Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комментарий юриста по теме № 7 «Формы, виды, системы оплаты труда» ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Системами оплаты труда принято считать совокупность правил исчисления и установления размеров тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), премирования и т.д. Обратим внимание на тот факт, что в ТК РФ (см. ст. 135, 143, 144) данный общий термин употребляется во множественном числе – «системы оплаты труда». Исходя из смысла юридической техники действующего ТК РФ, можно понять, что на государственном уровне различают 2 основных вида систем оплаты труда – 1) тарифные системы оплаты труда (ст. 143 ТК РФ) и 2) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ). 1) Тарифные системы оплаты труда – это методики определения размера заработной платы, которые принимают в расчет профессиональную подготовку работника и сложность выполняемой работы. Для дифференциации труда по указанным основаниям в тарифной системе оплаты труда существуют следующие элементы: тарифная сетка, тарифная ставка, тарифный разряд, квалификационный разряд. Напомним, что до 2008 года действовало постановление Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» [2] с разработанной на государственном уровне таблицей, состоящей из перечисляемых в ней 18-ти тарифных разрядов оплаты труда и соответствующих каждому разряду коэффициентов. Размер тарифной ставки (оклада) утверждался Правительством РФ, а ставки остальных разрядов Единой тарифной сетки (далее – ЕТС) устанавливались путем умножения ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. С 2008 года на государственном уровне ЕТС не утверждается, однако заложенная в ней принципиальная технология продолжает широко использоваться некоторыми работодателями и разрабатывается на локальном уровне в виде Отраслевых тарифных соглашений индивидуально для каждой организации. Тарифные системы оплаты труда имеют свои подсистемы или формы. Здесь следует оговориться: разновидности форм (подсистем) оплаты труда, а также формулы расчета заработной платы весьма примерны и вытекают из анализа унифицированных методик бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда, не имеющих нормативного характера, но следующих из логики законодательного регулирования бухгалтерской деятельности в части начисления работникам заработной платы, пособий и иных выплат.
Так, тарифные системы включают в себя следующие основные формы (подсистемы) для учета трудозатрат: сдельную и повременную. Сдельная форма оплаты труда удобна в отраслях производства, где результат трудозатрат материально выражен и легко производить временное, количественное и качественное нормирование труда (например, оплата труда за изготовление единицы продукции). Повременная форма оплаты труда предполагает зависимость размера такой оплаты от фактически отработанного работником времени и тарифной ставки – фиксированного размера оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени (например, оплата труда административно-хозяйственного персонала). В свою очередь и сдельная, и повременная формы оплаты труда имеют свои подвиды. Так, повременная форма может быть простой, премиальной (с добавлением премиальной выплаты, выраженной в процентах, за качество работы), окладной (с четко прописанным в трудовом договоре месячным окладом), а сдельная – прямой (оплачивается каждая количественная единица труда, оцененная одинаково), косвенная (оплата труда вспомогательного персонала в процентном отношении зависит от заработной платы основного сотрудника), прогрессивной (каждая единица труда, выполненная сверх нормы, оплачивается в повышенном размере), аккордной (оплата труда отдельного работника зависит от результата деятельности всего коллектива (бригады) в целом). 2) Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, чаще именуемые новыми или, сокращенно, НСОТ – новые системы оплаты труда, касаются определенных категорий работников, чей труд финансируется из государственного бюджета. Действующие НСОТ к трудозатратам каждого работника подходят дифференцированно, поощряя тех, кто эффективно трудится с ориентацией на профессиональную подготовку кадров и продолжительность их трудовой деятельности. Исходя из НСОТ, урегулированных Постановлением Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» [1], заработная плата работников бюджетной сферы состоит из оклада, компенсаций, а также стимулирующих выплат, причем последним отводится особая роль.
Оклады устанавливаются Правительством РФ по смыслу абз. 5 ст. 144 ТК РФ по профессиональным квалификационным группам, компенсационные выплаты не являются постоянными и положены работникам в случаях, предусмотренных законом, а стимулирующие доплаты, учитывающие качество (производительность) труда, разрабатываются работодателем самостоятельно и находят свое подтверждение в локальных нормативных актах или коллективных договорах. Единственное, что требуется от работодателя в обязательном порядке – перечислять в фонд оплаты труда не менее 30 % доли получаемого организацией дохода [3]. Таким образом, согласно п. 1 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Из этого следует, что работодатель свободен в выборе систем оплаты труда, возможно даже наличие сразу нескольких разновидностей систем оплаты труда в одной организации. Выбирая или разрабатывая самостоятельно системы оплаты труда в своей организации, работодатель должен руководствоваться трудовым, налоговым законодательством, а также принимать достаточные меры к тому, чтобы наличествующие в организации системы оплаты труда отвечали принципам целесообразности и эффективности и были понятны работникам.
Основная литература Нормативные акты 1. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (ред. от 19.01.2019) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений») // СЗ РФ. 2008. № 33. Ст. 3852. 2. Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 (ред. от 20.12.2003) «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 16. Ст. 1253. Документ утратил силу с 1 декабря 2008 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. 3. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол № 11) // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. № 1. 2020.
Дополнительная литература
1. Автоманова, Г.С. Экономика и социология труда. Задания и методические указания к практическим занятиям / Г.С. Автоманова, А.М. Романова, 2. Дейнека, А.В. Современные тенденции в управлении персоналом: учебное пособие / А.В. Дейнека, Б.М. Жуков. – Издательство «Академия Естествознания», 2009. – 151 с. 3. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный): научно-популярная литература / О.В. Смирнов, М.О. Буянова, И.А. Костян. – 8-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2010. – 976 с. 4. Комментарий официальных органов к трудовому кодексу Российской Федерации: науч.-популярная лит-ра / Ред. А.Л. Сафонов. – М.: МЦФЭР, 2009. – 1328 с. – (Б-ка ж-ла «Справочник кадровик»). – ISBN 978-5-7709-0493-2. 5. Минченко, Л.В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли: Методические указания к практическим занятиям, самостоятельной работе и выполнению домашних заданий для студентов специальности 080502 и направления 080503 / Л.В. Минченко. – С.-Пб.: СПбГУНиТ, 2009. – 31 с. 6. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях АПК: учебное пособие / Под. ред. Ю.Н. Шумакова, В.И. Еремин, С.В. Жариков. – Международная ассоциация «Агрообразование». – М.: КолосС, 2006. – 304 с. 7. Пашуто, В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: Учебное пособие / В.П. Пашуто – 3-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2007. – 317 с. 8. Петров, М.И. Нормирование труда: практическое пособие / М.И. Петров. – М.: «Альфа-Пресс», 2007. – 88 с. 9. Пиляева, В.В. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный): научно-популярная литература / В.В. Пиляева. – 2-е изд. – М.: Кнорус, 2008. – 896 с. 10. Постановление Администрации Смоленской области от 15.04.2009 11. Постановление Министерства труда РФ от 19.11.1992. № 38. «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников органов рыбоохраны и воспроизводства рыбных запасов Российской Федерации». 12. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 16.10.1998. № 42. «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников государственных природных заповедников Российской Федерации».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.45 (0.01 с.) |