Сравнения, гиперболы (преувеличения). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнения, гиперболы (преувеличения).



Стоит слон будто серая гора высится: ноги как бревна, уши как два паруса.

(А. Чарушин)

Изобразительные средства позволяют автору передать  свое отношение к тому, о чем он пишет. С той же целью в художественных текстах употребляются предложения не только с прямым, но и с обратным порядком слов, а также слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: кусочек, уголок, зайчик, синичка, воробушек, бельчонок.   

  Как связаны между собой предложения в тексте?

    Предложения в тексте соединяются с помощью союзов, текстовых синонимов.

Воробей на часах.

     В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева. Он зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

    Тихо летит по заводкам ястреб. Но старый воробей заметил злодея.

    Закричал громко и тревожно воробей. Все воробьи разом скрылись в кустах.

(По Л.Толстому.)

Первое предложение со вторым, четвертое предложение с пятым связаны при помощи союзов, а но. Второе и третье предложения связаны с помощью местоимения он.

    В тексте одна и та же птица (ястреб) названа хищной птицей, ястребом, злодеем. Это текстовые синонимы. Они позволяют избежать повторений, связывают предложения в тексте и делают его более выразительным. 

  

 

 

Памятки по выполнению заданий

Звуко-буквенный разбор слова.

Определите:

1. Сколько в слове слогов.

2. На какой слог падает ударение.

3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены.

4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены.

5. Количество звуков и букв в слове

 

Образцы разбора

Устный разбор

Голубь

1. В слове голубь 2 слога

2. Ударение падает на первый слог: голубь.

3. Гласные звуки: первый – ударный (о), обозначается буквой о; второй безударный (у), обозначается буквой у.

4. Согласные звуки:

(г)- звонкий, твердый, обозначен буквой г (ге);

(л) – звонкий твердый обозначен буквой л (эль);

(п) – глухой, мягкий, обозначен буквой б (бэ); мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак).

В слове голубь 5 звуков, 6 букв. Буква «мягкий знак» звука не обозначают.

Письменный разбор

Голубь – 2 слога;

Г -(г)- согл., зв.,тв.

О –(о) –гл., удар.

Л- (л) – согл.., зв., тв.

У – (у) – гл., безудар.

Б- (п) – согл., глух., мягк.

Ь – звук не обозн.

6 букв, 5 звуков

 

 

  Разбор слова по составу.

1. Найдите в слове окончание и основу. Для этого измените слово по числам, по падежам или по лицам.

Подготовка, подготовкой

Объясняет, объясняешь.

 

2. Выделите корень. Для этого подберите однокоренные слова с приставками и без приставок. Сравните их и найдите общую часть.

 

Подготовка, готов, приготовил.

 

Разъяснить, ясный.

 

3. Найдите приставку. Для этого сравните однокоренные слова с разными приставками и без приставок. Приставка стоит перед корнем.

 

Подготовка, заготовил, готовься

 

             Объяснить, пояснить, ясность.

4. Найти суффикс. Он стоит после корня и служит для образования слова.                                                                                                                                                                                                                                                                          

  Подготовка, объяснение, объяснила, ясно.

 Разбор словосочетаний.

1. Поставьте вопрос от одного слова к другому. Найдите главное и зависимое слова.

2. Определите, какой частью речи выражено главное слово.

3.  Определите, какой частью речи выражено зависимое слово.

4. Выясните, как связаны главное и зависимое слова (с помощью окончания, с помощью предлога и окончания)

 

Образцы разбора.

Письменный разбор

 

Самолет летит над родным городом.

 

1. летит над городом

 

2. над городом родным

 

Устный разбор

    В словосочетание летел над городом главное слово летел, зависимое слово городом. Главное слово выражено глаголом, зависимое слово именем существительным. Слова связанны с помощью предлога и окончания.

    В словосочетание над городом родным главное слово городом, зависимое - родным. Связь между главным и зависимым словом осуществляется с помощью окончания.

 

 Разбор предложения по членам предложения.

1. Определите, о ком или о чем говорится в предложении. Поставьте к этому слову вопрос. Если слово отвечает на вопрос кто? или что? – это подлежащее. Подчеркните подлежащие одной чертой.

2. Поставьте от подлежащего вопрос что делает? или что делал? (или другие вопросы) к слову, которое обозначает действие предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, - это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркните сказуемое двумя чертами.

3. Поставьте от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определите, что поясняет второстепенный член: подлежащее сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначьте связь слов стрелками.

 

 

Весной к нам возвратились веселые скворцы.            

 

 Разбор имени существительного.

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2.  Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3. Род. Склонение.

4. Падеж. Число.

5. Роль в предложении.

Образцы разбора

Упустишь минуту, потеряешь часы.

(Пословица)

Устный разбор

1. Минуту – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?

2. Начальная форма – минута

3. Женский род, 1- е склонение.

4. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.

5. В предложение является второстепенным членом (дополнением): потеряешь (что?) минуту.

Письменный разбор

1. Минуту – сущ. (что?)

2. Н.ф. – минута

3. Ж.р., 1-е скл.

4. В.п., ед.ч.

5. Вт. чл. (доп.).

  Разбор имени прилагательного.

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)

3. Род (в единственном числе), падеж, число

4. Роль в предложении

 

Образцы разбора

Цветет алая гвоздика.

 Устный разбор.

1. Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?

2. Начальная форма – алый

3. Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.

4. В предложении является второстепенным членом (определением), поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая.

Письменный разбор.

1. Алая – прилаг. (какая?)

2. Н.ф. – алый

3. Ж.р., и.п., ед. ч.

4. Вт. чл. (опр.).

Разбор глагола.

1. Части речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (неопределенная форма). Спряжение

3. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.

4. Роль в предложении.

 

Образец разбора

Летят перелетные птицы.

Устный разбор

1.Летят – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают?

2.Начальная форма – лететь, II спряжение.

3. Глагол употреблен в настоящем времени, в 3- м лице, во множественном числе.

4. В предложение является сказуемым: птицы (что делают?) летят.

 Письменный разбор

1.Летят - гл. (что делают?).

2. Н.ф. – лететь, II спр.

3. Наст. вр., 3-е л., мн.ч.

     4. Сказуемое.

Как подготовится к изложению.

1. Прочитать текст. Определить его тему и основную мысль.

2. Найдите в тексте опорные слова и словосочетания.

3. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.

4. Найди слова которые нужно проверять. Объясни их написание.

5. Еще раз внимательно прочитай текст. Обратите внимание на точное употребление слов и слово сочетаний.

После того как напишите изложение, не за будьте проверить свою работу.

 

Как составить текст- повествования.

       Определите:

1. О чем вы будете рассказывать (какова тема текста)?

2. Какая мысль в рассказе будет основной?

3. Как лучше озаглавить текст?

4. С чего можно начать рассказ (от чем будет говорится в водной части)?

5. О чем вы расскажите в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)?

6. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

Как составить текст- описание.  

1. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

2. Выделите признак предмета.

3. Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовались.

  Как составить текст – рассуждение.

1. Тезис, кратко сообщение о том, что вы будете доказывать.

2.  Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому что …», «Объясняется это тем, что …» и т.п.

3. Вывод.

Как работать с ошибками в написании их (с орфографическими ошибками).

Произнести слова и найти орфограмму.

Разберите слово по составу и узнайте в какой части речи слова допущена ошибка.

Если ошибка в приставке, вспомните как пишется приставка, или посмотрите в «Словаре», в учебнике «Русского языка».

Если ошибка в корне, узнайте на какое правило эта ошибка. Подберите проверочное слово

Если ошибка в суффиксе, посмотрите в «Словаре» или в учебнике, как он пишется

Если ошибка в окончании, определите, какой частью речи является слово, и вспомните, как проверяется безударное окончание имени существительного, прилагательного и глагола.

Подберите два – три слова на тоже правило и напишите.

Как работать над ошибками и исправлять текст сочинения.

Прочитайте сочинение и ознакомьтесь с замечаниями учителя.

выполните замечание по содержанию (С): найдите лишнее (на тему); дополните, если нужно, текст; замените неудачный заголовок; напишите новое начало или другую концовку.

Измените, если нужно, части текста: их порядок, количество предложений в каждой части (Z).

Подумайте, какие слова лучше употребить в тексте (), чтобы он был более точным.

Исправьте предложения, которые не верно построены (II).

Найдите слова, которые написаны с ошибкой (I). Исправьте.

Напишите после исправления второй вариант сочинения. Стремитесь к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты. Употребляйте слова точно. Используйте синонимы.             

 

Материалы к текущей аттестации

1. Воспитательные, развивающие и коррекционные возможности учебного предмета «Русский язык».

2. Методы изучения русского языка в начальной школе.

3. Сущность и методика формирования грамматических понятий.

4. Методика изучения основ фонетики и графики.

5. Система и методика изучения морфемного состава слова.

6. Содержание и методика работы над частями слова.

7. Система изучения имен существительных.

8. Система изучения имен прилагательных.

9. Система работы над глаголами.

10. Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями.

11. Словообразовательная работа и лексические упражнения. Методика работы над словарем.

12. Методика работы над словосочетанием и предложением.

13. Ознакомление с пунктуацией.

14. Подбор в учебниках русского языка для начальной школы упражнения:

а) используемые с целью подготовки к изучению одного из грамматических понятий;

б) обеспечивающие развитие фонематического слуха.

15. Выполнить анализ конспекта урока с точки зрения:

а) использования различных методов обучения;

б) использования специфических (коррекционных) приемов обучения;

в) организации повторения;

г) организации контроля;

д) последовательности этапов изучения грамматического понятия;

е) индивидуально-дифференцированного подхода к обучению младших школьников с нарушенным зрением.

16. Спланировать работу по изучению конкретного грамматического понятия на этапе:

-подготовки к изучению нового;

-ознакомление с новым;

-первичного закрепления;

формирование навыков.

17. Написать реферат на любую из названных тем используя журналы «Начальная школа» и «Дети с проблемами в развитии».

а) «Активизация познавательной деятельности младших школьников с нарушениями зрения на уроках русского языка»;

б) «Обучение работе со справочной литературой в начальной школе»;

в) «Развитие самостоятельности на уроках русского языка»;

г) «Игра как метод обучения грамматике и правописанию»;

д) «Объективные и субъективные трудности усвоения грамматических понятий младшими школьниками с нарушениями зрения»;

е) «Особенности развития словаря слепых детей младшего школьного возраста, связанного с конкретными представлениями».

 

                  

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.043 с.)