О достоверности исторической публицистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О достоверности исторической публицистики



Нет историков старорежимных и нет историков либеральных. Есть профессиональные историки, стремящиеся познакомиться с максимальным количеством доступных источников, выявить степень их надёжности (внутренняя и внешняя критика источников, как говорят профессиональные историки) и поделиться полученными выводами с читателями, зрителями и слушателями. А есть историки, которые в угоду политической, экономической или ещё какой-либо конъюнктуре выдают на-гора свои собственные догадки и предположения как реальные факты реальной истории. И если этот пунктир домыслов долбит нас постоянно и не ослабевая, то уже кажется, что именно так и было и иначе быть просто не могло.

Так были ли в действительности многие десятки миллионов репрессированных, о которых говорят и пишут многие современные авторы?

В данной статье используются лишь подлинные архивные документы, которые хранятся в ведущих российских архивах, прежде всего – в Государственном архиве Российской Федерации (бывший ЦГАОР СССР) и Российском государственном архиве социально-политической истории (бывший ЦПА ИМЛ).

Попробуем, опираясь на документы, определить реальную картину уголовно-правовой политики СССР в 30–50-е годы ХХ века. Для начала две таблицы, составленные по архивным материалам.

Сравним архивные данные с теми публикациями, которые появлялись в России и за рубежом. Например, Р.А. Медведев писал, что «в 1937–1938 гг., по моим подсчётам, было репрессировано от 5 до 7 миллионов человек: около миллиона членов партии и около миллиона бывших членов партии в результате партийных чисток конца 20-х и первой половины 30-х годов; остальные 3–5 миллионов человек – беспартийные, принадлежавшие ко всем слоям населения. Большинство арестованных в 1937–1938 гг. оказались в исправительно-трудовых лагерях, густая сеть которых покрыла всю страну».

Предположив, что Р.А. Медведеву известно о существовании в системе ГУЛАГа не только исправительно-трудовых лагерей, но и исправительно-трудовых колоний, остановимся сначала более подробно именно на исправительно-трудовых лагерях, о которых он пишет.

Из таблицы № 1 следует, что на 1 января 1937 года в исправительно-трудовых лагерях находился 820881 человек, на 1 января 1938 года – 996367 человек, на 1 января 1939 года – 1317195 человек. Но нельзя, автоматически складывая эти цифры, получить общее количество арестованных в 1937–1938 годы.

Одна из причин состоит в том, что ежегодно определённое число заключённых после отбытия срока заключения или по другим причинам освобождалось из лагерей. Приведём и эти данные: в 1937 году из лагерей было освобождено 364437 человек, в 1938 году – 279966 человек. Путём несложных подсчётов получим, что в 1937 году в исправительно-трудовые лагеря поступило 539923 человека, а в 1938 году – 600724 человека.

Таким образом, по архивным данным, в 1937–1938 годах общее количество заключённых, вновь поступивших в исправительно-трудовые лагеря ГУЛАГа, составило 1140647 человек, а не 5–7 миллионов.

Но и эта цифра мало что говорит о мотивах репрессий, то есть о том, кем были репрессированные.

Следует отметить очевидный факт, что среди заключённых были арестованные как по политическим, так и по уголовным делам. В числе арестованных в 1937–1938 годах были, разумеется, и «обычные» уголовники, и арестованные по печально известной статье 58 УК РСФСР. Думается, что прежде всего именно этих людей, арестованных по 58-й статье, и следует считать жертвами политических репрессий 1937–1938 годов. Сколько же их было?

В архивных документах имеется ответ и на этот вопрос (см. таблицу № 2). В 1937 году по статье 58 – за контрреволюционные преступления – в лагерях ГУЛАГа находилось 104826 человек, или 12,8% от общего числа заключённых, в 1938 году – 185324 человека (18,6%), в 1939 году – 454432 человека (34,5%).

Таким образом, общее число репрессированных в 1937–1938 годах по политическим мотивам и находящихся в исправительно-трудовых лагерях, как видно из приведённых выше документов, следует уменьшить с 5–7 миллионов по крайней мере в десять раз.

Обратимся к ещё одной публикации уже упомянутой В. Чаликовой, которая приводит такие цифры: «Основанные на различных данных подсчёты показывают, что в 1937–1950 годы в лагерях, занимавших огромные пространства, находилось 8–12 миллионов человек. Если мы из осторожности примем меньшую цифру, то при норме лагерной смертности 10 процентов… это будет означать двенадцать миллионов погибших за четырнадцать лет. С миллионом расстрелянных «кулаков», с жертвами коллективизации, голода и послевоенных репрессий это составит не менее двадцати миллионов».

Вновь обратимся к архивной таблице № 1 и посмотрим, насколько правдоподобна данная версия. Вычитая из общего количества заключённых число освобождавшихся ежегодно по окончании срока наказания или по другим причинам, можно сделать вывод: в 1937–1950 годах в исправительно-трудовых лагерях побывало около 8 миллионов человек.

Представляется целесообразным ещё раз напомнить, что далеко не все заключённые были репрессированы по политическим мотивам. Если мы вычтем из их общего числа убийц, грабителей, насильников и других представителей уголовного мира, станет ясно, что через исправительно-трудовые лагеря за 1937–1950 годы по «политическим» статьям прошло около двух миллионов человек.

О раскулачивании

Перейдём теперь к рассмотрению второй крупной части ГУЛАГа – к исправительно-трудовым колониям. Во второй половине 20-х годов в нашей стране сложилась система отбывания наказаний, предусматривающая несколько видов лишения свободы: исправительно-трудовые лагеря (о которых было сказано выше) и общие места заключения – колонии. В основу такого деления был положен срок наказания, к которому приговаривался тот или иной заключённый. При осуждении на малые сроки – до 3 лет – наказание отбывалось в общих местах лишения свободы – колониях. А при осуждении на срок свыше 3 лет – в исправительно-трудовых лагерях, к которым в 1948 году добавилось несколько особых лагерей.

Вернувшись к таблице № 1 и имея в виду, что в среднем в исправительно-трудовых колониях находилось 10,1% осуждённых по политическим мотивам, можно получить предварительную цифру по колониям за весь период 30-х – начала 50-х годов.

За 1930–1953 годы в исправительно-трудовых колониях побывало 6,5 миллиона человек, из них по «политическим» статьям – около 1,3 миллиона человек.

Скажем несколько слов о раскулачивании. Когда называют цифру 16 миллионов раскулаченных, судя по всему, пользуются «Архипелагом ГУЛАГ»: «Был поток 29–30-х годов, в добрую Обь, протолкнувший в тундру и тайгу миллионов пятнадцать мужиков, а как-то и не поболе».

Обратимся вновь к архивным документам. История спецпереселения начинается в 1929–1930 годах. 18 января 1930 года Г. Ягода направил постоянным представителям ОГПУ на Украине, в Белоруссии, на Северном Кавказе, в Центрально-Чернозёмной области, Нижне-Волжском крае директиву, в которой предписывал «точно учесть и телеграфно донести, из каких районов и какое количество кулацко-белогвардейского элемента полагается к выселению».

По результатам этой «работы» была составлена справка Отдела спецпоселений ГУЛАГа ОГПУ, в которой указывалось количество выселенных в 1930–1931 годах: 381026 семей, или 1803392 человека.

Таким образом, опираясь на приведённые архивные данные ОГПУ–НКВД–МВД СССР, можно сделать промежуточный, но, как представляется, весьма достоверный вывод: в 30–50-е годы по «политическим» статьям было направлено в лагеря и колонии 3,4–3,7 миллиона человек.

Причём эти цифры вовсе не означают, что среди этих людей не было реальных террористов, диверсантов, изменников Родины и т.д. Однако для решения такой проблемы необходимо изучать другие архивные документы.

Подводя итоги изучения архивных документов, приходишь к неожиданному выводу: масштабы уголовно-правовой политики, связанной со сталинским периодом нашей истории, не слишком отличаются от аналогичных показателей современной России. В начале 90-х годов в системе Главного управления исправительных дел СССР находилось 765 тысяч заключённых, в СИЗО – 200 тысяч. Почти такие же показатели существуют и в наши дни".

http://skurlatov.livejournal.com/1224546.html

СПРАВКА: Дугин, Александр Николаевич. 1944 г.р. Окончил Московский историко-архивный госинститут. Преподавал в Высшей юридической заочной школе. Кандидат исторических наук (1988), тема диссертации «Органы Московской городской милиции в 1917-1930 гг».

ДОПОЛНЕНИЕ 1.

О.В.Лавинская «Внесудебная реабилитация жертв политических репрессий в СССР в 1953-1956 гг». Кандидат исторических наук (2007).

Ряд работ содержат цифровые выкладки о количестве реабилитированных, при этом наблюдается серьезный разброс в данных: от 258 322 человек в 1952-1962 (1) до 737 182 (2) и даже 800 тысяч человек (3). По подсчетам Главной военной прокуратуры в 1954-1960 гг. реабилитированы 530 тыс. осужденных в 30-е годы, в том числе более 25 тыс. репрессированных внесудебными органами (4). Не опираясь на документальные данные, исследователи порой завышают их число. Так, в «Черной книге коммунизма» читаем, что «в 1956-1957 ГУЛАГ покинули уже около 310 000 «контрреволюционеров» (5). По подсчетам В.П.Наумова, в результате работы комиссий 1956 г. «сотни тысяч заключенных в лагерях как политические преступники были освобождены и вернулись к родным очагам» (6) В другом месте он говорил о миллионе заключенных и ссыльных, получивших свободу после XX съезда (7). Хотя согласно архивным источникам, число политических заключенных в лагерях на 1 января 1956 г. составляло «всего» 113 735 человек (8), а в течение марта-октября 1956 г. из лагерей было выпущено 51 тысяча человек (9)

1. Из интервью с начальником Отдела реабилитации Главной военной прокуратуры Купцом. //Московские новости. 1996. 24-31 марта. С.14.

2. XX съезд КПСС и его исторические реальности. М. 1991. С.63

3. Книга памяти жертв политических репрессий. Казань. 2000.

4. Расправа. Прокурорские судьбы. М., 1990. С. 317.

5. Черная книга коммунизма. М. 1999. С.248.

6. Наумов В.П. Н.С.Хрущев и реабилитация жертв политических репрессий. // Вопросы истории. 1997. № 4. С.31.

7. Наумов В.П. К истории секретного доклада Н.С.Хрущева. // Новая и новейшая история. 1996. №4.

8. Данные взяты из доклада МВД СССР в ЦК КПСС от 5 апреля 1956 г. В кн.: ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960. М. 2000. С.165.

9. См.: ГА РФ. Ф. Р-7523. Оп. 89. Д. 8850. Л. 66. Роговин, ссылаясь на публикацию в № 4 «Исторического архива» за 1993 г., называет цифру - 50 944 человека. См.: Роговин В. Ук. соч. С.472.

http://www.dissercat.com/content/vnesudebnaya-reabilitatsiya-zhertv-politicheskikh-repressii-v-sssr-v-1953-1956-gg

ДОПОЛНЕНИЕ 2:

В РФ с 1992 года реабилитировано по решению комиссий около 640 000 чел.

 

2. НОВОСТИ По Закону РФ №1761-1

 «О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ»

2.1. В Думу внесли законопроект о выплатах реабилитированным жертвам репрессий на покупку жилья. Речь идет о возможности получать жилье в тех населенных пунктах, где они проживали до применения к ним насильственных мер.

2.2. МОСКВА, 17 июня. /ТАСС/. Депутаты фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов и Галина Хованская внесли в Госдуму законопроект о выплатах реабилитированным жертвам политических репрессий советского периода на приобретение или строительство жилья в местности, где они проживали. Текст документа в среду размещен в думской электронной базе данных.

"Гарантируется однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем по прежнему месту жительства путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения", - говорится в тексте.

Речь идет о праве реабилитированных лиц, утративших жилье из-за репрессий, получать жилье в тех населенных пунктах, где они проживали до применения к ним насильственных мер. "Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом", - уточняется в законопроекте. По словам лидера "Справедливой России" Сергей Миронова, документ поможет решить проблемы 300 реабилитированных жертв политических репрессий, желающих вернуться на прежнее место жительства. "Как правило, это люди преклонного возраста, многие из них могут не дождаться заселения, если государство срочно не выделит деньги на покупку квартир. Нужно срочно принять поправки в законодательство и выделить деньги, чтобы люди смогли переехать на свое прежнее место жительства. Фракция "Справедливая Россия" предлагает выделять средства в течение одного года со дня подачи заявления на получение выплаты", - цитирует Миронова его пресс-служба.. Согласно финансово-экономическому обоснованию, реализация инициативы потребует не более 1,4 млрд рублей из федерального бюджета. При этом часть расходных обязательств могут взять на себя субъекты РФ, считают справороссы. Как отмечается в пояснительной записке, законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного суда (КС) РФ от 10 декабря 2019 года по жалобам жительницы Кировской области Алисы Мейсснер, Елизаветы Михайловой из Владимирской области и Евгении Шашевой из Республики Коми. КС указал, что федеральный законодатель должен урегулировать условия и очередность предоставления жертвам репрессий жилых помещений по прежнему месту жительства.

2.3. МОСКВА, 11 июл - РИА Новости. Правительство РФ одобрило изменения в статью закона о реабилитации жертв политических репрессий, сообщается на сайте кабмина.

Законопроектом предлагается уточнить нормы о принятии на учет реабилитированных людей и их родственников, в том числе выехавших для воссоединения с репрессированным членом семьи в случае возвращения на прежнее место жительства.

Отмечается, что субъектами РФ принятие на учет и обеспечение жильем реабилитированных лиц и членов их семей должно осуществляться независимо от срока их проживания в местах, в которые они возвращаются, места жительства, имущественного положения и наличия оснований для признания их нуждающимися в жилье.

"Одобрить проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и внести его в Государственную Думу в установленном порядке", - говорится в сообщении.

22 июня, 12:33

2.4. Москва. 20 августа. ИНТЕРФАКС - Глава президентского совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов рассчитывает на скорое принятие изменений в федеральный закон о реабилитации жертв политических репрессий. "Мы подготовили проект федерального закона "О внесении изменений в закон о реабилитации жертв политических репрессий" и ряд других законодательных актов. Сейчас он прошел практически все согласования и застрял на согласовании с министерством финансов. Но я думаю, что мы преодолеем и эту преграду", - сказал М.Федотов на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

Он напомнил, что в России принята концепция государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. "Сегодня этот документ утвержден правительством. Если уж мы добились того, что утверждена концепция государственной политики в этой сфере, то я убежден, что мы добьемся и принятия соответствующего федерального закона. Это процесс, это поэтапная работа, системная, спокойная, не терпящая никаких истерик, это работа, которую совет делает и будет продолжать делать", - сказал он.М.Федотов пояснил, что проект федерального закона предполагает изменения в трех законах."Во-первых, закон о реабилитации жертв политических репрессий дополняется специальной статьей о формах увековечивания памяти жертв политических репрессий. На сегодняшний день в этом законе говорится только про реабилитацию, и ничего не говорится про увековечивание", - заявил он.Кроме того, предполагается внесение изменений в закон о некоммерческих организациях."Вносятся изменения в закон об НКО в части расширения перечня видов деятельности, которые относятся к деятельности социально ориентированных НКО. Туда, помимо других видов деятельности, включается и деятельность по увековечиванию памяти жертв политических репрессий", - сказал М.Федотов.Кроме того, предполагаются и поправки в закон о погребении и похоронном деле."Эта поправка касается мемориальных кладбищ, мемориализации вновь обнаруженных захоронений, определенные обязанности возлагаются на органы местного самоуправления, и так далее", - отметил глава СПЧ.

По его словам, "Минфин традиционно считает, что этот закон принимать не надо, поскольку он предполагает дополнительные бюджетные ассигнования, дополнительную нагрузку на бюджет". "Мы же считаем, что никакой дополнительной нагрузки на бюджет не потребуется, потому что если, например, на грантовую поддержку НКО выделяются 4,5 млрд рублей, то от того, что появляется еще один вид социально ориентированной деятельности, эта сумма не увеличится и не уменьшится", - заключил М.Федотов.

Что касается места для памятника жервам репрессий, то, по словам главы СПЧ, оно уже определено. "Это пересечение Садового кольца и проспекта академика Сахарова. Место хорошее, там сейчас просто автостоянка, и проекты, которые были представлены на конкурс, они учитывают окружающую архитектурную среду ", - сказал М.Федотов.

Он сообщил, что высота памятника, предположительно, будет минимум шесть метров.

"Памятник предполагается, что будет все-таки надземным, а не подземным, хотя довольно много было проектов со всякими подземными вариациями. Высота его будет минимум шесть метров, может быть, выше. Он будет хорошо виден, это будет большой и видимый издалека памятник, который, я надеюсь, станет одной из достопримечательностей нашего города", - сказал М.Федотов. Он уточнил, что окончательный вариант памятника будет выбран 30 октября. М.Федотов также сообщил, что в президентском Совете по правам человека готовятся к встрече с главой государства. "Мы надеемся, что встреча состоится в сентябре-октябре. Это будет традиционная встреча президента с советом", - сказал "Интерфаксу" в рамках пресс-конференции глава СПЧ. По его словам, к встрече члены СПЧ готовят доклады по основным направлениям работы, которая была проделана СПЧ в течение года. "Это здравоохранение, НКО, транспорт, увековечение памяти жертв политических репрессий и другие вопросы", - сказал М.Федотов. Он также прокомментировал инициативу о переименовании станции метро "Войковская"."Идея переименовать станцию метро "Войковская", по-моему, абсолютно правильная. И важно то, что это должно решаться людьми, живущими там", - заявил М.Федотов.Он пояснил, что сознание многих людей не связывает название станции "Войковская" с какими-либо историческими событиями. "Для очень многих людей имя Войкова и вообще название "Войковская" не имеет вообще никакого символического смысла, не связана вообще ни с каким конкретным лицом", - сказал М.Федотов. "Но если люди считают, что нужно переименовать, значит, нужно переименовать, тем более, что кто такой Петр Войков, мы с вами знаем", - сказал М.Федотов. При этом глава президентского совета высказался против введения запрета на советскую символику в России."Что касается запрета советской символики, это наша история, зачем ее запрещать, запретный плод всегда сладок, как известно. Поэтому это, я думаю, излишне", - заявил М.Федотов.Кроме того, он предложил сделать из Мавзолея на Красной площади филиал Исторического музея."Мы давно уже предлагали вариант сделать его филиалом Исторического музея, где есть свои экспонаты. Посетители смогут ознакомиться с устройством Мавзолея, технологией, которая там реализована, его историей", - сказал глава СПЧ.Отвечая на вопрос о возможном захоронении тела Ленина, М.Федотов сказал, что "такой вопрос мы не ставили".Со своей стороны член СПЧ, культуролог Даниил Дондурей в связи с инцидентом на выставке в "Манеже" заявил об отсутствии определенной оценки случившегося со стороны государства. По его словам, это может привести к сокращению международного музейного сотрудничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.021 с.)