Глава 1. Особенности становления русской литературы XIX в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Особенности становления русской литературы XIX в



КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Золотой век русской культуры в первой половине XX в»

Дисциплина: История России

 

                                                  Выполнила работу: студентка 2 курса

                группы б-поип-16

                                Сивцева Саина Михайловна

                                                          Руководитель работы: КИН Степанова С.В.                                                                                                                                                                  

                                                       Доцент кафедры «истории, обествознания

           и политологии»

 

 

Якутск 2017 г.


Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Особенности становления русской литературы XIX в

1.1. Условия и причины становления русской литературы XIX в…….5

1.2. Роль литературы «Золотого века» на события происходившие

в XIX в………………………………………………………………….8

Глава 2. Особенности становления русской национальной идеи

2.1 Основные течения русской литературы XIX века……………………….10

2.2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России…….17

Заключение………………….…………………………………………………..25

Список использованной литературы.…………………………………………28

 

 

                                               


 

Введение

Многие уже знают, что XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия - государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Должно быть, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и "спасения" России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты.

Реформы начатые в XVIII в., как и  преобразования, продолжались и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира. Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей.

Временем невиданного взлета и расцвета XIX столетие для России стало в сфере культуры. Не только русской, но и мировой культуры этот век богат на литературу, изобразительное искусство, музыку. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. ворвавшись в мировую культуру, заняла там одно из самых почетных мест. А произошло это благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которую равнялись многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве[2].

Все это, несомненно, позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры.

В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую роль, так как была единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда склонялись к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многопрофильность и образность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература, тем она и является актуальной для выбора темы данной курсовой работы.  Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

· рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.;

· по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека.

Реферат состоит из 2 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности становления русской национальной идеи, также  дается обзор творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, в заключении сделаны основные выводы по содержанию работы.

 


 

Заключение

Как известно, русская литература XIX в. отлича­лась смелой постановкой вечных вопросов человечес­кого бытия, самых жгучих социально-политических, философских, нравственных, эстетических проблем, значение которых выходит далеко за пределы опре­деленного исторического времени. Она не только стала мощным средством эстетического воздействия на читателей (и русских, и иностранных), но приоб­рела также славу и значение влиятельнейшей силы в развитии просвещения, нравственности, гуманизма.

Для истории общественного сознания России XIX в. характерным было явление, получившее название «литературоцентризм». Это означало, что именно литература оказалась в центре многих идейных спо­ров, стала выразительницей идеологии, системы взглядов разных общественных и политических дви­жений, определяла направление периодических изда­ний, выдвигала новые идеалы, формировала ценност­ные ориентиры, утверждала эстетические и этичес­кие нормы и т. д.

Хорошо это или плохо? Всегда ли должна лите­ратура (и литературная критика) выполнять задачи, которые в принципе ей не свой­ственны? Мы можем сколько угодно спорить по этому поводу, даже упрекать русскую литературу за то, что она оказалась излишне проповеднической, учительской. Иногда говорят, что благородное жела­ние стать трибуном, проповедником, пророком может привести к навязчивому опекунству, к игнориро­ванию другого мнения, а в конечном счете — нетер­пимому отношению к любому инакомыслию. В по­добного рода соображениях есть свой резон, но необходимо учитывать, что в исторических условиях русской жизни XIX в., когда практически невоз­можна была открытая политическая деятельность, только литература оставалась едва ли не единст­венной «отдушиной». Вот почему А. И. Герцен, ока­завшись в эмиграции, так объяснял особую роль и предназначение русской литературы: «У народа, ли­шенного общественной свободы, литература — един­ственная трибуна, с высоты которой он может ус­лышать крик своего возмущения и своей совести». Об этом же писал и Н. Г. Чернышевский: «Литера­тура у нас пока сосредоточивает почти всю умствен­ную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в спе­циальное заведование других направлений умствен­ной деятельности».

Обратите внимание на слово пока. Следовательно, даже Чернышевский, горячо отстаивавший мысль о том, что литература есть учебник жизни, признавал, что вовсе не обязательно в ней, в литературе, всегда будет сосредоточена почти вся умственная жизнь на­рода. Изменится время, изменится и функция лите­ратуры. Но пока, в конкретных условиях русской действительности XIX в., писатели с чувством гро­мадной ответственности выполняли ту роль, которая выпала на их долю. Мы должны быть глубоко благодарны им за то, что в тяжелейших условиях, подвергаясь всевозможным преследованиям (вспом­ните судьбу Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевско­го, В. Г. Короленко — да и не только их), они со­действовали пробуждению в людях духовности и великодушия, принципиальности и активного непри­ятия зла, честности и совестливости, милосердия и порядочности. И, учитывая это, нужно признать, что у Н. А. Некрасова были все основания утвер­ждать в письме ко Льву Толстому в 1856 г.: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя»[14].

Разумеется, крупный писатель всегда глубоко свое­образен и неповторим, поэтому обобщенные характе­ристики оказываются зачастую в чем-то приблизи­тельными и неточными. Каждый подлинный художник (мы можем включить в это понятие и писателей, и живописцев, и композиторов) всегда создает свой мир, руководствуется своими эстетическими убежде­ниями. Понятно, что мир Льва Толстого решительно не похож на мир Достоевского, что Салтыков-Щед­рин воспринимал явления действительности и худо­жественно преобразовывал их совершенно иначе, чем, например, Гончаров. И все же есть нечто об­щее, что объединяет лучших писателей XIX в. Это прежде всего ответственность перед своим талантом и перед читателем, чрезвычайно высокое представ­ление о роли литературы и о ее предназначении, смелое художественное новаторство, великие эстети­ческие открытия — все то, что помогло им вписать ярчайшие страницы в историю мирового искусства.

Да, русские писатели во многом отличались друг от друга, нередко не соглашались друг с другом, спорили, полемизировали. Н. Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» отталкивался от тургеневских «Отцов и детей», а Ф. М. Достоевский в «Преступ­лении и наказании» и Л. Н. Толстой в «Войне и мире» горячо спорили с Чернышевским. Но ни один из них никогда бы не стал возвеличивать, поэтизировать пошлость, низость, подлость, своеко­рыстие, эгоизм...


 

Список использованной литературы:

1. Шульгин В.С., Кошман Л.В. Культура России IX-XX в. – М., 1995.
2. Балакина Т.И. История русской культуры. – М., 1995.
3. Орлов А.С., Полунов А.Ю. Пособие по истории Отечества – М., 1994.
4. Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине XIX века -
М., 1990.

5. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX века -
М., 1970.
6. Ласунский О.Г. Литературно-общественное движение в русской провинции – Воронеж, 1985.

7. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века: Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,1989.

8. Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998 г.

9. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.

10. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998 г.

11. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой М., 1998 г.

12. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. - С.86-97

13. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997. - 344 с.

14. Холодяков, И. В. Духовные ценности русской классической литературы./ И. В. Холодяков // Литература в школе. — 2005. — № 1, 2. 4.

15. Холодяков, И. В. Литература нравственного очищения. / И. В. Холодяков // Литература в школе. — 2008. — № 4, 5, 6. 5.

16.  Чалмаев, В.А. «Золотые» и «серебряные» нити русской литературы XIX и XX веков. / В. А. Чалмаев // Литература в школе. — 2008. — № 1, 2, 3, 4, 5, 6. 6.

17. Ильин, Е. Н. Педагогика Евгения Ильина. /Е. Н. Ильин // Первое сентября: газета для учителей. — 2000. — № 55.

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Золотой век русской культуры в первой половине XX в»

Дисциплина: История России

 

                                                  Выполнила работу: студентка 2 курса

                группы б-поип-16

                                Сивцева Саина Михайловна

                                                          Руководитель работы: КИН Степанова С.В.                                                                                                                                                                  

                                                       Доцент кафедры «истории, обествознания

           и политологии»

 

 

Якутск 2017 г.


Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Особенности становления русской литературы XIX в

1.1. Условия и причины становления русской литературы XIX в…….5

1.2. Роль литературы «Золотого века» на события происходившие

в XIX в………………………………………………………………….8

Глава 2. Особенности становления русской национальной идеи

2.1 Основные течения русской литературы XIX века……………………….10

2.2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России…….17

Заключение………………….…………………………………………………..25

Список использованной литературы.…………………………………………28

 

 

                                               


 

Введение

Многие уже знают, что XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия - государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Должно быть, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и "спасения" России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты.

Реформы начатые в XVIII в., как и  преобразования, продолжались и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира. Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей.

Временем невиданного взлета и расцвета XIX столетие для России стало в сфере культуры. Не только русской, но и мировой культуры этот век богат на литературу, изобразительное искусство, музыку. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. ворвавшись в мировую культуру, заняла там одно из самых почетных мест. А произошло это благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которую равнялись многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве[2].

Все это, несомненно, позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры.

В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую роль, так как была единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда склонялись к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многопрофильность и образность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература, тем она и является актуальной для выбора темы данной курсовой работы.  Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

· рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.;

· по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека.

Реферат состоит из 2 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности становления русской национальной идеи, также  дается обзор творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, в заключении сделаны основные выводы по содержанию работы.

 


 

Глава 1. Особенности становления русской литературы XIX в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.031 с.)