Экранизации произведений А. П. Чехова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экранизации произведений А. П. Чехова



«Анна на шее»

(1954, реж. И. М. Анненский)

 

1. По-Вашему, умеет Пётр Леонтьевич Соболев любить?

2. Как Вы считаете, можно ли посочувствовать Модесту Алексеевичу?

3. Есть ли за что пожалеть Петра Леонтьевича?

4. Анна стала содержанкой. Удивительно ли это? Почему это произошло?

5. Почему рассказ А. П. Чехова и эта экранизация так называются?

6. Как, по-Вашему, дальше сложится судьба Анны? Почему?

«Попрыгунья»

(1955, реж. С. Самсонов)

 

1. Все говорят о талантливости Ольги Ивановны. Талантлива ли она?

2. Люди искусства, окружающие Ольгу Ивановну, безусловно, талантливы. Почему же они, несмотря на это, изображаются в фильме с иронией?

3. Дымов ― сильный и умный человек, почему он позволяет Ольге Ивановне так собой помыкать?

4. Почему умер Дымов, человек, как кажется, крепкого душевного и нравственного здоровья?

5. В образе Коростылёва видны черты А. П. Чехова. Какие?

7. В чём по сути сходство «Попрыгуньи» с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», к которой эта экранизация отсылает, и в чём отличие от неё?

 

«Дама с собачкой»

(1959, реж. И. Е. Хейфиц)

                                                     

1. Почему во время «исповеди» Анны Сергеевны Гуров ест арбуз? И почему Анна Сергеевна даже не замечает этого?

2. Почему Гуров, придя в клуб, сразу же начинает пить и так много?

3. Предположите, почему Гуров работает в банке, если по образованию он филолог и если у него есть музыкальный талант?

4. Почему Гуров вдруг едет к Анне Сергеевне, в другой город?

5. В сцене в театре в поведении мужа Анны Сергеевны подтверждаются ли ранние её слова о том, что её муж ― лакей?

6. Курортные романы редко перерастают во что-то серьёзное. Почему же у А. П. Чехова в «Даме с собачкой» это произошло?

 

«Дом с мезонином»

(1960, реж. Я. Л. Базелян)

                                                     

1. Кто Вам кажется более правым с точки зрения убеждений – художник или Лидия? Почему?

2. Счастливы ли жильцы дома с мезонином?

3. Какое главное отрицательное качество в Лидии Волчаниновой Вы бы выделили?

4. Сочувствуете ли Вы художнику, потерявшему Мисюсь, которую сестра отправила в Пензенскую губернию?

5. Почему рассказ А. П. Чехова и эта экранизация так называются?

6. Пока я смотрел эту экранизацию, мне вспомнилась Розалия Землячка. Как Вы думаете, почему?

«В городе С.»

(по мотивам повести А. П. Чехова «Ионыч»)

(1966, реж. И. Е. Хейфиц)

 

1. Семья Туркиных, вроде бы, очаровательна. Но что с ними, по мнению А. П. Чехова, не так?

2. Почему Дмитрий Ионович не женился на Екатерине Ивановне, ведь она, кажется, была бы для него хорошей партией? Хорошо ли, что он не женился?

3. Сочувствуете ли Вы Екатерине Ивановне? Да? Нет? Почему?

4. Почему, как Вы думаете, Дмитрий Ионович стал Ионычем? 

5. Почему авторы этой экранизации назвали её «В городе С.», отойдя от чеховского названия?

6. В этой экранизации присутствуют отсылки к другим произведениям А. П. Чехова. К каким?

«Семейное счастье»

(по мотивам рассказов А. П. Чехова «От нечего делать», «Нервы», «Мститель», «Предложение»)

(1969, реж. С. А. Соловьёв, А. С. Шейн, А. И. Ладынин)

 

1. Почему в этой экранизации Николай Андреевич Капитонов ходит с треснувшей линзой в очках? Ведь он состоятельный человек, он легко может купить новые очки?

2. Могут ли, по-Вашему, Капитоновы вернуть семейное счастье? Нет? Почему? Да? Как?

3. В чём, как Вы думаете, причина того, что Фёдору Фёдоровичу Сигаеву изменила супруга, которую он, кажется, очень любит?

4. Иван Васильевич Ломов и Степан Степанович Чубуков давно друг друга знают, симпатизируют друг другу, они соседи. В чём главная причина их постоянных размолвок?

5. В чём схожи все мужчины — главные герои этих четырёх новелл?

6. Почему авторы этого киноальманаха назвали его «Семейное счастье»?

«Дядя Ваня»

(по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова)

(1970, реж. А. С. Михалков-Кончаловский)

 

1. Как Вы думаете, верна ли характеристика Ивана Петровича Войницкого, данная им Александру Владимировичу Серебрякову как учёному?

2. Кто виноват в разочаровании Ивана Петровича Войницкого в профессоре Серебрякове?

3. Почему Соня так спокойно просит дядю Ваню вернуть доктору Астрову морфий, ведь этот морфий нужен Войницкому для самоубийства, и все это понимают?

4. Наверное, было бы хорошо, если бы доктор Астров откликнулся на признание Сони. Но почему, как Вы думаете, этого не происходит?

5. Зачем А. П. Чехову оказались нужны в этой пьесе Мария Васильевна Войницкая и Иван Иванович Телегин?

6. Будет ли, как Вы считаете, всё по-старому, как говорит профессору Серебрякову Войницкий в финале пьесы? Да? Нет? Почему?

7. Безысходна ли, по Вашему мнению, эта чеховская пьеса? Да? Нет? Почему?

 

«Чайка»

(по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова [1896])

(1970, реж. Ю. Ю. Карасик)

 

1. На Ваш вкус, талантлив ли Константин Гаврилович Треплев?

2. На Ваш вкус, талантлив ли Борис Алексеевич Тригорин?

3. На чьей Вы, скорее, стороне в ссоре между Ириной Николаевной Аркадиной и Ильёй Афанасьевичем Шамраевым по поводу лошадей?

4. Кто виноват в том, что Нина Заречная пала духом?

5. Почему, как Вы думаете, застрелился Константин Треплев?

6. Безысходна ли, по Вашему мнению, эта чеховская пьеса? Да? Нет? Почему?

7. В чём заключается символизм образа чайки в этой пьесе?

 

«Плохой хороший человек»

(по мотивам повести А. П. Чехова «Дуэль»)

(1973, реж. И. Е. Хейфиц)

 

1. Почему разговоры Ивана Андреевича Лаевского и Надежды Фёдоровны о труде в поте лица спустя годы оказываются несбыточными? Возможна ли в принципе такая жизнь для них? 

2. Кто по образованию и роду занятий Лаевский и Николай Васильевич фон Корен? Как эта разность обуславливает их конфликт? Каковы ещё причины для их дуэли?

3. Почему у доктора Самойленко не получается примирить так любимых им «Ваню» и «Колю»?

4. Философия фон Корена в фильме напоминает фашизм. Что в ней фашистского?

5. Почему прагматичный фон Корен и чудаковатый дьякон Победов приятельствуют?

6. Фон Корен ― фашист на словах. Является ли он фашистом на деле? Кто в этом фильме действительно ведёт себя как фашист?

7. Почему Лаевский не вызывает на дуэль его (см. предыдущий вопрос), а стреляется с фон Кореном?

8. Фон Корен говорит в конце, что никто из них — ни он, ни Лаевский — не победитель. Прав ли он?

 

«Каштанка»

(по мотивам одноимённого рассказа А. П. Чехова [1887])

(1975, реж. Р. Г. Балаян)

 

1. Почему разговоры Ивана Андреевича Лаевского и Надежды Фёдоровны о труде в поте лица спустя годы оказываются несбыточными? Возможна ли в принципе такая жизнь для них? 

 

«Степь»

(по мотивам одноимённой повести А. П. Чехова)

( 1977, реж. С. Ф. Бондарчук)

 

1. Охарактеризуйте мировоззрения о. Христофора и Ивана Ивановича Кузьмичёва.

2. Почему поведение Моисея Моисеича и Соломона при явном их различии производит впечатление одинаково напряжённого, негармоничного?

3. В чём причина злости Дымова? Плохой ли он человек?

4. В чём трагичность судьбы Емельяна?

5. Какой опыт вынес Егорушка из своего путешествия по степи? Что он для себя открыл?

6. Говорят, что главным героем этой повести является степь. Согласны ли вы с этим утверждением?

 

«Мой ласковый и нежный зверь»

(по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте»)

(1978, реж. Э. Лотяну)                                                              

 

1. Оленька в фильме с таким увлечением говорит о грозе и с таким интересом смотрит на уличного затейника с электрическим ящиком ― почему?

2. Почему граф Карнеев, несмотря на предупреждение врача о его скорой смерти от цирроза печени, продолжает много пить?

3. Почему Оленька выходит замуж за Урбенина, если она любит Камышева? Зачем в фильме она поместила своё лицо в фигуру помещицы Шеффер?

4. Могла ли Ольга Скворцова избежать своей смерти?

5. Зачем Камышев принёс рукопись, которая, по сути, разоблачает его, редактору журнала?

6. Кто в этой повести и в этой экранизации является положительным персонажем?

 

«Чёрный монах»

(по мотивам одноимённой повести А. П. Чехова [1893])

(1988, реж. И. В. Дыховичный)                                               

 

1. Есть ли, по-Вашему, что-то общее между Ковриным и Песоцким?

2. Почему не удалось излечить Коврина? Можно ли было его излечить? Если да, то как?

3. Как Вы считаете, может ли гений быть психически нормальным?

4. Как Вы считаете, может ли гений не быть по ту сторону добра и зла?

5. Жаль ли Вам кого-нибудь в этой истории? Да? Нет? Почему?

6. Есть мнение, что Коврин, разговаривающий с Чёрным монахом, похож на Ивана Карамазова. Согласны ли Вы с этим? Если нет, то почему? Если да, то чем именно похож?

 

«Три сестры»

(по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова [1900])

(1964, реж. С. И. Самсонов)                                                     

 

1. Есть ли, по-Вашему, что-то общее между Ковриным и Песоцким?

«Сад»

(по мотивам пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»)

(2008, реж. С. Овчаров)

                                                             

1. Почему Любовь Андреевна Раневская не соглашается на предложение Лопахина о спасении имения?

2. Симпатична ли вам Раневская? Да? Нет? Почему?

3. Почему в день, когда идут торги и продаётся имение, в усадьбе Раневской устраивают бал?

4. Почему Лопахин не женится на Варе, хотя все говорят об их скорой женитьбе как о факте и логически обосновывают её?

5. В чём сходство и в чём различие между Петей Трофимовым и Лопахиным?

6. Почему Лопахин сначала пытается предложить решение по спасению вишнёвого сада, а затем покупает его и вырубает?

7. Комичны ли Епиходов и Шарлотта?

8. Фирс часто повторяет слово «недотёпа». К чему или к кому в «Вишнёвом саде» оно относится?

 

Темы для эссе

 

1. Сравните изображение русской дворянской усадебной жизни в фильме режиссёров-братьев Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» и «Дворянское гнездо» А. Кончаловского. В чём сходство и в чём их отличия?

2. Найдите и охарактеризуйте основные мотивы чеховской прозы, на которых построен фильм Н. Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».

3. Найдите и охарактеризуйте основные мотивы чеховской прозы, на которых построен фильм К. Муратовой «Чеховские мотивы».

4. В «Княжне Мери» И. Анненского Печорина играет Анатолий Вербицкий, в «Бэле» и «Тамани» С. Ростоцкого ― Владимир Ивашов, в «Герое нашего времени» А. Котта ― Игорь Петренко. Чем отличаются образы, созданные этими актёрами?

5. Ориентируясь на книги и экранизации, сравните Яшу из «Вишнёвого сада» А. П. Чехова и Смердякова из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Что общего между этими персонажами и чем они отличаются друг от друга?

6. Ориентируясь на книги и экранизации, сравните Бэлу из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова («Бэла») и Марьяну из «Казаков» Л. Н. Толстого («Кавказская повесть»). Что общего между этими персонажами и чем они отличаются друг от друга?

7. Найдите и охарактеризуйте основные мотивы гоголевской прозы, на которых построен сериал П. Лунгина «Дело о «Мёртвых душах»». По-Вашему, Н. В. Гоголю пришёлся бы по душе этот сериал?

8.

 

 

                                                                                

 

 

Электронные ресурсы

Сайты с информацией об отечественном кино:

 

1. «РУСКИНО»: http://ruskino.ru

2. «КиноПоиск»: http://www.kinopoisk.ru

3. «Фильм.ру»: http://www.film.ru

4. «Киноэксперт»: http://kinoexpert.ru

5. «Афиша»: http://www.afisha.ru

6. «Киномания»: http://kinomania.ru

7. «Киноман»: http://kinoman.ru

8. «Кино-театр»: http://www.kino-teatr.ru

9. «Энциклопедия отечественного кино»: http://2011.russiancinema.ru

10. «Наше кино»: http://nashekino.ru

 

Сайты, с которых можно скачать кинофильмы:

1. «ArjLover»: http://film.arjlover.net/film/

2. «RuTracker»: http://rutracker.org

3. «YouTube»: http://www.youtube.com

4. Социальная сеть «В Контакте»: http://vk.com/

 

Сайты, посвящённые русской литературе:

 

1. «Русская виртуальная библиотека»: http://www.rvb.ru

2. «Электронная библиотека Максима Мошкова»: http://www.lib.ru

3. «Библиотека Комарова»: http://ilibrary.ru

4. «Электронная библиотека "ModernLib.ru"»: http://modernlib.ru

5. «Электронная библиотека "ImWerden"» http://imwerden.de

 

 

 


Дубаков Л. В.

                                                             

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Учебное пособие

 

Редактор Б. С. Гречин

 

ГОУ СПО ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж)

им. Л. В. Собинова»

150000, Ярославль, ул. Собинова, 5

http://www.muzsob.ru

http://vk.com/sobinov_interactive

 

Подписано в печать 13.05.2015

Гарнитура «Бук Антиква», «Таймс Нью Роман».

Тираж 50 экз.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.044 с.)