Тенденции и основные направления развития стандартизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции и основные направления развития стандартизации



В Российской Федерации

Тенденции и основные направления развития стандартизации определяются четырьмя обстоятельствами: необходимостью использования опыта реформирования в Европейском сообществе, в частности принципов «нового подхода», который реализован в 23 европейских директивах; планом основных мероприятий Госстандарта России по реализации положений ФЗ о техническом регулировании; необходимостью актуализации действующего фонда национальных стандартов; необходимостью финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и за счет внебюджетных источников (средств хозяйствующих субъектов и пр.).

Основные принципы нового подхода следующие:

в директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения существенные требования безопасности;

— задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты (в России — на национальные стандарты);

— стандарты сохраняют свой добровольный статус;

— продукция, выпущенная в соответствии со стандартами, гармонизированными с директивой, рассматривается как соответствующая её существенным требованиям;

— факт соответствия гармонизированным стандартам, подтвержденный определенным способом (процедурой), является реализацией принципа презумпции соответствия;

— если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизированным стандартом (или такого нет), то он должен доказать соответствие продукции существенным требованиям директивы, как правило, с помощью третьей стороны.

План по реализации положений Федерального закона «О техническом регулировании», подготовленный согласно поручению Правительства Российской Федерации, базируется на трех принципах: во-первых, исходит из того, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии определено национальным органом по стандартизации; во-вторых, построен по статьям принятого Закона; в-третьих, направлен на разработку указанных в Законе документов.

Стандарты — неотъемлемая часть доказательной базы выполнения Технических регламентов. Поэтому важной задачей является актуализация действующего фонда. Для этого следует число национальных стандартов пополнять не менее чем на 10% в год от существующего фонда, то есть порядка 60 тыс. стандартов (в России за последние годы эта цифра составляет 1—2%).

В странах Евросоюза в техническое регулирование, прежде всего в стандартизацию, вкладываются огромные средства. Так, в странах — членах Евросоюза ежегодно разрабатывается более 1000 стандартов, на что уходит 7 млрд. евро. При этом существенная часть стандартов разрабатывается производителями. К сожалению, отечественная промышленность, в частности предпринимательские структуры, не торопятся вкладывать средства в создание стандартов, хотя во всем мире за их разработку платит тот, кто в них заинтересован.

Тем не менее в России имеется положительный опыт участия в стандартизации бизнесменов, отраслевых союзов и ассоциаций. Сознавая особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест-Москва, журнал «Стандарты и качество», Национальный фонд защиты потребителей.

Так, например, Национальный фонд защиты потребителей организовал и профинансировал разработку первого отечественного стандарта на йогурт. Союз мороженщиков России совместно с ОАО «Росмясомолторг» принял участие (в содержательном и финансовом плане) в разработке ГОСТ «Мороженое молочное, сливочное, пломбир. Общие технические условия».

Производители парфюмерно-косметической продукции России в 2002 г., создав Экспертный совет из представителей 16 компаний-производителей, в инициативном порядке разработали проект Технического регламента по парфюмерно-косметической продукции.

Из более 200 Технических регламентов, намеченных к разработке в 2004—2005 гг., 31 Tехнических регламентов подготовлен за счет собственных средств разработчика. Около 60% всех разработанных в 2002 г. стандартов (300 ГОСТ) составили государственные стандарты, разработанные предпринимательскими структурами.

Согласно перспективной программе разработки национальных стандартов к числу приоритетных отнесены национальные стандарты:

—гармонизированные с международными стандартами;

—обеспечивающие научно-технический прогресс;

—содействующие повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экологической безопасности, конкурентоспособности продукции и услуг, рациональному использованию ресурсов, технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

— способствующие проведению оценки рисков в сфере технического регулирования и сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений и т.д.

Контрольные вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.006 с.)