IX. Организация учета музейных предметов в филиалах музеев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX. Организация учета музейных предметов в филиалах музеев



9.1. Организация учета музейных предметов в филиалах музеев осуществляется в соответствии с Едиными правилами и в порядке, установленном Внутримузейными правилами.

9.2. В зависимости от принципов организации хранения, объема и состава фондов филиала, его географической удаленности от музея система учета в филиалах может быть децентрализованной, централизованной или смешанной.

9.3. При децентрализованной системе учета филиал самостоятельно осуществляет регистрацию музейных предметов в своих книгах учета и ежеквартально представляет в музей дубликат паспортов музейных предметов, поступивших за указанный период.

При централизованной системе учета музейные предметы передаются в филиал на ответственное хранение в порядке, предусмотренном Едиными правилами, и учитываются в книге регистрации музейных предметов, переданных из музея в филиал (книга поступлений филиала). Книга регистрации музейных предметов, переданных из музея в филиал, содержит следующую информацию: порядковый номер записи; дата записи, фамилия, имя, отечество (при наличии) лица, производившего регистрацию; наименование и краткое описание предметов, даты, материал, техника, размеры, содержание драгоценных металлов и драгоценных камней; сохранность; источник поступления: (№ акта ВХ) головного музея; учетные обозначения (по основной учетной документации головного музея).

9.4. При смешанной системе учета музейные предметы филиала регистрируются в ГИК и книгах поступлений научно-вспомогательного и иных фондов музея. Их регистрация в инвентарных книгах осуществляется в филиале в соответствии со структурой фондов, утвержденной ЭФЗК музея.

X. Общие положения по хранению музейных предметов

10.1. Хранение музейных предметов осуществляется путем проведения мероприятий, направленных на их долговременную сохранность (как в хранилище, так и в экспозициях), исключающих хищение, разрушение и повреждения, обеспечивающих поддержание в оптимальном физическом состоянии, а также создание благоприятных условий для их изучения и представления.

10.2. Надлежащие условия хранения музейных предметов обеспечиваются путем:

размещения музейных предметов в специально приспособленных помещениях;

оснащения специальными средствами хранения и перемещения различных групп музейных предметов (стеллажи, шкафы, сейфы, коробки, папки, тележки, переносные лестницы, транспорт для перевозки);

создания и поддержания определенного уровня температурно влажностного (влажность в диапазоне 40-60%, и стабильная температура в диапазоне 16 - 25 С для большинства материалов), светового и санитарно-гигиенического режимов в зданиях и помещениях музея с учетом рекомендуемой классификацией предметов искусства в зависимости от их чувствительности к относительной влажности воздуха (RH), приведенной в Приложении № 4 к Единым правилам;

выполнения мероприятий по защите предметов от биоповреждений;

обеспечения охранного и противопожарного режимов;

обеспечения безопасности при воздействии шума на музейные предметы;

регламентации доступа к музейным предметам;

организации и поддержании в музее надлежащего охранного режима, включающего в себя организацию эффективной контрольной-пропускной системы в целях санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств в музей, регламентированного доступа лиц в хранения, оснащение помещений музея, экспозиционных залов и хранений экспонатов современными инженерно-техническими средствами и системами.

10.3. Положения Единых правил, установленные для хранения музейных предметов, применяются организациями и физическими лицами, которые владеют музейными предметами, с учетом имеющейся у них материально-технической базы для хранения музейных предметов и организационных ресурсов.

10.4. Здания и помещения для хранения музейных предметов должны отвечать требованиям нормативных правовых актов, содержащих обязательные для исполнения требования (технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»11, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности).

10.5. В соответствии с частью 2 статьи 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»12 (далее - Технический регламент) для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

10.6. При наличии в здании музея печного отопления его эксплуатацию необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федераций от 16.09.2020 № 147913 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации).

10.7. Хранение в экспозиционных залах и хранилищах упаковочных материалов недопустимо.

10.8. В хранилищах и экспозиционных залах устанавливаются огнетушители, тип и количество которых определяются требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

10.9. Руководитель музея или организации назначает лицо, ответственное за исправное состояние противопожарного оборудования.

10.10. О возникновении пожара в музейных зданиях немедленно сообщают в пожарную охрану, руководству и охране музея. Одновременно принимают меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения и действуют в соответствии с разработанной для музея инструкцией о мерах пожарной безопасности.

10.11. Крыши и водостоки музейного здания должны быть в полной исправности, чтобы предохранять внутренние помещения от проникновения в них влаги и осадков.

Для предупреждения отсыревания наружных стен здания вокруг него устраивают мощеные кирпичом или залитые асфальтом дорожки-тротуары с уклоном от здания, а также водостоки от труб на землю.

Повышенная влажность в подвальных помещениях музея недопустима даже в случаях, когда эти помещения не используются для хранения музейных предметов.

XI. Требования к условиям микроклимата, обеспечивающим сохранность музейных предметов

11.1. Требования к условиям микроклимата включают в себя требования к следующим параметрам:

- температуре воздуха (Т)

- относительной влажности воздуха (RH);

- загрязнениям воздуха;

- уровням освещения.

11.2. При принятии хранителем решения о требованиях к условиям окружающей среды для долгосрочного сохранения коллекций, необходимо принимать во внимание:

тип, значение, использование и состояние коллекции;

тип здания, в котором находится коллекция, и роль здания в обеспечении стабильной окружающей среды и защите от вредителей и загрязняющих веществ;

региональные и местные климатические условия;

техническую возможность внедрения необходимого оборудования поддержания конкретной среды с учётом местного климата;

наличие у музея и организации финансовых ресурсов, достаточных для покрытия эксплуатационных расходов;

рациональность использования энергии.

11.3. В замкнутых пространствах, таких как экспозиционный зал, хранение, или витрина, изменения температуры (Т) и относительной влажности воздухам (RH) взаимозависимы. Увеличение температуры приведет к снижению относительной влажности, и наоборот. Колебания температуры и влажности наносят большой ущерб коллекциям. Температура и относительная влажность не должны выходить за диапазон значений, при которых могут произойти физические или химические повреждения предметов коллекции. Температура и относительная влажность не должны изменяться со скоростью, которая может привести к недопустимому физическому повреждению музейных предметов.

11.4. Учитывая, что температура (Т), относительная влажность (RH) и их изменения влияют на все типы старения и разрушения музейных материалов: физический, химический и биологический, а степень и механизмы этой зависимости отличаются для различных материалов в коллекциях, не допускается установление единого универсального диапазона температуры и относительной влажности для всех типов коллекций.

Учитывая взаимосвязанное влияние Т и RH на продолжительность жизни музейных предметов, диапазон Т должен определяться вместе с диапазоном RH. Как правило, при проектировании систем кондиционирования воздуха регулирование климата осуществляется по температуре как к главному параметру и RH как к дополнительному.

При выборе уровней относительной влажности и температуры необходимо учитывать историю условий хранения предметов искусства.

Рекомендуемая классификация предметов искусства в зависимости от их чувствительности к относительной влажности воздуха (RH), а также рекомендуемые и допустимые параметры микроклимата в музейных комплексах для смешанных коллекций с преобладаний органических материалов приведены в Приложениях № 4 - 5 к Единым правилам соответственно.

11.5. Для органических материалов, которые естественным образом акклиматизировались к средней RH, близкой к 50%, допускается изменение относительной влажности в течение суток на 5%.

Для объектов, содержащих гигроскопические материалы (картины на холстах, ткани, этнографические объекты) необходимо обеспечивать устойчивую RH в диапазоне 40 - 60%, и стабильную Т в диапазоне +16°С - +25°С.

Не допускаются суточные колебания влажности 20% для предметов, состоящих из различных материалов, и суточные колебания влажности 40% - для органических предметов.

Музейные предметы из более чувствительных материалов (свитки, живопись на тканях и деревянных основах; папирус и пергамент, фотографические материалы) требуют устойчивых показателей микроклимата.

11.6. Мониторинг температуры и влажности следует проводить регулярно. При отсутствии автоматической системы мониторинга и регистрации данных на электронных носителях, дата, время и место проведения измерений должны быть задокументированы в журнале. В журнале необходимо фиксировать показатели температуры внутри помещения, показатели относительной влажности внутри помещения, показатели температуры наружной, показатели относительной влажности наружной, примечания (при наличии), подпись и фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, производившего измерения. Количество и распределение точек мониторинга зависит от здания и системы регулирования микроклимата. Оборудование должно позволять достоверно измерять и накапливать информацию об этих параметрах.

11.7. В музейных помещениях необходимо контролировать состав и концентрацию атмосферных загрязнений (например, озон, оксиды азота, диоксид серы, органические соединения и аэрозоли). Следует учитывать, что на количество и состав загрязнителей в музейных помещениях оказывают влияние:

внешние и внутренние загрязнители;

поток посетителей и деятельность внутри здания;

расположение забора наружного воздуха;

расположение и тип вентиляционных отверстий в пространстве размещения коллекций;

соотношение количества наружного воздуха к рециркуляционному;

эффективность фильтров и своевременность их замены;

качество обслуживания систем СКВ;

уборка и обслуживание прилегающей территории.

11.8. При хранении музейных предметов необходимо учитывать, что:

взаимодействию с загрязняющими веществами способствуют высокие уровни относительной влажности и температуры в помещениях;

изделия из известняка и керамики не портятся при высокой концентрации загрязнений при относительной влажности ниже 30%;

металлы могут корродировать при низкой относительной влажности (в присутствии сульфидных газов серебро тускнеет при относительной влажности менее 30%).

11.9. В закрытых помещениях, в которых размещены чувствительные и химически неустойчивые музейные предметы, должны контролироваться концентрации аэрозольных и газообразных загрязнителей.

Для контроля количества аэрозольных примесей следует использовать счётчики частиц. Для анализа газовых загрязнений нужно проводить лабораторные исследования.

11.10. Примеры основных загрязнителей воздуха в музеях и примеры взаимодействия предметов искусства с загрязнителями на открытой экспозиции и в закрытых витринах, приведены в Приложениях № 6 - 6.1 к Единым правилам.

11.11. При обнаружении в хранилищах с искусственным микроклиматом превышения предельно допустимых концентраций вредных примесей необходимо произвести замену фильтров в системах очистки подаваемого внутрь воздуха. Для очистки воздуха от вредных примесей в хранилищах с нерегулируемым климатом следует использовать воздухоочистители, основанные на адсорбции загрязняющих веществ. При установке воздухоочистителя необходимо учесть, на какой объем воздуха рассчитан данный прибор и соотнести эти показатели с объёмом помещения.

11.12. Помещения хранилищ регулярно очищают от пыли с помощью пылесоса или протирают полы. Все оборудование, окна, подоконники и другие поверхности должны регулярно очищаться от пыли.

При входах в помещения хранения должны быть установлены специальные решетки и щетки для очистки обуви от грязи.

Полки на стеллажах и шкафах рекомендуется протирать сухой намагниченной тканью, притягивающей пыль.

11.13. В целях смягчения последствий воздействия света на музейные предметы необходимо уменьшать его интенсивность либо продолжительность его воздействия при их хранении.

Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на предметы искусства, чувствительные к свету. Следует учитывать, что излучения как естественного, так и искусственных источников света по своей природе кроме видимого света имеют ультрафиолетовые (УФ) и инфракрасные (ИК) составляющие.

Из источников искусственного света наиболее богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы.

11.14. Рекомендуемые уровни энергетической освещенности (облучённости ультрафиолетовым излучением) и рекомендуемые уровни освещения для светочувствительных материалов с учётом времени экспонирования, приведены в Приложениях № 7 - 8 к Единым правилам соответственно.

11.15. Для оценки воздействия света необходимо проводить измерения освещенности, уровней UV и фиксировать любые визуальные изменения предмета. Наблюдать за состоянием предметов необходимо, используя фотофиксацию или исследования изменений цвета с помощью инструментальных методов.

11.16. Для защиты музейных предметов от действия естественного света все окна помещений хранения и экспозиции должны быть снабжены шторами и специальными плёнками, отражающими ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Рекомендуется иметь два ряда штор: внешние из плотных тканей и внутренние из тонкой светлой ткани. Все шторы в экспозиционных залах должны быть опущены в часы, когда экспозиция закрыта.

11.17. Светильники со светодиодами, используемые для освещения музеев, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 58815-2020 «Светильники со светодиодами для музейного освещения. Общие технические условия»14.

XII. Требования к климатическим витринам с активной и пассивной стабилизацией микроклимата

12.1. Витрины для музейных предметов должны быть герметичными и подготовлены к установке экспонатов.

12.2. В одной витрине могут выставляться предметы искусства, которые имеют одинаковые требования к микроклиматическим условиям. Для предметов, состоящих из различных материалов, может потребоваться несколько витрин в одном выставочном помещении.

12.3. При размещении музейных предметов в витринах необходимо учитывать, что некоторые питы, краски, лаки, герметики и клеи, используемые в конструкциях витрин, выделяют вредные химические вещества, которые могут вступать в реакцию с материалами экспонатов, например, разъедать и портить металлические предметы.

Не рекомендуется использовать для обивки внутренней поверхности витрин шерсть или войлок, а также красители, которые могут повредить предметы, находящиеся с ними в непосредственном контакте.

12.4. Для минимизации вредного воздействия материалов, из которых сделана витрина, на музейные предметы рекомендуется использовать барьерные материалы. МДФ и дерево должны быть герметизированы с помощью термоусадочного барьерного материала, такого как фольга, или тефлоновая лента.

12.5. Для уменьшения воздухопроницаемости витрин рекомендуется использовать стандартные компрессионные уплотнители, нейтральный силикон, дакрилатный акриловый герметик.

12.6. При использовании силикагеля для пассивной стабилизации влажности не рекомендуется экспонировать металлы и предметы из органических материалов в одной витрине одновременно.

12.7. При использовании установок для активной стабилизации климата в витринах, необходимо убедиться в надёжности их работы до размещения экспозиционных объектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.038 с.)