Компетенция органов исполнительной власти и местного самоуправления по управлении культурой. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенция органов исполнительной власти и местного самоуправления по управлении культурой.



Происходящие в последние годы перемены коснулись как роли и места культуры в общественной и экономической жизни, так и форм удовлетворения разнообразных культурных потребностей. В российской действительности это выразилось в изменении роли государства в поддержке отдельных отраслей и учреждений культуры. Реформирование сферы культуры вылилось в перенос многих финансовых обязательств перед учреждениями культуры на уровень региональных и муниципальных органов управления, в усиление рыночных начал в деятельности реформированных учреждений культуры. Именно на уровне региональных и муниципальных органов управления стали формироваться целевые установки по развитию сферы культуры и распределяться необходимые для этого ресурсы.

Термин "культура" представляет собой комплексное понятие, к определению которого существует множество подходов, обусловленных спецификой различных сфер общественной жизни - политической, экономической, социальной, духовной. В рамках данного исследования культура рассматривается как область экономической деятельности, которая направлена на создание, сохранение, распространение и потребление культурных продуктов и услуг, удовлетворяющих интеллектуальные, эстетические и духовные потребности человека и общества в целом.

На протяжении долгого времени культура оставалась вне поля зрения экономической теории. При этом маркетинг-микс продуктов и услуг в сфере культуры, носящих в основном нематериальный характер, происходит по другим законам, не характерным для благ отраслей материального производства, а также весьма отличающимся от других отраслей сферы услуг [24].

Для многих западных стран и России долгое время оставалась традиционной поддержка культурной деятельности со стороны царствующих особ, других представителей знати, торговцев и промышленников, выступающих в роли благотворителей, меценатов. В XX веке она была дополнена и укреплена государственной поддержкой в рамках концепции государства всеобщего благосостояния (прежде всего с различными модификациями в таких странах, как Швеция, Германия, Франция), ориентированной на высокие социальные расходы и полную занятость населения. Однако со временем этот подход был пересмотрен, и в некоторых странах (эта модель применялась в США, Великобритании, Австралии) государство стало лишь одним из доноров культурной деятельности наряду с благотворительными фондами, некоммерческими организациями, специализированными целевыми фондами организаций культуры и т.п. В настоящее время практически во всех зарубежных странах реализуется модель прямой или косвенной поддержки государством деятельности учреждений культуры и поощрения государством различных форм меценатской деятельности в культуре и искусстве [23].

Проведенные в прошедшие десятилетия реформы в России существенным образом изменили подходы к финансированию учреждений культуры. Если на протяжении 1990-х - 2000-х годов расходы федерального бюджета на культуру падали в абсолютном выражении, но сохранялись достаточно стабильными в относительном, то начиная с 2010-х годов данные расходы уменьшаются и в относительном исчислении.

Культура в настоящее время выступает средством хранения и передачи человеческого опыта и, несомненно, играет важную роль в жизни современного общества. Она является показателем общего уровня развития общества, связанного с мышлением людей, нормами этики и этикета, набором ценностей и правил поведения в обществе. Сохранение исторического и культурного наследия является обязательной функцией государства, поэтому вопросы административно-правового регулирования культурной деятельности, безусловно, являются актуальными.

В современных условиях государство является одним из основных субъектов социально-экономических отношений, а государственная услуга - прямым или косвенным результатом функционирования государства.

Под государственной услугой понимается деятельность при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органами, предоставляющими государственные услуги, являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местные администрации и иные органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия.

Перечень основных государственных услуг, предоставляемых федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, утвержден Приказом Министерства культуры РФ от 29 ноября 2011 г. N 1100 "Об утверждении Базового перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, кинематографии".

Основные требования к оказанию государственных услуг в сфере культуры и методы оценки качества их предоставления содержатся в нормативно-правовых актах: Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1; Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле"; Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Помимо них разработаны стандарты качества предоставления государственных услуг на уровне субъектов РФ. Все перечисленные нормативно-правовые акты содержат определенные подходы к оценке деятельности государственных учреждений культуры в части оказания госуслуг. На информационном портале государственных финансов представлены показатели объема и качества предоставления госуслуг в сфере культуры. Зачастую услуги учреждений культуры относят к общественным благам, несмотря на то что помимо индивидуальной полезности они имеют и социальную. Потребление культурных услуг создает два вида эффектов: первый связан с непосредственным потреблением услуг индивидуумами и получением эстетического удовольствия, художественной информации. Второй эффект направлен на прирост "социального капитала", который присваивается всем обществом. Именно этот эффект и оплачивается государством [26]. Однако в современных рыночных условиях наравне с опекаемыми благами, задача по удовлетворению потребностей в которых ложится на государство, остаются задачи по удовлетворению потребностей в групповых и индивидуальных культурных благах отдельных групп населения и индивидуумов соответственно.

Благодаря активному вовлечению региональных органов государственной власти, муниципальных властей, учреждений культуры, общественных некоммерческих организаций, а также коммерческих структур создаются дополнительные условия для удовлетворения потребностей в групповых и индивидуальных культурных благах.

Региональные и муниципальные власти оказывают поддержку отдельным группам населения в соответствии с региональными, этническими, конфессиональными особенностями региона и муниципалитета в рамках стратегий реализации культурной политики, стремясь к достижению целей и задач, определенных в рамках общенациональной культурной политики.

Государственные учреждения культуры также принимают участие в решении этих задач, предоставляя различным группам населения широкий комплекс услуг в сфере культуры, как платных, так и бесплатных. Общественные некоммерческие организации поддерживают интересы определенных сообществ, отдельных социально уязвимых слоев населения в целенаправленном обеспечении их культурными благами. Деятельность коммерческих структур направлена на целевые группы, заинтересованные в удовлетворении своих культурных потребностей на платной основе.

Широкий круг возможностей для использования ценности культурной деятельности определяет состав субъектов культурной политики государства. В документе Основы государственной культурной политики России [17] определены следующие субъекты: "органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью". Этот перечень дает лишь общее представление об участвующих в формировании и развитии культурной политики субъектах. Рассматривая культурную политику как процесс регулирования рыночных отношений по поводу производства и потребления услуг в сфере культуры, важно определить гораздо более широкий круг субъектов, участвующих в ее формировании.

Помимо органов государственной власти, задействованных в принятии решений по вопросам в сфере культуры на различных уровнях (федеральном, региональном и муниципальном), а также государственных и муниципальных некоммерческих унитарных организаций, оказывающих населению основные виды культурных услуг, по мнению автора, в число субъектов культурной политики необходимо включать зарубежные государственные некоммерческие организации, прежде всего культурные центры, осуществляющие деятельность на территории России, международные и межгосударственные организации, определяющие векторы развития культурной политики на международной арене и в рамках межгосударственного взаимодействия, а также российские и зарубежные коммерческие и некоммерческие организации, в число которых также входят благотворительные фонды, оказывающие поддержку в реализации культурных инициатив. Необходимо подчеркнуть, что субъекты культурной политики в своем многообразии представляют все современное глобализованное общество, заинтересованное в получении культурных услуг.

Приступая к анализу уровней управления процессом реализации культурной политики, нужно подчеркнуть, что глобализация современного общества обусловила необходимость рассмотрения управленческой вертикали как в масштабах национальных государственных границ, так и в рамках межнациональных, наднациональных и международных структур, в которые входит Российская Федерация.

На международном уровне усилия, предпринимаемые ЮНЕСКО в области культуры, направлены на сохранение всемирного культурного и природного наследия, сохранение нематериального культурного наследия, сохранение объектов культуры и борьбы с их незаконным оборотом, а также сохранение и поощрение разнообразия форм культурного самовыражения [4]. Развитие приоритетных направлений культурной политики ЮНЕСКО обеспечивается благодаря соблюдению государствами-членами норм международного публичного права, выраженных в принимаемых декларациях и конвенциях.

На межрегиональном уровне одним из наиболее ярких примеров разработки и реализации культурной политики является выработка общих основных направлений развития культурной политики для государств - членов Европейского союза, утверждаемых Советом Европейского союза. В настоящее время действующим программным документом, определяющим стратегические цели развития сферы культуры, является Европейская программа по культуре (European Agenda for Culture), утвержденная в 2007 году.

В России принципы и конкретные мероприятия европейской культурной политики реализуются через ряд региональных программ. Так, в рамках программы "Северное измерение", реализуемой с 1999 года, Европейский союз, Россия, Норвегия и Исландия разрабатывают программы по интенсификации приграничного сотрудничества и внешней политики в Балтийском и Арктическом регионах. Функционирование программы осуществляется через партнерства; одно из них - партнерство "Северное измерение" по культуре (ПСИК). В число основных задач ПСИК входит укрепление культурных связей, усиление культурного обмена и финансовая поддержка долгосрочных проектов в области креативных индустрий. Среди приоритетных направлений для взаимодействия выделяются креативные индустрии и культурно-познавательный туризм [15].

В настоящее время культурная деятельность в РФ определяется Основами законодательства Российской Федерации о культуре N 3612-1 от 9 октября 1992 г. [9] (которые были приняты еще до вступления в силу действующей Конституции РФ 1993 г. [1]), Гражданским и Налоговым [3] кодексами, Законами "О некоммерческих организациях" [8], "Об общественных объединениях" [5], а также Указом Президента РФ "О мерах государственной поддержки культуры и искусства" [10], согласно которому учреждены гранты Президента РФ в области культуры и искусства [17]. Ряд законодательных актов регулируют также вопросы авторского права, разгосударствления имущества, охраны культурно-исторического наследия.

В современных условиях многие нормы культурного и правового поля уже устарели, что приводит к определенным трудностям. Возникает необходимость принятия нового закона о культуре, над которым в данный момент ведется активная работа. Над одним из вариантов нового федерального закона о культуре работает Комитет по культуре Государственной Думы РФ, над другим - Министерство культуры РФ. Обсуждение целесообразности автономной работы различных ведомств над данным законопроектом мы оставим за рамками нашего исследования, отметим лишь только, что анализ законопроектов показывает, что тексты не были согласованы и взаимно увязаны, т.к. над документами работали разные рабочие группы.

В варианте, представленном Комитетом по культуре Государственной Думы РФ, основополагающим выступает концепция, основанная на системе гарантий прав и свобод человека, этнических и социально-демографических общностей в РФ, взаимосвязанной с закрепляемыми принципами и задачами государственной культурной политики и конкретными правовыми, экономическими, организационными, информационными механизмами. Предметом регулирования в проекте выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционных прав, свобод и обязанностей в сфере культуры, обеспечением государственных гарантий прав и свобод в сфере культуры, реализацией государственной культурной политики, и правовое положение участников культурной деятельности [11].

Законопроект, подготовленный Министерством культуры РФ, позволяет, с одной стороны, унифицировать подходы к регулированию сферы культуры, с другой - расширить спектр методов правового воздействия: наряду с традиционными запретами и предписаниями введена система стимулов и поощрений. Документ предусматривает инновационные подходы к экономическому регулированию сферы культуры, где основы протекционистской политики сочетаются с пересмотром роли публичных образований в сохранении и развитии культуры: от государства-мецената, государства-донатора - к государству-инвестору, государству-партнеру [13]. Возникает закономерный вопрос: готовы ли учреждения сферы культуры к подобным "партнерским" отношениям? В результате проведенного автором статьи в 2014 г. опроса руководителей учреждений культуры в 3 регионах РФ (Саратов, Пенза, Энгельс; N = 637) получены данные, показывающие, что 99% респондентов считают, что государство в современных социально-экономических условиях должно полностью финансировать сферу культуры. При отсутствии четко проработанных механизмов фандрайзинга (сбора добровольных пожертвований) и социального партнерства, законодательного обеспечения и традиции меценатства и спонсорства государство остается единственным гарантом (в т.ч. и экономическим) успешной реализации целей и задач в области культурной политики.

В результате обсуждений в декабре 2014 г. в Государственную Думу был подан первый, "думский", вариант документа, в котором фактически закрепляется уже сформировавшаяся "вертикаль": культурная политика будет определяться федеральным центром. Следующим шагом станет окончательная доработка документа. Были основания полагать, что закон будет принят в 2015 г., в России этот год был объявлен Годом литературы. Однако данный законопроект уже получил массу критических замечаний от экспертов в сфере культуры. На данный момент законопроект N 617570-5 "О культуре в Российской Федерации" все еще находится на рассмотрении. Дату рассмотрения переносили неоднократно. Последний раз Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом, было принято решение с учетом состоявшегося обсуждения отложить рассмотрение указанного проекта федерального закона.

Ныне действующая Концепция Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" [13] работает в условиях очевидного спада в развитии культуры, и ее задача - добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры. Помимо действующей федеральной целевой программы каждый регион разрабатывает областные целевые программы в сфере реализации культурной политики. Для приграничных территорий проекты партнерства имеют особое значение, определяя ключевые направления развития межрегиональных культурных инициатив. Участие отдельных субъектов России в межрегиональных проектах оказывает положительное влияние на расширение задач общероссийской культурной политики. Например, в декабре 2014 года в рамках ПСИК состоялся Международный форум "Культура как фактор роста", организатором которого выступило Министерство культуры России.

К примеру, целями политики в сфере культуры в Московской области являются:

- развитие единого культурного пространства на территории Московской области;

- расширение участия различных групп граждан в развитии сферы культуры в Мос

области, включая приобщение граждан к творчеству, культурному развитию, самообразованию;

- укрепление статуса Московской области как одного из центров культуры в Российской Федерации и мировом сообществе;

- сохранение культурно-исторического наследия Московской области на уровне, соответствующем современным мировым достижениям искусства, науки, технологий, управления.

Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области оказывают информационную, правовую, методическую поддержку организациям сферы культуры в Московской области в порядке и на условиях, определенных законодательством [14].

Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют бюджетное финансирование проектов в сфере культуры, имеющих общественно значимый результат, реализуемых организациями в сфере культуры в Московской области, в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством и законодательством Московской области.

В Московской области осуществляется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере культуры при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

- охрана и содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое или культурное значение;

- благотворительная деятельность в сфере культуры;

- деятельность в сфере культуры, искусства, образования в сфере культуры и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

- деятельность, направленная на сохранение, поддержку и развитие народной культуры, художественных традиций, фольклора, семейного творчества, а также на поддержку творческих работников.

Порядок определения объема и предоставления поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в сфере культуры в Московской области исполнительными органами государственной власти Московской области, в том числе порядок отбора указанных организаций, устанавливается Правительством Московской области.

Формы и механизмы государственно-частного партнерства в сфере культуры в Московской области устанавливаются Законом Московской области "Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве".

Разработанные в регионах стратегии предусматривают цели и приоритеты развития сферы культуры, представляют собой анализ ситуации, вызовов и тенденций, предлагают комплекс мер правового, экономического и организационного характера для координации действий участников, определяют важнейшие целевые индикаторы и показатели.

На национальном уровне разрабатываются концептуальные подходы к культурной политике, являющиеся определяющими для всех субъектов и уровней власти. Они воплощены в общенациональные проекты и программы. Например, до недавнего времени в России активно разрабатывались и утверждались федеральные целевые программы, задающие основные векторы развития сферы культуры и социокультурного пространства. Так, в настоящий момент реализуется Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" [13], координатором которой является Министерство культуры Российской Федерации. Среди целей и задач программы, часть из которых напрямую связана с обеспечением возможности для реализации гражданами своих прав, предусмотренных Конституцией (создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности), можно выделить те, которые направлены на повышение качества предоставляемых услуг и подготовки кадров в сфере культуры и искусства в условиях высокого уровня развития информационно-коммуникационных технологий (создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры; информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиции лучших российских школ и требованиям современности), а также те цели и задачи, которые связаны с богатым культурным наследием, - выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации.

В условиях многообразия культур народов России на региональном уровне решаются актуальные для данной территории задачи по развитию культурной сферы, воплощенные в стратегиях развития и программных документах. Они призваны учитывать социокультурные особенности региона с целью наиболее эффективного использования имеющегося культурного потенциала региона и доступных ресурсов. Развитие межрегионального взаимодействия способствует решению некоторых задач совместными усилиями субъектов.

Стратегии развития отрасли культуры определяют приоритетные направления культурной политики на долгосрочную перспективу в соответствии с существующими национальными и региональными стратегиями социально-экономического развития для достижения целей регионального развития.

Каким образом законодательно регламентируется деятельность учреждений культуры на местах, в муниципальных образованиях? Учреждение культуры (бюджетное) осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ или оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, зафиксированных в учредительных документах и строго соответствующих государственному (муниципальному) заданию. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Бюджетные учреждения решают задачи в рамках приоритетных национальных проектов и проектов развития регионов. Решающую роль в распределении целевых субсидий, таким образом, играют органы государственного и местного самоуправления, исполняющие роль учредителей и осуществляющие функции главного распорядителя средств бюджета. Все основные документы, по которым осуществляется деятельность учреждения культуры субъекта РФ в сфере культуры, ссылаются на Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [6]. Между тем Основы законодательства Российской Федерации о культуре N 3612-1 от 9 октября 1992 г. [9] не упоминаются ни в одном документе, т.е. финансирование ведомственной целевой программы, отвечающей за развитие культуры в муниципальном образовании, в своих расчетах опирается на экономические показатели.

Муниципальный (местный) уровень управления разработкой и реализацией культурной политики отличает тесная связь с населением и высокая степень адаптивности, по сравнению с другими уровнями, к его социокультурным потребностям. Кроме того, на муниципальном уровне обычно возможно более тесное межведомственное взаимодействие, что позволяет использовать комплексные подходы к решению вопросов [22]. Особое внимание уделяется формированию социокультурного пространства с акцентом на приобщение к культурной жизни детей и молодежи, обеспечение доступа к культурным ценностям всех слоев населения, организацию и проведение культурных событий.

Благодаря культурным проектам, реализуемым на местном уровне, с одной стороны, удовлетворяются запросы населения, а с другой стороны, достигаются цели и задачи культурной политики, обозначенные в программных документах на разных уровнях.

Именно региональный и муниципальный уровни управления разработкой и реализацией культурной политики позволяют решать специфические задачи, характерные для конкретных территорий, определяемые экономическими, демографическими, геополитическими и другими факторами. Однако в действующем законодательстве существует ряд неточностей в определении полномочий органов власти в области культуры [24]. Ключевыми проблемами являются расплывчатость формулировок в области культуры на региональном и муниципальном уровнях; некорректность разграничения полномочий в области культуры между публично-правовыми образованиями; узость круга полномочий, осуществляемых органами власти в области культуры. В результате исследования предусмотренных законодательством полномочий в области культуры, проведенного Е.Л. Игнатьевой [23], был сделан вывод о том, что необходимо уточнить функционал органов управления культурой в федеральных законах, регламентирующих конкретные направления культурной деятельности.

Между тем в сфере культуры довольно много видов деятельности, подходить к которым с экономическим измерителем просто опасно. В настоящее время эффективность деятельности учреждений культуры измеряется количественными, а не качественными показателями. Эффективность "культурного продукта" имеет не сиюминутное, а отложенное значение. Однако пока сама культура не научится предъявлять обществу результаты своего труда в понятных для общества терминах, избавиться от "остаточного принципа" финансирования будет очень сложно.

Несомненно, идея экономической эффективности сферы культуры привлекательна и плодотворна, она требует последовательного развития механизма привлечения различных источников финансирования в сферу культуры. Законотворческая база данной проблематики основывается прежде всего на Федеральном законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", который был принят Государственной Думой 7 июля 1995 г. [4]. Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов РФ. Если в случае с негосударственными некоммерческими организациями в тексте закона все более и менее понятно, основные рычаги взаимодействия прописаны и сформулированы, то вот с учреждениями социальной сферы государственной и муниципальной подведомственности вопрос остается открытым.

24 октября 2014 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон N 327-ФЗ "О меценатской деятельности" [7], целью которого является сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования, в области культуры и искусства. До конца 2014 г. планировалось два дополнения к данному законопроекту: первое - об установлении налоговых льгот для меценатов, второе - об упрощении предоставления благотворителям-иностранцам гражданства РФ. В том же году были разработаны: проект Федерального закона N 624310-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О меценатской деятельности" и проект Федерального закона N 624319-6 (касающийся иностранных граждан) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О меценатской деятельности". Последний из них в январе 2015 г. был отдан на доработку и находится на рассмотрении. А первый законопроект был снят с рассмотрения в апреле 2015 г.

Анализ круга субъектов культурной политики и управленческой вертикали в области ее формирования и реализации позволяет сделать вывод о том, что данные субъекты выступают в качестве заказчиков значительной части услуг в сфере культуры, используя данные услуги для решения следующих задач культурной политики:

- удовлетворение социокультурных потребностей различных групп населения;

- сохранение, возрождение и развитие культурных традиций в рамках регионального, этнического, историко-культурного подходов;

- привлечение детей и юношества к активному потреблению культурных благ и услуг;

- повышение квалификации творческих работников и обмен опытом между работниками учреждений культуры;

- создание имиджа культурной дестинации на основе формирования культурного ландшафта территории;

- укрепление и развитие международных, межрегиональных, побратимских связей в области культуры.

Развитие событийной деятельности в сфере культуры, в частности организация и проведение фестивалей культуры, способствует решению этих и других задач культурной политики. Далее фестивали культуры будут рассмотрены как вид культурных событий, представляющих собой систему услуг, производимых в интересах различных субъектов культурной политики и являющихся инструментами ее реализации.

Таким образом, определено, что услуги в сфере культуры характеризуют ряд особенностей, обусловливающих необходимость разработки специального механизма, который бы обеспечивал удовлетворение потребностей всех групп населения в культурных благах. К числу особенностей относятся: роль производства услуг в сфере культуры в содействии решения задач социально-экономического развития; подверженность "болезни цен"; слабое развитие рыночных отношений; существование широкого круга потребителей услуг; наличие ограничений в оценке последствий потребления услуг; участие в производстве услуг организаций креативных индустрий, носящих коммерческий характер.

Проведенное исследование показало, что в общественной поддержке культурной деятельности помимо государства должны участвовать другие субъекты культурной политики, в том числе благотворительные фонды, специализированные целевые фонды организаций культуры, некоммерческие организации, представляющие собой гражданское общество, коммерческие структуры, удовлетворяющие потребности и запросы населения, определенных групп и индивидуумов в опекаемых, групповых и индивидуальных благах.

В современных условиях общенациональная культурная политика государства является открытой к воздействию как внешних, так и внутренних факторов. Ее формирование происходит на нескольких уровнях - международном, межгосударственном и национальном, а реализация осуществляется на региональном и муниципальных уровнях с учетом особенностей развития территорий. Выстроенная управленческая вертикаль по своему характеру является мягкой, то есть в определенных частях она носит директивный, а в определенных - индикативный или рекомендательный характер.

Государство, опираясь на нормативную и законодательную базу, экономические и символические ресурсы, определяет главные приоритеты культурной политики, а также основные механизмы их реализации. В современных условиях необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.004 с.)