Акты Президента, их юридическая сила. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты Президента, их юридическая сила.



Президент РФ по вопросам своего ведения принимает следующие нормативные акты: 1) указы Президента РФ – это нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.; 2) распоряжения Президента РФ – это акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т. е. по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам.

Они носят властный, прямой характер и обязательны на всей территории РФ для всех субъектов правоотношений.

Указы и распоряжения имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ и регулируют отношения по организации и функционированию исполнительной власти в РФ. Главное отличие указов и распоряжений Президента РФ, состоит в предмете регулирования акта: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение – по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться в Федеральном Собрании, ратифицироваться или получать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом РФ.

Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Официальное опубликование – это публикация текста указов Президента РФ в редакции, подписанной Главой государства, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях либо обнародованы по телевидению и радио, распространены по почте государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям.

Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания.

Указы Президента РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Если акты Президента РФ не подлежат официальному опубликованию, то они вступают в силу со дня их подписания либо в иной срок, если он установлен Президентом РФ.

Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Правительство РФ в соответствии с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В этом случае эти акты прекращают свое действие, прекращают свое действие также акты, принятые на основании этого неконституционного акта Президента РФ.

Не подлежат проверке Конституционным Судом акты Президента РФ по жалобам граждан и ненормативные его акты.

 ТЕМА 2. Законодательная (представительная) власть в системе государственного управления.

2.1 Выборные представительные органы современных государств.

Выборный орган- коллегиальный орган государственной власти или орган местного самоуправления, избираемый непосредственно гражданами на основе всеобщего равного прямого избирательного права, обладающий в соответствии с законодательством правом представлять интересы населения, принимать от его имени властные решения, обязательные для исполнения на соответствующей территории. См. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Органы государственной власти федеральные, Органы местного самоуправления.

Понятие "выборный орган" и "орган" нетождественны. Первое отличает специальный признак, заключающийся в формировании органа власти непосредственно гражданами в результате проведения выборов. Порядок формирования выборных органов, срок и порядок осуществления их полномочий определяются в нормативно-правовых актах.

К федеральным выборным органам в соответствии с конституционными положениями относится Государственная Дума Федерального Собрания - нижняя палата парламента, состоящая из депутатов, избираемых непосредственно гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного прямого избирательного права. Статус Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Выборными органами субъектов Российской Федерации являются представительные законодательные органы государственной власти, формируемые в результате проведения выборов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Наименования и статус названных выборных органов определяются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством.

Выборными органами муниципальных образований выступают коллегиальные органы местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами, проживающими на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии с уставами муниципальных образований выборные органы могут наделяться представительными, нормотворческими, исполнительно-распорядительными и контрольными функциями. Статус выборных органов закрепляется в уставах муниципальных образований, принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 14 Федеральный закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наличие в муниципальных образованиях выборных органов местного самоуправления является обязательным.

Избирательное законодательство содержит специальное регулирование в отношении участия выборных органов в избирательных действиях и действиях по подготовке и проведению референдума. Например, предусматривается участие выборных органов в процессе формирования избирательных комиссий и комиссий референдума. Согласно положениям ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания назначает треть состава Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В соответствии с нормами ст. 23 названного закона половина состава избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также окружных комиссий при проведении выборов в федеральные органы назначается законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации. Такое назначение должно производиться, в том числе, на основе предложений выборных органов местного самоуправления. Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участковых комиссий производится представительными органами муниципальных образований.

 

Представительный орган муниципального образования — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать своё конституционное право на осуществление власти на уровне местного самоуправления.

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ,городской округ с внутригородским делением, внутригородской район).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

· 7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

· 10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

· 15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

· 20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

· 25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

· 35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

· принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

· утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

· установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

· принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

· определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

· определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

· определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

· определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

· контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

· принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

 

 

Двухпалатная структура Федерального Собрания. Правовые взаимоотношения между палатами

 

. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, хотя тоже без достаточных формальных оснований, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:

1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации;

2) неодинаковая компетенция палат – к их ведению относятся в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия;

3) разный порядок формирования палат;

4) особенности представительной природы каждой палаты, о чем уже говорилось выше.

Состав палат

Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации – по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г.*, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.021 с.)