Глава 1. Понятие и система юридических фактов в механизме гражданско-правового регулирования деятельности акционерных обществ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие и система юридических фактов в механизме гражданско-правового регулирования деятельности акционерных обществ



§ 1. Понятие и значение юридических фактов в механизме гражданско-правового регулирования деятельности акционерных обществ

Как отмечал О. С. Иоффе, правообразующее значение юридических фактов может быть установлено лишь в результате рассмотрения общего порядка взаимодействия между правом и обусловливающими его материальными обстоятельствами общественной жизни[2]. Соответственно, прежде чем рассматривать понятие и значение юридических фактов в механизме гражданско-правового регулирования деятельности акционерных обществ, необходимо определиться с такими базовыми понятиями, как «правовое регулирование», «механизм гражданско-правового регулирования», «юридический факт».

Необходимо заметить, что те или иные вопросы правового регулирования интересуют большинство отраслевых исследователей права[3], а также специалистов по теории права[4].

Следует отметить, что дефиниция «регулирование» (от лат. regulo – устраиваю, привожу в порядок) многозначна: упорядочение; вид управления, процесс; воздействия на объект в случае возникновения отклонения от заданных параметров для достижения устойчивости этого объекта; контроль посредством установления правил; координирование; стабилизация; приведение в надлежащий порядок, форма целенаправленного воздействия и т. д.

Начало серьезных исследований правового регулирования как социального правового феномена относят к шестидесятым годам прошлого века[5]. В самом общем виде правовое регулирование можно определить как регулирование, осуществляемое правом.

В юридической литературе даются различные определения понятия «правовое регулирование». На наш взгляд, принципиальных различий между этими определениями нет. Чаще всего «правовое регулирование» раскрывают через понятие правового воздействия. Так, наиболее распространено понятие правового регулирования как «осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями»[6].

В. М. Горшенев, рассматривая правовое регулирование как способ воздействия государства на общественные отношения, указывает его особое назначение – организовать подчинение воли участников воле государства[7]. Сторонами такого воздействия является правотворческая и правоприменительная деятельность. По мнению С. Н. Братуся, правовое регулирование необходимо рассматривать как границы поведения людей, установленные нормами права[8].

Б. В. Шейндлин, исследуя сущность права, указывает на неразрывную её связь с правовым регулированием, рассматривая его как процесс, который, по мнению автора, включает все формы юридического воздействия государства на поведение и деятельность людей, начиная с момента издания нормы права. Автором отмечается, что «специфика правового регулирования ха­рактеризуется, во-первых, ограниченностью его регулирующей роли непосредственно сферой волевых общественных отношений, во-вторых, ограниченностью данной формы регулирования историческими рамками классового общества и, в-третьих, особым нормативным содержанием данной формы регулирования, осуществляемого посредством реализации общеобязательных правил, обеспечиваемых принудительной силой государства»[9].

М. Ю. Челышев отмечал, что осуществление правового регулирования является не только способом упорядочения соответствующих общественных отношений, но и одновременно средством удовлетворения публичных и частных интересов в экономической сфере[10].

Таким образом, правовое регулирование, выступая инструментом управления в обществе, призвано приводить в порядок социальные отношения и воплощать в жизнь позитивные интересы субъектов. Вместе с тем возникающие препятствия значительно уменьшают эффект правового регулирования, если их своевременно не устранять.

Правовое регулирование необходимо связано: а) с относительно четким размежеванием субъекта и объекта регуляции; б) выделением регулирующей и регулируемой подсистем; в) выполнением сугубо функциональных задач; г) совершением некоторой суммы внешних операций, предпринимаемых для направления по определенному руслу внешнего поведения регулируемой подсистемы[11].

Следует различать взаимосвязанные, но далеко не совпадающие категории «воздействие права» и «правовое регулирование». Первое понятие гораздо объемнее, представляет «систему действий, имеющих целью повлиять на кого-, что-нибудь»[12], правовое регулирование, как ранее указано, раскрывается в основном именно через понятие «воздействие». По мнению А. В. Малько, правовое регулирование выступает как основная, важнейшая часть правового воздействия на общественные отношения[13].

Вместе с тем следует отметить и ненужность расширения сверх меры содержания этого понятия за счет введения в него всех средств юридического воздействия, их результатов, правосознания и «других правовых явлений»[14]. В теории права справедливо отмечают, что «регулирование» отражает специфику права как нормативного способа воздействия, а не любых средств влияния на поведение и сознание людей[15]. При этом, если право выступает как специальный механизм упорядочения общественных отношений, говорят о правовом регулировании, а если выступает идеологической составляющей, – о правовом воздействии[16].

Если правовое воздействие на общественные отношения происходит через совокупность специальных средств – систему (нормы права, юридические факты, акты применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей), то, как правило, речь идет уже о механизме правового регулирования[17].

По мнению С. С. Алексеева, наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Таким образом, дефиниция «механизм правового регулирования» производно от дефиниции «правовое регулирование». Этим, прежде всего, определяются место и значение понятия механизма правового регулирования, представляющего методологическую категорию, обеспечивающую четкое философски ориентированное видение правовых явлений[18].

В механизме правового регулирования в соответствии с его стадиями выделяются чаще всего три основных звена:

1) основа правового регулирования – нормы права;

2) возникновение под действием норм права у конкретных субъектов субъективных прав и юридических обязанностей;

3) акты реализации прав и обязанностей.

В ряде случаев в механизм правового регулирования включается и четвертое звено – акты применения права[19].

С точки зрения темы исследования нас особо интересует второе звено – определение специальных условий, при наступлении которых от общих правил происходит переход к более детализированным. Так, речь идет об обстоятельствах, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Как справедливо отмечает А. В. Малько, «элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, используемый в качестве “спускового крючка” для движения конкретных интересов по юридическому “каналу”»[20].

На первый взгляд, значение юридических фактов состоит в том, что они выступают как основания движения правоотношения: возникают и прекращаются на основании юридических фактов. Вместе с тем возникновение субъективных прав и обязанностей происходит не на основании юридических фактов и наличия правовых норм, а в результате процесса совпадения юридического факта, указанного в норме права, с фактом реальной жизни. Собственно, этот момент и «включает» механизм правового регулирования, порождающего права и обязанности у субъектов[21].

Как справедливо отмечал О. С. Иоффе, раскрытие сути юридического факта означает определение целей, для реализации которых правовое значение придается внешнему событию и волевому действию, а также анализу материальных причин, вследствие которых норма права наделяет этот факт определенной юридической функцией[22]. Следовательно, нужно ответить на вопрос о причинно-следственной связи между законом, юридическим фактом и правовыми последствиями.

По нашему мнению, именно юридический факт выступает как раз той связующей частью между определенной нормой права и конкретным правоотношением.

Следует отметить наличие многочисленных представлений о понятии «факт». В словарях содержатся следующие определения понятия «факт». Во-первых, факт – это действительное, вполне реальное событие, явление, то, что действительно произошло, происходит; во-вторых, данное, являющееся материалом для какого-нибудь заключения, вывода или служащее проверкой предположения, теории[23].

Согласно философскому подходу различают понятие объективного и научного факта (лат. fact– сделанное, совершившееся). Под объективным фактом принято понимать некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которое является объектом человеческой деятельности или познания. Научный факт – это отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. его описание посредством некоторого языка. Научные факты служат основой теоретических построений, которые были бы без них невозможны. Будучи единичным явлением или событием, факт необходимо связан многообразными отношениями с другими фактами[24].

Принято считать, что одним из первых исследовал институт юридических фактов Ф. К. Савиньи. Под юридическим фактом он понимал события, которыми обуславливается начало или конец правоотношения, а также события и волевые действия, подразделяемые на непосредственно направленные на возникновение или прекращение права (сделки) либо прямо не направленные, но тем не менее вызывающие наступление правовых последствий; сделки им разбивались на односторонние либо двусторонние – договоры[25]. В последующих трудах немецких юристов к юридическим фактам были добавлены неправомерные действия (деликты).

В отечественной доктрине в отношении определения юридического факта существует определенное единообразие. В теории права юридическими фактами принято считать жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий[26].

Данный подход вполне отражает преемственность в определениях юридических фактов. Так, по мнению И. М. Коркунова, юридическими фактами признаются факты, обуславливающие применение юридических норм[27]. Е. Н. Трубецкой считал, что под юридическим фактом следует понимать все события и состояния действительности, которым присуще установление и прекращение права[28]. Его мнение о юридическом факте как длящемся состоянии разделял и Г. Ф. Шершеневич, который также указывал, что юридический факт выступает начальным моментом длящегося состояния, называющегося юридическим отношением[29].

Вместе с тем следует выделить особую точку зрения Н. М. Коркунова и Ю. С. Гамбарова. Так, по мнению Н. М. Коркунова, юридические факты – «факты, обуславливающие применение юридических норм»[30]. Далее автор, рассматривая отношения юридических фактов к требованиям юридических норм, говорит о том, что юридические факты находятся либо в согласии с нормами права, либо в противоречии с ними, а значит, они (факты) могут быть либо правомерными, либо неправомерными. Ю. С. Гамбаров рассматривает юридический факт как «элемент движения в праве», «предположение каждого права», «реальные события или факты, с которыми объективный правопорядок соединяет в каждом конкретном случае представления о возникновении, изменении и прекращении прав»[31]. Такое понимание дало учёному возможность говорить о взаимосвязи факта с субъективным правом. По его мнению, правовые последствия находятся не в отношении связанности друг с другом, а над данными фактами находятся нормы и вся совокупность окружающего мира[32], их надо рассматривать как причину и следствие.

Как отмечают, теория юридических фактов, будучи одной из важнейших для гражданского права, является одной из аксиоматических «застывших»[33] теорией с момента выхода книги О. А. Красавчикова «Юридические факты в советском гражданском праве»[34] в 1958 г., и, несмотря на отдельные исследования[35], практически не претерпела значительных изменений.

Учение о юридических фактах излагается практически во всех учебниках, как по теории права, так и по гражданскому праву, однако в основном изложение материала является кратким, схематичным с приведением устоявшихся классификаций.

Надо отметить, что при общности подходов к сущности юридического факта в отечественной правовой доктрине сложились различные описания данного явления: «жизненные факты определенного вида (или же комплексы таких фактов, именуемые сложными юридическими фактическими составами)»[36]; «обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения»[37]; «социальное обстоятельство (событие, действие), вызывающее в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий»[38]; «конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение либо прекращение правовых отношений»[39]; «реальное жизненное обстоятельство, выраженное в системе специальных юридических признаков, которая является юридическим основанием наступления правовых последствий»[40].

При этом ряд авторов раскрывают понятие юридического факта через его признаки. Так, А. Е. Рябов рассматривает юридический факт как «явление объективной действительности, обладающее способностью юридической оценки, служащей основой для вывода о возможности использования или применения нормы (норм) права в целях регулирования порожденного этим явлением правового отношения»[41].

Е. И. Бутенко, анализируя особенности юридических фактов в праве социального обеспечения, отмечает, что юридический факт: 1) это обстоятельство, определенным образом выраженное вовне; 2) выражается в наличии или отсутствии явлений материального мира; 3) отражает своеобразие основных направлений и способов правового регулирования; 4) прямо или косвенно предусмотрено правовыми нормами и влечет предусмотренные им юридические последствия; 5) как правило, нуждается в фиксации в письменной форме[42].

На основе проведённого анализа можно сделать вывод о большом интересе к понятию юридических фактов как на общетеоретическом (А. Е. Воронин, Е. Н. Горюнова, Н. И. Полищук, А. Е. Рябов, В. Н. Синюков, Ж. Ю. Мирошникова, В. В. Муругина и др.), так и на отраслевом уровне (О. В. Баринов, Е. Ю. Бакирова, Е. И. Бутенко, А. З. Долова, Н. В. Зернин, Н. А. Карпунина, М. А. Рожкова, А. В. Кручинин, И. В. Кутюхин и др.).

Вместе с тем появление новых категорий гражданского права (таких, как решение общего собрания акционеров, заинтересованность в совершении обществом сделки, корпоративный договор, эмиссия и многое другое) приводит к необходимости модернизации или пересмотра содержания уже имеющихся категорий теории юридических фактов в гражданском праве в общем и в деятельности акционерных обществ в частности.

Автор теории юридических фактов в гражданском праве О. А. Красавчиков в основе движения гражданских правоотношений (возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей) рассматривает комплекс разнообразных явлений, которые с юридической точки зрения могут быть разбиты на три основные категории. К первой относятся нормативные предпосылки, вторую группу составляют правосубъектные условия, третья категория и есть фактическая основа возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений[43].

Первую категорию составляют нормы права, устанавливающие соответствующее правовое регулирование общественных отношений. Деятельность акционерных обществ регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[44]. Общие положения о юридических лицах и об акционерных обществах содержатся в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации[45] от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3.

Особенности регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг определяются Федеральным закономот 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[46].

Нормы об ответственности, например за нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества, ответственность за правонарушения в различных сферах – электроэнергетике, окружающей среде, здравоохранении, строительстве, транспорте, связи и информации, предпринимательской деятельности и др. – установлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях[47].

Порядок регистрации акционерного общества и сферы его экономической активности регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[48].

Гарантии трудовых прав работников акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, предусмотрены в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества»[49].

Особенностям отдельных видов акционерных обществ посвящены Федеральные законы «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии…»[50] и «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»[51].

Нормативное регулирование деятельности акционерных обществ осуществляется и с помощью подзаконных актов[52].

Таким образом, нормативными предпосылками устанавливаются общие правила возможного либо должного поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах.

Рассматривая правосубъектные предпосылки гражданских правоотношений, следует вести речь о право- и дееспособности участников гражданских правоотношений.

Так, согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Закона «Об акционерных обществах» акционерное общество наделяется общей (универсальной) правоспособностью и, следовательно, вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании лицензии (специального разрешения), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Вместе с тем, для того, чтобы состоялось «движение» гражданских правоотношений, необходимо наличие фактических оснований. Как отмечал О. А. Красавчиков, именно под ними понимаются юридические факты – факты реальной действительности, с наличием или отсутствием которых нормы гражданского права связывают юридические последствия, то есть возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (гражданских правоотношений) у правосубъектных лиц[53].

Однако, нам ближе подход, высказанный Р. С. Бевзенко, суть которого состоит в том, что субъективные права основываются не на юридическом факте и не в силу существования правовых норм, а в результате конвергенции (совпадения) юридического факта, указанного в гипотезе или диспозиции нормы права, с фактом реальной жизни, запускающей механизм правового регулирования, порождая у субъектов права и обязанности [54].

В. А. Белов называет юридический факт промежуточным звеном между гражданским правом в объективном смысле (нормой гражданского права) и субъективным частным правом[55].

Таким образом, юридический факт следует воспринимать как связующий элемент между обобщенной нормой права и конкретным гражданско-правовым отношением.

На наш взгляд, дать абсолютно новое определение юридического факта, в общем, не представляется возможным, в силу уже более или менее сложившегося подхода к дефиниции исследуемого явления и имеющегося количества его определений.

Представляется, что юридический факт в механизме гражданско-правового регулирования деятельности акционерных обществ является организационно-связующим звеном между правом в объективном смысле (нормой, регулирующей деятельность акционерного общества) и субъективным (частным) правом, преобразующим абстрактное предписание в содержание конкретного акционерного правоотношения.

Указание на основания возникновения гражданских правоотношений содержится в ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации: гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В указанной статье также содержится общий перечень этих юридических фактов:

1) договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;

1.1) решения собраний в случаях, предусмотренных законом;

2) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) судебные решения, определяющие гражданские права и обязанности;

4) приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) создание произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) причинение вреда другому лицу;

7) неосновательное обогащение;

8) иные действия граждан и юридических лиц;

9) события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В деятельности акционерных обществ в качестве юридических фактов могут выступать практически все названные основания. При этом юридический факт представляет собой частную предпосылку участия субъекта в деятельности акционерного общества. Юридические факты воплощают в себе специфику и отражают динамику правового регулирования деятельности акционерных обществ.

Особенности юридических фактов в деятельности акционерных обществ, обусловлены прежде всего отличительными чертами акционерного общества как организационно-правовой формы юридического лица. В данном случае эти особенности можно разделить на две основные группы. Первая группа – это особенности, свойственные юридическим фактам, относящимся к деятельности всех юридических лиц. Вторая группа – это особенности юридических фактов, связанных с чертами акционерных обществ, характерными именно для данной организационно-правовой формы.

Особенности юридических фактов в регулировании юридических лиц в целом необходимо связать с тем, что юридическое лицо является гражданско-правовой конструкцией и становится субъектом отношений в силу норм права. В связи с этим особое значение имеют юридические факты, которые связаны с возникновением юридического лица (решение о создании, государственная регистрации и пр.), изменением состояния юридического лица (изменение учредительных документов, реорганизация, решение об увеличении или уменьшении уставного капитала и др.), прекращением юридического лица (решение о ликвидации, решение о признании несостоятельным (банкротом) и т. д.).

Также необходимо обратить внимание на юридические факты, определяющие статус и индивидуальные характеристики юридических лиц, – устав, решение собрания участников, корпоративный договор и др.

Особенности юридических фактов в механизме гражданско-правового регулирования деятельности акционерных обществ связаны с правовым положением акционерных обществ.

Можно выделить следующие отличительные черты, свойственные акционерному обществу:

1. Функцией акционерного общества является объединение (концентрация) крупного капитала, изначально принадлежащего множеству лиц (инвесторам), вкладывающих (инвестирующих) его в покупку акций акционерного общества с целью получения прибыли в виде дивидендов и (или) роста стоимости приобретенных акций.

2. Участниками акционерного общества могут быть граждане, юридические лица и публичные образования. Право участия в акционерном обществе обусловлено обладанием ценной бумагой – акцией. Предполагается большое количество участников и их частая смена за счет высокого оборота акций, в том числе за счет их обращения на фондовом рынке. В данном случае особое значение имеют такие юридические факты, как эмиссия акций, консолидация, конвертация, выкуп, погашение, а также сделки, связанные с передачей прав на акции, фиксация прав на акции и пр.

3. Сложная структура органов управления (по общему правилу трехзвенная), необходимая для управления крупным капиталом и обеспечивающая баланс интересов акционеров. Деятельность и взаимодействие органов управления обусловлены множеством процедурных моментов. Здесь необходимо выделить такие юридические факты, как решения органов управления, кворум.

4. Императивность большинства норм, регулирующих деятельность акционерных обществ. Это связано с защитой владельцев небольшого количества акций (миноритарных акционеров) от подавления владельцами больших пакетов акций (мажоритарных акционеров), обеспечивающими им возможность контролировать принятие решений в акционерном обществе. Императивность норм ограничивает нарушение прав и законных интересов в локальных актах, решениях органов управления и т. д.

Указанные отличительные черты свойственны организационно-правовой форме акционерного общества в целом и  его месту в системе юридических лиц. Необходимо сказать об отдельных исключениях, характерных для непубличных акционерных обществ (отсутствие свободного обращения акций, диспозитивность ряда норм и др.), и о том, что эти исключения не свойственны акционерным обществам в целом.

Именно особое положение акционерного общества, наличие свойственных только ему отличительных черт и является основанием выделения специфики юридических фактов, регулирующих его деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.035 с.)