Органы государственной власти Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственной власти Российской Федерации



Механизм государства – это единая система органов, посредством которых государство реализует государственную власть. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Признаки механизма государства:

1) целостность: механизм государства представляет из себя целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов;

2) иерархичность: механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя из себя сложную властную пирамидальную структуру; вышестоящие органы имеют больше власти, больше полномочий, чем нижестоящие;

3) особый состав: государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства, состоят из специально подготовленных людей;

4) специальные цели деятельности: фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства;

5) материально-техническая обеспеченность;

6) формирование по воле государства.

Основной элемент механизма государства – это наличие органов государственной власти, через которые осуществляется государственная деятельность.

Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующие в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов, которые в своей совокупности образуют единую систему.

Признаки органов государственной власти: создаются и действуют от имени государства; действуют на основе законов; выполняют предоставленные ему функции и в зависимости от своей компетенции; наделены властными полномочиями, его решения принимаются от имени государства.

Признаки государственного органа:

1) является самостоятельным элементом механизма государства;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основании нормативных правовых актов;

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

5) имеет соответствующую компетенцию – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций;

6) состоит из государственных служащих и подразделений;

7) для осуществления своих целей и задач имеет необходимую материальную базу;

8) обладает определенным правовым статусом;

9) действует на определенной территории;

10) имеет право на издание юридических актов (как правовых, так и правоприменительных).

В структуре государственного аппарата выделяется четыре уровня:

1) государственные органы (есть властные полномочия);

2) государственные учреждения (нет властных полномочий);

3) государственные служащие;

4) служащие - лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но компетенцией не обладающие (в отличие от государственных служащих).

Классификация государственных органов:

1) по порядку образования:

а) избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации РФ);

б) избираемые иными государственными органами – производные (Правительство РФ);

2) по форме реализации государственной деятельности:

а) законодательные (представительные – парламент);

б) исполнительно-распорядительные (правительство);

в) судебные;

г) контрольно-надзорные (прокуратура);

3) по срокам полномочий – постоянные и временные;

4) по порядку осуществления компетенции –коллегиальные и единоличные;

5) по объему полномочий – высшие и местные.

Принципы деятельности органов государственной власти

Конституция РФ закрепляет принципы деятельности органов государственной власти:

1)соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы личности по социальному назначению принято разделять на политические, социально-экономические, личные и культурные.

Политические права и свободы личности – это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям и др.

Личные права и свободы – это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства, свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др.

Социально - экономические права и свободы - этовозможности личности в сфере производства и распределения материальных благ. К ним относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право наследования и др.

Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и др.

Различают общие и специальные права личности.

Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам независимо от половой, социальной, религиозной, профессиональной и иной принадлежности. К ним относятся избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и др.

Специальные права – это особенности права, отражающие специфику различных групп населения. Например, права военнослужащих, права пенсионеров, права депутатов и др.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что проявляется также в уведомительном принципе их реализации – дополнительного разрешения государственных органов для этого не требуется. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

2)народовластие, т.е. именно народ обладает правом наделять конкретные органы властью и соответствующими полномочиями;

3)федерализм – единство системы государственной власти;

4)разделение властей - все ветви государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной, контрольной) независимы друг от друга;

5)законность – обязательное соблюдение государственными органами всех законов и иных правовых актов;

6)светскость – взаимное невмешательство церкви и государства в дела друг друга [1].

Конституция Российской Федерации предусматривает наличие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).

Органы законодательной власти — это Федеральное собрание Российской Федерации; народные, государственные и законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Главной особенностью законодательных органов является необходимость их избрания непосредственно народом. Решения законодательных органов обязательны для исполнения всеми другими органами соответствующего уровня, всеми нижестоящими государственными органами и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные. Федеральное собрание Российской Федерации является федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, относятся к региональным органам, действующим в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава Председателей. Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Органы исполнительной власти — это Правительство Российской Федерации (высший орган федеральной исполнительной власти), а также министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства), возглавляемые Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти, либо избираются народом.

Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федерации и состоит из Председателя (который назначается с согласия Государственной Думы), его заместителей и федеральных министров по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

Органы исполнительной власти делятся по территориальному признаку на федеральные и субъектов федерации. По характеру полномочий различают органы исполнительной власти общей компетенции (ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности) и специальной компетенции (ведающие отдельными отраслями или сферами). Следует также различать органы исполнительной власти коллегиальные (Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации) и единоначальные (например, министерства).

Органы судебной власти — Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, другие федеральные суды, а также суды субъектов федерации.

Судебные органы

Это самостоятельный вид органов государства. Они разрешают различные имущественные и иные правовые споры, контролируют исполнение законов, дают их толкование. Существенная особенность судебной деятельности, в отличие от деятельности законодательной и исполнительной, состоит:

а) в ее независимости от любой иной власти и подчинении только закону;

б) в детальной регламентации всего порядка применения норм права;

в) в обязательности вступивших в законную силу актов судебных органов (постановлений, приговоров, решений) для всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Государственно-властная деятельность судов по разрешению юридических дел называется правосудием. В соответствии с п.2 ст. 118 Конституции РФ, в нашей стране установлены четыре формы правосудия:

1) конституционное судопроизводство;

2) гражданское судопроизводство (подразделяется на разрешение гражданских дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

3) административное судопроизводство;

4) уголовное судопроизводство.

Отправление правосудия строится на демократических принципах, закрепленных Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» [1], к которым относятся: равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; несменяемость судей; гласность; состязательность и равноправие сторон в процессе; участие граждан в осуществлении правосудия; национальный язык судопроизводства и др.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе».

Все федеральные суды РФ разбиты на четыре подсистемы (блока):

1) Конституционный Суд РФ;

2) суды общей юрисдикции;

3) военные суды;

4) арбитражные суды.

Конституционный суд Российской Федерации решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального собрания и Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.

Верховный суд Российской Федерации возглавляет систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов.

Суды общей юрисдикции состоят из федеральных судов субъектов Российской Федерации (судов субъектов Российской Федерации и городских или районных судов), а также мировых судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из судов округов, апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов федерации, а также Суда по интеллектуальным правам, которые рассматривают экономические споры.

 

Правоохранительные органы

 

Систему правоохранительных органов государства составляют:

а) органы прокуратуры;

б) органы внутренних дел;

в) органы юстиции;

г) Следственный комитет Российской Федерации;

д) Федеральная служба безопасности;

е) Федеральная служба исполнения наказаний;

ж) Федеральная служба судебных приставов

з) Росгвардия и др.

Кроме государственных органов к правоохранительным можно также отнести некоторые негосударственные органы, основной задачей которых является защита прав и свобод граждан. Это: адвокатура, нотариат и др.

Особое место в системе правоохраны занимает прокуратура, задачей которой является надзор за исполнением законов на всей территории России, в том числе и другими правоохранительными органами.[2]

Суть прокурорского надзора состоит в выявлении, пресечении, устранении и предупреждении нарушений законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Прокурорский надзор охватывает сферу управления и контроля, оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, исполнение наказаний применение иных принудительных мер.

Кроме надзора, прокуратура в уголовно-процессуальном порядке осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления. В частности, инициирует возбуждение уголовного дела и производство расследования, передает дело в суд с обвинительным заключением и поддерживает государственное обвинение в суде. Прокуроры участвуют в судебном рассмотрении и гражданских дел. Еще одна функция прокуратуры – координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации, районные и городские прокуратуры, а также специализированные прокуратуры – военные, транспортные, природоохранные, по надзору за законностью в местах лишения свободы. Для обеспечения независимости прокуратуры Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор, в свою очередь, назначает прокуроров всех звеньев.

Органы внутренних дел обеспечивают охрануобщественного порядка на улицах и в других общественных местах, во время массовых мероприятий или в особых условиях (крупные аварии, стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации). Для предупреждения и раскрытия преступлений осуществляется оперативно-розыскная, экспертно-криминалистическая, следственная деятельность. Большое значение имеет работа данного правоохранительного органа по предупреждению преступлений, обеспечению противопожарной безопасности и безопасности дорожного движения, охране объектов собственности по договорам. Специальные подразделения органов внутренних дел ведают исполнением уголовных наказаний, содержанием, охраной, конвоированием и этапированием лиц, заключенных под стражу.

Основную нагрузку по охране общественного порядка и борьбе с преступностью несет полиция, которая действует на основании Федерального закона «О полиции» [3] и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Задачами полиции являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ст.1).

В статье 2 обозначены основные направления деятельности полиции:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности;

10) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Одна часть полиции – криминальная полиция – занимается предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений, а другая - полиция общественной безопасности - призвана решать вопросы местного масштаба через подразделения патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, участковых уполномоченных, по делам несовершеннолетних и т.д.

Система органов внутренних дел включает министерство РФ, министерства внутренних дел республик, управления в других субъектах федерации, городские и районные органы внутренних дел, а также специализированные подразделения.

Стратегические вопросы безопасности являются предметом деятельности Совета Безопасности при Президенте РФ, однако сам Совет правоохранительной деятельностью не занимается. Ведущая роль в данной сфере принадлежит Федеральной службе безопасности, действующей на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 года [4].

Функции ФСБ составляют: противодействие мероприятиям иностранных спецслужб (контрразведка), разведка по вопросам безопасности, раскрытие и расследование преступлений против безопасности (шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот оружия и т.д.). В настоящее время полномочия органов безопасности определены в законе и не допускают контроля за взглядами и убеждениями граждан.

Некоторые правоохранительные функции выполняют также Федеральная пограничная служба РФ (например, оперативно-розыскную деятельность и дознание по делам о нарушении Государственной границы), органы внешней разведки, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, таможенные, налоговые и иные органы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.038 с.)