История отечественной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История отечественной культуры



 Курс лекций

Составитель: Иванова И.П.

Минусинск

2020

Одобрено на заседании ПЦК

«___»  сентября 2020 г., протокол №

Председатель ПЦК: Косова О.Г.

Рецензенты:

Федотова Н. Э., глава города Минусинска, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации  

Сас Т.В., преподаватель высшей квалификационной категории, начальник методического отдела КГБОУ СПО «Красноярский краевой колледж культуры и искусства»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….……….…...6

Лекция 1. Культура Древней Руси ……………………………………………………...……..8

1.1. Культура языческого периода…………………………………………..………..……..8

1.2.  Быт Руси…………………………………………………………………….……..…..…9

Лекция 2. Христианская культура Руси ……………………………………...…...…………9

 2.1. Достижения христианской культуры Руси……………………………………...…..……9

2.2. Жанр летописи…………………………………………………………….……………….11

2.3. Сооружение церквей………………………………………………………….……….….11

2.4. Церковное искусство…………………………………………………………………...…11

 

Лекция 3. Русская культура эпохи раздробленности ………………..................................12

3.1. Общие особенности культуры эпохи раздробленности…………….................….…12

3.2. Культура Владимиро-Суздальской Руси……………………………....................…..13

3.3. Культура Великого Новгорода………………………………………...................……13

3.4. Создание особого стиля храмового строительства………………….....................…14

3.5. Московское княжество………………………………………………......................…..14

3.6. Живопись XIV–XV вв……………………………………………….......................…..15

Лекция 4. Культура России в XVI в ………………………………...............................…….16

4.1. Общая характеристика эпохи…………………………………….........................……16

4.2. Наука и грамотность……………………………………………..........................……..16

4.3. Быт и общественная мысль………………………………………........................……17

4.4. Появление в России книгопечатания………………………………….........................18

4.5. Живопись……………………………………….................................................……….19

4.6. Архитектура………………………………………..........................……………………20.

Лекция 5. Русская культура XVII в ………………….......................……………….………21

5.1. Общие тенденции русской культуры XVII в………...............................…………….21

5.2. Литература, образование, наука……………………………………........................….22

5.3. Живопись XVII в……………………………………………………..............................23

5.4. Портретный жанр…………………………………………………........................…….23

5.5. Русская архитектура XVII………………………………………..............................….23

5.6. Подъем гражданской архитектуры……………………………..................………….24

Лекция 6. Культура эпохи Петра Великого ……………………………......................…….25

6.1. Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого……………........................……26

6.2. Образование, наука…………………………………………………......................……26

6.3. Литература и театр……………………………………………………….......................27

6.4. Быт русского народа………………………………………..................………………..28

6.5. Живопись 1700–1725 гг………………………………………...............................……28

6.6. Зодчество 1700–1725 г……………………………………………….........................…29

Лекция 7.   Культура России 1725–1800 гг …………………....................................………..30

7.1. Общая характеристика культуры эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления……………………………..................................……….30

7.2. Образование……………………………………………....................................……….31

7.3. Наука………………………………………………………..........................…………..31

7.4. Литература и общественная мысль. Театр………………......................…………….32

7.5. Живопись…………………………………………………….....................……………33

7.6. Архитектура, скульптура……………………………………..........…………………..34

Лекция 8. Золотой век русской культуры. 1-я половина …..........................……………36

8.1. Общая характеристика культуры данного периода………................................……..36

8.2. Развитие образования, литературы и науки…………………………......................…36

8.3. Литература и общественная мысль…………………………………..................……..38

8.4. Театр……………………………………………………………………....................…..40

8.5. Живопись………………………………………………………………......................…40

8.6. Архитектура и скульптура……………………………………………..................……41

Лекция 9.   Культура второй половины золотого века …………..................……………..43

9.1. Общая характеристика эпохи………………………………….................……………44

9.2. Образование……………………………………………………....................................44

Лекция 10. XIX век и его социальные тенденции ……......................……….……………45

10.1. Проекты самоуправления………………………………...................………………….46

10.2. Эпоха великих реформ……………………………………………….......................….46

Лекция 11. Русская культура начала ХХ века …………...............................……………..49

Заключение……………………………………………………........................…………...........52

Библиографический список........................................................................................................53

Глоссарий.....................................................................................................................................55

Введение

Дисциплина «История отечественной культуры» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 071801 (51.02.02) Социально – культурная деятельность (по видам) и 071501 (51.02.01) Народное художественное творчество (по видам). Данная дисциплина входит в цикл профильных учебных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования и в цикл общепрофессиональных дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла.

Данный курс лекций – это учебное пособие, в котором отражен материал дисциплины «История отечественной культуры». Курс лекций лаконично раскрывает содержание и структуру учебной дисциплины.

Цель настоящего пособия – познакомить студентов с историей всемирной культуры, некоторыми терминами, которые должен знать каждый образованный человек, а также дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, их значение и смысл. Научить студентов разбираться в многообразном современном мире, анализировать и сравнивать разные эпохи и стили отечественной культуры и, таким образом, иметь представления об окружающем мире, расширить интеллектуальный уровень, помочь студенту ориентироваться в многообразных явлениях культуры и многочисленных артефактах.

Задачами курса лекций являются:

- формирование знаний в области понятий, видов и форм культуры;

- формирование у студента культурологической картины мира;

-значения и места отечественной культуры, как части мировой культуры;

- ознакомление с основными этапами развития отечественной культуры, выдающихся деятелей, известных памятников, тенденций развития отечественной культуры для полноценного и гармоничного развития личности, удовлетворения ее нравственно-эстетических потребностей;

- социализация и инкультурация личности.

-  организация самостоятельной работы студентов;

- управление познавательной деятельностью студентов

Основные функции, выполняемые данным курсом лекций:

· ориентирующая;

· познавательная;

· самообразования.

Прежде чем говорить об истории культуры, необходимо раскрыть содержание основного понятия темы. На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура». Слово «культура», кроме этого, имеет несколько смыслов в русском языке. Пожалуй, самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующая дефиниция (определение): «Культура» – это все, созданное человеком, – ибо животные не имеют культуры. Культура – продукт исключительно человеческой деятельности».

Под термином «культура» мы будем понимать не только все материальные, но и духовные ценности, созданные человеком в конкретный период его существования и на определенной территории, а также дух эпохи, нации (то, что принято обозначать словом ментальность). Это даст нам право классифицировать мировую культуру по следующим принципам:

1. По временным характеристикам (античная, средневековая, культура Нового времени и т. д.)

2. По территориальному признаку (арабская, китайская культура и т. д.).

В данном учебном пособии обзорно излагается история развития культуры с древнейших времен до начала  ХХ века.

Ограниченный объем учебного пособия определил его композицию (чередование обобщенных, достаточно беглых характеристик отдельных сфер культуры) и содержание (некоторые стороны историко – культурного процесса, имеющие яркую специфику, вынужденно не рассматривались в ряде лекций – быт и нравы, декоративно - прикладное искусство и др.). Каждая лекция, которых одиннадцать в пособии, предлагает не только обдумать прочитанное, но и обратиться к литературе, рекомендуемой для самостоятельной работы, сходить в музей, картинную галерею, посмотреть репродукции в художественных альбомах, перечитать уже знакомые страницы русской классики. Таким образом, составитель пособия рассчитывает не только помочь студентам сориентироваться в необозримом богатстве тысячелетней отечественной культуры, представив основные этапы, закономерности и особенности ее развития, но и пробудить глубокий интерес к каким – то явлениям культуры, творчеству отдельных представителей.

Данное пособие призвано повысить коммуникативную культуру студентов, успешно использовать полученные знания в повседневной и профессиональной жизни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.012 с.)