Лекция 1. Пожаро-взрывоопавсные производственные объекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Пожаро-взрывоопавсные производственные объекты



Курс лекций по БЖД

Лекция 1. Пожаро-взрывоопавсные производственные объекты

Учебный вопрос № 2.

Формы возгорания и классификация пожаров

Взрывом называется чрезвычайно быстрое химическое (взрывчатое) превращение вещества, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить механическую работу.

Вспышка - это быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов.

Возгорание - возникновение горения под воздействием источника зажигания.

Самовозгорание - это явление резкого увеличения скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения веществ (материала, смеси) при отсутствии источника зажигания.

Самовоспламенение - это самовозгорание, сопровождающееся появлением пламени.

Классификация пожаров.

1. «А» класс. Это пожар, в котором горят твердые материалы, к примеру, деревянные дома.

2. «А1» — когда горение сопровождается дополнительно тлением. Сюда также относятся деревянные строения, склады с твердым топливом и бумажно-целлюлозной продукцией.

3. «А2» — когда горение не сопровождается тлением. Как пример, горит склад с пластмассовыми изделиями.

4. «В» — пожар, когда горят легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также материалы твердого типа, которые при высоких температурах начинают плавиться.

5. «В1» — горят жидкости, нерастворимые в воде. К этой категории материалов в основном относятся производные нефтепереработки.

6. «В2» — жидкости, растворимые в воде: спирты, растворители и прочие.

7. «С» — горят газы.

8. «D» — горят металлы.

9. «D1» — горят легкие металлы и их сплавы, к этой категории, например, относятся алюминий, магний и так далее.

10. «D2» — горят щелочные металлы: калий, натрий и прочие.

11. «D3» — горят металлоорганические соединения или гидриды металлов.

12. «Е» — пожар эксплуатируемых электроустановок.

13. «F» — горят радиоактивные отходы, вещества и материалы.

 

Учебный вопрос № 3.

 

Действия руководителя и персонала во время пожара

Работник, в случае возникновения пожара или его признаков (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:

· немедленно сообщить об этом по телефону «01» в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);

· задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации людей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

· принять по возможности меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения и сохранности материальных ценностей;

· организовать встречу пожарных подразделений;

· известить о пожаре руководителя организации или заменяющего его работника.

 

Радиационно опасный объект — это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.

К радиационно опасным объектам относятся: АЭС, предприятия по изготовлению ядерного топлива, по переработке и захоронению радиоактивных отходов; научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные установки и стенды; транспортные ядерные энергетические установки; военные объекты.

В России создан значительный производственный и научно-технологический потенциал атомной энергетики. Функционируют: 10 атомных электростанций (АЭС) с ядерными энергетическими установками; атомные суда гражданского назначения с ядерными энергетическими установками; около 30 научно-исследовательских организаций с исследовательскими ядерными установками; региональные специальные комбинаты «Радон» по захоронению радиоактивных отходов и около 13 тыс. других предприятий и объектов, осуществляющих деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе.

 

Виды радиации

Не все химические вещества устойчивы. В природе существуют определенные элементы, ядра которых трансформируются, распадаясь на отдельные частички с выделением огромного количества энергии. Это свойство называется радиоактивностью. Ученые в результате исследований обнаружили несколько разновидностей излучения:

1. Альфа излучение — это поток тяжелых радиоактивных частиц в виде ядер гелия, способных нанести наибольший вред окружающим. К счастью, им свойственна низкая проникающая способность. В воздушном пространстве они распространяются всего на пару сантиметров. В ткани их пробег составляет доли миллиметра. Таким образом, внешнее излучение не несет опасности. Можно защититься, используя плотную одежду или лист бумаги. А вот внутреннее облучение – внушительная угроза.

2. Бета излучение – поток легких частичек, перемещающихся в воздухе на пару метров. Это электроны и позитроны, проникающие в ткань на два сантиметра. Оно несет вред при соприкосновении с кожей человека. Однако большую опасность дает при воздействии изнутри, но меньшую, чем альфа. Для предохранения от влияния этих частиц, используются специальные контейнеры, защитные экраны, определенное расстояние.

3. Гамма и рентгеновское излучение – это электромагнитные излучения, пронизывающие тело насквозь. Защитные средства от такого воздействия включает создание экранов из свинца, возведение бетонных конструкций. Наиболее опасное из облучений при внешнем поражении, так как оказывает влияние весь на организм.

4. Нейтронное излучение состоит из потока нейтронов, обладающих более высоким показателем проникающей способности, чем гамма. Образуется в результате ядерных реакций, протекающих в реакторах и специальных исследовательских установках. Появляется во время ядерных взрывов и находится в отходах утилизированного топлива от ядерных реакторов. Броня от такого воздействия создается из свинца, железа, бетона.

Источники радиации

Всю радиоактивность на Земле можно поделить на два основных вида: естественную и искусственную. К первой относятся излучения из космоса, почвы, газов. Искусственная же появилась благодаря человеку при использовании атомных электростанций, различного оборудования в медицине, ядерных предприятий.

Естественные источники

Радиоактивность естественного происхождения всегда находилась на планете. Излучение присутствует во всем, что окружает человечество: животные, растения, почва, воздух, вода. Считается, что этот небольшой уровень радиации, не оказывает вредного воздействия. Хотя, некоторые ученые придерживаются иного мнения. Так как люди не имеют возможности повлиять на эту опасность, следует избегать обстоятельств, увеличивающих допустимые значения.

Искусственные источники

Данный вид появился благодаря людям. Его действие увеличивается и распространяется с их помощью. Во время начала ядерной войны не так страшна сила и мощность оружия, как последствия радиоактивного излучения после взрывов. Даже если вас не зацепит взрывная волна или физические факторы — вас добьет радиация

К искусственным источникам относятся:

· Ядерное оружие;

· АЭС;

· Медицинское оборудование;

· Отходы с предприятий;

· Определенные драгоценные камни;

· Некоторые старинные предметы, вывезенные из опасных зон. В том числе из Чернобыля.

Кроме того, при всех АЭС, предприятиях ядерно-топливного цикла и некоторых крупнейших научно-исследовательских организациях имеются хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов, которые тоже представляют опасность.

Подтверждением этому является крупная авария, которая случилась 29 сентября 1957 г. на Южно-Уральском заводе по производству атомного оружия. Это был секретный объект, известный под названием «Челябинск-40». В 16.20 по московскому времени взорвалась одна из «банок вечного хранения», содержавшая 300 м3 отходов ядерного производства. В результате взрыва в земле образовался кратер диаметром 30 м и глубиной 5 м. Радиоактивное облако поднялось на высоту 1000 м. Исходя из этих показателей, ученые предположили, что мощность взрыва соответствовала 70 т тринитротолуола.

При взрыве никто не погиб. Непосредственно сразу после аварии, в течение 7—10 дней, из близлежащих населенных пунктов было выселено 800 человек, в последующие полтора года — около 10 тыс. человек.

Взрыв разбросал радиоактивные элементы на территории, протянувшейся на 105 км в длину и 8—9 км в ширину. По счастью, он пришелся на места малонаселенные. Разовые дозы облучения для жителей тех деревень, что попали в зону выброса, были не опасными для здоровья.

Но загрязненными стали почва и водоемы, растущие здесь лес и трава. Почти все выпавшие радионуклиды относились к короткоживущим, период их полураспада составлял от месяца до года. Подробности этой катастрофы стали достоянием гласности лишь 32 года спустя после аварии.

Одна из важнейших проблем безопасного функционирования радиационно опасных объектов — обеспечение космических летательных аппаратов автономными базовыми источниками питания. Учеными созданы установки с непосредственным преобразованием ядерной энергии в электрическую, которые могут в случае аварии стать причиной чрезвычайной ситуации.

Такая ситуация имела место в 1978 г., когда спутник «Космос-954» с небольшим ядерным реактором на борту разрушился над территорией Канады. Площадь разброса радиоактивных осколков составила около 80 тыс. км2. На их поиск ушло около 8,5 месяца. Протяженность маршрутов наземной разведки составила около 55 тыс. км. Около 3000 часов было затрачено на воздушную разведку. В результате было обнаружено примерно 3000 радиоактивных осколков.

Аварии на всех радиационно опасных объектах приводят к попаданию радиоактивных веществ в окружающую среду и поражению населения. Ведущее место среди этих объектов занимают АЭС.

Во-первых, это связано с тем, что в процессе их работы образуется много искусственных радиоактивных продуктов.

Во-вторых, 9 из 10 (кроме Билибинской АЭС) российских АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В 30-километровой зоне вокруг этих станций проживают более 4 млн человек.

Чернобыльская катастрофа показала всему миру, насколько масштабными по своим проявлениям могут быть последствия аварий на атомных станциях. Только в России загрязненными оказались 16 областей. В целом по Российской Федерации 7608 населенных пунктов с численностью населения около 3 млн человек отнесены к зонам радиоактивного загрязнения.

Последствия аварий на РОО

Радиоактивное загрязнение окружающей среды является наиболее важным экологическим последствием радиационных аварий с выбросами радионуклидов, основным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья и условия жизнедеятельности людей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Основными специфическими явлениями и факторами, обусловливающими экологические последствия при радиационных авариях и катастрофах, служат радиоактивные излучения из зоны аварии, а также из формирующегося при аварии и распространяющегося в приземном слое облака (облаков) загрязненного радионуклидами воздуха; радиоактивное загрязнение компонентов окружающей среды.

Воздушные массы, двигавшиеся 26 апреля 1986 г. на запад, 27 апреля на север и северо-запад, 28–29 апреля от северного направления повернули на восток, юго-восток и далее 30 апреля юг (на Киев).

Последующее длительное поступление радионуклидов в атмосферу происходило за счет горения графита в активной зоне реактора. Основной выброс радиоактивных продуктов продолжался в течение 10 суток. Однако истечение радиоактивных веществ из разрушенного реактора и формирование зон загрязнения продолжались в течение месяца. Долгосрочный характер воздействия радионуклидов определялся значительным периодом полураспада. Осаждение радиоактивного облака и формирование следа происходили длительное время. В течение этого времени изменялись метеорологические условия и след радиоактивного облака приобрел сложную конфигурацию. Фактически сформировались два радиоактивных следа: западный и северный. Наиболее тяжелые радионуклиды распространялись на запад, а основная масса более легких (йод и цезий), поднявшись выше 500–600 м (до 1,5 км), была перенесена на северо-запад.

В результате аварии около 5% радиоактивных продуктов, накопившихся за 3 года работы в реакторе, вышли за пределы промышленной площадки станции. Летучие изотопы цезия (134 и 137) распространились на огромные расстояния (значительное количество по всей Европе) и были обнаружены в большинстве стран и океанах Северного полушария. Чернобыльская авария привела к радиоактивному загрязнению территорий 17 стран Европы общей площадью 207,5 тыс. км2, с площадью загрязнения цезием выше 1 Кю/км2.

Если выпадения по всей Европе принять за 100%, то из них на территорию России пришлось 30%, Белоруссии — 23%, Украины — 19%, Финляндии — 5%, Швеции — 4,5%, Норвегии — 3,1%. На территориях России, Белоруссии и Украины в качестве нижней границы зон радиоактивного загрязнения был принят уровень загрязнения 1 Кю/км2.

Сразу после аварии наибольшую опасность для населения представляли радиоактивные изотопы йода. Максимальное содержание йода-131 в молоке и растительности наблюдалось с 28 апреля по 9 мая 1986 г. Однако в этот период “йодовой опасности” защитные мероприятия почти не проводились.

В дальнейшем радиационную обстановку определяли долгоживущие радионуклиды. С июня 1986 г. радиационное воздействие формировалось в основном за счет радиоактивных изотопов цезия, а в некоторых районах Украины и Белоруссии также и стронция. Наиболее интенсивные выпадения цезия характерны для центральной 30-кило-метровый зоны вокруг Чернобыльской АЭС. Другая сильно загрязненная зона — это некоторые районы Гомельской и Могилевской областей Белоруссии и Брянской области России, которые расположены примерно в 200 км от АЭС. Еще одна, северо-восточная зона расположена в 500 км от АЭС, в нее входят некоторые районы Калужской, Тульской и Орловской областей. Из-за дождей выпадения цезия легли “пятнами”, поэтому даже на соседних территориях плотность загрязнения могла различаться в десятки раз. Осадки сыграли существенную роль в формировании выпадений — в зонах выпадения дождевых осадков загрязнение в 10 и более раз превышало выпадение в “сухих” местах.

В России общая площадь радиоактивно загрязненных территорий с плотностью загрязнения выше 1 Кю/км2 по цезию-137 достигала 100 тыс. км2, а свыше 5 Кю/км2 — 30 тыс. км2. На загрязненных территориях оказалось 7 608 населенных пунктов, в которых проживало около 3 млн. человек. Вообще же радиоактивному загрязнению подверглись территории 16 областей и 3 республик России (Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Ленинградской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Мордовии, Татарстана, Чувашии).

Радиоактивное загрязнение затронуло более 2 млн. га сельхозугодий и около 1 млн. га лесных земель. Территория с плотностью загрязнения 15 Кю/км2 по цезию-137, а также радиоактивные водоемы находятся только в Брянской области, в которой прогнозируется исчезновение загрязнения примерно через 100 лет после аварии. При распространении радионуклидов транспортирующей средой является воздух или вода, а роль концентрирующей и депонирующей среды выполняют почва и донные отложения. Территории радиоактивного загрязнения — это, главным образом, сельскохозяйственные районы. Это значит, что радионуклиды могут попасть с продуктами питания в организм человека. Радиоактивное загрязнение водоемов, как правило, представляет опасность лишь в первые месяцы после аварии. Наиболее доступны для усвоения растениями “свежие” радионуклиды при поступлении аэральным путем и в начальный период пребывания в почве (например, для цезия-137 заметно уменьшение поступления в растения с течением времени, т. е. при “старении” радионуклида).

Сельскохозяйственная продукция (прежде всего молоко) при отсутствии соответствующих запретов на ее употребление стала главным источником облучения населения радиоактивным йодом в первый месяц после аварии. Местные продукты питания вносили существенный вклад в дозы облучения и во все последующие годы. В настоящее время, спустя 20 лет, потребление продукции подсобных хозяйств и даров леса дает основной вклад в дозу облучения населения. Принято считать, что 85% суммарной прогнозируемой дозы внутреннего облучения на последующие 50 лет после аварии составляет доза внутреннего облучения, обусловленная потреблением продуктов питания, которые выращены на загрязненной территории, и лишь 15% падает на дозу внешнего облучения.

 

Лекция № 5.

Производственная вибрация

Вибрация - колебательное движение материальной точки или механической системы.

Причины возникновения вибрации: неуравновешенные массы при возвратно-поступательном движении (штамповка), неуравновешенные массы при вращательном движении (электрический двигатель), электромагнитные колебания.

Воздействие вибрации на человека:

Профессиональное заболевание - виброболезнь. Проявляется в нарушении деятельности центральной и периферийной нервной системы. Например, при работе с ручным механизмом, создающим вибрацию, у человека могут возникать определенные изменения в состоянии здоровья: потеря чувствительности и дрожание рук; поражение центральной нервной системы обычно выражается в появлении головной боли, снижении работоспособности.

Вибрация подразделяется:

1. По способу передачи на человека: общая (передается на весь организм) - станок, локальная (передается на отдельные части организма, чаще на руки) - дрель,

2. По направлению воздействия: Ось Х, Ось У, Ось Z.

3. Для общей вибрации в зависимости от источника образования: транспортная (водитель грузовика, автобуса), транспортно-технологическая (напольно-цеховой транспорт, крановщица), технологическая.

4. По временной характеристике: постоянная и непостоянная.

Вибрация нормируется в зависимости от частоты по величине среднеквадратического значения виброскорости, м/с, виброускорения, м/с2, или их логарифмическими уровнями, дБ.

Методы борьбы с вибрацией.

1. Уменьшение вибрации в источнике (применение технологических процессов без вибрации).

2. Рассогласование вибрационной частоты с резонансной (при проектировании собственная частота не должна совпадать с частотой вынужденных колебаний). Изменение собственной частоты путём вариации значения массы конструкций и введением рёбер жёсткости.

3. Вибродемфирование - превращение механической энергии колебаний в тепловую за счёт увеличения сил внутреннего или поверхностного трения.

4. Виброгашение:

- пассивное (увеличение массы фундамента)

- активное (добавление массы с одинаковым по модулю значением частоты собственных и вынужденных колебаний, находящихся при этом в противофазе)

5. Виброизоляция - уменьшение вибрации на пути её распространения за счёт применения упругих элементов (пружины, резина и т. д.)

6. Применение СИЗ.

При воздействии на руки используются перчатки. При передаче черед ноги - специальная обувь, например, с толстой резиновой подошвой.

7. Уменьшение времени воздействия (допустимое значение в ГОСТе - 8 часов).

 

Производственный шум

Звук - механические колебания воздуха, воспринимаемые органами слуха. Шум - набор звуков, неблагоприятно воздействующий на здоровье человека.

Физические характеристики шума:

1. Частота f, Гц

Каждый диапазон частот разбит на октавы таким образом, что верхняя граничная частота в два раза выше нижней граничной частоты: fВ = 2fН.

Характеристикой октавы является среднегеометрическая частота:.

2. Звуковое давление Р, Па.

Обычный разговор составляет 50 дБ. Станки - 70 - 110 дБ. Реактивный самолёт (взлёт) - 140 дБ. Разрыв барабанной перепонки - 145 дБ. Увеличение уровня шума на 5 дБ человеку кажется повышением громкости в 2 раза.

Классификация шумов:

1. По источнику образования (механический, аэродинамический, гидродинамический, электромагнитный).

2. В зависимости от частотного спектра (НЧ, СЧ, ВЧ).

3. По характеру спектра (тональный (шум в пределах одной октавы), широкополосный (в разных октавах)).

4. Временные характеристики.

· Постоянный (за рабочий день меняется меньше, чем на 5 дБ).

· Непостоянный: колеблющийся (непрерывно меняется во времени), прерывистый (звуковая пауза больше одной секунды), импульсивный (звуковая пауза меньше одной секунды).

Действие шума на человека:

В первую очередь, шум воздействует на нервную и сердечно-сосудистую системы, на органы слуха.

Методы борьбы с шумом:

1. Уменьшение шума в источнике (замена ударных процессов на безударные, замена ручной сварки на автоматическую, своевременный ремонт, замена металлических деталей на пластмассовые).

2. Изменение направленности шума.

3. Рациональная планировка цехов.

4. Акустические средства защиты.

· Звукоизоляция (ограждающая конструкция, отражающая большую часть звуковой энергии)

· Звукопоглощение (превращение звуковой энергии в тепловую за счёт вязкого трения в капиллярах пористых материалов), дБ.

Средства индивидуальной защиты: вкладыш (понижает уровень шума на 5 - 20 дБ), наушники (на 34-45 дБ), шлем (применяется, если уровень шума свыше 120 дБ), противошумные костюмы (если уровень шума свыше 135 дБ).

 

Электромагнитное излучение

Источники: ЛЭП, открытые распределительные устройства., трансформаторы, генераторы и т д.

Допустимые значения:

До 5 кВ/м - 8 часов,

5 < E < 20 - 2 часа,

от 20 до 25 кВ/м - 10 минут,

более 25 - пребывание только в СИЗ.

Контроль фактических значений электрической напряжённости: после монтажа, при организации нового рабочего места, при изменении конструкции средств защиты, в порядке санитарного контроля. Высота замера: при отсутствии средств защиты на 1,8 м, при наличии 0,5 - 1,8.

Способы защиты:

1. Экранирование

Экраны: стационарные, переносные. Сетка - 500 мм, диаметр прута - 0,6мм и более. Экран должен быть заземлён.

2. СИЗ

Экранирующий комплект: куртка, каска, ботинки на электропроводящей резине, перчатки. Все элементы должны быть соединены и заземлены через ботинки на стационарное заземление.

Электромагнитное поле радиодиапазона.

Источники - телерадиоцентры, плазменные технологии, установки ТВЧ.

НЧ - 30-300 кГц, СЧ - 0-33 МГц, ВЧ - 3-30 МГц, УВЧ - 30-300МГц, СВЧ 0,3-300 ГГц

В зависимости от расстояния до источника ЭМП делят на зоны:

· Ближняя - не сформировалось и представляет собой совокупность электрических и магнитных полей (характеризуется величиной электрической и магнитной напряжённостей)

· Дальняя - ЭМП сформировалось и характеризуется величиной ППЭ

Воздействие ЭМП на человека зависит от частоты, мощности, времени воздействия, режима облучения (прерывистый, непрерывный), облучаемой поверхности, индивидуальной особенности. В зоне действия человек подвергается тепловому и биологическому воздействию.

Способы защиты.

Организационные мероприятия:

· выбор рациональных режимов работы оборудования;

· ограничение места и времени нахождения персонала в зоне действия поля.

Технические мероприятия:

· рациональное размещение оборудования;

· использование средств, ограничивающих величину ЭМП на рабочем месте;

· обозначение зон с повышенным уровнем ЭМП;

· снижение мощности;

· уменьшение времени работы;

· увеличение расстояния до источника;

· автоматизация работ;

· экранирование рабочего места или источника.

Экраны выполняют из стали, алюминия, меди или сетки с размером ячейки, равным / 3. Под воздействием ЭМП в материале экрана наводится вторичное поле, почти равное по амплитуде и противоположное по фазе внешнему. Экран должен быть заземлён;

· применение предупреждающей сигнализации;

· применение СИЗ;

· правильное размещение рабочего места;

· расположение источников в отдельных помещениях;

· требования к территории - размещение служб вне зоны действия ЭМП;

· определение пути движения людей в зоне ЭМП;

· лечебно-профилактические мероприятия;

· контроль величины ЭМП (на постоянных рабочих местах, на высоте 0,5 - 1-1,7 м).

 

 Лекция 5. Организация обучения по Охране труда. Инструктажи по ОТ

Учебный вопрос № 1. Общие положения обучения охраны труда

Согласно ст. 225 ТК РФ все работники организации, в том числе и ее руководитель, обязаны проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленным Правительством РФ.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для переводимых на другую работу работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Государство содействует организации такого обучения в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, средне профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, обеспечивает подготовку специалистов по охране труда. охрана труд обучение проверка

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть подробнее, как именно, с помощью каких мероприятий осуществляется обучение об охране труда, и каким категориям лицам он подвергается.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Этот порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

На основе порядка обучения по охране труда федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям порядка.

Минтруд Рф постановлением от 12 октября 1994 г. утвердил Типовое положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций (дополнено и изменено постановлением Минтруда от 9 апреля 1996 г.)

Согласно этому документу общий порядок обучения и проверки знаний по охране труда специалистов предприятий (организаций и учреждений) не зависит от формы их собственности, сферы хозяйственной деятельности ведомственной подчиненности.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих проводится с ГОСТ 12.0.004-90.

Обучение и проверке знаний подлежат:

а) руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работ непосредственно на рабочих местах и производственных участках, с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ.

б) Инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.

Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с порядком, могут проводиться обучение и аттестация работников организаций по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля и федеральными органами исполнительной власти в порядке, утверждаемом ими по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учебный вопрос № 2. Виды, содержание и порядок проведения инструктажей по охране труда

 

Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

При этом они должны быть ознакомлены:

1) с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятии (подразделении);

2) с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором (соглашением) на предприятии;

3) со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны на предприятии;

4)С порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия вредных производственных факторов.

Кроме вводного инструктажа по охране труда проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

1) со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;

2) с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

3) с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Допуск к самостоятельной работе фиксируется в журнале регистрации инструктажей на рабочем месте или в личной карточке с датой и подписью инструктировавшего, а факт инструктажа подтверждается подписью инструктируемого.

Повторный инструктаж проходят все работники не реже одного раза в шесть месяцев (а электрики - раз в 3 месяца) по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте с целью повышения уровня и проверки знания правил и инструкций по охране труда. Фиксируют его так же, как и первичный.

Внеплановый или внеочередной инструктаж проводится в следующих случаях:

1) при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;

2) при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;

3) при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.111 с.)