Логопедических заданий для выполнения дома с родителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедических заданий для выполнения дома с родителями



Картотека речевых игр и

Логопедических заданий для выполнения дома с родителями

По лексической теме

«Перелётные птицы»

(подготовительная группа)

 

 

 


                                                                                  

                                                                                                  Составитель

                                                                                                                            Учитель-логопед

                                                                                                                            Михайлова  

                                                                                                                            Светлана Леонидовна

 

Кто как кричит?»

Утка: «Кря – кря» - крякает

Грач: «Кра – кра» - …

Кукушка: «Ку – ку» - …

Журавль: «Курлы – курлы» - …

6. «Подбери слова-действия»

1 вариант: Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо.

Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.

Птичка из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.

Птичка в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.

2 вариант.

Подбери слова-действия (не менее трех действий):

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм…).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (кукует, летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда)

Журавль… (курлычет),

Утка…(крякает).

7. «Какой, какая?» Подбери признаки (не менее трех признаков):

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

8. «Как улетают птицы?» возьми много пуговиц и разложи их так, как улетают:
гуси, утки, лебеди - вереницей;
журавли - клином;
ласточки, грачи, скворцы - вереницей;
кукушки - поодиночке.

 

Птицы улетают на юг - кто и когда?»

Взрослый называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, затем спрашивает ребёнка; если есть предметные картинки, то выкладываются все птицы, затем последовательно убираются)

Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.

Конец сентября – аисты, кукушки.

Середина октября – цапли.

Лебеди, утки, гуси с первыми морозами.

 

10.«Чем питаются птицы?» (полный ответ)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

 

Какая – чем?»

- Какая у тебя перелетная птица и чем ты ее угостишь?

- У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.

- У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.

- У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.

 

12. Игра «Чем мы угостим?». Взрослый  называет птицу, а ребёнок должен сказать, чем она питается.

Угощу … грача — червяком, журавля — рыбой,        скворца — жуком,

ласточку — комаром,            кукушку — гусеницей.

 

ИГРА «Добавь слово».

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

 

Перелётные птицы. Грамматические упражнения

(грамматический строй речи).

 

Назови детёныша птицы»

1 вариант:

грач            – грачонок –     грачата

аист             - аистёнок -      аистята

стриж           -               -      …

журавль       - журавлёнок -      журавлята

кукушка       - кукушонок -      кукушата

лебедь        -    …    -      лебедята

скворец       - скворчонок -      скворчата

утка             —утенок     -      утята

гусь             - гусёнок   -      гусята

2 вариант: “У кого кто” с перекидыванием мяча.

У кукушки – кукушонок
У журавля - журавлёнок
У скворца - скворчонок
У лебедя - лебеденок
У утки - утенок

У аиста – аистенок

У дрозда – дрозденок

У щегла – щеглёнок

У гуся -        гусёнок

У дрозда - дрозденок

2. Д/игра “Кто с кем улетает осенью на юг?”

Летят журавли на юг (со своими)... журавлятами.

Летят утки на юг (со своими)... утятами.

Летят гуси на юг (со своими)... гусятами.

Летят аисты на юг (со своими)... аистятами.

Летят лебеди на юг (со своими)... лебедятами.

3. «Чьи крылья?»

у журавля – журавлиные

у гуся - …

у грача - …

у соловья - …

4. Образуй признак (от предметов):

лебедь – лебединая …   соловей — …                журавль — …

утка — …                     птица — ….

Стая уток (какая стая?) - утиная, журавлей -..., лебедей -..., гусей -...

5. Упражнение  «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?

крыло – крылышко         крылья – крылышки    птенец – птенчик

перо – перышко             голова – головка        шея – шейка

ноги – ножки                 лапы – лапки              клюв – клювик

глаз – глазик                 глаза – глазки,           птенец – птенчик

хвост – хвостик              гнездо – гнездышко    кукушка – кукушечка

журавль - журавлик

6.Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже


1 вариант:

он грач –         они грачи        -          много грачей

он стриж –       они …         -     много …

он аист –         они …         -      много   аистов

он скворец        они…               -                 много…

она ласточка – они ласточки -     много … ласточек

она кукушка –   они …          -     много … кукушек

 

2 вариант: “Один - много” с перекидыванием мяча.

Кукушка – кукушки,    журавль - журавли,        скворец - скворцы,

соловей - соловьи,      жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,
утка - утки,                ласточка – ласточки,      дрозд - дрозды,

аист – аисты                                   цапля – цапли,               грач - грачи

 

3 вариант

Одна птица, а много… (птиц).               Один птенец, а много (птенцов).

Одно гнездо, а много (гнёзд).                Один грач, а много…(грачей).

Один лебедь, а много…(лебедей).           Одна утка, а много…(уток).

Один жаворонок, а много… (жаворонков). Один гусь, а много…(гусей).

Один скворец, а много… (скворцов).

(Одна ласточка, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло).

4 вариант

лебедь – лебеди         скворечник — …   птица — …     грач — … журавль — …                  соловей — …        перо – …        аист — … клюв — …

 

5 вариант «Кого много в лесу?» (словоизменение)
В лесу много скворцов

(ласточка, соловей, аист, грач, журавль, жаворонок,  кукушка)

 

7. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):


лебедь – нет лебедя     скворечник — …   птица — …    грач — … журавль — …                   соловей — …        перо – …      аист — … клюв — …

 

8. Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):

1 вариант:

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Один соловей — два соловья — пять соловьев

одна кукушка — две кукушки — пять кукушек

один скворец – два скворца – пять скворцов

(аист, грач, журавль)

2вариант: Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. Посчитайте с ребенком до 5:

Один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов.

1 грач, 2..., 3..., 4..., 5...
одна утка, две…, три…, четыре…, пять…

Один гусь, два…, три…, четыре…, пять…

3 вариант: Д/игра «Сколько птичек улетело?» (цифры 2, 5)

Посмотри внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Ответь «Сколько птиц улетело?» Ответь полным предложением.

Образец: Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек.

Улетело 2 лебедя, а потом еще 5 лебедей.  

4 вариант «Один – два - пять» (игра с мячом)

Одна ласточка, две ласточки, пять…

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

Одна птица, две птицы, пять птиц.

Один аист, два аиста, пять аистов.

Один гусь, два гуся, пять гусей.

Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

9.«Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):

Птица улетает, а птицы... (улетаЮТ)

(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

10. «Гнездо и птица» (изображение гнезда и птицы)

– Что это? (Гнездо).

– А это? (Птица).

– Где сидит птица? (Птица сидит в гнезде).

– Откуда вылетела птица? (Птица вылетела из гнезда).

– Куда села птица? (Птица села на гнездо/ за гнездом/ перед гнездом/ около гнезда).

 

11. «Из двух – одно» Образование сложных прилагательных.

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв – красноклювый.

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у гуся, у него длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)

Если у утки, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая)

......у нее лапы с перепонками. Значит они.... (Перепончатые)

Если у грача, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

Развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть)

Слушание «Песнь жаворонка» П. Чайковского.

Чтение художественной литературы о перелетных птицах:

Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая шейка"

Г. Андерсен «Дюймовочка»

В. Гаршин "Лягушка путешественница" («Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Гадкий утёнок»).

Кто больше, кто меньше?

Кто из них больше и кто меньше: ласточка и грач, соловей и кукушка, скворец и аист...

Отгадай и выучи загадку»

 «Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда»

Ответ нарисовать. Назвать части тела птицы.

4.Придумать загадку-описание о любой птице.

 

5. Составь предложение из слов:
Скворец, тёплые края, прилетать.
Гнездо, высиживать, грач, птенцы.
Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные.

Небо, летать, кричать, журавль, большой.

Болото, утки, крякать, громко.

Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.

 

6.Составление рассказа. Описать птицу по схеме:

(опорная схема для составления рассказа).

Смотрим на птицу – говорим, кто это.

Смотрим на домик – говорим, где эта птица гнездится.

Смотрим на круги – говорим, какая птица (большая или маленькая).

Смотрим на цвета – говорим, какого цвета перья.

 

7. Составь рассказ по схеме о соловье.

1. Зимующая или перелётная птица?

2. Почему их так называют?

3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

4. Чем питается?

5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Образец. Соловей - это перелётная птичка. Соловей маленький. серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла,длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище - гнездо.

 

Задание на тренировку слухового внимания

Прилетели птицы».

- Я буду перечислять птиц, если услышишь что-нибудь другое, то топай ногами.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, му-хи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, ма-ка-ро-ны.

Прилетели птицы: чибисы, синицы, галки, ко-ма-ры, кукушки и чижи.

Прилетели птицы: голуби, ку-ни-цы, поползни, овсянки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и скворцы. Все вы молодцы!

Задание. Назвать перелётную птицу на звук:

[А], [У], [И], [П], [М].

 

2. Задание «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Перелётные птицы» и на каждый слог хлопает в ладоши).

(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)

3. Задание «Поймай гласные звуки в этом слове» (добиваемся полного ответа).

Напр.: ЛАСТОЧКА. ЛАС-ТОЧ-КА, в этом слове 3 слога, значит 3 гласных звука: А -О - А.

Задание. «Спрячь слово в ладошках», «Поймай перышко –звук».

Для этого нужно прохлопать название птицы по слогам и выделить гласные звуки из слов-названий птиц.

5. Задание «Первый звук – последний звук» нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

Это ласточка. Первый звук в этом слове [Л]. Последний звук [А]. В слове ЛАС-ТОЧ-КА - три слога.

6.Задание «Что за перелётнуюптицу я загадала?»

Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)

Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

7.Задание. Составь название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову:

гриб, рак, апельсин, часы (грач)

дом, рак, яблоко, зонт, дом (дрозд)

апельсин, игла, слон, таз (аист)

Отгадай и выучи загадки:

Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?


Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко, значит,

Дождик где-то близко. (ласточка)

 

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном

из травы и глины (ласточка)

Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)


 

В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

(Жаворонок)


На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его … (скворец)

 

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец –

Он и лётчик, и певец. (Скворец)



Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг. (грач)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

Нос у него белый.

Сам он чёрный, очень проворный,

Друг садов и полей,

Поедает червей. (Грач)


Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек –

бестолковых попрыгушек 

(журавль).

Клином выстроились птицы,

Им на месте не сидится.

Закурлыкали вдали,

Чудо-птицы - … (Журавли)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

По поднебесью веревка протянулась.

(Журавль).


Вдоль по берегу гуляет.

На лягушек нападает.

На носу повисла капля,

А зовется птица… (Цапля)


Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот… (соловей)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …(Соловей)


Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной. (соловей)

- Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)


Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счёт годам ведут… (кукушки).

Никогда не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)


Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех,

Выгибает грозно шею.

Назови ее скорее! (Лебедь)

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех

Выгибает гордо шею,

назовем ее скорее? (лебедь)


Он гогочет и шипит,

Он имеет грозный вид.

На широких красных лапах.

Для гусят он просто папа (Гусь).

- Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это (гусь)


Этот старый наш знакомый:

он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

2.«Четвертый лишний» (назвать лишнее и объяснить свой выбор)

Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это - птица, а остальные - животные)

Скворец, собака, кукушка, соловей.

воробей, голубь, журавль, синица.

скворец, журавль, лебедь, снегирь (3-х перелётные птицы и одна зимующая)

утка, соловей, грач, свиристель

жаворонок, ласточка, аист, синица;

дятел, кукушка, гусь, трясогузка.

грач, лебедь, утка, ворона

ласточка – снегир ь – скворец – аист

воробей – грач – журавль – цапля

сорока – соловей – кукушка – ласточка

цапля – голубь – аист – грач

ворон а – кукушка – журавль – соловей.

голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Сорока, гра ч, снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь, аист.

ласточка, воробей, грач, скворец.

Ворона, аист, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, ласточка.

Голубь, кукушка, цапля, журавль

3. Игра «Нелепицы»: — Послушай предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

Развитие мелкой моторики.

1. Нарисуйте или наклейте изображения перелетных птиц (с изображением птицы): утка, гусь, ласточка, аист, цапля, грач. Помогите ребенку запомнить их названия.

 

2. Игра "Закрась и назови". Различать насекомоядных, болотных и водоплавающих птиц.
Рассмотрите и назовите птиц. Закрасьте кружки цветными карандашами: возле насекомоядных птиц - зеленым цветом, возле водоплавающих - синим, возле болотных - желтым цветом.

 

 

3. Игра «Собери птичку». (из различных геометрических фигур собрать птичку: голова, туловище, 2 крыла, хвост).

 

Пальчиковая гимнастика:

1. Тили- тели, тили- тели-                                   (Машут ладошками).

На юг птицы полетели!

Полетел скворушка-.   (Поочередно загибают пальцы на обеих руках,

Серенькое перышко.                        начиная с мизинца левой руки)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

Все собрались, улетели,                              (Машут ладошками).

Песни грустные запели.        (Указательным и большим пальцами

                                                                 делают клюв «Птицы поют»)

2. Пой-ка подпевай-ка                                                          (хлопки)

Десять птичек- стайка, 

Эта птичка – соловей,          (загибание пальцев по-одному пальцев)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан                                                                       

Птички, птички по домам. Спрятать пальцы за спину или сжать в кулачки)

3. «Птичка»

Птичка перышки помыла,

Птичка крылышки сложила,

Птичка клювом поводила,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла

И тихонько полетела.

Картотека речевых игр и

логопедических заданий для выполнения дома с родителями

По лексической теме

«Перелётные птицы»

(подготовительная группа)

 

 

 


                                                                                  

                                                                                                  Составитель

                                                                                                                            Учитель-логопед

                                                                                                                            Михайлова  

                                                                                                                            Светлана Леонидовна

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.194 с.)