Тема 2.5. Теория потребительского поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.5. Теория потребительского поведения



 

Концепция полезности. Общая и предельная полезность. Кардиналистская концепция полезности. Закон убывающей предельной полезности. Оптимум полезности. Предпосылки ординалистской концепции полезности. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия, их свойства. Предельная норма замещения одного блага другим. Закон ее убывания. Бюджетное ограничение, его свойства. Благосостояние по­требителя. Кривые «доход – потребление»; «цена – потребление» и линия опроса.

В теории поведения потребителя выделяют два направления: кардинализм и ординализм.

Кардинализм подразумевает возможность количественного измерения полезности блага в ютилях. Кардинализм оперирует такими понятиями, как общая и предельная полезность. Кардинализм использует также два закона Госсена. Согласно кардинализму, потребительское поведение методологически связано с теорией предельной полезности. 

Предельная полезность – это изменение общей полезности, вызванное увеличением потребления данного блага на одну единицу.

Предельная полезность уменьшается с возрастание общей полезности (первый закон Госсена).


Таблица 2.3.1

Важнейшие признаки основных рыночных структур[1]

Показатель рыночной структуры

Тип рыночной структуры

Совершенная конкуренция Монополия Монопсония Монополистическая конкуренция Олигополия
Количество продавцов Множество Один Много Много Мало
Рыночная доля продавца Незначительная Большая Небольшая Небольшая Значительная
Количество покупателей Много Много Один Много Много
Степень замещения продукта Совершенная (стандартизированный продукт) Отсутствие заменителей (уникальный продукт) Совершенная (стандартизированный продукт) Высокая, но не абсолютная (дифференцированный продукт) Стандартизированный продукт
Доступность рыночной информации Полная Полная Покупатель полностью информирован  Полная/ неполная Полная/ неполная
Условия входа в отрасль Свободный Вход заблокирован Возможны барьеры Нет барьеров входа Возможны барьеры
Цена равновесия P=MC=MR P>ATC>[MC=MR] Договорная P=LRATC Зависит от типа взаимодействия фирм

Ценность (цена) блага зависит от предельной полезности, значит, продавец, чтобы продать свой товар, должен снизить его цену.

Ординализм подразумевает возможность выбора потребителем из нескольких потребительских корзин одной, наиболее полезной для него. Ординализм использует такие инструменты, как кривые безразличия, бюджетная линия и равновесие потребителя.

Кривые безразличия названы так потому, что содержат наборы двух товаров, одинаковых с точки зрения удовлетворения каких-то потребностей человек. Множество кривых называется картой кривых безразличия, они никогда не пересекаются. Наборы товаров, лежащих на самой дальней от начала координат кривой, имеют большую ценность в глазах потребителей.

При анализе кривых безразличия выделяют зону замещения и предельную норму замещения. Зона замещения – отрезок кривой безразличия, на котором возможна замена одного блага другим.

Предельную норма замещения показывает, от какого количества товара Y (количество товара откладывается по одноименной оси) надо отказаться, чтобы получить дополнительную единицу товара Х. Для нормального товара она имеет вид линии с отрицательным наклоном.

Для того чтобы потребитель оказался в состоянии равновесия, надо чтобы его кривая безразличия коснулась его же бюджетной линии. Последняя характеризует доход потребителя.

В ординализме доход потребителя равен его расходу, то есть рациональный потребитель должен весь свой доход потратить одномоментно на два товара.

Бюджетная линия может вести себя по-разному в зависимости от изменения дохода потребителя и цены товара. Так, если меняется доход, то бюджетная линия сдвигается параллельно, если меняется цена товара Х, например, то произойдет веерообразный сдвиг бюджетной линии. Из-за этих метаморфоз будет меняться равновесное положение потребителя.

Соединяя точки равновесия потребителя, полученные в результате сдвига бюджетных линий, можно получить кривые «цена-потребление» или «доход-потребление». С их помощью можно построить кривые Энгеля или спроса.

Следует отметить что ординализм – это более современный и легкий в применении подход. Поэтому его используют чаще при анализе поведения потребителя.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Чем отличает ординализм от кардинализма?

2. Какие законы кардинализма вы знаете?

3. Что такое зона замещения?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.004 с.)