Понятие «культура». Функции культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «культура». Функции культуры



 

Одним из центральных понятий социологической науки является понятие «культура». В наиболее широком смысле культура представляет собой все, созданное человеком, в рамках его надбиологической, внеприродной деятельности. Культура есть среда, искусственно созданная обществом при помощи языка, мышления и символических значений, приписываемых предметам, действиям или явлениям. Культуру можно определить как духовную составляющую любой человеческой деятельности.

С социологической точки зрения культура – это система ценностей, норм, образцов поведения, представлений о мире, которые служат для упорядочения опыта и регулирования отношений между людьми. Таким образом, с позиций социологии культура выступает как способ регуляции поведения, который является компенсацией утраченных в процессе развития человека природных инстинктов.

Усвоение индивидом культурных стандартов, ценностей, норм поведения происходит в процессе социализации, т. е. формирования личности посредством активной социальной деятельности и общения. В определении культуры, данном французским социологом П. Бурдье, указывается, что «культура есть совокупность инструментов идентификационных стратегий». Это означает, что в результате усвоения (интериоризации) индивидом культурных представлений о значимых в данном обществе смыслах и ценностях происходит формирование социального «Я» и включение индивида в данную социокультурную среду.

Культура, таким образом, играет важнейшую роль в функционировании и развитии социума. Однако понятие «культурное» не следует отождествлять с понятием «социальное». С позиций американского социолога Т. Парсонса, социальное – это реальные факты и события общественной жизни, в то время как культурное – это совокупность представлений людей о реальности. В отечественной социологии распространена точка зрения, согласно которой социальное суть формы и структуры социальных связей и отношений, в то время как понятие культурное выражает их содержание, т. е. представления, оценки данных связей и отношений, особенности их символизации.

Культура выполняет в жизни человека и общества ряд важных функций. К наиболее значимым относятся следующие:

1. Мировоззренческая функция: культура отражает представления о мире, объясняя реальность и придавая смысл действиям человека.

2. Регулятивная функция: с помощью системы ценностей и норм культура регулирует поведение человека и социальных групп.

3. Функция социальных изменений: появление новых способов изучения и освоения действительности, творческое преобразование реальности, новации и изобретения способствуют социальным изменениям.

4. Функция интеграции: на основе единства ценностно-нормативных представлений происходит объединение людей в социальные группы и общности.

5. Функция идентификации: осознание человеком себя и своего места в обществе и мире в целом осуществляется на основе культурных представлений. Формированию «социального Я» человека способствует отождествление с определенной социальной общностью на основе общей культуры.

6. Функция адаптации: культура обеспечивает приспособление индивидов и общества в целом к природной среде, социальным, историческим, психологическим условиям функционирования и развития общества.

7. Функция социализации: культура способствует всестороннему развитию личности, т. е. выработке мыслительных, коммуникативных навыков, умению целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением.

8. Функция легитимации: культурные образцы и ценностно-нормативные системы способствуют обоснованию и поддержанию сложившегося социального порядка.

В процессе общественного развития культура одновременно выполняет две противоположные по своей сути задачи. С одной стороны, она способствует сохранению преемственности культурных образцов на основе передачи культурного опыта новым поколениям. Трансляция культурного опыта осуществляется посредством традиций. Традиции – это совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной группы и передающихся из поколения в поколение. Таким образом, культура выступает в качестве основы стабильности общества.

С другой стороны, культура является важным фактором социальных изменений. Открытия и изобретения, которые являются результатами творческой деятельности человека, способствуют трансформации социальных практик.

Часто социальные преобразования также являются следствием взаимодействия культур. Межкультурное взаимодействие может иметь позитивные последствия для развития общества, в том случае если оно носит взаимовыгодный для всех сторон характер и способствует усовершенствованию социального устройства. Такой плодотворный культурный обмен можно назвать синтезом культур.

Принятие индивидом норм и ценностей чужой культуры, например в результате эмиграции в другую страну, представляет собой пример аккультурации, следствием которой является адаптация к новым культурным стандартам.

Однако взаимодействие культур может иметь негативные для общества последствия, в том случае если оно приводит к утрате культурной самобытности, частичному или полному растворению менее конкурентоспособной культуры в другой, более активной и (или) агрессивной. Примером является колонизация европейскими государствами в XVI–XIX вв. территорий, населенных представителями традиционных культур. Процессы модернизации данных культур по европейскому образцу привели, в одних случаях, к утрате собственных культурных оснований и попаданию обществ в зависимость от стран-метрополий, в других случаях – к полному исчезновению родоплеменных культур, до этого сохранявших в условиях культурной изоляции первобытный уклад жизни. 

Культурные стандарты могут также выступать в качестве препятствий для социальных изменений. Многие общества, которые оказались перед необходимостью модернизации, столкнулись с трудностями социокультурного характера. Так, например, рыночным экономическим преобразованиям 90-х гг. в России препятствовали особенности экономических установок населения, сложившихся в советские годы.

 

Культурные универсалии

 

В каждой культуре можно выделить ряд ключевых элементов, или культурных универсалий. К ним относятся ценности, нормы, язык, традиции, обычаи, ритуалы, символы, мифы.

Ценности – это присущие той или иной культуре представления о том, что является значимым, желательным, предпочтительным для каждого индивида и общества в целом. Ценности суть духовные ориентиры, которые определяют принципы отношения индивидов и общества к миру. Основными духовными ценностями являются жизнь, свобода, любовь, мир, успех, справедливость и т. д. Социологи различают два типа ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности являются выражением конечных целей бытия человека. Инструментальные ценности определяют те средства, которые могут способствовать достижению иных, более важных целей. В разных культурах одна и та же ценность может иметь и терминальный и инструментальный характер. Например, богатство может выступать как самоцель или же как средство обретения личной свободы.

Нормы – это правила, отражающие характерные для общности представления о допустимом поведении в конкретной ситуации, т. е. поведенческие стандарты. Нормативные ожидания и предписания одобряют действия, способствующие утверждению значимых общественных ценностей, и осуждают поведение, не соответствующее ценностным представлениям. Выделяют нормы-правила (следовать которым нужно неукоснительно) и нормы-ожидания (отклонение от которых хотя и нежелательно, но допустимо).

Язык представляет собой систему словесных кодов и символов, которая является основой вербального взаимодействия людей. Язык – это базовый элемент культуры, без которого культура не могла бы существовать. Только с помощью языка возможно присвоение объектам окружающего мира значений и их передача в процессе коммуникации. Именно с помощью языка происходит обмен информацией, ее накопление, передача от поколения. Язык является формой отражения группового мировоззрения, поэтому структура каждого определенного языка формирует особенности мышления индивидов, характер восприятия и оценивания ими событий, предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, язык является средством этнокультурной идентификации, позволяющим этническим группам отличать «своих» от «чужих».

Традиции представляют собой исторически сложившиеся, устойчивые и наиболее обобщенные нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Традиции регламентируют основные виды социальных взаимодействий, например: определяют уклад семьи, отношения между родителями и детьми, мужем и женой, принципы разделения труда, отношение к пожилым и т. д.

Конкретным выражением традиций, их частным проявлением в определенной ситуации являются обычаи (например, обычай дарения подарков на день рождения).

Ритуал – это социально регулируемая, коллективно осуществляемая фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых в определенных обстоятельствах. Основная функция ритуала – сохранение в групповой памяти реальных или мифологических событий и ситуаций, способствующих сохранению уникальности данной культуры и обеспечению приобщения к ней новых поколений.

Символы есть элементы культуры, опосредующие отношения человека с миром. Символы образуют систему кодов социального общения в рамках определенной культурной системы. Символы содержат отсылку к каким-либо конкретным или абстрактным смыслам, отражающим отношение социальных групп к действительности. Примерами символов являются флаг, герб и гимн государства, христианский крест, обручальное кольцо, корона и скипетр короля, белый халат врача и т. д.

Миф есть важнейший компонент культуры, который представляет собой фундаментальную форму строения реальности. Это базовые модели интерпретации событий и предметов окружающего мира. Посредством мифа объясняется природный и социальный порядок. Существуют мифы религиозные, национальные, политические. Примерами выступают мифы о происхождении мира, мифы о конце времен, мифы о спасителе, мифы о прогрессивном развитии человечества, мифы о культурных героях и т. д. Мифы не являются отражением иллюзорного или ложного восприятия реальности. Они сами являются реальностью в той мере, в которой способны конструировать картину мира в рамках данной культуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.007 с.)