Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема охраны лесов от пожаров и ее решение в историческом аспектеСтр 1 из 4Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В ЛЕСНУЮ ПИРОЛОГИЮ Горимость лесов Российской Федерации и других стран Показатели горимости Под термином «горимость» понималась природная пожарная опасность, определяемая состоянием погоды и сочетанием групп типов леса, а также вырубок и других не покрытых лесом площадей на охраняемой территории, т.е. состоянием горючих материалов (Вакуров, 1975). Однако для оценки состояния охраны лесов от пожаров на той или иной территории (район, область, страна) в современном понимании термин «горимость» используется в несколько другой трактовке. Г.А.Мокеев (1965) предложил использовать показатель удельной (относительной) горимости, определяемый как выраженное в процентах отношение площади лесов, пройденных лесными пожарами за сезон, к общей площади охраняемою объекта или в гектарах, приходящихся на 1000 га общей площади. Для упрощения анализа состояния охраны лесов было выделено 4 степени горимости (табл. 1). Таблица 1 Шкала оценки горимости лесов (Мокеев, 1965)
Иногда в практике охраны лесов от пожаров в условиях таежной зоны применяются упрощенные придержки выделения классов (степени) относительной горимости (Мокеев, 1965): малая, выражаемая тысячными долями процента; умеренная, выражаемая сотыми долями процента; высокая, выражаемая десятыми долями процента, и чрезвычайно высокая, выражаемая целыми процентами. Помимо относительной горимости, в практике нередко используются показатель плотности лесных пожаров, определяемый отношением числа лесных пожаров к единице лесной площади за пожарный сезон, а также средняя площадь одного пожара. Совокупность трех названных показателей горимости отражает ее полную характеристику, т.е. представляет собой содержание термина «горимость» в широком понимании (Курбатский, 1964 а,6; Мокеев, 1965; Вакуров, 1975).
Горимость лесов Российской федерации Показатели относительной горимости лесов Российской Федерации в отдельные годы варьируют в весьма значительных пределах. Так, за период с 1947 по 1962 гг. горимость изменилась от 0,05 до 0,24% при среднем показателе 0,124% (Курбатский, 1964 б), а за период с 1987 по 1992 гг., от 0,40 до 0,09% при среднем течении 0,171%. Средняя площадь пожара за те же периоды составляла соответственно 108 и 98,9 га. Таким образом, несмотря на совершенствование противопожарной техники и службы охраны лесов от пожаров, коренного изменения в сторону снижения горимости не было достигнуто. Напротив, показатели горимости свидетельствуют о некотором ухудшении охраны лесов от пожаров.
Степень горимости лесов в Российской Федерации характеризуется как высокая, хотя в отдельные годы она снижается до средней и даже умеренной. Анализ горимости лесов России за 1987-1992 гг. показывает, что на ее территории ежегодно возникало от 10 до 30 тыс. лесных пожаров. Только за 1990-1992 гг. огнем пройдено 4,8 млн. га лесов (Одинцов, 1993). Особое значение имеет частота крупных пожаров. Именно крупные пожары приводят к катастрофическим последствиям и требуют для ликвидации максимального использования сил и средств. Крупные пожары на лесной территории распределены крайне неравномерно и преимущественно возникают в светлохвойных насаждениях. Однако в дальневосточных районах крупные пожары весной и осенью приурочены к насаждениям темнохвойных пород. Анализируя показатели горимости лесов Российской Федерации, следует отметить крайне ограниченный объем финансирования на организацию охраны лесов от пожаров. Недостаточное финансирование в последние годы привело к сокращению штатов работников лесной охраны в лесничествах, а также парашютистов и десантников-пожарных.
Приказ Рослесхоза от 27.04.2012 №174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов»
ВВЕДЕНИЕ В ЛЕСНУЮ ПИРОЛОГИЮ Проблема охраны лесов от пожаров и ее решение в историческом аспекте С лесными пожарами человечество столкнулось на заре своего существования. Вызываемые молниями и другими естественными источниками огня пожары уже в эпоху первобытного человека нередко угрожали не только его жилищам, но и самой его жизни. По всей вероятности, в то время люди испытывали панический страх перед лесными пожарами и единственным способом спасения для них было бегство от надвигающегося огня. Постепенно, помимо животных инстинктов, позволяющих другим обитателям леса спасаться от пожаров, люди накапливали определенный опыт, научились определять наиболее безопасные в пожарном отношении участки определили возможность и интенсивность горения окружающих их объектов.
Логично предположить, что именно сохраняющиеся длительное время после прохода фронта пожара очаги горения были первыми кострами первобытного человека, а употребление мяса погибших и обгоревших в огне лесного пожара животных натолкнуло наших предков на мысль о термической обработке пищи. Научившись поддерживать огонь костра, человек вступил в новую эпоху своего развития. Однако следует подчеркнуть, что еще многие и многие сотни лет возобновить угасший костер первобытное племя могло либо отвоевав огонь в жестокой битве с другими племенами, либо, что было более вероятно, воспользовавшись «услугами» лесного пожара. Сохранение и поддержание источника огня (костра) вызвало необходимость изучения свойств горючих материалов, таких как интенсивность и скорость горения при разной влажности, возможность воспламенения и распространения и др. В дальнейшем накопленные знания позволили изобрести способы получения огня, а, следовательно, дали человеку оружие против враждебных сил природы и в конечном счете определили его будущее как биологического вида. Дальнейшее развитие человечества, в частности освоение земледелия, сделало необходимым последующее изучение скорости распространения, интенсивности горения, а также последствий прохождения по площадям неуправляемого огня. Выжигание древесной и кустарниковой растительности под посевы (подсочное земледелие) создавало опасность для охотничьих угодий и жилищ человека в случае выхода огня из-под контроля. Только учитывая сезон года, метеорологические условия, местоположение и таксационные показатели насаждения, землепашец мог правильно осуществить выжигание лесных участков и создать поле для выращивания сельскохозяйственных растений. Использование огня для обогрева жилищ, приготовления пищи, защиты от диких животных, выжигания площадей под посевы и т.д. многократно увеличило вероятность возникновения лесных пожаров и привело к тому, что среди причин возникновения последних стали доминировать антропогенные. По данным М.А.Софронова и А.Д.Вакурова (1981), ежегодное число лесных пожаров на Земле за последние 500 лет возросло не менее чем в десять раз. Страшные лесные пожары нередко выжигали огромные площади. Однако если учесть высокую лесистость и малонаселенность территории Российской Федерации на заре земледелия, несложно сделать вывод о том, что даже при господстве самой экстенсивной переложной системы сельского хозяйства в форме лесопольной или подсечной использование природных ресурсов длительное время не регламентировалось, а границы владений определялись тем, «куда топор, коса и соха ходили по старине» (Редько, Шлапак, 1993). Соответственно не осуществлялась и охрана лесов в современном понимании, а к тушению лесных пожаров прибегали, вероятно, лишь в тех случаях, когда последние угрожали непосредственно населенным пунктам, оборонительным укреплениям и другим жизненно важным объектам.
Первые попытки законодательной охраны лесов были предприняты в начале XI в. В частности, свод древнерусского феодального права «Русская Правда» Ярослава Мудрого предусматривал строгое наказание за поджог и порубку леса. По мере укрепления центральной власти Русского государства, освоения территории и роста народонаселения усиливается и контроль за охраной лесов. Показательным в этом отношении является посланный из Москвы в 1635 г. верхотурскому воеводе Еропкину грозный царский указ, требующий: «...а тех людей, кои у ясошных людей угодья пустошат, огонь по лесам пущают и леса выжигают и зверя выганивают..., всех их бить кнутом нещадно, дабы иным не повадно было так впредь воровать, огонь по лесам пущать и ясошным людям в звериных промыслах чинить поруху» (Миллер, 1941). Статья 223 Соборного Уложения 1649 г. (Уложение Алексея Михайловича) предусматривала не только взыскание с виновного в лесном пожаре размера ущерба владельцу леса, но и пени в пользу государя. Особое место в истории государства Российского занимает эпоха Петра I, вся законотворческая деятельность которого в широком смысле носила лесоохранительный характер. Несмотря на изобилие российских лесов, Петр I был убежден, «что без бережи и самые большие леса истребиться могут в краткое время». Именно в период его царствования было законодательно запрещено превращение леса в пашню и сенные покосы в Московском уезде по берегам рек, по которым сплавляли лес в Москву, а расчистка площадей для хлебопашества или под сенокосы вблизи Санкт-Петербурга стала допускаться только на площадях, покрытых мелким, никуда не годным кустарником. Особо следует отметить, что какой-либо администрации над лесами в России до Петра I не существовало. Только в 1696 г. был образован первый орган морского управления - корабельный приказ, преобразованный в адмиралтейский приказ, за тем в Адмиралтейств-коллегию. При вышеуказанных органах была учреждена оберсарваерская (инспекторская) контора, а затем определены комиссары над лесами. Впервые 6 апреля 1722 г. в России были введены должности лесничих-вальдмейстеров, а 19 июня 1722 г. именным указом царя была дана инструкция обер-вальдмейстеру Глебову о сбережении и размножении корабельных лесов, дополненная и введенная в окончательном варианте указом от 3 декабря 1723 г. Инструкция обер-вальдмейстеру состояла из 28 статей, некоторые были целиком или частично посвящены вопросам охраны лесов от пожаров. Так, в статье 19 отмечалось:
1. Огня ни под какими деревьями стоячими и лежачими ближе двух сажен отнюдь не раскладывать, также во боровых местах, проезжим когда случится огонь раскласть, то оное не затуша, отнюдь не оставлять, равным же образом и в степных местах во всякое время, кроме зимы, в котором месте случится огонь раскласть, тут траву обкашивать или обрезывать, и не затуша, не оставлять же. 2. Кто в лесу под пашню расчистку учинит, и будет тот сваленный лес выжигать же, тогда самому и призывая других товарищей, при том выжигании быть, с принадлежащими вещами, чем можно тушить, чтобы ежели огонь до стоячего леса или в степь более назначенного под пашню места силу возьмет, огонь тушить могли. 3. Буде же в лесу или в степи пожар учинится, то обывателям, которые того места в десяти верстах, повещая от деревни до деревни, неотложно к лесам, с принадлежащими вещами, чем тушить можно, бежать тот пожар тушить». За нарушение обер-вальдмейстерской инструкции так же, как и за невыполнение других указов царя, предусматривались самые строгие наказания, включая огромные штрафы, телесные наказания, ссылку на каторгу и галеры, а за умышленный поджог заповедного леса - даже смертная казнь. Таким образом, именно при Петре I была введена государственная лесная администрация - лесные надзиратели или надсмотрщики лесов, вальдмейстеры и обер-вальдмейстер с обер-вальдмейстерской канцелярией при Адмиралтейств-коллегии. Иными словами, была создана весьма совершенная для своего времени, организованная система охраны лесов, деятельность которой регламентировалась рядом указов и инструкций, в частности обер-вальдмейстерской инструкцией 1723 г., многие статьи которой сохранились в более поздних документах, в том числе в Уставе Лесном, действовавшем до 1917 г. В соответствии с требованиями Устава Лесного (1913) охрана лесов от пожаров возлагалась на лесную полицию, в которой состояли чины лесной стражи под начальством лесничего (в частновладельческих лесах - лесные сторожа и управляющие такими лесами чины Корпуса Лесничих или лесные кондукторы). Устав Лесной (1913) предписывал всем, заметившим пожар в лесу, немедленно извещать об этом местную сельскую или уездную полицию, а также чины лесной стражи или лесничего. Сельские обыватели по первому призыву лесной полиции должны были явиться на место пожара с лопатами, топорами и другими имеющимися у них орудиями для тушения. Чины полиции, как и лесничий, не могли оставлять пожарище до окончательной ликвидации пожара. Анализируя исторические сведения о проблеме лесных пожаров с момента появления человека до наших дней, можно отметить, что они были и остаются страшным стихийным бедствием. О размерах ущерба можно судить, в частности, по таким примерам (Правдин, 1963): вплоть до 1915 г. в Амурской губернии лесные пожары уничтожали ежегодно не менее 9 млн. м3 древесины, а в Забайкальской с 1853 до 1855 гг., по официальным данным, выгорело более 19 млн. га лесов. Из-за задымленности атмосферы нередко прерывалось речное судоходство, земная поверхность «недополучала» 30-35% солнечной радиации, в связи с чем на 10-15 дней задерживалось созревание хлебов (Уткин, 1965).
Согласно данным отчета лесного департамента за 1910-1914 гг., на каждом миллионе гектаров лесов зарегистрировано 23 случая пожаров, в среднем 1300 га каждый, т.е. выгорало ежегодно 2-3% от общей площади (Гиряев, 1989). Особо следует отметить, что лесные пожары не только уничтожают насаждения, населенные пункты, материальные ценности, но и нередко сопровождаются гибелью людей. В 1921 г. отсутствие осадков с апреля по август привело к повышению пожарной опасности на территории современной республики Марий Эл. Пожары здесь свирепствовали с ранней весны до первых чисел ноября. Особенно опасная обстановка сложилась после 22 июня, когда резко увеличилась скорость ветра, дувшего из-за Волги. Только на территории республики огнем была пройдена площадь около 200 тыс. га, уничтожено 60 селений и более 20 млн м3 ценной сосновой древесины, погибло 1 тыс. голов скота и 35 человек (Валендик, 1990). При пожаре 1938 г. в Кировской области (Нестеров, 1939) задымление было настолько сильным, что иногда день нельзя было отличить от ночи. На расстоянии 1-5 м невозможно было увидеть человека. Движение пожара сопровождалось большим шумом, скорость движения огня достигала 10-20 км/ч, а высота пламени - 50 м. В результате разлета искр и головней возникали новые очаги пожара впереди его фронта на расстоянии 0,5-1,0 км. Огонь свободно переходил через pp.Вятку и Каму. В результате пожара погибли еловые древостой, сильно пострадали сосняки. Лесная фауна была буквально уничтожена. Дикие утки пытались улететь, но падали в огонь. Рыба в р.Вятке и прудах Кирсинского лесничества погибла и всплыла на поверхность. После установления Советской власти вопросам лесного хозяйства и сбережения лесов уделялось самое пристальное внимание. Декретом о лесах от 1918 г. устанавливалось, что «каждый гражданин обязан всеми доступными средствами охранять леса от пожаров, потрав, порчи, нападения насекомых и т.п. и принимать все меры к заботливому отношению к общественному благу и к возможно бережливому расходованию полученных лесных материалов». Несмотря на тяжелое экономическое положение страны и гражданскую войну, в Постановлении Совета Труда и Обороны «О борьбе с лесными пожарами», принятом 27 июля 1920 г., отмечалось, что «участившиеся случаи лесных пожаров обнаруживают недостаточность мер и проявления энергии по борьбе с лесными пожарами», а на президиумы исполнительных комитетов возлагалась задача исправления положения. В Постановлении подчеркивалась ответственность лиц, виновных в возникновении лесных пожаров. Целый ряд специальных постановлений, направленных на усиление охраны лесов от пожаров, был принят в годы восстановления народного хозяйства, однако технический прогресс в области охраны лесов связан с началом индустриализации страны и особенно с образованием в 1936 г. Главлесохраны при Совете Народных Комиссаров. Именно с образованием Главлесохраны связано образование Государственной лесной охраны СССР - специализированной службы в государственных лесохозяйственных органах, пришедшей на смену «лесной страже». Наделение государственной лесной охраны соответствующими административными правами во многом способствовало усовершенствованию организации охраны лесов, а также развитию авиационной охраны лесов в многолесных районах. Впервые была разработана методика составления планов противопожарного устройства лесов на основе оценки степени пожарной опасности лесных участков по лесорастительным условиям и отдаленности их от источников огня, а для борьбы с лесными пожарами была создана принципиально новая организационная форма - пожарно-химическая станция (ПХС). Практические мероприятия по совершенствованию охраны лесов дальнейшее развитие получили после образования в 1947 г. Министерства лесного хозяйства СССР. Усилилась научно-исследовательская работа в области охраны лесов, совершенствовалась организация ПХС и метеорологического обслуживания органов лесного хозяйства. Важнейшим документом, определившим четкие требования пожарной безопасности при проведении лесозаготовительных и других работ в лесах, а также требования ко всем гражданам при нахождении их в лесу, явились утвержденные Советом Министров СССР в 1949 г. «Правила пожарной безопасности в лесах СССР». Эти Правила были переработаны в 1971 г. с учетом накопленного научного и производственного опыта, а в дальнейшем неоднократно (1977, 1982, 1983, 1985 гг.) уточнялись. Вносимые изменения были направлены прежде всего на увеличение ответственности виновных за нарушения противопожарных правил в лесах и усиление контроля государственной лесной охраны за соблюдением этих Правил всеми предприятиями и организациями, работающими в лесах, а также гражданами, посещающими леса в целях отдыха или выполнения различных работ. После распада Советского Союза 9 сентября 1993 г, Постановлением правительства Российской Федерации утверждены «Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», которые, как и предыдущие аналогичные документы, не только регламентировали деятельность всех предприятий, организаций и граждан в лесу при выполнении любых видов деятельности, а также в случае возникновения лесного пожара, но и предусматривали ответственность за невыполнение требований Правил. Анализ нормативных актов, касающихся вопросов охраны лесов от пожаров в период советской власти позволяет сделать вывод о том, что несмотря на декларативность многих документов, в СССР удалось заботу о сбережении лесов от пожаров сделать делом не только лесоводов, но и всех трудящихся, что не могло положительно не сказаться на эффективности охраны лесов. К 1982 г. в стране было создано 2500 ПХС, организована авиационная охрана лесов, лесхозы оснащены пожарной техникой. В результате принятых мер удалось в 2 раза снизить горимость лесов по сравнению с тридцатыми годами. К сожалению, достигнутый уровень технической оснащенности и накопленный опыт борьбы с лесными пожарами пока не позволяют исключить катастрофических последствий. Конкретные суммы ущерба от лесных пожаров в литературе публикуются крайне редко. Обычно они заменяются эпитетами «громадные», «колоссальные». Однако нередки случаи, когда затраты на тушение лесных пожаров значительно превышают таковые на лесохозяйственные и лесокультурные работы. Следует отметить, что затраты на тушение лесных пожаров в отчетах не всегда соответствуют действительности. Значительная часть пожаров ликвидируется добровольными помощниками государственной лесной охраны безвозмездно. Кроме того, в ущерб не включаются данные о косвенных потерях, а вредные последствия пожаров настолько велики и разнообразны, что их трудно учесть. Лесными пожарами не только повреждается и уничтожается древесная растительность, но и создаются благоприятные условия для расселения вредных насекомых и появления грибных заболеваний. Совместно с «подсушинами» и другими термическими поранениями это приводит к окончательной потере технических качеств древесины. Торфяные и устойчивые низовые пожары нередко сопровождаются ветровалами, особенно в древостоях с поверхностной корневой системой. Образовавшиеся в результате вывала деревьев прогалины открывают доступ ветру внутрь насаждений и способствуют ветровалу на соседних не тронутых огнем площадях. Уничтожение лесной растительности пожарами в горных условиях является причиной обвалов, оползней, смыва верхнего слоя почвы, а в ряде случаев полной потери плодородного слоя. В таежной зоне нередким последствием пожаров является заболачивание территории. Пожар нарушает водоохранные, санитарно-гигиенические, эстетические, почвозащитные и другие свойства леса. В огне лесного пожара погибает подрост, подлесок, живой напочвенный покров, а с уничтожением лесной подстилки уменьшается поступление в почву органических веществ и ухудшаются микробиологические свойства верхних слоев почвы, что приводит к понижению продуктивности лесов будущего. В северных районах лесные пожары сокращают кормовую базу для оленеводства. В огне лесных пожаров уничтожаются гнездовья промысловых птиц и места поселения ценных пушных зверей, что наносит огромный ущерб охотничьему промыслу и т.д. История знает случаи, когда лесные пожары уносили сотни человеческих жизней. Так, в 1871 г. в штате Висконсин (США) погибло 1500 человек, а в 1881 г. в Мичигане около 500 человек. По данным М.А.Софронова и А.Д.Вакурова (1981), на территории бушевавшего в 1949 г. лесного пожара (площадь 130 тыс. га) в гасконских лесах Франции сохраняются три обгоревшие сосны, на которые прикреплен щит с надписью: «Здесь погибло в пламени пожара 82 героических защитника леса. Чтя их светлую память, уважайте и охраняйте лес!» Нередки, к сожалению, случаи гибели людей при тушении лесных пожаров и в наши дни. Последнее обстоятельство ставит перед работниками государственной лесной охраны в качестве актуальнейшей задачу освоения методов умелого тушения лесных пожаров. Именно работники районных лесничеств в первую очередь несут ответственность за оперативное и умелое тушение лесных пожаров, а также за жизнь и здоровье людей, по долгу службы или велению совести участвующих в тушении.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.031 с.) |