Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П. Ф. Махонько В. М. Подшивалов А. В. Старченко
Ю.А. ТРУСОВ И.И. ШЕЙНИН
СБОРНИК МЕТОДИК, ЗАДАЧ И СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО прогнозированию обстановки и защите в чрезвычайных ситуациях Учебное пособие САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2009 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» Цикл «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»
П.Ф. МАХОНЬКО В.М. ПОДШИВАЛОВ А.В. СТАРЧЕНКО Ю.А. ТРУСОВ И.И. ШЕЙНИН
СБОРНИК МЕТОДИК, ЗАДАЧ И СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО прогнозированию обстановки и защите в чрезвычайных ситуациях
Учебное пособие
Под ред. канд. воен. наук, доцента Шейнина И.И.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2009
УДК
Махонько П.Ф. и др Сборник методик, задач и справочных материалов по прогнозированию обстановки и защите в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие/Махонько П.Ф., Подшивалов В.М., Старченко А.В., Трусов Ю.А., Шейнин И.И.- СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2009. – 122 с. Табл. 54 Ил.17
Изложены методики, применяемые при выявлении и оценке обстановки в чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте. Рассмотрено решение задач по прогнозированию обстановки и защите людей в чрезвычайных ситуациях. Приведены справочные материалы, используемые для принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пособие предназначено для студентов всех специальностей и слушателей института повышения квалификации ПГУПС, а также может быть использовано в транспортных и других ВУЗах и техникумах, производственным персоналом объектов экономики и железнодорожного транспорта, участвующим в обеспечении безопасности, предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. ия безопасности в чрезвычайных ситуациях, принятые в Единой
Рецензенты: начальник штаба ГО объекта Санкт-Петербург-Главный С.И. Бочаров, заместитель директора Института повышения квалификации и переподготовки ПГУПС В.Л. Монятовский
© Махонько П.Ф., Подшивалов В.М., Старченко А.В., Трусов Ю.А., Шейнин И.И. 2009 © Петербургский государственный университет путей сообщения, 2009
СОДЕРЖАНИЕ 1. Принятые сокращения……………………………………….…...…4 2. Общие положения…………………………………………….…......6 3. Глава 1. Выявление и оценка химической обстановки………..…10 4. Задача 1.Оперативное прогнозирование химической обстановки……………………………………………………..……13 5. Глава 2. Выявление и оценка радиационной обстановки…….….22 6. Задача 2. Выявление и оценка радиационной обстановки на объекте железнодорожного транспорта (ОЖДТ)…………..…25 7. Глава 3. Защита персонала объекта железнодорожного транспорта в химически опасных чрезвычайных ситуациях (ХОЧС)…………………………………………………..35 8. Задача 3. Определение мер защиты в химически опасной чрезвычайной ситуации…………………………………….…..…..36 9. Глава 4. Защита персонала объекта железнодорожного транспорта в радиационно опасной чрезвычайной ситуации……39 10. Задача 4. Определение мер защиты в радиационно опасной чрезвычайной ситуации (РОЧС)…………………….…...43 11. Глава 5. Защитные сооружения гражданской обороны……...….46 12. Задача 5. Расчет защитного сооружения……………………...….49 13. Глава 6. Устойчивость инженерно-технического комплекса объекта железнодорожного транспорта к воздействию взрыва………………………………………………………..…...…53 14. Задача 6.1. Анализ устойчивости инженерно-технического комплекса и оценка возможной инженерной обстановки в ЧС на ОЖДТ…………………………………………………….….55 15. Задача 6.2. Определение безопасного размещения взрывоопасного источника ЧС……………………………………65 16. Глава 7. Методика определения экономического ущерба от ЧС на объекте железнодорожного транспорта………………..70 17. Задача 7. Определение материального и экономического ущерба от ЧС на объекте железнодорожного транспорта…………………………………………………………..72 18. Приложения………………………………………………………...81 ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ АК - аварийная карточка АС - аварийная ситуация АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы АСФ - аварийно-спасательные формирования АХОВ - аварийно химически опасные вещества
БЧС - безопасность в чрезвычайной ситуации ВМ - взрывчатые материалы ВОЧС – взрывоопасная чрезвычайная ситуация ВП - восстановительный поезд ГВС – горючевоздушные (газовоздушные) смеси ГО - гражданская оборона ГОЧС - гражданская оборона и защита от ЧС ЖТ - жидкое топливо ЖТСЧС - железнодорожная транспортная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЗВХЗ - зона возможного химического заражения ЗРЗМ - зона радиоактивного загрязнения местности 3X3 - зона химического заражения ИИ - ионизирующие излучения ИТК - инженерно-технический комплекс ИТМ ГОЧС - инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций КЧС - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МДИ - мощность дозы излучения МЧС РФ – министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий НАСФ – нештатные аварийно-спасательные формирования ОГ - опасные грузы ОЖДТ - объект железнодорожного транспорта ОП – очаг поражения ОХВ – опасные химические вещества ОХП - очаг химического поражения ОЭ – объект экономики ОЯП - очаг ядерного поражения ПДК - предельно допустимая концентрация ПОО - потенциально опасный объект ПП - пожарный поезд ПРУ - противорадиационное укрытие РВ - радиоактивные вещества РЗМ - радиоактивное загрязнение местности РОО - радиационно опасный объект РОЧС – радиационно опасная чрезвычайная ситуация РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РЦ МЧС - региональный центр МЧС РФ СВУВ – степень вертикальной устойчивости воздуха в приземном слое атмосферы СИЗ - средства индивидуальной защиты ССП - современные средства поражения ТД - токсическая доза (токсодоза) УВГ – углеводородные газы УФО – устойчивость функционирования объекта ХЗО – химически зараженное облако ХОО – химически опасный объект ХОЧС - химически опасная чрезвычайная ситуация ЧС – чрезвычайная ситуация
Общие положения Анализ чрезвычайных ситуаций, произошедших в последние десятилетия XX и в начале XXI столетий свидетельствует о том, что во всем мире они имеют тенденцию к значительному росту. Основными источниками возникновения и роста количества ЧС являются: состояния, явления, условия, факторы, действия, процессы, которые могут вызвать угрозу или возникновение ЧС; их проявление, как правило, инициируется или вызывается антропогенным воздействием на окружающую среду (человеческим фактором). Определение влияния поражающих факторов ЧС на жизнедеятель-ность населения, функционирование объектов экономики и проведение мероприятий по предупреждению ЧС, обоснование и принятие эффектив-ных мер защиты, ликвидация последствий и принятие других решений по действиям в ЧС всегда требует применения современных методик. Методика это совокупность и применение в установленной логической последовательности методов, способов и приемов для эффективного решения определенной задачи в любой области науки и практики. В области ГОЧС любое принятое решение базируется на выявлении и оценке возможной или сложившейся обстановки в ЧС. Основными причинами возникновения и возможных последствий ЧС являются: проявления солнечной активности, усиление так называемого «парникового эффекта», глобальные изменения климата, активизация сейсмологических, гидрологических и других опасных природных процессов; изменения некоторых параметров суши, гидросферы, биосферы и атмосферы; неразвитость системы мониторинга окружающей природной среды, низкая достоверность прогнозирования опасных природных явлений; увеличение количества и нерациональное размещение, с точки зрения безопасности, населенных пунктов, объектов хозяйственной деятельности, потенциально опасных производств и целых отраслей экономики в зонах потенциальной природной и техногенной опасности; повышение объемов производства, транспортирования, хранения и накопления химически, радиационно, биологически опасных материально-технических средств и оружия; террористическая и военная угроза; просчеты в проектировании, строительстве, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов; прогрессирующее старение и износ технических устройств, средств и оборудования (неудовлетворительное состояние основных производственных фондов достигает в ряде отраслей 60-80%); низкий профессиональный уровень специалистов и работников, нарушение производственной дисциплины и требований безопасности; снижение качества систем предупреждения и ликвидации последствий ЧС, государственного надзора и ведомственного (производственного) контроля за состоянием безопасности потенциальных источников чрезвычайных ситуаций.
Как правило этими же причинами вызываются ЧС и на объектах железнодорожного транспорта. Их источники могут быть как внутренними, так и внешними, т.е. располагаться вне полосы отвода. К внешним источникам ЧС на железнодорожном транспорте, причины которых не вызываются непосредственно работниками или технологическими процессами и средствами транспорта, относятся: опасные природные явления, стихийные и иные бедствия; опасные техногенные происшествия и аварии на подъездных путях предприятий и других близрасположенных объектах экономики; противоправные и криминальные действия против работников, хищения и разбои на транспорте; террористические акты на путях сообщения, захват и использование во вред граждан опасных грузов, транспортных средств и объектов; применение современных средств поражения в вооруженных инцидентах, конфликтах и войнах, в результате чего могут возникнуть или возникают ЧС на объектах транспорта.
К внутренним источникам ЧС на железнодорожном транспорте, причины которых могут быть вызваны самой транспортной системой или ее отдельными объектами и субъектами, относятся: неудовлетворительное состояние и нарушение эксплуатации сложных технических средств, устройств и объектов инфраструктуры транспорта, движения подвижного состава, транспортирования опасных грузов, воинских и других специальных перевозок; неправильная эксплуатация объектов жизнеобеспечения и повышенной опасности; не обеспечение доступности информации в области безопасности движения, перевозок опасных грузов и т.п. Наиболее крупномасштабными антропогенными (рукотворными) ЧС, которые несут за собой огромную разрушительную силу, массовое поражение людей и ущерб окружающей среде, являются химически, радиационно, взрыво- и пожароопасные ЧС. Они могут быть как техногенного, так и террористического или военного характера. Под обстановкой в ЧС любого характера понимается совокупность сложившихся на определенной территории в результате ЧС условий, факторов и последствий их воздействия на людей, животных, окружающую природную и техногенную среду. По видам обстановка подразделяется на инженерную, химическую, радиационную, пожарную, медицинскую, транспортную и др. Выявление обстановки в ЧС заключается в выявлении границ ЧС, сборе, определении и обработке исходных данных о зоне ЧС и сложившейся обстановке, в нанесении их на топографическую карту или схему и в определении положения объектов экономики и жилых массивов относительно границ зоны.
Оценка обстановкиэто изучение и анализ выявленных данных сло-жившейся обстановки, решение задач по определению масштабов ЧС и причиненного ущерба, выбору наиболее целесообразных способов защиты, снижения потерь, организации работы объектов экономики и жизнедеятельности населения, действий по ликвидации последствий ЧС. Распространение поражающих факторов и образование зон ЧС зависит: · при химически опасных ЧС от количества выброшенного в атмосферу опасного вещества, его концентраций в окружающей среде, от направления и скорости ветра, температуры и степени вертикальной устойчивости приземного слоя воздуха, характера местности и др.; · при радиационно опасных ЧС – от количества и активности радиоактивных веществ выброшенных из разрушенного реактора, продолжительности выбросов из реактора продуктов ядерного деления и от состояния атмосферы; · при взрывоопасных ЧС - от вида взрывоопасных веществ (взрыв-чатые материалы, углеводородные газы, горючевоздушные смеси) и от их массы; · при пожароопасных ЧС - от степени огнестойкости зданий, сооружений и технических устройств, от категории пожароопасности предприятия (депо, парк путей, склад жидкого топлива и др.), от плотности застройки и от метеоусловий. Вследствие неопределенности и изменчивости ряда приведенных параметров в основе методик выявления и оценки обстановки в ЧС лежат системный подход и вероятностные математические модели прогно-зирования, аналитические, табличные и графические зависимости причин-но-следственных связей поражающих факторов, условий их распространения и воздействия на людей, окружающую природную и техногенную среду.
Выявление и оценка обстановки в чрезвычайных ситуациях производится либо путем прогнозирования либо по данным разведки. Прогнозирование сугубо ориентировочно, однако при возникновении ЧС позволяет быстро выявить и оценить обстановку в зоне ЧС. Кроме того, прогнозирование является единственно возможным методом выявления и оценки обстановки при заблаговременном решении вопросов подготовки объекта к защите, ликвидации последствий возможной ЧС, накопления необходимых для этого ресурсов. Разведка дает более точные результаты, однако она может быть начата лишь после возникновения ЧС на территории объекта и на ее ведение требуется значительное время, в течение которого объект и находящиеся на нем люди будут подвергаться воздействию поражающих факторов в чрезвычайной ситуации. Таким образом, ориентировочные данные прогноза, позволяющие быстро выявить обстановку и быстро принять меры защиты, обязательно должны уточняться по данным разведки. Выявление и оценка обстановки может производиться в 3 этапа: 1 этап - заблаговременное прогнозирование; осуществляется при наличии на объекте или в близи от него потенциально опасных источников ЧС с целью заблаговременного планирования мероприятий по защите от ЧС; 2 этап - оперативное прогнозирование; осуществляется при возник-новении ЧС с целью оперативного принятия предварительного решения по организации защиты в ЧС; 3 этап - по данным разведки, наблюдения, контроля; осуществляется с целью уточнения ориентировочных данных прогноза и принятия окончательных решений. При решении конкретных задач с использованием расчетных таблиц, определяемые параметры могут не совпадать с табличными величинами. В этом случае искомые параметры определяются методом интерполяции, выполняемой по формуле 1. (1) где Хиск – величина искомого параметра; УТБ, УТМ – большая и меньшая табличные величины параметров, в пределах которых находятся Урасч; Урасч – величина рассчитанного (заданного) параметра для которого необходимо определить Хиск ХТБ, ХТМ – большая и меньшая табличные величины, соответствующие значениям УТБ, УТМ. Кроме выявления и оценки обстановки в ЧС в учебном пособии изложены также другие методики разработки и принятия решений по обеспечению безопасности, защиты людей и повышению устойчивости объектов. Эти методики соответствуют официальным нормативным документам в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Решаемые с их помощью задачи являются фундаментом деятельности органов управления всех звеньев и уровней РСЧС и ЖТСЧС от низшего звена – объектов и организаций до вышестоящих - региональных и федеральных. Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей дневного обучения и слушателей института повышения квалификации и переподготовки ПГУПС, руководящего состава специалистов железнодорожного транспорта в области обеспечения безопасности, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оно также может быть использовано в транспортных и других ВУЗах и техникумах. Глава 1
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.034 с.) |