Конспект урока литературы в 11 классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока литературы в 11 классе



Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Ощущение катастрофичности бытия в рассказе И. А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"

Цели: проанализировать рассказ И. А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"; выявить особенности творческого метода писателя;

Задачи:

Общеобразовательные:

- познакомить с термином “синестетическое описание”.;

- углубить знания о биографии и особенностях творчества И.А.Бунина;

- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающие:

- развивать умение выделять главное в тексте;

- развивать навыки самоконтроля;

- развивать монологическую речь;

- совершенствовать навыки анализа и обобщения.

Воспитательные:

- совершенствовать навыки общения;

- формировать гуманные качества личности;

- воспитывать культуру учебного труда;

- воспитывать интерес к литературе серебряного века

Планируемые результаты:

Ø Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к эпохе и литературе, их оценка; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников (словари, дополнительная литература и др.)

 

Ø Метапредметные:
Воспитание думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.

 

Ø Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение анализировать явления историко-литературного процесса, владение литературоведческой терминологией.
В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным ценностям литературы серебряного века, формирование собственного отношения эпохе рубежа веков; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к литературе.
В коммуникативной сфере: умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: понимание литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма проведения: урок освоения нового материала

Ход урока

1. Орг.момент: приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку. (2 мин.)

2. Мотивация учебной деятельности. Поставка целей урока. (5 мин.)

Работа с эпиграфом:

"Горе тебе, Вавилон, город крепкий!"

Задание: ответить на вопросы. Как вы понимаете эти слова? Какой библейский миф напоминает нам название города?

Фронтальный опрос.

-Цели ставит учитель (показаны на слайде)

-Слово учителя.

3. Актуализация знаний и умений. (3 мин.)

Задание: Ответить на следующие вопросы:

— Какое литературное направление играет ведущую роль в произведениях И.А.Бунина?

— Каково значение термина «импрессионизм»?

— Какие особенности творчества И.А.Бунина мы изучили на прошлом уроке?

 

4. Освоение нового учебного материала. (30 минут)

Слово учителя. Презентация.

Анализ произведения:

Задание: Назвать стадии развития сюжета в произведении.

1)Экспозиция (предыстория семьи господина из Сан-Франциско. Планирование путешествия, описание маршрута)

2)Завязка (отправился в путешествие. И.А. Бунин подробно описывает жизнь буржуа и его семьи на корабле.)

3)Кульминация (неожиданная, нелогичная смерть господина из Сан-Франциско в гостинице на острове)

4)Развязка (возвращение домой)

Эвристическая беседа.

Что вы знаете об Атлантиде и почему, по-вашему, именно так Бунин назвал теплоход? (погибший мифологический материк, - подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода. "Атлантида" является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому, в конце концов, корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, "Атлантида" - олицетворение рая и ада, причем, если первое описано как рай "осовремененный", то машинное отделение впрямую называется преисподней)

Найдите и зачитайте цитату, которая доказывает, что машинное отделение ассоциируется с адом ("ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени...")

Слово учителя.

Неотвратимость катастрофы незримо присутствует в рассказе. Поездка на Капри оказывается для господина из Сан – Франциско последней. Он не придает значения пасмурной погоде при высадке на остров («даже с утра не было солнца»), не замечает бледности дочери (она видит накануне плохой сон), принимает как должное искусственные приветствие, услужливость и почтительные поклоны слуг отеля (Лоренцо). И вот он, долгожданный апофеоз дня – ужин (момент счастья, то, ради чего работал всю жизнь). Тем неожиданнее смерть. «Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листком...— как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа... Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел...» В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на завтра, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа потратил молодость ради иллюзорного счастья в будущем, но он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь.

 

Задание: Записать новый термин и его значение в тетрадь.

Задание: Привести примеры синестетического описания в рассказе “Господин из Сан-Франциско”.

  • Зрительные ощущения: “красные огоньки”, “волны, как чёрное масло”, “золотые удавы от фонарей”, “ярче засияла кают-компания”;
  • осязание и обоняние: “ветер теплее, благовонней”; “сладко пахнет в Италии земля после дождя, особый запах есть у каждого её острова””
  • слух: “загремел и шлёпнулся в воду якорь”, “наперебой понеслись отовсюду яростные крики лодочников” и т.д.

Задание: ответить на вопрос: С какой целью использует автор подобные описания?

Описания в рассказах Бунина погружают читателя в мир образов, помогают увидеть, услышать, потрогать, одним словом, “прочувствовать” то, что испытывают герои произведения, сам автор, в итоге, понять идею рассказа и испытать наслаждение от прикосновения к искусству.

5. Домашнее задание. (2 мин.)

Прочитать рассказы Бунина о любви.

6. Рефлексия. (3 мин.)

Возврат к эпиграфу.

Задание: Продолжить фразу “Я сегодня…”

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Ощущение катастрофичности бытия в рассказе И. А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"

Цели: проанализировать рассказ И. А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"; выявить особенности творческого метода писателя;

Задачи:

Общеобразовательные:

- познакомить с термином “синестетическое описание”.;

- углубить знания о биографии и особенностях творчества И.А.Бунина;

- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающие:

- развивать умение выделять главное в тексте;

- развивать навыки самоконтроля;

- развивать монологическую речь;

- совершенствовать навыки анализа и обобщения.

Воспитательные:

- совершенствовать навыки общения;

- формировать гуманные качества личности;

- воспитывать культуру учебного труда;

- воспитывать интерес к литературе серебряного века

Планируемые результаты:

Ø Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к эпохе и литературе, их оценка; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников (словари, дополнительная литература и др.)

 

Ø Метапредметные:
Воспитание думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.

 

Ø Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение анализировать явления историко-литературного процесса, владение литературоведческой терминологией.
В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным ценностям литературы серебряного века, формирование собственного отношения эпохе рубежа веков; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к литературе.
В коммуникативной сфере: умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: понимание литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма проведения: урок освоения нового материала

Ход урока

1. Орг.момент: приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку. (2 мин.)

2. Мотивация учебной деятельности. Поставка целей урока. (5 мин.)

Работа с эпиграфом:

"Горе тебе, Вавилон, город крепкий!"

Задание: ответить на вопросы. Как вы понимаете эти слова? Какой библейский миф напоминает нам название города?

Фронтальный опрос.

-Цели ставит учитель (показаны на слайде)

-Слово учителя.

3. Актуализация знаний и умений. (3 мин.)

Задание: Ответить на следующие вопросы:

— Какое литературное направление играет ведущую роль в произведениях И.А.Бунина?

— Каково значение термина «импрессионизм»?

— Какие особенности творчества И.А.Бунина мы изучили на прошлом уроке?

 

4. Освоение нового учебного материала. (30 минут)

Слово учителя. Презентация.

Анализ произведения:

Задание: Назвать стадии развития сюжета в произведении.

1)Экспозиция (предыстория семьи господина из Сан-Франциско. Планирование путешествия, описание маршрута)

2)Завязка (отправился в путешествие. И.А. Бунин подробно описывает жизнь буржуа и его семьи на корабле.)

3)Кульминация (неожиданная, нелогичная смерть господина из Сан-Франциско в гостинице на острове)

4)Развязка (возвращение домой)

Эвристическая беседа.

Что вы знаете об Атлантиде и почему, по-вашему, именно так Бунин назвал теплоход? (погибший мифологический материк, - подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода. "Атлантида" является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому, в конце концов, корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, "Атлантида" - олицетворение рая и ада, причем, если первое описано как рай "осовремененный", то машинное отделение впрямую называется преисподней)

Найдите и зачитайте цитату, которая доказывает, что машинное отделение ассоциируется с адом ("ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени...")



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.075 с.)