дает устное описание внешнего вида предмета и его конструкции, способствующее образованию у де­тей представления о данном предмете. Проверить правильность складывающегося у детей представления можно с помощью ри­сунков или практических действий.

При выборе наглядных средств обучения для урока технологии учи­тель учитывает степень подготовленности учащихся к восприя­тию более конкретных (натуральных) или более условных (изобразительных) наглядных пособий, а также их практические тру­довые навыки и умения.

Виды технических наглядных пособий и методика их использования.

       На уроках технологии учитель использует большое количество технических наглядных пособий и специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология".

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

I - как "проникающая" технология - применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;

II - "основная" - определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;

III - "монотехнология" - когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

А) по решаемым педагогическим задачам:

1) средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

2) средства практической подготовки (практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

3)вспомогательные средства (энциклопедии, словари, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

4)комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

Б) По функциям в организации образовательного процесса:

1)информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

2)интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

3) поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).

В) По типу информации: электронные и информационные ресурсы

1) с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно-методические и учебно-методические материалы);

2)с визуальной информацией (коллекции, фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии, статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);

3)с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы);

4) с аудио- и видеоинформацией (аудиообъекты и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

5)с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, энциклопедии, словари, периодические издания).

 Существуют и другие классификации, которые выделяют следующие виды ИКТ:

 К наиболее эффективным формам представления материала, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию. В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал (варианты контрольных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов). В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании презентаций.

Итак, на уроках возможно использование следующих видов ИКТ:

•Презентации;

•Включение некоторых фрагментов из электронных учебников;

•Проведение практических работ;

•Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов;

•Выполнение наглядного материала при оформлении класса.

  Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:

•Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет;

•При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть персональный компьютер;

•И, конечно, самое главное - желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.

 

 

 

Виды натуральных (предметных) наглядных пособий и методика их использования.

К натуральным наглядным пособиям относятся: образец изделия, заготовка (выкройка), развертка, материалы и инструменты,  детали образца увеличенного размера, предметно-технологическая карта, предметы для иллюстрации бесед и опытов.

· Образец – это правильно-выполненое изделие, которое в ходе рассмотрения мысленно расчленяется на отдельные составляющие его части и детали, что позволяет определить необходимые операции для выполнения работы.

Требования к образцу:

1. Образец выполняется в натуральную величину

2. Выполняется самим учителем

3. Изготавливается из тех же материалов, с которыми будут работать дети

4. Образец должен быть эстетичным, так как это основное наглядное пособие на уроке.

· Деталь  – элемент изделия, который выполнен из однородного материала без сборочных операций.   Деталь увеличенного размера используется для показа сложных приемов работы.

· Заготовка – выкройка изделия.

· Развертка – это совмещение всех точек изделия с плоскостью (заготовка без припусков на швы).

· Предметно-технологическая карта – ряд заготовок в разной стадии их обработки, на которой представлена последовательность по изготовлению изделия.

· Предметы для иллюстрации бесед и опытов подготавливаются учителем заранее. Большое количество коллекций разных видов материалов учитель может не только использовать на уроке, но и изготовить коллекции вместе с детьми.

· Материалы и инструменты являются наглядными пособиями, когда дети знакомятся с видами, свойствами материалов и способами их ручной обработки; с правилами работы инструментами, их устройством, правилами техники безопасности.

 

Чаще всего на уроке технологии используется целый комплекс наглядных пособий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.073 с.)