Физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,



Санкт-Петербург»

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

 

История

Основной образовательной программы

направления подготовки

Физическая культура для лиц с отклонениями

В состоянии здоровья»

 

Профили подготовки

Адаптивное физическое воспитание

Адаптивный спорт

Адаптивная двигательная рекреация

Физическая реабилитация

Адаптивная физическая культура для лиц с нарушением интеллекта

Адаптивная физическая культура для лиц с сенсорными нарушениями

Адаптивная физическая культура для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата

Физическая культура и спорт в профилактике негативных социальных явлений

Гидрореабилитция

Лечебная физическая культура

 

Квалификация (степень)

Бакалавр

 

Рассмотрен и утвержден

на заседании кафедры

Июля 2011 г., протокол № 14

 

Зав. кафедрой _______ Н. А. Кармаев

 

Рекомендован решением

Методического совета

Сентября 2011 г., протокол №

 

Председатель ________ Е.Ф.Орехов

 

Авторы-разработчики:

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, к.ист.н., доцент И. Л. Кислицына;

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, к.ист.н., доцент Л. Г. Рогушина

Санкт-Петербург, 2011


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный государственный Университет

Физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург»

 

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

История

Профили подготовки

Адаптивное физическое воспитание

Адаптивный спорт

Адаптивная двигательная рекреация

Физическая реабилитация

Адаптивная физическая культура для лиц с нарушением интеллекта

Адаптивная физическая культура для лиц с сенсорными нарушениями

Адаптивная физическая культура для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата

Физическая культура и спорт в профилактике негативных социальных явлений

Гидрореабилитция

Лечебная физическая культура

 

Форма обучения

Заочная

 

 

Санкт-Петербург, 2011

 


1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины – изучение методологических основ и основного содержания истории России с древнейших времен до наших дней на основе проблемно-хронологического принципа, в соответствии с современными научными концепциями, новейшими достижениями российской и зарубежной историографии.

Основные задачи курса:

§ Формирование научного представления о закономерностях исторического процесса, фактологии отечественной истории.

§ Формирование всесторонне развитой личности, обладающей самостоятельным творческим мышлением, системой основных культурных ценностей.

§ Формирование способности устанавливать причинно-следственные связи в области общественных явлений и процессов.

§ Воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны и других народов и государств, истории человечества.

§ Формирование гуманистического мировоззрения.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История» относится к гуманитарному и социально-экономическому циклу, базовой части. Последующими дисциплинами являются: философия, политология, культурология, социология, история физической культуры, конфликтология, право.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-13.

ОК-1. «Уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств».

В результате формирования компетенции студент должен:

Знать:

- основные законы и принципы цивилизационного и культурологического подходов;

- вариативность культурного и исторического развития, знаковые цивилизации прошлого и современности; реальности, потребности общества в сфере международной межкультурной коммуникации;

- принципы и возможности выстраивания конструктивного диалога, в том числе в профессиональной деятельности;

- геополитическое положение государства на мировой спортивной арене.

Уметь:

- ориентироваться в прошлых и современных теоретических наработках отечественной и зарубежной исследовательской литературы в области этногенеза и культурного наследия;

- использовать современные методы исторического исследования в создании целостных представлений о вариативности и уникальности культур прошлого и современности;

- провести социально-культурный анализ становления и типологии менталитета.

Владеть:

- основной культурологической и политической терминологией и опираться на ее знание в текущих и последующих курсах социогуманитарного цикла;

- методами прикладных исследований по проблемам ценностного аспекта в профессиональной деятельности;

- навыком самостоятельного изучения исследовательской исторической и культурологической литературы.

ОК-2. «Осознает движущие силы и закономерностей исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества».

В результате формирования компетенции студент должен:

Знать:

- основные движущие силы и закономерности исторического процесса;

- место и роль насилия и ненасилия в истории;

- место человека в историческом процессе;

- место человека в политической организации общества.

Уметь:

- критически осмысливать, анализировать и оценивать место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- выявлять движущие силы и закономерности исторического процесса;

- делать самостоятельные выводы, основанные на объективном анализе поступательного развития исторического процесса.

Владеть:

- необходимой терминологией и понятийным аппаратом;

- методами и алгоритмами анализа и оценки исторического процесса;

- приемами критического мышления.

ОК-4. «Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения».

В результате формирования компетенции студент должен:

Знать:

- термины, категории, методы и алгоритмы, относящиеся к восприятию, анализу, преобразованию, обобщению информации;

- цели, задачи и методы профессиональной деятельности;

- основы системного подхода к анализу объектов и процессов;

- способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

- логические законы, правила и алгоритмы при постановке цели и выборе путей ее достижения.

Уметь:

- анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, процессы;

- анализировать научную и научно-практическую литературу;

- выявлять актуальные вопросы в профессиональной сфере;

- обобщать практику в профессиональной сфере.

Владеть:

- методами, алгоритмами и приемами обобщения, анализа, восприятия информации;

- навыками получения и обработки информации, ее анализа, систематизации и обобщения;

- опытом построения информационных моделей объектов, процессов, ситуаций;

- методами прикладных научных исследований;

- методами и алгоритмами анализа и оценки процессов в профессиональной сфере.

ОК-13 «Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы»/

В результате формирования компетенции студент должен:

Знать:

- социальные процессы и проблемы современного российского общества;


- методы статистического анализа эффективности социальной политики с учетом особенностей организационно-правовой среды;

- методы анализа социальных проблем;

- современные тенденции социального развития России.

Уметь:

- выявлять существенные связи и отношения между различными элементами информации;

- обнаруживать логически связанные между собой факты;

- выделять, выбирать необходимые и значимые (для достижения конкретных целей) способы коммуникации;

- проанализировать конкретную ситуацию и построить ее целостный образ;

- брать на себя управление при решении социально-значимых проблем.

Владеть:

- методами социально-культурного анализа;

- методами прикладных исследований по проблемам ценностного аспекта в сфере физической культуры;

- научными концепциями и интерпретациями системы понятийных категорий мировоззренческого характера;

- методами прогнозирования социально-культурных взаимодействий и их эффективности в определенных условиях в сфере физической культуры.

Преподавание данной дисциплины основывается на полном среднем образовании базового и профильного уровня по предметам «История России», «Всемирная история», история города (региональная история).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента: студент, приступающий к изучению дисциплины «История», должен:

Знать:

- основные закономерности исторического процесса;

- важнейшие вехи отечественной истории.

Уметь:

- работать с учебной литературой и Интернет-ресурсами;

- давать ответы на вопросы и выступать с сообщениями по теме занятия.

Владеть:

- навыками свободного изложения информации и доказательств;

- навыками работы с учебными текстами.

 

 

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

I II III IV V VI VII VIII
Аудиторные занятия (всего) 12 12 - - - - - - -
В том числе:     - - - - - - -
Лекции 4 4 - - - - - - -
Практические занятия (ПЗ)     - - - - - - -
Семинары (С) 8 8 - - - - - - -
Самостоятельная работа (всего) 96 96 - - - - - - -
В том числе: - - - - - - - - -
Подготовка к контрольной работе 4 4 - - - - - - -
Написание реферата 5 5 - - - - - - -
Изучение и анализ специальной литературы 40 40 - - - - - - -
Работа с научными сайтами 12 12 - - - - - - -
Подготовка докладов, сообщений, в том числе, сообщений с последующиммоделированием дискуссии 5 5 - - - - - - -
Подготовка к экзамену 30 30 - - - - - - -
Контрольная работа   +              
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Экзамен + - - - - - - -
Общая трудоемкость: - - - - - - - - -
Часы 108 108 - - - - - - -
зачетные единицы 3 3 - - - - - - -

 

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Перечень разделов и их краткое содержание

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1 2 3
1. Древняя Русь Хозяйство, общественное устройство и культура восточных славян в древности, закономерности и особенности процесса образования государственности у восточных славян. Киевская Русь. Распад Древнерусского государства на отдельные самостоятельные княжества, развитие русских земель в период раздробленности, монголо-татарское нашествие и иго на Руси, борьба русского народа против западноевропейских феодалов в XIII в.
2. Образование и развитие единого Русского государства (XIV – XVII вв.): Московская Русь Закономерности и особенности процесса формирования единого Русского государства, борьба за освобождение русских земель от ордынского ига, этапы объединения русских земель вокруг Москвы; эволюция феодальной собственности на землю, общественного устройства, институтов сословно-представительной монархии, положения церкви в государстве, формирование государственной системы крепостного права и борьба народа против феодальной эксплуатации и закрепощения, развитие культуры, внешняя политика Московского государства.
3. Российская империя в XVIII – XIX вв. Особенности российского абсолютизма и этапы его формирования. Сущность, содержание и историческое значение петровских реформ, утверждение абсолютизма  завершение формирования сословной структуры общества, культурные преобразования; эволюция сословного строя и государственной власти в период дворцовых переворотов; политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II и ее значение; борьба народа против феодально-крепостнической системы; формирование капиталистического уклада в экономике; развитие культуры, общественной мысли, идеология Просвещения и ее особенности в России. Основные тенденции развития российского абсолютизма в XVIII в.: укрепление политической системы абсолютизма и его социальной опоры, ужесточение крепостничества, выдвижение в конце XVIII в. крестьянского вопроса как главного в общественном развитии страны, решение основных задач внешней политики России – завоевание выхода к Балтийскому и Черному морям. Кризис самодержавно-крепостнической системы в первой половине – середине XIX в., зарождение и развитие освободительного движения в России, представленного революционным направлением – движением декабристов и революционно-демократическим движением русской разночинной интеллигенции, и либерально-буржуазным направлением, объединяющим западников и славянофилов; основные направления внешней политики России в первой половине – середине XIX в.
1 2 3
    Отмена крепостного права, положившая начало «великим реформам 1860-1870-х гг.» – главное событие русской истории XIX в., результатом которого было утверждение капитализма в России, начало модернизации социально-экономической и общественно-политической системы; следствие незавершенности и непоследовательности реформ – подъем революционного движения интеллигенции, аграрный вопрос стал главным вопросом развития страны; особенности либерального движения в пореформенной России; развитие системы образования, науки, художественной культуры; основные направления внешней политики России во второй половине XIX в.
4. Развитие России в XX – начале XXI в. Закономерности, особенности и основные противоречия социально-экономического, общественно-политического и культурного развития России, место России в системе международных отношений начала XX в. Проблема роли насилия и ненасилия в истории: революционный процесс и его реформаторская альтернатива. Первая русская революция и ее историческое значение, реформы 1906 – 1913 гг. Первая мировая война и участие в ней России. Причины, задачи и движущие силы революции 1917 г., Гражданская война в России: ее причины, движущие силы, этапы и последствия, формирование советской партийно-государственной системы, модернизация экономики, особенности развития культуры, задачи внешней политики советского государства в 1920-1930-е гг.; Великая Отечественная война как важнейшая часть Второй мировой войны, историческое значение Победы советского народа над фашизмом; восстановление экономики, эволюция советского тоталитарного государства, возникновение мировой системы социализма, начало «холодной войны»; попытки реформирования тоталитарной системы в СССР в 1953-1985 гг., особенности развития духовной культуры, диссидентское движение в СССР и его историческое значение; основные направления эволюции и противоречия системы международных отношений в условиях «холодной войны», формирование системы коллективной безопасности после Карибского кризиса, смена периодов разрядки и усиления напряженности в международных отношениях, Афганская война – следствие противоборства двух мировых систем; «перестройка» и «новое политическое мышление» М. С. Горбачева, распад СССР; образование новой Российской Федерации – «курс реформ» Б. Н. Ельцина, формирование новой общественно-политической и социально-экономической системы; изменение в постиндустриальную эпоху роли личности в эволюции общества, основные противоречия и задачи современного развития нашей страны и мира в целом.

 


5.2.   Распределение изучаемых тем и содержания по видам занятий

Тема Лекции Семинары Самостоятельная                               работа Всего часов
1 2 3 4 5
         
1. Образование древнерусской государственности. Киевская Русь (конец IX – первая треть XII в.). 2 0 3 5
2. Русские земли в период раздробленности. 0 0 3 3
3. Образование единого Русского государства (XIV – начало XVI в.). 1 0 3 4
4. Общественно-политическое устройство и внешняя политика Русского государства во второй половине XV – начале XVI вв. 1 0 3 4
5. Развитие России в XVI в. 0 0 3 3
6. Смутное время. 0 0 3 3
7. Развитие России в XVII в. (после Смутного времени). 0 2 3 5
8. Утверждение абсолютизма в России, реформы и внешняя политика Петра I. 0 0 4 4
9. Дворянская империя: период дворцовых переворотов (1725-1762). 0 0 3 3
10. Развитие России во второй половине XVIII в., «просвещенный абсолютизм» Екатерины II. 0 2 3 5
11. Россия на рубеже XVIII – XIX вв. Внутренняя и внешняя политика Павла I. 0 0 3 3
         
12. Кризис самодержавно-крепостнической системы в первой половине – середине XIX в. 0 0 4 4
13. «Великие реформы» 1860 – 1870-х годов: отмена крепостного права и другие преобразования общественной системы в России. 0 2 4 6
14. Развитие России в пореформенный период, русское народничество 1870-1880-х годов, самодержавие Александра III. 0 0 4 4
15.Социально-экономическое, общественно-политическое и культурное развитие России в начале XX в., внутренняя и внешняя политика самодержавия. 0 0 3 3
16. Революция 1905 -1907 гг. в России. 0 0 4 4
17. Третьиюньская система, реформы П. А.Столыпина. 0 0 4 4
18. Россия в первой мировой войне (1914–1918). 0 0 3 3

 

1 2 3 4 5
19. Революция и Гражданская война в России (1917–1922). 0 0 4 4
20. Образование СССР и развитие страны в условиях новой экономической политики (1921–1928). 0 0 4 4
21. СССР в период форсированной модернизации страны (1928–1930-е гг.). 0 0 4 4
22. СССР в годы второй мировой войны (1939–1945). Великая Отечественная война (1941–1945). 0 2 5 7
23. Советское общество в послевоенный период (1945–1953), начало «холодной войны». 0 0 4 4
24. СССР в 1953 – 1985 гг.: попытки реформирования советского общества, нарастание кризисных явлений. 0 0 4 4
25. «Перестройка» в СССР (1985– 1991). 0 0 3 3
26. Образование и развитие новой Российской Федерации: реформы 1990-х годов и новые задачи внешней политики России. 0 0 4 4
27. Современное развитие России. 0 0 4 4
Всего часов 4 8 96 108

5.3. Название разделов, их содержание и трудоемкость

         

Раздел 1. Древняя Русь (темы 1 – 2) – 8 часов.

Раздел 2. Образование и развитие единого Русского государства (XVI – XVII вв.): Московская Русь (темы 3 – 7) – 19 час.

Раздел 3. Российская империя в XVIII – XIX вв. (темы 8 – 14) – 29 часов.

Раздел 4. Развитие России в XX – начале XXI в. (темы 15 – 27) – 52 часа.

 

Раздел 1. Древняя Русь.

Лекции – 2 часа, семинары – 0 часов, самостоятельная работа – 6 часов.

Лекция № 1.  Образование древнерусской государственности. Киевская Русь (конец IX – первая треть XII в.).

План лекции.

1. Причины и предпосылки образования государства у восточных славян: закономерности и особенности.

       2. Формирование двух центров государственности восточных славян и их объединение.

       3. Этапы развития Древнерусского государства.

       4. Борьба Руси с кочевыми народами и русско-византийские связи.

       5. Эволюция социальных отношений в Киевской Руси.

       6. Выводы.

       Возникновение государственности у восточных славян – закономерный, многовековой процесс, в основе него – внутреннее развитие славянского общества. Проблема этногенеза восточных славян: различие точек зрения в современной науке. Хозяйственное развитие, общественное устройство, культура восточных славян в VI – IX вв., образование племенных союзов восточных славян, их расселение, соседская община – основа общественной организации восточных славян, военная демократия у восточных славян (последняя ступень развития родоплеменного строя). Роль военного фактора – борьба Руси с кочевыми народами и Византией привела к ускорению формирования предпосылок образования государственности у восточных славян.

Возникновение двух центров древнерусской государственности во второй половине IX в.: на севере – Новгород и на юге – Киев, и их объединение в результате захвата Олегом Киева. Научная критика норманнской теории возникновения Древнерусского государства.

Этапы развития Киевской Руси: начальный (конец IX – конец X в.), расцвет могущества Древнерусского государства (конец X – середина XI в.), завершающий, нарастание центробежных тенденций (вторая половина XI в., после смерти Ярослава Мудрого, – первая треть XII в.). Единство процессов формирования древнерусской народности, территории и органов управления Древнерусского государства. Процесс «окняжения» русских земель. Полюдье - начальный способ управления великим князем подвластными ему землями и первая форма феодальной ренты, феодальной эксплуатации и феодальной зависимости в Древней Руси. Установление фиксированной дани-оброка в середине X в. Завершение формирования территориального ядра и возникновения первоначального аппарата управления Древнерусского государства в конце X в. Принятие Русью христианства и его историческое значение.

Борьба Руси с кочевыми народами: Хазарским каганатом и его союзниками (IX – вторая половина X в.), печенегами (середина X в. – 30-е гг. XI в., создание в конце X в. системы оборонительных линий, «застав богатырских» против кочевников, превращение борьбы с кочевниками в общенародное дело), с половцами-кипчаками (вторая половина XI – XII вв.). Отношения Руси с Византией: чередование мира, культурных и торговых связей с войнами. 

Зарождение феодальной собственности на землю в Древней Руси (в конце X в. – образование великокняжеского домена; во второй половине XI в. – возникновение боярского вотчинного землевладения, начало процесса «обояривания» русских земель; в XII в. – зарождение церковного землевладения). «Русская Правда» и отражение в ней эволюции общественных отношений в Древней Руси. Организация феодальной вотчины и зависимое население Древней Руси: смерды, закупы, рядовичи, челядины (холопы). Народные восстания в Древней Руси. Нарастание центробежных тенденций во второй половине XI – первой трети XII вв. и распад единого Древнерусского государства на отдельные самостоятельные княжества в 30-е гг. XII в.

Выводы: Киевская Русь представляло собой крупнейшее раннефеодальное государство Европы того времени, оно возникло как полиэтническое государство, в его рамках сложилась древнерусская народность, на основе которой произошло формирование русского, украинского и белорусского народов в XIV – XVI вв.; по уровню своего развития Киевская Русь не уступала самым передовым европейским государствам раннего средневековья, а в некоторых областях опережала их.

 

         Самостоятельная работа.

Вопросы для самостоятельной работы.

1. Восточные славяне в древности (VI – IX вв.).

2. Норманнской теория происхождения Древнерусского государства и ее научная критика.

3. Деятельность первых русских князей.

4.    Правление великого князя Владимира I, принятие христианства на Руси и его значение.

5.    Киевская Русь в правление Ярослава Мудрого.

6. Этапы формирования феодальной собственности на землю в Древней Руси

7. Организация обороны Руси против кочевников.

8.    Взаимоотношения Руси с Византией.

9.    Причины распада Руси на отдельные самостоятельные княжества.

10.  Северо-Восточная Русь в период раздробленности.

11.  Галицко-Волынская Русь.

12.  Новгородская республика.

13.  Культура русских земель в период раздробленности.

 

Раздел 2. Образование и развитие единого Русского государства (XIV-XVII): Московская Русь.

Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, самостоятельная работа – 15 часов.

Лекция № 2. Образование единого Русского государства (XIV – начало XVI в.), его общественно-политическое устройство и внешняя политика на рубеже XV – XVI вв.

                                                   План лекции

       1. Причины и предпосылки объединения русских земель в единое государство: закономерность перехода феодального общества от политической раздробленности к единству и особенности этого процесса в России.

2. Этапы объединения русских земель вокруг Москвы.

3. Эволюция феодальной собственности на землю и феодальных отношений.

4. Формирование сословно-представительной монархии, органов управления единого Русского государства. Судебник 1497 г. и его значение.  

5. Основные направления внешней политики Русского государства на рубеже XV – XVI вв.

6. Основные итоги развития Русского государства на рубеже XV – XVI вв.

Образование единого централизованного государства – закономерный этап в развитии всех государств, имеющий свои особенности у разных народов. В западноевропейских государствах объединительный процесс происходил в условиях зарождения предпосылок формирования буржуазного общества. Особенности процесса образования единого Русского государства состояли в главенстве политических причин объединения русских земель, создания централизации – необходимость борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, защиты, сохранения и расширения территории, по сравнению с социально-экономическими причинами и предпосылками. Другая особенность объединения русских земель заключалась в том, что формирование единого государства происходила на феодальной основе. Развитие феодальной собственности на землю и феодальных отношений: рост вотчинного землевладения, вышедшего за рамки отдельных княжеств, необходимость подчинения ранее свободного населения феодалам, извлечение феодальной ренты в сложных природно-географических условиях, подавление сопротивления народа растущей феодальной эксплуатации и процессу закрепощения, содержание растущего войска за счет земельных владений феодалов, – явилось главной социально-экономической основой объединения русских земель, образования единого Российского государства. 

Экономический и культурный подъем Северо-Восточной Руси с начала XIV в. Возвышение Москвы – следствие благоприятного географического, стратегического положения Московского княжества и политики московских князей, подчинивших все средства этой цели.

Единство процесса формирования территории единого Русского государства и освобождения Руси от монголо-татарского ига. Этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Первый этап: начало XIV – 70 – е годы XIV в. – борьба между русскими княжествами за главенство, за первенство, за то, чтобы стать центром собирания русских земель. Наиболее сильные княжества Северо-Восточной Руси, которые участвовали в этой борьбе – Тверское, Московское, Суздальско-Нижегородское, Рязанское. Во второй половине XIV в. к борьбе присоединилось Великое княжество Литовское. Главным соперником Москвы на этом этапе была Тверь. К концу первого этапа Москва становится центром борьбы русских земель против ордынского ига. Строительство белокаменного московского Кремля отражает возвышение Москвы. Второй этап: 1380 г. – середина XV в. После победы на Куликовом поле Москва стала общепризнанным (признанным другими русскими княжествами) центром борьбы против монголо-татарского ига, и этим обусловливается главенствующая роль, которую с этого времени играет Московское княжество в процессе объединения русских земель. Изменение положения московского князя среди русских князей и в его отношениях с Ордой – получение московскими князьями права передачи великого княжения московского по наследству, без разрешения ордынского хана, снизился размер дани, которую русские земли платили Орде. На втором этапе велась борьба внутри московского великокняжеского дома – «феодальная война» между защитниками «удельной старины» (сохранения политической самостоятельности, обособленности русских княжеств) и сторонниками объединения, централизации. Закономерность победы в этой борьбе сил, боровшихся за объединение. Завершающий этап объединения: 60-е гг. XV в. – начало XVI в. Завершается процесс присоединения русских княжеств, формирования территориального ядра Русского государства, освобождения от ордынского ига и возникают органы управления централизованного государства, единая административно-судебная система.

Таким образом, на рубеже XV – XVI вв. на востоке Европы возникло крупнейшее государство, образовавшееся сразу как многонациональное, объединившее раздробленные ранее русские земли и создавшее условия для прогрессивного развития вошедших в него народов.

       Эволюция феодальной собственности на землю: развитие вотчинного землевладения, зарождение и развитие поместной системы (условного феодального землевладения) во второй половине XV в., усиление отношений феодальной зависимости.  

Формирование институтов сословно-представительной монархии, органов общегосударственного управления. Положение и роль великого князя, государя всея Руси (титул был принят Иваном III), Боярской думы. Казна, дворцы, приказы – органы управления единого Русского государства. Местничество – порядок назначения на должности в соответствии со знатностью рода, близостью рода к великому князю, государю, царю – основа феодальной службы в Русском государстве. Административное деление Российского государства в конце 15 – начале 16 вв.: уезды, границы которых определялись границами бывших самостоятельных княжеств; уезды делились на станы, станы – на волости. Уездами управляли великокняжеские наместники, назначавшиеся из бояр, а станами и волостями – волостели. Наместники жили за счет «присуд» (судебных пошлин) и «кормленческого» дохода – налогов, которые они собирали с населения уезда в свою пользу.

В правление Иваном III в 1497 г. был принят Судебник («великокняжеский», в отличие от «царского», принятого Иваном IV), который установил единый порядок управления и судопроизводства, унифицировал судебно-административную деятельность на территории всего государства. Судебник отразил процесс закрепощения крестьян, в нем была узаконена существовавшая практика, разрешавшая крестьянам переход от одного феодала к другому в «Юрьев день осенний» (в конце ноября – неделю до и неделю после Юрьева дня) после завершения сбора урожая, при условии уплаты «пожилого» – платы за проживание на земле феодала.

Внешняя политика Российского государства в конце XV – начале XVI вв.: борьба с остатками Золотой Орды – государственными образованиями, возникшими после ее распада, начало присоединения Сибири – на востоке, войны с Литвой за сохранение и расширение территорий, начало борьбы за выход в Балтийское море – на западе, борьба с Крымским ханством – на юге. Эти направления внешней политики, определившиеся в правление Ивана III, сохранялись в последующие века русской истории.

Основные итоги исторического развития русских земель на рубеже XV – XVI вв.: завершение объединения русских земель и свержение монголо-татарского ига, создание единого Российского государства и его системы управления, формирование сословно-представительной монархии, укрепление центральной власти.

Семинар № 1.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.105 с.)