Характеристика конкурентных позиций бизнес-единиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика конкурентных позиций бизнес-единиц



Конкурентная позиция бизнеса Основные характеристики
Ведущая Монополия или надежно защищенное технологическое лидерство Есть выбор стратегических вариантов
Сильная Относительная доля рынка в 1,5 раза выше доли главного конкурента Стратегия выбирается вне зависимости от конкурентов
Благоприятная Есть рыночная ниша на рынке с небольшим числом конкурентов с одинаковыми позициями
Прочная Специализация в определенном виде
Слабая Бизнес имеет слишком слабый масштаб Слабая резервная

 

Сочетание четырех стадий жизненного цикла отрасли и пяти конку­рентных позиций дает в итоге матрицу ADL (табл. 2.5), в которой приво­дится набор стратегических решений.

Таблица 2.5

Рекомендации матрицы ADL

  Позиция бизнеса/Стадия жизненного цикла Прибыль Денежный поток Инвестиции Стратегии
  1 2 3 4 5
  Ведущая/ Рождение Неустойчивая Отрицательный (заем) С опережением требований рынка Новый бизнес
  Ведущая/Рост Положитель­ная динамика Не обязательно положительный Продолжение инвестирования Лидерство в ценах Удержание доли рынка
  Ведущая/Зрелость Положитель­ная динамика Положительный Реинвестирова­ние по мере необходимости обновления активов Удержание доли рынка Удержание конкурентного положения
  Ведущая/Спад Положитель­ная динамика Положительный По мере необходимости поддержания конкурентоспособ­ности продукта Удержание конкурентного положения
  Сильная/ Рождение Может отсутствовать Отрицательный (заем) В соответствии с требованиями рынка Усилить конкурентные преимущества Усилить Быстрый рост доли рынка
  Сильная/Рост Неустойчивая Вероятен отрицательный поток С целью увеличения темпов роста Лидерство в ценах Быстрый рост доли рынка

Сильная/Зрелость

Положитель­ная динамика Положительный Реинвестирова­ние по мере необходимости Удержание конкурентных позиций Быстрый рост доли рынка

Сильная/Спад

Положитель­ная динамика Положительный Минимальные Удержание конкурентных позиции Удержание ниши

Благоприятная/ Рождение

Может отсутствовать Отрицательный (заем) (заем) Избирательные Выборочное завоевание или рост доли рынка

Благоприятная/ Рост

Минимальная Отрицательный (заем) Избирательные Лидерство в ценах на важнейшем рынке Дифференциа­ция продукции

Благоприятная/ Зрелость

Умеренная динамика Положительный Минимальные или избирательное реинвестирование Рост доли рынка с увеличением производства Поиск и защита

Благоприятная/Спад

Умеренная динамика Ликвидный Минимальные Эксплуатация рыночной ниши Уход с рынка

Прочная/ Рождение

Отсутствует Отрицательный Избирательные Подтвердить жизнеспособность

Прочная/ Рост

Отсутствует Отрицательный или ликвидный Избирательные Подтвердить жизнеспособность

Прочная/ Зрелость

Минимальная Ликвидный Минимальные Удержание ниши Уход из отрасли

Прочная/ Спад

Минимальная Ликвидный Деинвестирование Уход с рынка Отказ производства

Слабая/Рождение

Отсутствует Отрицательный (заем) Избирательные Достижение уровня конкурентов

Слабая/Рост

Отсутствует Отрицательный или ликвидный Избирательные отказ от инвестиций Обновление продукта Уход с рынка

Слабая/Зрелость

Отсутствует Отрицательный или ликвидный Избирательные отказ от инвестиций Обновление продукта Уход с рынка

Слабая/Спад

Отсутствует Ликвидный Отказ от инвестиций Выход из отрасли
           

 

Практики отмечают, что данный метод анализа рынка наиболее при­емлем в высокотехнологичных отраслях, где жизненный цикл товаров достаточно короток и следует часто пересматривать рыночные страте­гии, делая попытки продлить жизненный цикл отрасли. В такого рода отраслях следует контролировать возможность появления ситуаций, ког­да уже зрелые рынки могут превратиться в растущие.

В практике рыночных стран нашел широкое распространение метод стратегического анализа, называемый PIMS -анализом (ProfitImpactofMarketStrategy). Метод позволяет определить влияние рыночной страте­гии предприятия на прибыль Модели, позволяющие установить такого рода зависимость, построены на основе обширного фактического мате­риала по 3000 фирм Северной Америки и Европы по 100 стратегическим факторам. В результате исследования были выявлены наиболее значимые факторы:

1. Капиталоемкость — предприятия, выпускающие продукцию, тре­бующую больших капиталовложений, менее рентабельны в долгосроч­ном периоде, нежели менее капиталоемки.

2. Относительное качество продукции — продукция, признанная по­купателями как более качественная, чем у конкурентов, обеспечивает предприятиям более высокую рентабельность.

3. Производительность труда — предприятия с более высокой про­изводительностью труда более рентабельны. Особенно ощутимо влияние этого фактора, если рост производительности труда не связан с капита­ловложениями.

4. Конкурентная позиция бизнеса — более высокая доля рынка отно­сительно новых конкурентов обеспечивает более высокую доходность бизнеса.

5. Низкие затраты на единицу продукции — возможность снизить зат­раты за счет факторов прямого и косвенного воздействия позволяет обес­печивать рост продаж и увеличивать доходы предприятия.

6. Вертикальная интеграция — в условиях стабильного рынка верти­кальная интеграция положительно влияет на хозяйственную деятельность предприятия.

7. Инновации — увеличение вложений в новые продукты, разработку новых рынков позволяет достичь качественного роста. Однако это про­исходит лишь в условиях сбалансированной политики инноваций, обес­печивающей доходность бизнеса как в долгосрочном, так и краткосроч­ном периоде.

Поскольку в реальной хозяйственной практике все перечисленные факторы не только оказывают влияние на доходность, но также оказы­вают взаимное влияние друг на друга, необходимо построить многофак­торные модели, отражающие зависимости, а также их использовать для поиска резервов доходности бизнеса.

Модель может дать полезную информацию о том, какие из перечисленных выше факторов наиболее значимы на современном этапе де­ятельности предприятия.

Одним из методов стратегического анализа является GAP -анализ (от англ. Gap — щель), называемый также анализом стратегических «люков». Задачей анализа является установление разрывов между намеченными маркетинговыми целями предприятия и его реальными возможностями (рис. 4.9).

Рис 4.9 Графики GAP -анализа

Основные этапы GAP-анализа:

o определение основного стратегического показателя деятельности предприятия (например, доля рынка, выручка, рентабельность),

o выявление реальных возможностей предприятия во временной дина­мике,

o определение конкретных показателей стратегического планирования, обеспечивающих рост доли рынка,

o установление «разрыва» между показателями стратегического плана и реальными возможностями,

o разработка мероприятий по устранению «разрыва».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.238 (0.008 с.)