Музыкальная культура в религиозной жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальная культура в религиозной жизни.



Музыкальные инструменты, изобретение которых приписывается Иувалу (Быт. 4, 21), упоминаются с древнейших времен вместе с танцами и пением; ими пользовались в торжественных случаях (Быт. 31, 27; Исх. 15, 20; 32, 6, 18; 3Цар. 1, 40 и дал.; 1Цар. 18, 6); при разгульных пиршествах (Ис. 5, 12; 24, 8; Ам. 6, 5) и в царских дворцах (2Цар. 19, 35; Еккл. 2, 8). С другой стороны музыка и пение выражали и горе при печальных событиях (Иер. 9, 17; 2Пар. 35, 25; Мф. 9, 23). Возбуждающее и успокаивающее влияние музыки было известно придворным тоскующего Саула (1Цар. 16, 16, 23). Во время игры на гуслях Елисей принял дух пророчества (4Цар. 3, 15). В школах для пророков, видимо, упражнялись в музыке (1Цар. 10, 5). В установленном законом богослужении музыка также занимает выдающееся место. Уже при Чермном море женщины восхваляли Господа с тимпанами, ликованием и пением (Исх. 15, 20 и дал.). Моисей дал определенные предписания, чтобы священники при приношении всесожжений и мирных жертв трубили в серебряные трубы (Чис. 10, 2 и дал.).

Царь Давид, который обладал поэтическим и музыкальным талантом, установил, чтобы пение и музыка в святилище исполнялись левитами (1Пар. 16, 4 и дал.; 25), при освящении храма Соломонова музыкальная часть богослужения была более величественна, чем когда-либо (2Пар. 5, 12 и дал.). По 1Пар. 23, 5 Давид, поставил не менее 4000 левитов для того, чтобы они воспевали Господа на музыкальных орудиях. После прекращения теократического образа правления и гибели Соломонова храма музыкальное искусство пришло в упадок, так что при богослужении после Вавилонского плена от него осталось только слабое подобие прошлого (Езд. 3, 10 и дал.; Неем. 12, 27 и дал.).

Мы не много знаем о музыкальных инструментах евреев; некоторые из них, вероятно, принесены праотцами из Халдеи (Быт. 4, 21; 31, 27); с другими же израильтяне, наверное, познакомились в Египте. Из изображений на ассирийских и египетских памятниках мы можем получить некоторое представление о формах музыкальных инструментов того времени.

Упоминаемые в Библии музыкальные инструменты можно разделить на три рода, а именно: духовые, струнные и ударные инструменты.

Духовые инструменты. Второй из упоминаемых в Библии музыкальных инструментов называется по-еврейски «угав» (Быт. 4, 21), что в русской Библии переведено словом «свирель» (Иов. 21, 12; 30, 31; Пс. 150, 4). Мнения о значении слова «угав» различны. Одни предполагают, что оно означает волынку, которая теперь еще нередка в Египте и Аравии и которая в Италии называется «самбонья», это название весьма напоминает название одного из музыкальных инструментов у Даниила (3, 5), халдейского «симфония». Другие предполагают, что «югаб» представляет пастушескую свирель. Этот инструмент состоит из нескольких трубочек различной длины и высоты тона, соединенных друг с другом в один ряд; он очень распространен среди пастухов на востоке. Третьи же предполагают, что это инструмент по-халдейски назван «маш-рокита» (Дан. 3, 5), а по-русски — труба. Другой духовой инструмент, называемый «халил» (1Цар. 10, 5), по-русски — свирель (3Цар. 1, 40; Ис. 5, 12; 30, 29; Иер. 48, 36), представлял, вероятно, флейту из тростника, дерева или рога. На ней играли и в горе и в радости (Мф. 9, 23; 11, 17), а также при религиозных торжествах (Срав. 1Цар. 10, 5; Ис. 5, 12). Слово «нехилот» в Пс. 5, 1, вероятно, также обозначает флейту (по-русски — духовой инструмент). Египетские памятники показывают нам одинарные и двойные флейты и свирели.

Инструмент, который называется «хацоцра» — труба, употреблялся исключительно для священных целей. Моисею было приказано от Бога сделать священникам две серебряные трубы и употреблять их для собирания народа, для сигналов на войне, при провозглашении праздников и при приношении жертвы всесожжения и мирных жертв (Чис. 10, 2 и дал.; Срав. «хацоцра» 1Пар. 13, 8; 2Пар. 20, 28; Пс. 97, 6). Во 2Пар. 5, 12 говорится о 120 священниках, которые трубили такими трубами в храме Соломоновом.

Почти для тех же целей употреблялся инструмент, называемый «шо-фаром» (по-еврейски); по-русски — трубный звук весьма сильный (Исх. 19, 16). Иоав затрубил трубою для того, чтобы собрать войско (2Цар. 2, 28). Праздник нового года проходил при трубных звуках (Пс. 80, 4). (Срав. далее Иов. 39, 24 и дал.; Лев. 25, 9; Ис. 18, 3; 27, 13; 58, 1; Иер. 4, 5,19; Иер. 6, 1, 17).

Разница между «хацоцра» и «шо-фаром» — неизвестна. Предполагают, что разница между ними состоит в том, что первый представляет прямую, длинную трубу, какая изображена на триумфальной арке Tита, последний же формой напоминает рог. Рог упоминается как особое музыкальное орудие у Даниила 3, 5 (в русском переводе — труба). У Иисуса Навина 6, 5 юбилейная труба (по-еврейски керен) — тот же инструмент, который в 4 стихе называется «шо-фар». Если сравнить эти стихи с Чис. 10, 10, то выходит, что «хацоцра», «шо-фар» и «керен» могут служить названиями одного и того же инструмента. В Пс. же 97, 6 два первые различаются: труба и рог.

Струнные инструменты. Из них нам следует отметить особенно два, а именно: «киннор» и «небель». Киннор (пo-русски «гусли») — первый музыкальный инструмент, упоминаемый в Библии (Быт. 4, 21). Лаван умел играть на них (31, 27). Они употреблялись в торжественных случаях, как, например, при возвращении ковчега (1Пар. 16, 5), при богослужении в доме Господнем (1Пар. 25, 3); при триумфальных шествиях (2Пар. 20, 28) и т. д. Странствующие певцы, как видно, пользовались «киннором» (в русском переводе — цитрою) (Ис. 23, 16). Игрою на «кинноре» (по-русски «гуслях») — Давид служил Саулу (1Цар. 16, 22 и 23). Пленные евреи в Вавилоне повесили свои «кинноры» (русские «арфы») на вербах при реках (Пс. 136, 2). О размерах и виде «киннора» трудно сказать что-либо определенное. Думают, что он более походил на гитару или лиру, чем на настоящую арфу, так как иногда играли на «кинноре» на ходу (2Цар 6, 5; Срав. 1Цар. 10, 5). По 1 Цар. 16, 23; 18, 10; 19, 9 Давид играл на «кинноре» рукою, без всякого приспособления и без косточки. Иосиф Флавий все-таки говорит, что в его время играли на «кинноре» косточкой. Возможно, что название «киннор» обозначает различные виды этого инструмента, от арфы до лиры. Египетские памятники показывают нам арфы очень разнообразных видов. Самая обыкновенная форма арфы представляет дугу, соединенную с резонатором и натянутыми струнами, числом от трех до двенадцати. Крупный инструмент такого рода ставился играющим на землю; небольшие носят на груди или на плече. Кроме того, на памятниках встречаются изображения арфы более простого вида, состоящие из двух или трех сбитых планок, между которыми натянуты струны. Такие небольшие треугольные арфы встречаются также на ассирийских памятниках. Лира отличается от арфы тем, что резонатор помещается внизу и от него поднимаются две изогнутые дуги, соединенные наверху перекладиною; между этой перекладиной и резонатором натянуты струны. На лирах играли пальцами, носили же их по причине их легкости обыкновенно в руках.

Самым обыкновенным струнным инструментом был «небель», по-русски — псалтирь. Обыкновенно, на псалтири играли при пении священных «песней хваления» (3Цар. 10, 12; 1Пар. 15, 16; 16, 5; 25, 1; 2Пар. 5, 12; 29, 25), на народных торжествах, а также и на веселых пирах (2Пар. 20, 28; Ис. 5, 12), где, играя на псалтири (в русской Библии «гусли»), думали, что владели музыкальным орудием так же, как Давид (Ам. 6, 5). Часто псалтирь и гусли упоминаются вместе (Пс. 70, 22; 150, 3). Давид говорит: «Воспрянь, псалтирь и гусли (небель и киннор), я встану рано. Буду славить Тебя, Господи (Пс. 107, 3). Форма псалтири точно неизвестна. Предполагают, что она напоминала арфу или гитару и т. д. Псалтирь сравнивают также, благодаря халдейскому названию «псантрин» (Дан. 3, 5), с арабским инструментом — «синтир» и предполагают, что «небель» (псалтирь) был одинаково часто встречаемым теперь у жителей Палестины, так называемым «кануном». Этот «канун» представляет четырехугольный продолговатый деревянный ящик с натянутыми на нем металлическими струнами, на которых играют пальцами. «Синтир» почти такого же вида, только играют на нем косточкой. Вероятно, особенный род «небеля» упоминается в Пс. 32, 2; 143, 9 — «небельасор», десятиструнный небель; в Пс. же 91, 4 делается различие между «асор» и «небель». Августин объясняет разницу между «киннор» и «небель». По его мнению, первый, который он называет цитхара — имеет звуковой ящик (деку) внизу, последний же (псалтериум) наверху.

И киннор и небель делались из дорогого прочного дерева, как, например, кипариса или сандалового дерева (2Цар. 6, 5; 3Цар. 10, 12; 2Пар. 9, 11). Кроме упомянутых инструментов у Даниила 3, 5 встречается «китрос» — особый род «киннора», и «сабка», напоминающая латинское слово самбука, треугольный высокого тона инструмент, похожий на арфу, с несколькими струнами. Римляне упоминают о нем, как о восточном увеселительном инструменте. На этом же месте у Даниила 3, 5 упоминается «псантрин». Думают, что это род гуслей: маленький ящик с декой и множеством струн, по которым ударяют двумя молоточками.

Ударные инструменты, назначение которых было производить шум и отбивать такт, были различны. На первом месте надо поставить так называемый «тоф», (по-русски «тимпан»), кольцо из дерева или металла, обтянутое только кожею, а по краям обвешенное металлическими побрякушками. Этот инструмент, в который ударяли рукою, женщины любили больше всех других (Исх. 15, 20; Суд. 11, 34; 1Цар. 18, 6; Пс. 67, 26) при танцах и пении. О нем упоминается и в торжественных случаях и при веселых пирушках (2Цар. 6, 5; Ис. 5, 12). Тимпан считался также украшением (Иер. 31, 4). Подобные инструменты и теперь имеются у арабов под названием «дуф». Другой вид его, также древнего происхождения, называющийся «дарбакке», имеет форму кувшина, с длинным горлышком, нижняя половина которого срезана и заменена натянутой кожей, по которой барабанят рукою (арабский барабан).

Общеупотребительные и любимые с древнейших времен на востоке кимвалы (по-еврейски «целцлим») (2Цар. 6, 5; Пс. 150, 5) и «мецильтами» (1Пар. 13, 8; 15, 16, 19, 23; 16, 5; 25, 1 и 6; 2Пар. 5, 12 и дал.; Езд. 3, 10; Неем. 12, 27) представляют выпуклые металлические пластинки в виде тарелок, которыми ударяют друг о друга, причем они издают дребезжащий звук. Они употреблялись музыкантами при пиршествах, а также во время богослужения. В Пс. 150, 4 и далее, общество призывается восхвалять Господа не только с тимпанами и ликами, но также и на «звучных кимвалах и на кимвалах громогласных».

Далее, в 1 Цар. 18, 6 упоминается «шалиш», на котором играли женщины, выходившие навстречу Саулу с «торжественными тимпанами». Вероятно, этот инструмент представлял металлический согнутый треугольником прут, издающий при ударе высокий звук. Во 2 Цар. 6, 5, когда несли ковчег, играли на «менанеим», вероятно, особого рода инструментах, которые назывались «систрами» и представляли треугольный металлический прут, увешанный кольцами, которые при встряхивании издавали звенящий звук, подобно маленьким колокольчикам.

Наконец, что касается высоты музыкального искусства у евреев и характера их мелодий, то не много можно извлечь из имеющихся туманных и скудных сведений. Из 1 Пар. 15, 19 и далее, и из заглавий некоторых псалмов видно, что евреи имели различные напевы, но гармония, в нашем понятии, была им неизвестна. Следов нотных знаков не найдено. Различные напевы обозначаются выражениями «ал-ала-мот» (1Пар. 15, 20), т. е. по «девичьи» (по-русски, тонким голосом) и «ал-хашминит» в 21 ст., т. е. «октавой» (по-русски — на цитрах, а в Пс. 6, 1 на восьмиструнном). Предполагают, что «аламот» означает женский голос — сопрано, а «шими-нит» низкую октаву. Слово «аламот» встречается также в Пс. 45, 1; в Пс. 7, 1 встречается слово «шиггаион», обозначающее (как предполагают) «плачевная песнь» или «песнь в высоком тоне». То же слово стоит у Аввакума 3, 1 — «шигионот», т. е. в высоком тоне (по-русски «для пения»). Другим признаком мелодии (мотива) — является выражение в Пс. 9, 1 «аль мут лаббен» (в русском переводе — «по смерти Лабена»). Предполагают, что эти слова, обозначающие «смерть сыну», показывают, что этот псалом поется по мотиву другой песни, которая начиналась этими словами. Подобные же указания мелодий известных песен находятся, как думают, в заглавиях Пс. 21 «при появлении зари», Пс. 59 «шу-шан-эдут», т. е. «лилия свидетельства», Пс. 44, 1 «шошан», т. е. «лилия», Пс. 79, 1 «шошаним-эдут», т. е. «лилии свидетельства», Пс. 55 «о голубице безмолствующей в удалении» Пс. 56, 57, 58, 74 «Не погуби». Выражение «Начальнику хора», которое встречается во многих заглавиях псалмов (Пс. 4 и др.), вероятно, обозначает, что помеченный таким образом псалом предназначался для пения при богослужении. То же слово (менацеах) употребляется во 2 Пар. 2, 2, о надзирателях над каменотесами Соломона.

Наконец, музыкальный термин неизвестного значения представляет слово «села», которое встречается более 70 раз в псалмах, а также в песни Аввакума (3, 3, 9, 13 по-еврейски). Предполагают, что оно означает «вверх» или «выше» и указывает на громкое интермеццо на музыкальных орудиях, пока пение смолкает. Это мнение подтверждается тем, что слово «села» встречается в таких местах, где предыдущее предложение имеет важное значение или глубокое содержание. В Пс. 9, 17 (еврейское) перед «села» стоит слово «хиггаион», которое, вероятно, отмечает тихое интермеццо. Срав. употребление слова в Пс. 91, 4 (еврейское) хиггаион на кинноре (по-русски — «песня на гуслях»).

 

Музыка и Библия.

Эта тема включает два основные аспекта: 1) пение, музыка и музыкальные инструменты библейских времен; 2) образы и сюжеты Свящ. Писания в музыкальном творчестве народов мира.

Пение, музыка и музыкальные инструменты в Ветхом Завете упоминаются неоднократно. Изобретение музыкальных инструментов (Быт 4, 21) относит к древнейшей поре человеческой культуры. Указания на струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты содержатся в исторических книгах Ветхого Завета и Псалтири. Как выглядели эти инструменты, хорошо известно по памятникам Древнего Востока. О глубокой связи музыки с религиозной жизнью свидетельствует тот факт, что важнейшие этапы священной истории сопровождались гимнотворчеством (см., например, Исх 15). Об этом же говорят разнообразные песенные жанры, такие как “Новые песни”, “Песни восхождения” и вообще все виды псалмов (см. стихи Псалтири). Правда, Ветхий Завет знал и светскую музыку (см., например, 1Цар 18, 6), но центральное место в ветхозаветной общине играла музыка духовная, в частности, храмовая. Нередко музыка сопровождала вдохновенные речи пророков (2Цар 3, 10-15). Певцами и музыкантами в Храме были левиты, возглавляемые особыми руководителями хоров и оркестров. Пение носило речитативный характер (см. стих Кантиляция). Отсутствие в древности нот не позволяет восстановить храмовую ветхозаветную музыку, но отголоски ее сохранились в древнем синагогальном пении, донесенном традицией до более поздних времен. В период плена музыкальное искусство в ветхозаветной Церкви не исчезло. Распевное чтение Библии и молитв в синагогах стало одним из источников певческой культуры Христианской Церкви (см. стихотворение Псалмодия).

Библия в богослужебной музыке христианской Церкви. Хотя среди христиан первых веков шли дискуссии о допустимости богослужебной музыки и пения, у Св. Отцов восторжествовала точка зрения, одобряющая их. Последний, кто высказывал в этом отношении колебания, был блаженный Августин, но и он признавал ценность храмовой музыки. “Склоняясь к тому, — писал он, — чтобы не произносить бесповоротного суждения, я все-таки скорее одобряю обычай петь в церкви; пусть душа слабая, упиваясь звуками, воспрянет, исполнясь благочестия. Когда же со мной случается, что меня больше трогает пение, чем то, о чем поется, я каюсь в прегрешении” (Исповедь, Х, 33). Общенародное пение, сложившееся в древней Церкви, постепенно было вытеснено хором профессиональных певчих (на Западе это узаконил свт. Григорий Великий). Музыкальное сопровождение хора в церквах христианского Востока не привилось, хотя блаж. Иероним и упоминает об органе, который он слышал в Палестине. На Западе, напротив, инструментальная музыка прочно вошла в богослужебную практику.

Как правило, древнехристианские поэты и поэты византийского культурного региона были одновременно композиторами, осваивавшими наследие музыкальной традиции своих стран. Среди них на первом месте стоят преп. Ефрем Сирин, свт. Амвросий Медиоланский, преп. Роман Сладкопевец, преп. Феодор Студит и преп. Иоанн Дамаскин, создатель мелодической структуры “осьмогласия”. В развитии славянской церковной музыки немалую роль сыграли равноапостольные Кирилл и Мефодий. Русская певческая культура, как показал профессор Успенский, уже в 12 веке приобрела черты самобытности, отличавшие ее от византийского церковного пения.

Почти все крупные композиторы писали музыку для храма, включавшую библейскую тематику (Палестрина, Г. Дюфаи, Жоскен Де Пре, К. Монтеверди, И. С. Бах, И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Л. Керубини, Ф. Лист, С. Франк, Ф. Пуленк, Дж. Пуччини, Дж. Россини, Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф.Стравинский, С. В. Рахманинов и мн. др.).

В России около 1682г. В. П. Титов написал музыку на стихотворное переложение Псалтири, сделанное Симеоном Полоцким. В зависимости от манеры каждого композитора и содержания псалма музыкальная интерпретация Псалтири отмечена то лиризмом, то величавой торжественностью, то скорбным драматизмом. Особый вариант “псалмических” произведений представляют собой ламентации, “плачи”, навеянные книгами: Книга прор. Иеремии и Плач Иеремии. Параллельно с храмовой музыкой возникают и часто народные многоголосные песни: канты, колядки и др., получившие большое распространение в славянских странах (Россия, Чехия, Польша). Иногда их составляли на библейские тексты (например, Песнь Песней), но, как правило, они были приурочены к основным христианским праздникам. Для их содержания характерны фольклорные, апокрифические темы, а в музыкальном отношении они связаны с дохристианскими певческими традициями.

Во время игры на гуслях пророк Елисей принял дух пророчества (4 Цар. 3, 15).

«И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии. И сказал Иосафат: есть у него слово Господне. И пошли к нему царь Израильский, и Иосафат, и царь Едомский. И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава.
И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя; теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (4Цар.3:11-15).

Толкование: «В том, что прор. Елисей для приготовления своего духа к воспринятию откровения или для успокоения духа от гнева на Иорама (ст. 13-14) прибегает к действию струнной музыки после чего «была рука Господня на нем» (ср. 3Цар. 18, 16, Иер. 1, 9), усматривается, во 1-х, известный древности обычай — прибегать к музыке (ср. 1Цар. 16, 16) для отвлечения духа от внешнего мира, успокоения и возбуждения (подобное Цицерон говорит о пифагорейцах); во 2-х, употребление музыки (с пением гимнов) в пророческих школах (1Цар. 10, 5 сл.), с которыми, как сказано прор. Елисей стоял в тесной связи. По словам блаж. Феодорита, «священники, по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты гусли, псалтири, кимвалы и другие музыкальные орудия. В употреблении же у них при сем было Давидово духовное сладкопение. Одного из сих певцов велел призвать Пророк. И когда певец воспевал, благодать Духа назнаменовала, что делать» (вопр. 12 на 4Цар.)».

(По материалам сайта http://www.paraklit.org)

***

Духовная музыка – это музыка, созданная и направленная на развитие духовности, нравственного обогащения человека. Духовная музыка включает в себя не только церковное песнопение, так же светские произведения. Религиозная музыка сильно влияет на мировоззрение людей. Она обладает качествами красоты и гармонии. Светскую музыку определяют в духовную те же свойства. Кроме того, тексты духовных произведений всегда способствуют морально-этическому воспитанию человеческого ума.

 

Религиозная музыка постоянно звучит в храмах – церквях. «Православная», «Христианская» музыка указывает на конкретную связь с христианской религией, а «Православие» - это направление в христианстве. Данная музыкальная культура пришла к нам из Византии вместе с крещением Руси. Это была утончённая эстетически сложная музыка, так непохожая на языческие причитания, народные песни и концерты в Крокус Сити Холле. Идея богословия – это основная идея православной музыкальной духовности. Через святых и ангелов, от Бога людям передаётся откровение. Профессиональная музыка в древнерусской церкви была вокальной, поэтому её содержание и поэзия влияли на музыкальный язык песнопений – музыкальную форму. Основной признак жанра – способ песнопения.


В православных церквях существует четыре вида исполнения – сольное, хоровое, респонсорное (сольное с припевом хора), антифорное (два хора поют попеременно). Песнопение объединено между собой последовательностью драматургии. Порядок последовательности песнопения определён Уставом церкви. Со времён апостолов и до сегодняшнего дня, Устав обрёл современный вид. Псалмы – самый древний жанр, занимают главенствующее место. Псалмы объединены в Псалтырь. Псалтырь – книга, по которой учили детей чтению и пению. С псалмов начинается даже самое незначительное богослужение в храме. Для правильного понимания христианской певческой культуры, следует знать, что все жанры в ней связаны одной идеей и целью развития. Православная церковная музыка - абсолютно монодическая, закономерно вытекающая из ангельского пения. Принцип «a capella» - является определяющим принципом Православной музыки. Церковное пение очищает людей своей ангельской энергетикой. В церкви, вам необязательно имеет музыкальный слух.

Духовное пение слушает ваша душа!
Ангел, парящий надо мной,
Прошепчет ласково на ухо.
И сердце обретёт покой,
И крепче станет сила духа!


(Источник: православная афиша концертов MusicAfisha.ru)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.019 с.)