Тема 9. Государство и право России в начале XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Государство и право России в начале XX века



    Цель занятия изучить изменения в российской политической и правовой системе в начале XX века.

План

1. Государственный строй России после первой революции 1905-1907 гг.

2. Основные государственные законы Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г.: общая характеристика, значение.

3. Уголовное право на рубеже XIX-XX вв., Уголовное уложение 1903 г. 

4. Гражданское право на рубеже XIX вв., проект Гражданского уложения.

5. Государство и право России в годы первой мировой войны.     

Памятники права

1. Основные государственные законы Российской империи (ред. от 23.04.1906) // Памятники российского права в 35 т. / под общ. ред. Р.Л. Хачатурова. Т. 19. М., 2015. С. 70-87.

2. Учреждение Государственной Думы от 20.02.1906 // Хрестоматия по истории государства и права России / сост. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 279-280.

3. Положение о выборах в Государственную Думу от 06.08.1905 (ред. 11.12.1905) // Там же. С. 271-278.

Литература

1. Памятники российского права в 35 т. / под общ. ред. Р.Л. Хачатурова. Т. 19. Конституционная реформа в России начала XX века. М., 2015. Т. 20. Памятники права в период Первой мировой войны (1914 – февраль 1917 гг.). М., 2016.

2. Российское законодательство X-XX веков / под общ. ред. О.И. Чистякова. Т. 9 Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994.

Рекомендации

При изучении темы следует с опорой на законодательные акты и на другие источники определить предпосылки, сущность и значение государственных преобразований начала XX в. Важно выявить порядок формирования и ключевые полномочия созданных и реформированных органов власти (Совета Министров, Государственной Думы и Государственного Совета), провести сравнение с современной практикой в данной области. Также следует определить основные тенденции в развитии отдельных отраслей законодательства, дать им правовую оценку.     

Вопросы

1. Давая оценку изменениям, произошедшим в стране в 1905-1906 гг., известный ученый В.М. Гессен охарактеризовал политический строй после революции как «дуалистический тип конституционного государства». В тоже время, В.И. Ленин, считал, что в стране фактически ничего не поменялось, и «Самодержавие лишь прикрывает себя якобы конституционными учреждениями», а образованную Государственную Думу он называл «фиговым листком русского самодержавия». Какая оценка политических изменений начала XX века, на ваш взгляд, более адекватна? Свой ответ обоснуйте.  

2. Перечислите сходства и различия в механизме формирования Государственной Думы Российской империи и Российской Федерации (назначение выборов, избирательная система, принципы избирательного права, избирательные цензы, количество депутатов, срок полномочий и др.).

3. Согласны ли вы со следующими утверждениями (ответьте со ссылкой на закон): а) император обладал правом отлагательного вето; б) одно и то же лицо не могло одновременно входить в Государственный Совет и в Государственную Думу; в) Государственная Дума избиралась на 6 лет; г) состав Государственного Совета обновлялся один раз в три год; д) у депутатов Государственной Думы был свободный депутатский мандат; е) обнародование законов находилось в компетенции Совета Министров; ж) рабочие могли голосовать на выборах в Государственную Думу, но не имели права избирать в Государственный Совет.

Задачи

1. Депутат Разин периодически пропускал заседания Государственной Думы. После того, как Разин не посетил ни одного заседания без уважительных причин в течение месяца, один из депутатов предложил лишить его полномочий, заявив, что на Разина зря расходуются бюджетные средства.        

*Какие санкции могут быть применены в отношении Разина?

2. Потомственная дворянка Голицына, 47 лет, владеющая в своем уезде полным цензом по недвижимому имуществу, прибыла на съезд уездных землевладельцев. Здесь она попыталась выставить свою кандидатуру, желая попасть в число выборщиков в губернское избирательное собрание, а впоследствии быть избранной депутатом Государственной Думы. Однако Голицыной было отказано не только в выдвижении кандидатуры, но и в участии в выборах.

*По какой причине Голицыну не допустили до выборов?  

3. Кандидат в депутаты Хитрый во время избирательной кампании обещал добиться понижения возраста наступления активного избирательного права с 25 лет до 18 лет и введения равных выборов. После избрания никаких изменений в этих вопросах избиратели не дождались, и ряд избирателей, посчитав Хитрого авантюристом, решили ходатайствовать о его отзыве и замене на другого депутата.

*Вправе ли избиратели отозвать депутата, ответ обоснуйте.

4. Напредприятиях Ярославля во время кампании по выборам депутатов Государственной Думы избирались представители для голосования. При этом численность работников на табачной фабрике купца Дунаева составляла 385 человек, на свинцово-белильном заводе купца Сорокина – 1131 человек, на Ярославской большой мануфактуре – 9100 человек, на мукомольной фабрике купца Вахрамеева – 47 человек.  

*Какое число выборщиков должно быть направлено от каждого предприятия? Все ли рабочие имеют право участвовать в выборах?

5. Купец Морозов приобрел в Крыму жилой дом с земельным участком площадью 20 десятин. Через три года Советом Министров было принято решение о строительстве железной дороги, которая по плану должна была проходить через участок Морозова. Узнав об этом решении, купец стал возражать против нарушения государством его прав собственника. Он считал, что дорогу можно проложить в обход его участка. 

*Вправе ли государство изъять земельный участок у Морозова, ответ обоснуйте.

6. При обсуждении в Государственной Думе государственной росписи на 1912 г. депутат Платонов предложил исключить из нее статьи расходов, связанные с выплатами по кредитам, полученным от иностранных государств, а сэкономленные деньги направить на поддержку рабочих, пострадавших от несчастных случаев на производстве и оставшихся инвалидами. 

*Может ли быть утверждено данное предложение, объясните со ссылкой на закон.

7. Перед началом работы Государственной Думы выяснилось, что в зале присутствует только 179 депутатов из 565. Председатель Думы в такой ситуации принял решение продолжить работу, так как на повестке дня стоял важный и не терпящий отлагательств законопроект, внесенный императором, об увеличении ассигнований на военную промышленность.

*Правильно ли поступил Председатель, ответ обоснуйте.          

8. Император утвердил депутата Государственной Думы Третьякова в должности товарища министра иностранных дел. Посчитав данное назначение нарушением принципа разделения властей, группа депутатов заявила о том, что нужно лишить Третьякова депутатского мандата.

 *Имеются ли основания для прекращения депутатских полномочий?

9. Кто из приведенных субъектов обладал правом законодательной инициативы: а) депутат Государственной Думы; б) министр; в) император; г) комиссия Государственной Думы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.009 с.)