П. Ф. Махонько  В. М. Подшивалов  А. В. Старченко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. Ф. Махонько  В. М. Подшивалов  А. В. Старченко



Ю.А. ТРУСОВ  И.И. ШЕЙНИН

     

 

СБОРНИК МЕТОДИК, ЗАДАЧ И СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО прогнозированию обстановки и защите в чрезвычайных ситуациях

Учебное пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2009


Государственное образовательное учреждение высшего

 профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 


Цикл «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»

 

П.Ф. МАХОНЬКО В.М. ПОДШИВАЛОВ А.В. СТАРЧЕНКО

Ю.А. ТРУСОВ И.И. ШЕЙНИН

     

 

СБОРНИК МЕТОДИК, ЗАДАЧ И СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО прогнозированию обстановки и защите в чрезвычайных ситуациях

 

Учебное пособие

 

 

Под ред. канд. воен. наук,

доцента Шейнина И.И.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2009


 

 

УДК

       

 

Махонько П.Ф. и др

Сборник методик, задач и справочных материалов по прогнозированию обстановки и защите в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие/Махонько П.Ф., Подшивалов В.М., Старченко А.В., Трусов Ю.А., Шейнин И.И.- СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2009. – 122 с.

Табл. 54 Ил.17

 

 

Изложены методики, применяемые при выявлении и оценке обстановки в чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте. Рассмотрено решение задач по прогнозированию обстановки и защите людей в чрезвычайных ситуациях. Приведены справочные материалы, используемые для принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Пособие предназначено для студентов всех специальностей и слушателей института повышения квалификации ПГУПС, а также может быть использовано в транспортных и других ВУЗах и техникумах, производственным персоналом объектов экономики и железнодорожного транспорта, участвующим в обеспечении безопасности, предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

ия безопасности в чрезвычайных ситуациях, принятые в Единой

 

 

Рецензенты: начальник  штаба  ГО  объекта Санкт-Петербург-Главный С.И. Бочаров, заместитель директора Института повышения квалификации и переподготовки ПГУПС В.Л. Монятовский

 

 

 

© Махонько П.Ф., Подшивалов В.М., Старченко А.В., Трусов Ю.А., Шейнин И.И. 2009

© Петербургский государственный университет путей сообщения, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Принятые сокращения……………………………………….…...…4

2. Общие положения…………………………………………….…......6

3. Глава 1. Выявление и оценка химической обстановки………..…10

4. Задача 1.Оперативное прогнозирование химической

обстановки……………………………………………………..……13

5. Глава 2. Выявление и оценка радиационной обстановки…….….22

6. Задача 2. Выявление и оценка радиационной обстановки

на объекте железнодорожного транспорта (ОЖДТ)…………..…25

7. Глава 3. Защита персонала объекта железнодорожного

     транспорта в химически опасных чрезвычайных

     ситуациях (ХОЧС)…………………………………………………..35

8. Задача 3. Определение мер защиты в химически опасной

     чрезвычайной ситуации…………………………………….…..…..36

9. Глава 4. Защита персонала объекта железнодорожного

     транспорта в радиационно опасной чрезвычайной ситуации……39

10. Задача 4. Определение мер защиты в радиационно

опасной чрезвычайной ситуации (РОЧС)…………………….…...43

11. Глава 5. Защитные сооружения гражданской обороны……...….46

12. Задача 5. Расчет защитного сооружения……………………...….49

13. Глава 6. Устойчивость инженерно-технического комплекса

      объекта железнодорожного транспорта к воздействию

      взрыва………………………………………………………..…...…53

14. Задача 6.1. Анализ устойчивости инженерно-технического

комплекса и оценка возможной инженерной обстановки в

ЧС на ОЖДТ…………………………………………………….….55

15. Задача 6.2. Определение безопасного размещения

взрывоопасного источника ЧС……………………………………65

16. Глава 7. Методика определения экономического ущерба

      от ЧС на объекте железнодорожного транспорта………………..70

17. Задача 7. Определение материального и экономического

ущерба от ЧС на объекте железнодорожного

транспорта…………………………………………………………..72

18. Приложения………………………………………………………...81

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АК - аварийная карточка

АС - аварийная ситуация

АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы АСФ - аварийно-спасательные формирования

АХОВ - аварийно химически опасные вещества

БЧС - безопасность в чрезвычайной ситуации

ВМ - взрывчатые материалы

ВОЧС – взрывоопасная чрезвычайная ситуация

ВП - восстановительный поезд

ГВС – горючевоздушные (газовоздушные) смеси

ГО - гражданская оборона

ГОЧС - гражданская оборона и защита от ЧС

ЖТ - жидкое топливо

ЖТСЧС - железнодорожная транспортная система предупре­ждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЗВХЗ - зона возможного химического заражения

ЗРЗМ - зона радиоактивного загрязнения местности

3X3 - зона химического заражения

ИИ - ионизирующие излучения

ИТК - инженерно-технический комплекс

ИТМ ГОЧС - инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

КЧС - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций и обеспечению пожарной безопасности

МДИ - мощность дозы излучения

МЧС РФ – министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий

НАСФ – нештатные аварийно-спасательные формирования

ОГ - опасные грузы

ОЖДТ - объект железнодорожного транспорта

ОП – очаг поражения

ОХВ – опасные химические вещества

ОХП - очаг химического поражения

ОЭ – объект экономики

ОЯП - очаг ядерного поражения

ПДК - предельно допустимая концентрация

ПОО - потенциально опасный объект

ПП - пожарный поезд

ПРУ - противорадиационное укрытие

РВ - радиоактивные вещества

РЗМ - радиоактивное загрязнение местности

РОО - радиационно опасный объект

РОЧС – радиационно опасная чрезвычайная ситуация

РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

РЦ МЧС  - региональный центр МЧС РФ

СВУВ – степень вертикальной устойчивости воздуха в приземном слое атмосферы

СИЗ - средства индивидуальной защиты

ССП - современные средства поражения

ТД - токсическая доза (токсодоза)

УВГ – углеводородные газы

УФО – устойчивость функционирования объекта

ХЗО – химически зараженное облако

ХОО – химически опасный объект

ХОЧС - химически опасная чрезвычайная ситуация

ЧС – чрезвычайная ситуация

 

Общие положения

Анализ чрезвычайных ситуаций, произошедших в последние десятилетия XX и в начале XXI столетий свидетельствует о том, что во всем мире они имеют тенденцию к значительному росту. Основными источниками возникновения и роста количества ЧС являются: состояния, явления, условия, факторы, действия, процессы, которые могут вызвать угрозу или возникновение ЧС; их проявление, как правило, инициируется или вызывается антропогенным воздействием на окружающую среду (человеческим фактором).

Определение влияния поражающих факторов ЧС на жизнедеятель-ность населения, функционирование объектов экономики и проведение мероприятий по предупреждению ЧС, обоснование и принятие эффектив-ных мер защиты, ликвидация последствий и принятие других решений по действиям в ЧС всегда требует применения современных методик.

Методика это совокупность и применение в установленной логической последовательности методов, способов и приемов для эффективного решения определенной задачи в любой области науки и практики. В области ГОЧС любое принятое решение базируется на выявлении и оценке возможной или сложившейся обстановки в ЧС.

Основными причинами возникновения и возможных последствий ЧС являются: проявления солнечной активности, усиление так называемого «парникового эффекта», глобальные изменения климата, активизация сейсмологических, гидрологических и других опасных природных процессов; изменения некоторых параметров суши, гидросферы, биосферы и атмосферы; неразвитость системы мониторинга окружающей природной среды, низкая достоверность прогнозирования опасных природных явлений; увеличение количества и нерациональное размещение, с точки зрения безопасности, населенных пунктов, объектов хозяйственной деятельности, потенциально опасных производств и целых отраслей экономики в зонах потенциальной природной и техногенной опасности; повышение объемов производства, транспортирования, хранения и накопления химически, радиационно, биологически опасных материально-технических средств и оружия; террористическая и военная угроза; просчеты в проектировании, строительстве, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов; прогрессирующее старение и износ технических устройств, средств и оборудования (неудовлетворительное состояние основных производственных фондов достигает в ряде отраслей 60-80%); низкий профессиональный уровень специалистов и работников, нарушение производственной дисциплины и требований безопасности; снижение качества систем предупреждения и ликвидации последствий ЧС, государственного надзора и ведомственного (производственного) контроля за состоянием безопасности потенциальных источников чрезвычайных ситуаций.

Как правило этими же причинами вызываются ЧС и на объектах железнодорожного транспорта. Их источники могут быть как внутренними, так и внешними, т.е. располагаться вне полосы отвода.

 К внешним источникам ЧС на железнодорожном транспорте, причины которых не вызываются непосредственно работниками или технологическими процессами и средствами транспорта, относятся: опасные природные явления, стихийные и иные бедствия; опасные техногенные происшествия и аварии на подъездных путях предприятий и других близрасположенных объектах экономики; противоправные и криминальные действия против работников, хищения и разбои на транспорте; террористические акты на путях сообщения, захват и использование во вред граждан опасных грузов, транспортных средств и объектов; применение современных средств поражения в вооруженных инцидентах, конфликтах и войнах, в результате чего могут возникнуть или возникают ЧС на объектах транспорта.

К внутренним источникам ЧС на железнодорожном транспорте, причины которых могут быть вызваны самой транспортной системой или ее отдельными объектами и субъектами, относятся: неудовлетворительное состояние и нарушение эксплуатации сложных технических средств, устройств и объектов инфраструктуры транспорта, движения подвижного состава, транспортирования опасных грузов, воинских и других специальных перевозок; неправильная эксплуатация объектов жизнеобеспечения и повышенной опасности; не обеспечение доступности информации в области безопасности движения, перевозок опасных грузов и т.п.

Наиболее крупномасштабными антропогенными (рукотворными) ЧС, которые несут за собой огромную разрушительную силу, массовое поражение людей и ущерб окружающей среде, являются химически, радиационно, взрыво- и пожароопасные ЧС. Они могут быть как техногенного, так и террористического или военного характера.

Под обстановкой в ЧС любого характера понимается совокупность сложившихся на определенной территории в результате ЧС условий, факторов и последствий их воздействия на людей, животных, окружающую природную и техногенную среду. По видам обстановка подразделяется на инженерную, химическую, радиационную, пожарную, медицинскую, транспортную и др.

Выявление обстановки в ЧС заключается в выявлении границ ЧС, сборе, определении и обработке исходных данных о зоне ЧС и сложившейся обстановке, в нанесении их на топографическую карту или схему и в определении положения объектов экономики и жилых массивов относительно границ зоны.

 

Оценка обстановкиэто изучение и анализ выявленных данных сло-жившейся обстановки, решение задач по определению масштабов ЧС и причиненного ущерба, выбору наиболее целесообразных способов защиты, снижения потерь, организации работы объектов экономики и жизнедеятельности населения, действий по ликвидации последствий ЧС.

Распространение поражающих факторов и образование зон ЧС зависит:

· при химически опасных ЧС от количества выброшенного в атмосферу опасного вещества, его концентраций в окружающей среде, от направления и скорости ветра, температуры и степени вертикальной устойчивости приземного слоя воздуха, характера местности и др.;

· при радиационно опасных ЧС – от количества и активности радиоактивных веществ выброшенных из разрушенного реактора, продолжительности выбросов из реактора продуктов ядерного деления и от состояния атмосферы;

· при взрывоопасных ЧС - от вида взрывоопасных веществ (взрыв-чатые материалы, углеводородные газы, горючевоздушные смеси) и от их массы;

· при пожароопасных ЧС - от степени огнестойкости зданий, сооружений и технических устройств, от категории пожароопасности предприятия (депо, парк путей, склад жидкого топлива и др.), от плотности застройки и от метеоусловий.

Вследствие неопределенности и изменчивости ряда приведенных параметров в основе методик выявления и оценки обстановки в ЧС лежат системный подход и вероятностные математические модели прогно-зирования, аналитические, табличные и графические зависимости причин-но-следственных связей поражающих факторов, условий их распространения и воздействия на людей, окружающую природную и техногенную среду.

Выявление и оценка обстановки в чрезвычайных ситуациях производится либо путем прогнозирования либо по данным разведки.

Прогнозирование сугубо ориентировочно, однако при возникновении ЧС позволяет быстро выявить и оценить обстановку в зоне ЧС. Кроме того, прогнозирование является единственно возможным методом выявления и оценки обстановки при заблаговременном решении вопросов подготовки объекта к защите, ликвидации последствий возможной ЧС, накопления необходимых для этого ресурсов.

Разведка дает более точные результаты, однако она может быть начата лишь после возникновения ЧС на территории объекта и на ее ведение требуется значительное время, в течение которого объект и находящиеся на нем люди будут подвергаться воздействию поражающих факторов в чрезвычайной ситуации.

Таким образом, ориентировочные данные прогноза, позволяющие быстро выявить обстановку и быстро принять меры защиты, обязательно должны уточняться по данным разведки.

Выявление и оценка обстановки может производиться в 3 этапа:

1 этап - заблаговременное прогнозирование; осуществляется при наличии на объекте или в близи от него потенциально опасных источников ЧС с целью заблаговременного планирования мероприятий по защите от ЧС;

2 этап - оперативное прогнозирование; осуществляется при возник-новении ЧС с целью оперативного принятия предварительного решения по организации защиты в ЧС;

3 этап - по данным разведки, наблюдения, контроля; осуществляется с целью уточнения ориентировочных данных прогноза и принятия окончательных решений.

При решении конкретных задач с использованием расчетных таблиц, определяемые параметры могут не совпадать с табличными величинами. В этом случае искомые параметры определяются методом интерполяции, выполняемой по формуле 1.

                     (1)

где Хиск – величина искомого параметра;

УТБ, УТМ – большая и меньшая табличные величины параметров, в пределах которых находятся Урасч;

Урасч – величина рассчитанного (заданного) параметра для которого необходимо определить Хиск  

ХТБ, ХТМ – большая и меньшая табличные величины, соответствующие значениям УТБ, УТМ.

Кроме выявления и оценки обстановки в ЧС в учебном пособии изложены также другие методики разработки и принятия решений по обеспечению безопасности, защиты людей и повышению устойчивости объектов. Эти методики соответствуют официальным нормативным документам в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Решаемые с их помощью задачи являются фундаментом деятельности органов управления всех звеньев и уровней РСЧС и ЖТСЧС от низшего звена – объектов и организаций до вышестоящих - региональных и федеральных.

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей дневного обучения и слушателей института повышения квалификации и переподготовки ПГУПС, руководящего состава специалистов железнодорожного транспорта в области обеспечения безопасности, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оно также может быть использовано в транспортных и других ВУЗах и техникумах.

Глава 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.034 с.)