Мемориально-ордерная форма ведения учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мемориально-ордерная форма ведения учета



Одной из самых распространенных форм счетоводства является мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета. Это одна из старейших форм, которая не теряет своей актуальности и используется в зависимости от отраслевой специфики и организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов. При мемориально-ордерной форме учета бухгалтерские записи оформляются составлением мемориальных ордеров.

Мемориальный ордер – это бланк специального образца, который выписывается и прикладывается к группе первичных документов, подобранных с кредита одного счета одновременно в дебет нескольких счетов, или, наоборот, в дебет одного счета с кредита нескольких счетов. Главное содержание мемориального ордера – это бухгалтерская проводка (корреспонденция счетов), дата ее составления и сумма.

Форма мемориального ордера может быть представлена в виде обыкновенного счета (числовой таблицы по конкретному счету), в котором отражаются номера хозяйственных операций, а также начальное и конечное сальдо и операции по приходу и расходу.

Последовательность заполнения учетных регистров при мемо­риально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета можно представить в виде схемы.

 

 


1.На основании первичных документов все хозяйственные опе­рации записываются в накопительные ведомости, которые ведут­ся в форме журнала хозяйственных операций.

2. Однородные хозяйственные операции, т. е. операции по веде­нию учета на одном бухгалтерском счете или группе нескольких зависимых счетов, переносятся в мемориальные ордера, в которых записываются содержание операции, сумма и корреспонденция счетов.

Мемориальные ордера имеют определенные номера, напри­мер, мемориальный ордер № 1 ведется - по счету 50 «Касса» (табл.6), мемориальный ордер № 2 — по счету 51 «Расчетные счета» (табл.7), мемориальный ордер № 3 — по счетам 60 «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчет­ными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми», мемориальный ордер № 4 — по счету 70 «Расчеты с персона­лом по оплате труда», мемориальный ордер № 5 — по счету 20 «Основное производство» и т.д.

Таблица 6.

Мемориальный ордер №1 по счету 50 «Касса»

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, р.
1. Возвращены подотчетные деньги 50 71 280
2. Получены деньги из банка в кассу 50 51 15000
3. Выдана заработная плата 70 50 13500
4. Выдано подотчет 71 50 3000
Итого     31780

 

Таблица 7

Мемориальный ордер №2 по счету 51 «Расчетный счет»

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, р.
1. Получены деньги от покупателей на расчетный счет 51 62 25000
2. Оплачен счет поставщика 60 51 18000
3. Частично погашен кредит банка 66 51 30000
4. Деньги из кассы сданы в банк 51 50 7000
Итого     80000

 

3. Итоговые данные мемориальных ордеров в конце месяца за­писываются в хронологическом порядке в регистрационный жур­нал (табл. 8). Итоговая сумма по регистрационному журналу дол­жна быть равна сумме дебетовых и кредитовых оборотов по всем синтетическим счетам.

Таблица 8.

Регистрационный журнал

№ мемориального ордера Дата заполнения ордера Сумма, р.
1 2.02 31780
2 2.02 80000
3    
4    
     
     
     
Итого за январь    

4. Данные из мемориальных ордеров разносят по счетам Глав­ной книги, например по счету 50 «Касса» (табл. 9). Обороты по Главной книге сравнивают с итоговой суммой всех мемориальных ордеров в регистрационном журнале. Если обороты совпали, зна­чит проводки по синтетическим счетам разнесены правильно.

 

Таблица 9

Главная книга. Счет 50 «Касса».

 

Дата

 

 

№ № м/о

 

 

Кредит счета 50

 

Итого

 

 

Дата

 

 

№ № м/о

 

 

 

Дебет счета 50

 

Итого

 

 

70 71   51 71  
02.02 I 13500 3000   16500 02.02 1 15000 280   15 280
                       
                       

Итого

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 
 

5. На основании Главной книги составляются шахматная и обо­ротная ведомости.

 

В табл. 10 приведена шахматная ведомость, содержащая дан­ные мемориальных ордеров № 1 и 2.

 

Таблица 10

Шахматная ведомость.

Дебет   Кредит 01 10 20 50 51 60 66 70 71 Итого
01                    
10                    
20                    
50         7000     13500 3000 23500
51       15000   18000 30000     63000
60                    
62         25000         25000
71       280           280
Итого       15280 32000 18000 30000 13500 3000 111 780

6. По данным Главной книги и оборотной ведомости заполня­ют баланс предприятия за отчетный период.

К достоинствам мемориально-ордерной формы ведения учета относят:

· простоту заполнения учетных регистров;

·  легкость проверки правильности отражения операций;

·  возможность исправ­ления ошибок при сверке данных.

Недостатками считается:

· многократность записи одной и той же суммы в разных регист­рах, что приводит к усложнению работы и увеличению вероятно­сти ошибок;

· отставание аналитического учета от синте­тического;

· сложность составления отчетности.

 Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета

Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета применяется на небольших предприятиях с незначительным числом хозяйствен­ных операций.

При упрощенной форме ведения бухгалтерского учета на ос­нове первичных документов ведется Книга учета хозяйственных операций (табл.11), в которой отражаются остатки по счетам на начало года. В течение года в книге регистрируются все хозяй­ственные операции, которые одновременно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

В книге учета содержатся все используемые малым предприя­тием бухгалтерские счета, что позволяет вести учет хозяйствен­ных операций на каждом из них.

Таблица 11

Книга учета хозяйственных операций.

Содержание

операции

10

20

50

51

 

Д К Д К Д К Д К
Сальдо начальное 10000   3000   600        
1. Списаны материалы в производство   8000 8000            
2. Получены деньги в кассу         4000     4000  
                 
Итого                  

Книга учета является комбинированным регистром и совме­щает хронологическую и систематическую регистрацию операций. В конце отчетного периода подсчитывают дебетовые и кредито­вые остатки по всем счетам, на основании которых составляется баланс.

 Автоматизированные формы ведения учета.

В настоящее время разработаны десятки программ, позволяю­щих автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях с по­мощью персональных компьютеров.

Все программы предлагают стандартный набор инструментов, позволяющих облегчить и автоматизировать работу бухгалтера. Большинство программ универсальны и дают возможность авто­матизировать бухгалтерский учет любого вида сложности.

К наиболее популярным программам ведения автоматизиро­ванного бухгалтерского учета относятся: 1C: Бухгалтерия, Инфо-Бухгалтер, Турбо-Бухгалтер, Парус и т.д.

Основной источник информации в программах автоматизации бухгалтерского учета — журнал хозяйственных операций. Данные вводятся в журнал в виде первичных документов, проводок или типовых операций, перечень которых можно изменить и допол­нить. Обрабатывая этот журнал, программы делают разноску опе­раций по счетам, определяют обороты и сальдо, составляют обо­ротную ведомость, готовят итоговый баланс и другие отчеты. Про­граммы позволяют вести различные виды учета: синтетический и аналитический, суммовой и количественный, валютный учет, проводить расчет заработной платы и действующих налогов.

В комплект поставки программ входит стандартный набор блан­ков первичных документов и отчетности, а также других доку­ментов, соответствующих текущему законодательству. В програм­мах имеется возможность оперативно корректировать план сче­тов, ставки налогов, добавлять новые отчетные формы в соответ­ствии с любыми изменениями в законодательстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.016 с.)