Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Памятник В. И. Ленину возле финляндского вокзала, защищённый от бомб.
Линогравюра автора.
Памятник Суворову.
Памятник Кутузову возле Казанского Собора. Оба оставались открытыми в течение ленинградской блокады. Им отдавали честь воинские подразделения, которые уходили на фронт. Линогравюры автора.
VII
В начале нового учебного года стихийно возник «тихий бунт». Перед уроком немецкого языка все, у кого были учебники, сложили их возле печки – разводить огонь. – Мы не хотим учить язык фашистов – заявил Олег Мавренков, с ним мы давно дружили и увлекались рисованием. – И не будем! – поддержала его задиристая Лида, от которой доставалось даже мальчишкам. – И правда, зачем он нам, какое-то мгновение взвешивали одноклассники. – Какой угодно, только не немецкий. – Однако без этого языка невозможно охватить всех достижений мировой культуры, – переубеждала учительница. – Это язык великого Гёте, которого знают во всех странах мира, – вставлял завуч. – И, по настоящему, культурные люди читают его поэзию в оригинале… А Маркс? А Карл Либкнехт и Роза Люксембург? – Поймите, мои юные друзья, – обратился к пятиклассникам преподаватель военного дела. – Возле стен нашего родного города – окопы врага. А про его планы мы узнаем с его же собственных слов и документов. Наши разведчики… А кому из нас, пятиклассников, не хотелось стать разведчиком? Они ещё не вышли на большой экран, но об их подвигах сообщали радио, газеты, почтовые открытки. И пока говорил наш преподаватель, представлял себя с автоматом через плечо, в маскхалате, с «языком» на верёвке, с важными известиями возле рации в тылу врага и, в конце концов, – с боевыми наградами среди своих одноклассников, которые уже разобрали учебники немецкого языка и, не обращая внимания на обстрел и бомбардировку (в бомбоубежище ходили только в крайнем случае), сели за парты. Наш девиз: «Каждая отличная оценка – это удар по врагу». И про общественные поручения не забывали: посещали госпитали, переписывались с фронтовиками, которые выздоровели, помогали их семьям не хуже тимуровцев Гайдара. А город готовился ко второй блокадной зиме, которую встречали без свечек, ламп, лампадок: по дну Ладожского озера проложили специальный кабель от Волховской ГЭС, и город снова получил электроэнергию. Характерной особенностью этой зимы стало мороженое в брикетах. Продавали его без карточек по 10 рублей за порцию. «Мороженое продаётся по сниженным ценам!», – огласила однажды продавец на углу нашей улицы, и к ней поспешили покупатели от других соседних лотков. И в самом деле: тут мороженое стоило на одну копейку дешевле, потому, что продавец уже не могла больше выдержать на таком холоде.
Нормы увеличили, однако голод давал о себе знать даже во сне. Колышутся от ветра травы, а над ними я, бегу то ли лечу с батоном свежего, ещё тёплого хлеба. Откусываю кусок, другой, но голод донимает всё больше. Подобные сны, с некоторыми вариациями, снились на протяжении всей блокады и ещё долго после войны. В школе первым уроком ставили какой-нибудь устный предмет. В это время возле печки разогревались чернильницы или плошка с чернилами. А уже на втором садились за парты без пальто. Вешалки находились в каждом классе. С особенным нетерпением ждали уроков по военному делу. Изучали устройство стрелкового оружия: винтовки, автомата, ручного пулемёта и гранат. Каждый готовился встать на защиту родного города, если обстоятельства сложатся так, как в рассказе Гайдара про Мальчиша-Кибальчиша. С этой целью ещё с лета стали собирать на окраинах недалеко от фронта, вдоль дорог около воронок от бомб и снарядов разнообразные боеприпасы, части стрелкового оружия. В одиночку не решались, «ударные группы» формировали по месту жительства. И не для забавы, нет. На тот случай, если фашистам удастся прорваться в город и сбросить десант. Вот тогда-то и было намерение у пионеров и октябрят пустить в ход свои боеприпасы. В нашем доме им посчастливилось собственными силами собрать винтовку и совсем немного не хватило для того, чтобы заработал автомат. А мне попал в руки мелкокалиберный однозарядный пистолет. За рисунки на шкафчиках в детском саду мне выдали немного больше 200 граммов хлеба. Возвращался домой, когда возле рынка меня остановил оборванный и измазанный одногодок. Оглянувшись, достал из-под пальтишка револьвер… – Хочешь заиметь такой?
– О! Ещё бы. Только у меня нет при себе денег. Может, поменяемся? – и вынул из кармана ломоть. – Согласен! Отдал ему хлеб и стал обладателем удобного и выгодного оружия. Однако четверым с одной винтовкой да ещё без навыков стрельбы нечего рассчитывать на успех. Из пистолета да ещё с близкого расстояния нетрудно уложить хоть одного фашиста. В стрелковом кружке удалось раздобыть 25 или 30 патронов (наш тир находился на четвёртом этаже дома пионеров), и в развалинах сделал несколько пробных выстрелов.
Перед временной эвакуацией школьников в июне 1941 года Татьяна Никандровна Осипова сфотографировалась с детьми – Олегом и Валентином (справа). Отчима в это время уже призвали в армию. После контузии его демобилизовали, а в мае 1942 направили на курсы подготовки офицерского состава. Семья переселилась в уцелевшее здание. Свободных квартир было много. Они выбрали жилище с солнечной стороны.
А на фронте шли жестокие бои. Артиллерийские залпы с военных кораблей на Неве не стихали уже несколько дней. Все ждали от этой канонады чего-то необыкновенного. И не ошиблись. Припоминаю, я прогуливался по Шестой линии, и возле Среднего проспекта внезапно встал, как вкопанный. В небе вспыхнули разноцветные ракеты, залив удивительным сиянием весь город. И оно было совсем не такое мертвенно-бледное, как от осветительной бомбы, которую фашисты сбрасывали с самолёта на парашюте перед началом бомбардировки. Свет вселял неимоверную радость, как и сама долгожданная весть – блокада прорвана! Знакомые и незнакомые смеялись, плакали и радовались, как дети. Теперь уже мои боеприпасы, наверное, не понадобятся, подумал с лёгким сожалением. И правда. Летом, во время рейдов комсомольцев и работников милиции наш тайник, как и сотни других, нашли и оружие изъяли. Обком комсомола, говорили, принял по этому вопросу специальное постановление. Стихийный сбор оружия объясняли недостаточной воспитательной работой родителей с детьми.
VIII
Из окна трамвая увидел художника. На деревянной треноге стояло не очень большое полотно, уже наполовину выписанное, а рядом саночки с чистыми рамками и всем необходимым для рисования. Вышел на следующей остановке и вернулся туда, где работал художник. Тогда ещё не имел понятия, как работают с масляными красками. Мне так хотелось его расспросить, но он не обращал внимания на зрителей за спиной. Этюд ещё был далёк от завершения и решил сначала съездить в магазин. Когда вернулся, художника уже не было. Да и что могло его заинтересовать тут, на берегу Невы. Засмотрелся на речку. Следом за невской, двигалась уже льдина Ладожского озера. Но всё это происходило не так, как весной 42-го, когда там и сям на льдинах виднелось разбитое военное имущество, тёмные пятна вмерзших в лёд людей, что погибли на Неве и Ладожском озере. С тихим шорохом ледяные глыбы наползали друг на друга, кружились на месте, разбрызгивая во все стороны солнечные зайчики. Возле воды как-то по-особенному чувствовалось дыхание весны.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.008 с.) |