Проблема охраны лесов от пожаров и ее решение в историческом аспекте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема охраны лесов от пожаров и ее решение в историческом аспекте



ВВЕДЕНИЕ В ЛЕСНУЮ ПИРОЛОГИЮ

Горимость лесов Российской Федерации и других стран

Показатели горимости

Под термином «горимость» понималась природная пожарная опасность, определяемая состоянием погоды и сочетанием групп типов леса, а также вырубок и других не покрытых лесом площадей на охраняемой территории, т.е. состоянием горючих материалов (Вакуров, 1975). Однако для оценки состояния охраны лесов от пожаров на той или иной территории (район, область, страна) в современном понимании термин «горимость» используется в несколько другой трактовке.

Г.А.Мокеев (1965) предложил использовать показатель удельной (относительной) горимости, определяемый как выраженное в процентах отношение площади лесов, пройденных лесными пожарами за сезон, к общей площади охраняемою объекта или в гектарах, приходящихся на 1000 га общей площади. Для упрощения анализа состояния охраны лесов было выделено 4 степени горимости (табл. 1).

Таблица 1

Шкала оценки горимости лесов (Мокеев, 1965)

Степень горимости

Пройденная пожарами площадь за год

% на 1000 га, га
Слабая 0,01-0,03 0,1-0,3
Умеренная 0,04-0,06 0,4-0,6
Средняя 0,07-0,09 0,7-0,9
Сильная (высокая) 0,10-0,50 1,0-5,0

 

Иногда в практике охраны лесов от пожаров в условиях таежной зоны применяются упрощенные придержки выделения классов (степени) относительной горимости (Мокеев, 1965): малая, выражаемая тысячными долями процента; умеренная, выражаемая сотыми долями процента; высокая, выражаемая десятыми долями процента, и чрезвычайно высокая, выражаемая целыми процентами.

Помимо относительной горимости, в практике нередко используются показатель плотности лесных пожаров, определяемый отношением числа лесных пожаров к единице лесной площади за пожарный сезон, а также средняя площадь одного пожара.

Совокупность трех названных показателей горимости отражает ее полную характеристику, т.е. представляет собой содержание термина «горимость» в широком понимании (Курбатский, 1964 а,6; Мокеев, 1965; Вакуров, 1975).

 

Горимость лесов Российской федерации

Показатели относительной горимости лесов Российской Федерации в отдельные годы варьируют в весьма значительных пределах. Так, за период с 1947 по 1962 гг. горимость изменилась от 0,05 до 0,24% при среднем показателе 0,124% (Курбатский, 1964 б), а за период с 1987 по 1992 гг., от 0,40 до 0,09% при среднем течении 0,171%. Средняя площадь пожара за те же периоды составляла соответственно 108 и 98,9 га. Таким образом, несмотря на совершенствование противопожарной техники и службы охраны лесов от пожаров, коренного изменения в сторону снижения горимости не было достигнуто. Напротив, показатели горимости свидетельствуют о некотором ухудшении охраны лесов от пожаров.

Степень горимости лесов в Российской Федерации характеризуется как высокая, хотя в отдельные годы она снижается до средней и даже умеренной.

Анализ горимости лесов России за 1987-1992 гг. показывает, что на ее территории ежегодно возникало от 10 до 30 тыс. лесных пожаров. Только за 1990-1992 гг. огнем пройдено 4,8 млн. га лесов (Одинцов, 1993). Особое значение имеет частота крупных пожаров. Именно крупные пожары приводят к катастрофическим последствиям и требуют для ликвидации максимального использования сил и средств. Крупные пожары на лесной территории распределены крайне неравномерно и преимущественно возникают в светлохвойных насаждениях. Однако в дальневосточных районах крупные пожары весной и осенью приурочены к насаждениям темнохвойных пород.

Анализируя показатели горимости лесов Российской Федерации, следует отметить крайне ограниченный объем финансирования на организацию охраны лесов от пожаров.

Недостаточное финансирование в последние годы привело к сокращению штатов работников лесной охраны в лесничествах, а также парашютистов и десантников-пожарных.

 

Приказ Рослесхоза от 27.04.2012 №174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов»

 

ВВЕДЕНИЕ В ЛЕСНУЮ ПИРОЛОГИЮ

Проблема охраны лесов от пожаров и ее решение в историческом аспекте

С лесными пожарами человечество столкнулось на заре своего существования. Вызываемые молниями и другими естественными источниками огня пожары уже в эпоху первобытного человека нередко угрожали не только его жилищам, но и самой его жизни. По всей вероятности, в то время люди испытывали панический страх перед лесными пожарами и единственным способом спасения для них было бегство от надвигающегося огня. Постепенно, помимо животных инстинктов, позволяющих другим обитателям леса спасаться от пожаров, люди накапливали определенный опыт, научились определять наиболее безопасные в пожарном отношении участки определили возможность и интенсивность горения окружающих их объектов.

Логично предположить, что именно сохраняющиеся длительное время после прохода фронта пожара очаги горения были первыми кострами первобытного человека, а употребление мяса погибших и обгоревших в огне лесного пожара животных натолкнуло наших предков на мысль о термической обработке пищи.

Научившись поддерживать огонь костра, человек вступил в новую эпоху своего развития. Однако следует подчеркнуть, что еще многие и многие сотни лет возобновить угасший костер первобытное племя могло либо отвоевав огонь в жестокой битве с другими племенами, либо, что было более вероятно, воспользовавшись «услугами» лесного пожара. Сохранение и поддержание источника огня (костра) вызвало необходимость изучения свойств горючих материалов, таких как интенсивность и скорость горения при разной влажности, возможность воспламенения и распространения и др. В дальнейшем накопленные знания позволили изобрести способы получения огня, а, следовательно, дали человеку оружие против враждебных сил природы и в конечном счете определили его будущее как биологического вида.

Дальнейшее развитие человечества, в частности освоение земледелия, сделало необходимым последующее изучение скорости распространения, интенсивности горения, а также последствий прохождения по площадям неуправляемого огня. Выжигание древесной и кустарниковой растительности под посевы (подсочное земледелие) создавало опасность для охотничьих угодий и жилищ человека в случае выхода огня из-под контроля. Только учитывая сезон года, метеорологические условия, местоположение и таксационные показатели насаждения, землепашец мог правильно осуществить выжигание лесных участков и создать поле для выращивания сельскохозяйственных растений.

Использование огня для обогрева жилищ, приготовления пищи, защиты от диких животных, выжигания площадей под посевы и т.д. многократно увеличило вероятность возникновения лесных пожаров и привело к тому, что среди причин возникновения последних стали доминировать антропогенные. По данным М.А.Софронова и А.Д.Вакурова (1981), ежегодное число лесных пожаров на Земле за последние 500 лет возросло не менее чем в десять раз.

Страшные лесные пожары нередко выжигали огромные площади. Однако если учесть высокую лесистость и малонаселенность территории Российской Федерации на заре земледелия, несложно сделать вывод о том, что даже при господстве самой экстенсивной переложной системы сельского хозяйства в форме лесопольной или подсечной использование природных ресурсов длительное время не регламентировалось, а границы владений определялись тем, «куда топор, коса и соха ходили по старине» (Редько, Шлапак, 1993). Соответственно не осуществлялась и охрана лесов в современном понимании, а к тушению лесных пожаров прибегали, вероятно, лишь в тех случаях, когда последние угрожали непосредственно населенным пунктам, оборонительным укреплениям и другим жизненно важным объектам.

Первые попытки законодательной охраны лесов были предприняты в начале XI в. В частности, свод древнерусского феодального права «Русская Правда» Ярослава Мудрого предусматривал строгое наказание за поджог и порубку леса.

По мере укрепления центральной власти Русского государства, освоения территории и роста народонаселения усиливается и контроль за охраной лесов. Показательным в этом отношении является посланный из Москвы в 1635 г. верхотурскому воеводе Еропкину грозный царский указ, требующий: «...а тех людей, кои у ясошных людей угодья пустошат, огонь по лесам пущают и леса выжигают и зверя выганивают..., всех их бить кнутом нещадно, дабы иным не повадно было так впредь воровать, огонь по лесам пущать и ясошным людям в звериных промыслах чинить поруху» (Миллер, 1941).

Статья 223 Соборного Уложения 1649 г. (Уложение Алексея Михайловича) предусматривала не только взыскание с виновного в лесном пожаре размера ущерба владельцу леса, но и пени в пользу государя.

Особое место в истории государства Российского занимает эпоха Петра I, вся законотворческая деятельность которого в широком смысле носила лесоохранительный характер. Несмотря на изобилие российских лесов, Петр I был убежден, «что без бережи и самые большие леса истребиться могут в краткое время». Именно в период его царствования было законодательно запрещено превращение леса в пашню и сенные покосы в Московском уезде по берегам рек, по которым сплавляли лес в Москву, а расчистка площадей для хлебопашества или под сенокосы вблизи Санкт-Петербурга стала допускаться только на площадях, покрытых мелким, никуда не годным кустарником.

Особо следует отметить, что какой-либо администрации над лесами в России до Петра I не существовало. Только в 1696 г. был образован первый орган морского управления - корабельный приказ, преобразованный в адмиралтейский приказ, за тем в Адмиралтейств-коллегию. При вышеуказанных органах была учреждена оберсарваерская (инспекторская) контора, а затем определены комиссары над лесами.

Впервые 6 апреля 1722 г. в России были введены должности лесничих-вальдмейстеров, а 19 июня 1722 г. именным указом царя была дана инструкция обер-вальдмейстеру Глебову о сбережении и размножении корабельных лесов, дополненная и введенная в окончательном варианте указом от 3 декабря 1723 г. Инструкция обер-вальдмейстеру состояла из 28 статей, некоторые были целиком или частично посвящены вопросам охраны лесов от пожаров. Так, в статье 19 отмечалось:

1. Огня ни под какими деревьями стоячими и лежачими ближе двух сажен отнюдь не раскладывать, также во боровых местах, проезжим когда случится огонь раскласть, то оное не затуша, отнюдь не оставлять, равным же образом и в степных местах во всякое время, кроме зимы, в котором месте случится огонь раскласть, тут траву обкашивать или обрезывать, и не затуша, не оставлять же.

2. Кто в лесу под пашню расчистку учинит, и будет тот сваленный лес выжигать же, тогда самому и призывая других товарищей, при том выжигании быть, с принадлежащими вещами, чем можно тушить, чтобы ежели огонь до стоячего леса или в степь более назначенного под пашню места силу возьмет, огонь тушить могли.

3. Буде же в лесу или в степи пожар учинится, то обывателям, которые того места в десяти верстах, повещая от деревни до деревни, неотложно к лесам, с принадлежащими вещами, чем тушить можно, бежать тот пожар тушить».

За нарушение обер-вальдмейстерской инструкции так же, как и за невыполнение других указов царя, предусматривались самые строгие наказания, включая огромные штрафы, телесные наказания, ссылку на каторгу и галеры, а за умышленный поджог заповедного леса - даже смертная казнь.

Таким образом, именно при Петре I была введена государственная лесная администрация - лесные надзиратели или надсмотрщики лесов, вальдмейстеры и обер-вальдмейстер с обер-вальдмейстерской канцелярией при Адмиралтейств-коллегии. Иными словами, была создана весьма совершенная для своего времени, организованная система охраны лесов, деятельность которой регламентировалась рядом указов и инструкций, в частности обер-вальдмейстерской инструкцией 1723 г., многие статьи которой сохранились в более поздних документах, в том числе в Уставе Лесном, действовавшем до 1917 г.

В соответствии с требованиями Устава Лесного (1913) охрана лесов от пожаров возлагалась на лесную полицию, в которой состояли чины лесной стражи под начальством лесничего (в частновладельческих лесах - лесные сторожа и управляющие такими лесами чины Корпуса Лесничих или лесные кондукторы).

Устав Лесной (1913) предписывал всем, заметившим пожар в лесу, немедленно извещать об этом местную сельскую или уездную полицию, а также чины лесной стражи или лесничего. Сельские обыватели по первому призыву лесной полиции должны были явиться на место пожара с лопатами, топорами и другими имеющимися у них орудиями для тушения. Чины полиции, как и лесничий, не могли оставлять пожарище до окончательной ликвидации пожара.

Анализируя исторические сведения о проблеме лесных пожаров с момента появления человека до наших дней, можно отметить, что они были и остаются страшным стихийным бедствием. О размерах ущерба можно судить, в частности, по таким примерам (Правдин, 1963): вплоть до 1915 г. в Амурской губернии лесные пожары уничтожали ежегодно не менее 9 млн. м3 древесины, а в Забайкальской с 1853 до 1855 гг., по официальным данным, выгорело более 19 млн. га лесов. Из-за задымленности атмосферы нередко прерывалось речное судоходство, земная поверхность «недополучала» 30-35% солнечной радиации, в связи с чем на 10-15 дней задерживалось созревание хлебов (Уткин, 1965).

Согласно данным отчета лесного департамента за 1910-1914 гг., на каждом миллионе гектаров лесов зарегистрировано 23 случая пожаров, в среднем 1300 га каждый, т.е. выгорало ежегодно 2-3% от общей площади (Гиряев, 1989).

Особо следует отметить, что лесные пожары не только уничтожают насаждения, населенные пункты, материальные ценности, но и нередко сопровождаются гибелью людей. В 1921 г. отсутствие осадков с апреля по август привело к повышению пожарной опасности на территории современной республики Марий Эл. Пожары здесь свирепствовали с ранней весны до первых чисел ноября. Особенно опасная обстановка сложилась после 22 июня, когда резко увеличилась скорость ветра, дувшего из-за Волги. Только на территории республики огнем была пройдена площадь около 200 тыс. га, уничтожено 60 селений и более 20 млн м3 ценной сосновой древесины, погибло 1 тыс. голов скота и 35 человек (Валендик, 1990). При пожаре 1938 г. в Кировской области (Нестеров, 1939) задымление было настолько сильным, что иногда день нельзя было отличить от ночи. На расстоянии 1-5 м невозможно было увидеть человека. Движение пожара сопровождалось большим шумом, скорость движения огня достигала 10-20 км/ч, а высота пламени - 50 м. В результате разлета искр и головней возникали новые очаги пожара впереди его фронта на расстоянии 0,5-1,0 км. Огонь свободно переходил через pp.Вятку и Каму. В результате пожара погибли еловые древостой, сильно пострадали сосняки. Лесная фауна была буквально уничтожена. Дикие утки пытались улететь, но падали в огонь. Рыба в р.Вятке и прудах Кирсинского лесничества погибла и всплыла на поверхность.

После установления Советской власти вопросам лесного хозяйства и сбережения лесов уделялось самое пристальное внимание. Декретом о лесах от 1918 г. устанавливалось, что «каждый гражданин обязан всеми доступными средствами охранять леса от пожаров, потрав, порчи, нападения насекомых и т.п. и принимать все меры к заботливому отношению к общественному благу и к возможно бережливому расходованию полученных лесных материалов». Несмотря на тяжелое экономическое положение страны и гражданскую войну, в Постановлении Совета Труда и Обороны «О борьбе с лесными пожарами», принятом 27 июля 1920 г., отмечалось, что «участившиеся случаи лесных пожаров обнаруживают недостаточность мер и проявления энергии по борьбе с лесными пожарами», а на президиумы исполнительных комитетов возлагалась задача исправления положения. В Постановлении подчеркивалась ответственность лиц, виновных в возникновении лесных пожаров.

Целый ряд специальных постановлений, направленных на усиление охраны лесов от пожаров, был принят в годы восстановления народного хозяйства, однако технический прогресс в области охраны лесов связан с началом индустриализации страны и особенно с образованием в 1936 г. Главлесохраны при Совете Народных Комиссаров. Именно с образованием Главлесохраны связано образование Государственной лесной охраны СССР - специализированной службы в государственных лесохозяйственных органах, пришедшей на смену «лесной страже». Наделение государственной лесной охраны соответствующими административными правами во многом способствовало усовершенствованию организации охраны лесов, а также развитию авиационной охраны лесов в многолесных районах. Впервые была разработана методика составления планов противопожарного устройства лесов на основе оценки степени пожарной опасности лесных участков по лесорастительным условиям и отдаленности их от источников огня, а для борьбы с лесными пожарами была создана принципиально новая организационная форма - пожарно-химическая станция (ПХС).

Практические мероприятия по совершенствованию охраны лесов дальнейшее развитие получили после образования в 1947 г. Министерства лесного хозяйства СССР. Усилилась научно-исследовательская работа в области охраны лесов, совершенствовалась организация ПХС и метеорологического обслуживания органов лесного хозяйства.

Важнейшим документом, определившим четкие требования пожарной безопасности при проведении лесозаготовительных и других работ в лесах, а также требования ко всем гражданам при нахождении их в лесу, явились утвержденные Советом Министров СССР в 1949 г. «Правила пожарной безопасности в лесах СССР». Эти Правила были переработаны в 1971 г. с учетом накопленного научного и производственного опыта, а в дальнейшем неоднократно (1977, 1982, 1983, 1985 гг.) уточнялись. Вносимые изменения были направлены прежде всего на увеличение ответственности виновных за нарушения противопожарных правил в лесах и усиление контроля государственной лесной охраны за соблюдением этих Правил всеми предприятиями и организациями, работающими в лесах, а также гражданами, посещающими леса в целях отдыха или выполнения различных работ.

После распада Советского Союза 9 сентября 1993 г, Постановлением правительства Российской Федерации утверждены «Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», которые, как и предыдущие аналогичные документы, не только регламентировали деятельность всех предприятий, организаций и граждан в лесу при выполнении любых видов деятельности, а также в случае возникновения лесного пожара, но и предусматривали ответственность за невыполнение требований Правил.

Анализ нормативных актов, касающихся вопросов охраны лесов от пожаров в период советской власти позволяет сделать вывод о том, что несмотря на декларативность многих документов, в СССР удалось заботу о сбережении лесов от пожаров сделать делом не только лесоводов, но и всех трудящихся, что не могло положительно не сказаться на эффективности охраны лесов. К 1982 г. в стране было создано 2500 ПХС, организована авиационная охрана лесов, лесхозы оснащены пожарной техникой. В результате принятых мер удалось в 2 раза снизить горимость лесов по сравнению с тридцатыми годами. К сожалению, достигнутый уровень технической оснащенности и накопленный опыт борьбы с лесными пожарами пока не позволяют исключить катастрофических последствий.

Конкретные суммы ущерба от лесных пожаров в литературе публикуются крайне редко. Обычно они заменяются эпитетами «громадные», «колоссальные». Однако нередки случаи, когда затраты на тушение лесных пожаров значительно превышают таковые на лесохозяйственные и лесокультурные работы. Следует отметить, что затраты на тушение лесных пожаров в отчетах не всегда соответствуют действительности. Значительная часть пожаров ликвидируется добровольными помощниками государственной лесной охраны безвозмездно. Кроме того, в ущерб не включаются данные о косвенных потерях, а вредные последствия пожаров настолько велики и разнообразны, что их трудно учесть.

Лесными пожарами не только повреждается и уничтожается древесная растительность, но и создаются благоприятные условия для расселения вредных насекомых и появления грибных заболеваний. Совместно с «подсушинами» и другими термическими поранениями это приводит к окончательной потере технических качеств древесины. Торфяные и устойчивые низовые пожары нередко сопровождаются ветровалами, особенно в древостоях с поверхностной корневой системой. Образовавшиеся в результате вывала деревьев прогалины открывают доступ ветру внутрь насаждений и способствуют ветровалу на соседних не тронутых огнем площадях.

Уничтожение лесной растительности пожарами в горных условиях является причиной обвалов, оползней, смыва верхнего слоя почвы, а в ряде случаев полной потери плодородного слоя. В таежной зоне нередким последствием пожаров является заболачивание территории.

Пожар нарушает водоохранные, санитарно-гигиенические, эстетические, почвозащитные и другие свойства леса. В огне лесного пожара погибает подрост, подлесок, живой напочвенный покров, а с уничтожением лесной подстилки уменьшается поступление в почву органических веществ и ухудшаются микробиологические свойства верхних слоев почвы, что приводит к понижению продуктивности лесов будущего. В северных районах лесные пожары сокращают кормовую базу для оленеводства. В огне лесных пожаров уничтожаются гнездовья промысловых птиц и места поселения ценных пушных зверей, что наносит огромный ущерб охотничьему промыслу и т.д.

История знает случаи, когда лесные пожары уносили сотни человеческих жизней. Так, в 1871 г. в штате Висконсин (США) погибло 1500 человек, а в 1881 г. в Мичигане около 500 человек. По данным М.А.Софронова и А.Д.Вакурова (1981), на территории бушевавшего в 1949 г. лесного пожара (площадь 130 тыс. га) в гасконских лесах Франции сохраняются три обгоревшие сосны, на которые прикреплен щит с надписью: «Здесь погибло в пламени пожара 82 героических защитника леса. Чтя их светлую память, уважайте и охраняйте лес!»

Нередки, к сожалению, случаи гибели людей при тушении лесных пожаров и в наши дни. Последнее обстоятельство ставит перед работниками государственной лесной охраны в качестве актуальнейшей задачу освоения методов умелого тушения лесных пожаров. Именно работники районных лесничеств в первую очередь несут ответственность за оперативное и умелое тушение лесных пожаров, а также за жизнь и здоровье людей, по долгу службы или велению совести участвующих в тушении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.031 с.)