Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Особенности становления русской литературы XIX вСтр 1 из 5Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Золотой век русской культуры в первой половине XX в» Дисциплина: История России
Выполнила работу: студентка 2 курса группы б-поип-16 Сивцева Саина Михайловна Руководитель работы: КИН Степанова С.В. Доцент кафедры «истории, обествознания и политологии»
Якутск 2017 г. Содержание:
Введение. 3 Глава 1. Особенности становления русской литературы XIX в 1.1. Условия и причины становления русской литературы XIX в…….5 1.2. Роль литературы «Золотого века» на события происходившие в XIX в………………………………………………………………….8 Глава 2. Особенности становления русской национальной идеи 2.1 Основные течения русской литературы XIX века……………………….10 2.2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России…….17 Заключение………………….…………………………………………………..25 Список использованной литературы.…………………………………………28
Введение Многие уже знают, что XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия - государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Должно быть, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и "спасения" России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты. Реформы начатые в XVIII в., как и преобразования, продолжались и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира. Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей.
Временем невиданного взлета и расцвета XIX столетие для России стало в сфере культуры. Не только русской, но и мировой культуры этот век богат на литературу, изобразительное искусство, музыку. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. ворвавшись в мировую культуру, заняла там одно из самых почетных мест. А произошло это благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которую равнялись многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве[2]. Все это, несомненно, позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры. В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую роль, так как была единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда склонялись к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многопрофильность и образность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература, тем она и является актуальной для выбора темы данной курсовой работы. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства. Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века. В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования: · рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.; · по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека. Реферат состоит из 2 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности становления русской национальной идеи, также дается обзор творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, в заключении сделаны основные выводы по содержанию работы.
Заключение Как известно, русская литература XIX в. отличалась смелой постановкой вечных вопросов человеческого бытия, самых жгучих социально-политических, философских, нравственных, эстетических проблем, значение которых выходит далеко за пределы определенного исторического времени. Она не только стала мощным средством эстетического воздействия на читателей (и русских, и иностранных), но приобрела также славу и значение влиятельнейшей силы в развитии просвещения, нравственности, гуманизма. Для истории общественного сознания России XIX в. характерным было явление, получившее название «литературоцентризм». Это означало, что именно литература оказалась в центре многих идейных споров, стала выразительницей идеологии, системы взглядов разных общественных и политических движений, определяла направление периодических изданий, выдвигала новые идеалы, формировала ценностные ориентиры, утверждала эстетические и этические нормы и т. д. Хорошо это или плохо? Всегда ли должна литература (и литературная критика) выполнять задачи, которые в принципе ей не свойственны? Мы можем сколько угодно спорить по этому поводу, даже упрекать русскую литературу за то, что она оказалась излишне проповеднической, учительской. Иногда говорят, что благородное желание стать трибуном, проповедником, пророком может привести к навязчивому опекунству, к игнорированию другого мнения, а в конечном счете — нетерпимому отношению к любому инакомыслию. В подобного рода соображениях есть свой резон, но необходимо учитывать, что в исторических условиях русской жизни XIX в., когда практически невозможна была открытая политическая деятельность, только литература оставалась едва ли не единственной «отдушиной». Вот почему А. И. Герцен, оказавшись в эмиграции, так объяснял особую роль и предназначение русской литературы: «У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он может услышать крик своего возмущения и своей совести». Об этом же писал и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности». Обратите внимание на слово пока. Следовательно, даже Чернышевский, горячо отстаивавший мысль о том, что литература есть учебник жизни, признавал, что вовсе не обязательно в ней, в литературе, всегда будет сосредоточена почти вся умственная жизнь народа. Изменится время, изменится и функция литературы. Но пока, в конкретных условиях русской действительности XIX в., писатели с чувством громадной ответственности выполняли ту роль, которая выпала на их долю. Мы должны быть глубоко благодарны им за то, что в тяжелейших условиях, подвергаясь всевозможным преследованиям (вспомните судьбу Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, В. Г. Короленко — да и не только их), они содействовали пробуждению в людях духовности и великодушия, принципиальности и активного неприятия зла, честности и совестливости, милосердия и порядочности. И, учитывая это, нужно признать, что у Н. А. Некрасова были все основания утверждать в письме ко Льву Толстому в 1856 г.: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя»[14].
Разумеется, крупный писатель всегда глубоко своеобразен и неповторим, поэтому обобщенные характеристики оказываются зачастую в чем-то приблизительными и неточными. Каждый подлинный художник (мы можем включить в это понятие и писателей, и живописцев, и композиторов) всегда создает свой мир, руководствуется своими эстетическими убеждениями. Понятно, что мир Льва Толстого решительно не похож на мир Достоевского, что Салтыков-Щедрин воспринимал явления действительности и художественно преобразовывал их совершенно иначе, чем, например, Гончаров. И все же есть нечто общее, что объединяет лучших писателей XIX в. Это прежде всего ответственность перед своим талантом и перед читателем, чрезвычайно высокое представление о роли литературы и о ее предназначении, смелое художественное новаторство, великие эстетические открытия — все то, что помогло им вписать ярчайшие страницы в историю мирового искусства. Да, русские писатели во многом отличались друг от друга, нередко не соглашались друг с другом, спорили, полемизировали. Н. Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» отталкивался от тургеневских «Отцов и детей», а Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» и Л. Н. Толстой в «Войне и мире» горячо спорили с Чернышевским. Но ни один из них никогда бы не стал возвеличивать, поэтизировать пошлость, низость, подлость, своекорыстие, эгоизм...
Список использованной литературы: 1. Шульгин В.С., Кошман Л.В. Культура России IX-XX в. – М., 1995. 5. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX века - 7. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века: Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,1989. 8. Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998 г. 9. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с. 10. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998 г. 11. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой М., 1998 г.
12. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. - С.86-97 13. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997. - 344 с. 14. Холодяков, И. В. Духовные ценности русской классической литературы./ И. В. Холодяков // Литература в школе. — 2005. — № 1, 2. 4. 15. Холодяков, И. В. Литература нравственного очищения. / И. В. Холодяков // Литература в школе. — 2008. — № 4, 5, 6. 5. 16. Чалмаев, В.А. «Золотые» и «серебряные» нити русской литературы XIX и XX веков. / В. А. Чалмаев // Литература в школе. — 2008. — № 1, 2, 3, 4, 5, 6. 6. 17. Ильин, Е. Н. Педагогика Евгения Ильина. /Е. Н. Ильин // Первое сентября: газета для учителей. — 2000. — № 55. КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Золотой век русской культуры в первой половине XX в» Дисциплина: История России
Выполнила работу: студентка 2 курса группы б-поип-16 Сивцева Саина Михайловна Руководитель работы: КИН Степанова С.В. Доцент кафедры «истории, обествознания и политологии»
Якутск 2017 г. Содержание:
Введение. 3 Глава 1. Особенности становления русской литературы XIX в 1.1. Условия и причины становления русской литературы XIX в…….5 1.2. Роль литературы «Золотого века» на события происходившие в XIX в………………………………………………………………….8 Глава 2. Особенности становления русской национальной идеи 2.1 Основные течения русской литературы XIX века……………………….10 2.2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России…….17 Заключение………………….…………………………………………………..25 Список использованной литературы.…………………………………………28
Введение Многие уже знают, что XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия - государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Должно быть, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и "спасения" России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты. Реформы начатые в XVIII в., как и преобразования, продолжались и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира. Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей.
Временем невиданного взлета и расцвета XIX столетие для России стало в сфере культуры. Не только русской, но и мировой культуры этот век богат на литературу, изобразительное искусство, музыку. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. ворвавшись в мировую культуру, заняла там одно из самых почетных мест. А произошло это благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которую равнялись многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве[2]. Все это, несомненно, позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры. В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую роль, так как была единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда склонялись к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многопрофильность и образность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература, тем она и является актуальной для выбора темы данной курсовой работы. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства. Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века. В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования: · рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.; · по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека. Реферат состоит из 2 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности становления русской национальной идеи, также дается обзор творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, в заключении сделаны основные выводы по содержанию работы.
Глава 1. Особенности становления русской литературы XIX в
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.031 с.) |