Я господь, бог твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом моим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я господь, бог твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом моим.



Й класс

Тема 2. Содержание Библии. Ветхий Завет

I. История создания Библии и библейская история

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками, апостолами по вдохновению Святого Духа. Само слово «библия» в переводе означает «книги». Главная тема всех библейских книг — спасение человека. Именно эта мысль и проходит через всё Писание Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет говорит нам о спасении в виде прообразов, пророчеств о Мессии (Спасителе), о Царстве Божием; Новый Завет излагает самую сущность нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Христа Спасителя, которые закончились Его крестной смертью, Воскресением и Вознесением.

Мы верим в то, что апостолы и пророки писали не только по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога: Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные познанию тайны бытия и сообщал способность провидеть будущее. Действительно, если мы посмотрим на космогонию Моисея, то можем только поразиться, как пророк мог дать именно тот образ мироздания, который только сейчас отчасти постигается лучшими научными умами. А для него это была открытая книга, он написал это так, как воспринял, с точки зрения человека современного ему мира, чтобы его могли понять люди, окружающие его. Это образ не только богословской, а глубоко научной мысли, потому что он охватывает всю полноту мироздания, весь космос.

Обратимся к другим писаниям Ветхого Завета и Нового Завета, мы увидим, что все писатели, авторы книг (а их было много) несли в себе и зерно своего человеческого «я» и благодать Божию, которая почила в сердце каждого из них. То есть Библия, Св. Писание, есть не только слово Божие, но и слово человеческое, а точнее — слово Божие, написанное человеком. Даже если взять эту лекцию, которую кто-то записывает на магнитофон, а кто-то от руки; один напишет одно слово, и будет ясно, о чем речь, другой — фразу, третий будет всё конспектировать подробно. У каждого свое восприятие и свой способ выразить его. Так и слово Божие, которое звучало в сердце человека, передавалось через каждого в той мере, в какой он мог его передать.

Библия уникальна прежде всего своей целостностью. Книга писалась более чем полторы тысячи лет, на протяжении жизни 40 поколений. Более 40 авторов участвовало в ее написании. Это были люди из разных социальных слоев: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели, ученые. Например, Моисей — воспитан при дворце фараона, т. е. политик, царедворец, приближенный ко двору фараона и получивший всю полноту знаний, которую можно было получить в то время, имея доступ к тем сокровенным знаниям, которым владели египетские жрецы и люди, близкие к фараону. Апостол Петр — простой рыбак, которого Господь призвал от сетей.

***

Библия вбирает в себя путь человека от первых его дней на земле до конца — до начала жизни будущего века. Если изобразить графически период, который охватывает Библия, то получится прямая линия, на одном конце которой бесконечность, откуда вышел человек, и на другом бесконечность, вечность, в которую он уходит. Человек бесконечен, и только маленький отрезок этой бесконечности нам открыт — от одной вечности до другой. В какой-то момент, как сказано, в конце времен (по отсчету Божиему, а не человеческому) на землю приходит Сын Божий.

Какой период времени охватывает Ветхий Завет, что заключается в нем? Период от «доистории», от творения мира до наших дней, а Новый Завет — от наших дней до сегодняшнего дня. А сколько лет прошло с того момента, когда началась история человечества? А она началась не с момента сотворения мира, а с момента его грехопадения. То, что было до грехопадения, это праистория. Мы не можем сказать, сколько времени длилось пребывание человека в Раю, хотя, вероятно, оно длилось мало. Но что такое «мало»? У Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет — как один день. Адам ведь не был, физически и нравственно, человеком в том смысле физическом и нравственном, в каком знаем мы человека сейчас, т. е. после грехопадения. Тайна его бытия это тайна той жизни, когда человек был бессмертен и мог общаться с Богом.

(Протоиерей Николай Соколов «Лекции по Ветхому Завету»)

II. Пятикнижие Моисеево: праведность и грех в эпоху праотцев

А) Общая характеристика Пятикнижия

Первые пять книг Библии записаны пророком Моисеем во время сорокалетнего странствования евреев по Синайской пустыне. Первоначально все писания Моисея составляли один сборник Божиих откровений, одну книгу, известную у евреев под именем «ТОРА», что значит: Закон, или же под именем «книги Моисеевой» (1 Езд. 6:18). Пять разделов этого единичного труда Моисея у древних иудеев называются начальными словами каждого раздела. Но впоследствии каждая книга Моисеева получила название по своему содержанию: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Совокупность же этих книг стали называть Пятикнижием. Из этих пяти книг самыми важными для нас являются книга Бытия и первые 20 глав книги Исхода.

Б) Грехопадение и его последствия (Книга Бытия, глава 3)

Блаженство человека и близость его к Богу — неразлучны. Бог мой покров и защита: кого мне бояться? В книге Бытия мы читаем, что Бог »ходил в раю», настолько был близок Адаму и Еве. Но чтобы ощущать блаженство Божией близости и сознавать себя под покровом Божиим, нужно иметь чистую совесть. Мы теряем ее и это сознание. Первые люди согрешили, и вот они уже скрываются от Бога. »Адам, где ты?» — «Я услышал голос Твой, ходящего в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

Бог всеведущ, и Он близок всегда, — говорит нам слово Божие, — только чувство этой близости затуманивается из-за порочности человека. Однако оно не угасает совсем; во все века жизни человечества оно жило и живет в святых людях. О самом Моисее сказано, что с ним говорил Бог »лицом к лицу» как бы кто говорил с другом своим. »Близ еси Ты, Господи», читаем в псалмах. «Душа моя в Боге, как рыба в воде или птица в воздухе, со всех сторон, во всякое время окружена Им; Им живет, Им движется, в Нем покоится, в Нем имеет простор свой», — пишет о. И. Кронштадтский.

Потеряна близость — потеряно блаженство. Потеряно блаженство — пришло страдание. Сущность Моисеева повествования о грехопадении та же, что сущность притчи Господней о блудном сыне. Сын ушел от отца, скрылся с его глаз, прельщенный сладостью привольной жизни. Но вместо наслаждения получил рожки, которыми кормили животных, да и те не до сытости. То же и с праотцами: за их падением следовали горести и страдания.

Вкушение запрещенного плода — казалось бы такое маленькое преступление — а какие последствия и наказание? Но всё в жизни именно так начинается: из незначительного и малого возникает великое. Снеговые обвалы в горах начинаются от небольшого толчка. Волга берет начало из маленького источника, и широкий Гудзон — от затерявшейся в горах «Слезы облаков».

Что пороки имеют связь со страданиями, что они приводят к страданиям, и человек так наказывает сам себя, об этом говорит простое наблюдение. Если смерть и ряд тягостей жизни представляют собой наказание от Бога, то все же большую часть страданий человечества нужно признать созданными самим же человечеством. Сюда относятся жесточайшие войны, сопровождающиеся страшной бесчеловечностью в обращении с побежденными, войны, составляющие собственно всю историю человечества, и те виды страданий людей от людей же, какими сопровождаются мирные периоды этой истории: рабство, иго иноплеменников и разные виды насилия, вызываемые не только алчностью и эгоизмом, но и какой-то демонической страстью жестокости и зверства — словом все то, что выражено в пословице древних: человек человеку волк.

Наслаждался ли бы человек совершенным блаженством на земле, если бы не произошло падение? Был ли бы он огражден от всяких неприятностей, горестей, случайностей? О таком полном безмятежии жизни Библия, по-видимому, не говорит. Где есть свет, там есть и тени; где радости, там должны быть и огорчения. Но какие огорчения могут быть длительны, если Господь близ? Если Он ангелам Своим заповедует охранять на всех путях наилучшие Свои творения, носящие на себе Его образ и подобие? Церковь учит, что человек в раю предназначен был к бессмертию не только души, но и телесному. Но даже если бы земным своим телом он был не вечен, то какое было здесь горе, когда он всей душой ощущал свое духовное бессмертие, знал бы и чувствовал, что ему предстоит переход к еще более высокой форме жизни?

(Протопресвитер Михаил Помазанский)

***

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совесть их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех. Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога. Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.

Господь спросил: «Адам, где ты?» – Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?» Но Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену. И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?» Но и Ева вместо раскаяния ответила: «Змий соблазнил меня, и я ела».

Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха. Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу».

Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься».

А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это»... И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту», то есть от жены произойдет Потомок – Спаситель мира, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, –– на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.

(Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий»)

Каин и Авель. Из-за грехопадения стало возможным развитие дурных черт в человеке и первое тяжкое преступление – человекоубийство, которое произошло из зависти.

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери. Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота. Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин — плоды земные, а Авель — лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, — дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, — дым от нее стелился по земле. Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4 – 11)

Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником. Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?» Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?». Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление.

Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле».

«Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его,ни дикий зверь, ни человек. Велико было его преступление и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни — другой к смерти… Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит “основание” — основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. Не так как Каин, который был от лукаваго и убил брата своего (1 Ин. 3 – 11)

(Епископ Александр (Милеант) «Священное Писание Ветхого Завета»)

В) Причины всемирного потопа (Книга Бытия, глава 7–10)

Картину внутреннего состояния допотопного человечества мы можем представить себе по аналогии с современным, потому что и в наше время мы наблюдаем в основном то же: люди всё больше становятся плотью, их интересует только материальное, а духовное благо в них замирает, и даже душевное — притупляется, а так как плотское само по себе бессильно, то в оплотянившемся человечестве все агрессивнее начинает действовать сила духов зла.

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Книга Бытия, глава 6, стих 5)

Так же как ангелов, Господь сотворил человека для того, чтобы он приобрел блаженную вечную жизнь: «Будучи Сам Всеблаженный и Всерадостный, Он хотел, чтобы эту радость жизни, радость бытия имели бы и другие существа». Но человечество согрешило, и тем отпало от своего призвания: вместо бессмертной блаженной жизни, приобрело бедственную и смертную жизнь. Но падение человечества было временное и не безнадежное. Адам и Ева покаялись. Сиф был праведным, при Еносе стали призывать имя Господне. Енох в высочайшей степени угодил Богу. В духовных глубинах человечества совершается драгоценный процесс духовного созревания, благодаря которому близится момент, когда окажется возможным придти к людям Сыну Божию — Спасителю, соединиться с людьми и сделать их снова наследниками Божиего Царства.

Процесс этот совершается в лучших струях праведной ветви человечества. Для Господа, для Его человеколюбивых спасительных целей, драгоценен этот процесс. Но и ради него Он ни мало не отнимает свободной воли, свободного произволения от людей. Процесс духовного созревания совершается в человечестве, пока люди по свободной воле стремятся к нему.

И вот, этот процесс в человечестве в предпотопную эпоху останавливается. Сыны Божии — потомки праведных Сифа, Еноса и Еноха, праведные (пусть и относительно) сблизились с дочерями человеческих из жестокой и развращенной ветви человечества, потомков Каина, и стали соблазняться ими. Процесс духовного созревания человеческого духа остановился. Люди становятся плотью, без тени духовного движения, и зло беспрепятственно проникает в них, все мысли и все помышления их становятся злыми во всякое время. Но если процесс духовного созревания в душах людей остановится совсем, то существование человеческого рода станет бессмысленным. Действительно, рождаться духоносному существу в мир, чтобы в течение какого-то количества лет ловить приятные телесные ощущения, а потом умирая сходить во ад без надежды когда-либо освободиться из области томления и мук — что может быть страшнее и бессмысленнее такой перспективы? Что может быть дальше от Божиего плана о человеке, как о сонаследнике Божиего Царства, призванного к вечной радости и блаженству? Предпотопное человечество твердо и бесповоротно стало на путь нравственного вырождения.

Во всем человечестве к этому времени осталось только одно светлое исключение: «Ной обрел благодать пред очами Господа. Он был человек праведный вроде своем и ходил пред Богом». У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. В них сосредоточилась вся надежда на возможность нравственного восстановления человечества, а следовательно — и на возможность его духовного спасения, на возвращение его к Богу, к Божиему вечному блаженству. Но если Ноя и его детей оставить среди развращенного человечества, они неизбежно развратятся, заразятся общим развращением, если не сам Ной и его дети, то его внуки и правнуки обязательно поддадутся общей испорченности, ибо под влиянием греховного падения прародителей, человеческая природа стала более склонной ко злу.

И тогда Господь, Всемилостивый и Человеколюбивый Господь, решается на крайнюю меру: уничтожить большую часть человечества, потерявшую всякий смысл в жизни, чтобы сохранить единственную ветвь людей, этого смысла не потерявшую, способную к духовному совершенствованию.

(Епископ Александр (Милеант) «Священное Писание Ветхого Завета»)

Г) Праотец Авраам как образец истинной веры в Бога и проводник Его воли – благой для человека (Книга Бытия, главы 10–25)

Авраам — одна из важнейших личностей в человеческой истории. Три религии — иудаизм, христианство и ислам — возводят к нему свои корни; религиеведами они так и называются авраамические, а сам Авраам зовется отцом верующих. Святой апостол Павел, объясняя, что такое вера, приводит в пример именно Авраама. Поэтому нам очень важно понять, кто он такой и какое отношение он имеет к нам, живущим спустя почти четыре тысячелетия после него.

Аврам — так его звали до того, как Бог заключил с ним завет, — родился в Уре Халдейском, одном из центров ближневосточной цивилизации. Раскопки, проведенные в начале 20-х годов прошлого века, обнаружили кирпичные дома, иногда в несколько этажей, весьма приличную для древнего мира систему водоснабжения и канализации, памятники письменности и искусства, а в центре города огромный зиккурат — ступенчатую башню, воздвигнутую в честь лунного бога Нанна.
В Уре Аврам вступил в брак с Сарой; после этого его отец Фарра вместе с ним и со всей семьей переселился в другой город — Харран. Художники часто изображают Аврама живущим в шатре, кем-то вроде бедуина, но значительную часть своей жизни он был городским жителем. Когда ему исполнилось 75 лет, к нему воззвал Бог — не лунный бог, которому поклонялись в Уре и Харране, и не один из множества языческих богов, но единственный истинный Бог. И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе (Быт 12:1).
Аврам не был кочевником, переходившим с места на место, поэтому бросить привычное место и уйти ему было, наверное, не легче, чем любому из нас. Но он повиновался, потому что поверил.ъ

Бог Авраама

Сейчас под верой в Бога люди часто понимают веру в существование Бога или даже еще неопределеннее: веру в то, что «там что-то есть». Во времена Авраама люди не сомневались в существовании «чего-то там»; сама вера в сверхъестественное была обычной для всех времен и народов. Язычники верили в богов и, как ни странно, многие из них верили в существование Бога — Творца и Хранителя мироздания.

Язычник — и древний, и современный — вполне может признавать, что Творец существует; но существует где-то за кадром, с ним нет связи, нет никаких отношений. Язычник верит в существование грозных, таинственных и могущественных существ, которым он поклоняется и покровительства которых ищет. Эти существа, боги языческого мира, представлялись могущественными — но не всемогущими; они напоминали правящий класс человеческого общества: со своими страстями и пороками, со своей подковерной борьбой и междоусобицами.

Отношения язычников с богами — это отношения с сильными союзниками, и отношения довольно прагматические. Урожай в этой долине или удача в бою в этих горах зависят от местных божеств — что же, почтим и их. Эти боги чаще всего были вне морали — не то чтобы особенно злыми, а просто интересовались не нравственностью, а жертвоприношениями. И такого рода язычество не умерло и в наши дни: как дикари, которые мажут идолов жертвенной кровью, некоторые наши современники подходят к православным обрядам с чисто языческих позиций — даже бандиты перед разборкой заказывают молебен, а домушники берут с собой на дело икону.

Вера в языческих богов не требует пересмотра своей жизни, не требует покаяния — им надо только уделять некоторую долю почитания и приношений. Но Авраму открывается совсем другой Бог: Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт 17:1). С этим Богом нельзя установить отношения «ты мне — я тебе»; Его благоволение нельзя купить за принесенного в жертву барана или за заказанный молебен. Этот Бог требует, чтобы мы полностью предали Ему свою жизнь, ходили (то есть жили — С. Х.) перед Ним и были непорочны.

Вера

И такому Богу Аврам поверил. Что в этом исключительного? Ведь много людей верит в Бога. Мы можем верить в то, что Бог реален, что Его слово, вообще говоря, истинно, что Он желает спасения людей. Мы можем придерживаться самых правильных богословских воззрений — и сейчас, во времена Нового Завета, в этом смысле мы знаем о Боге гораздо больше Авраама. Но все-таки мы можем не иметь его веры. Что отличает веру Авраама? Это не просто вера в бытие Божие, не просто признание определенных истин о Боге — это личное доверие. Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него.

Авраам верит, что к нему обращается Всемогущий; более того, он верит в то, что Всемогущий дает ему обетование. Слово «обетование», вошедшее в наш Синодальный перевод из церковнославянского языка, буквально значит «обещание». Бог обещает Аврааму: и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт 12:2, 3).

Выглядит ли это правдоподобным? Нет. По любым человеческим меркам — это абсурд. Когда Авраам покидает Харран, ему уже 75 лет. Более того, до рождения Исаака проходит еще четверть века. И в течение этих лет Авраам, все более глубокий старик, верит, что у него и у его престарелой жены родится сын, через которого он станет отцом многих народов. Как пишет апостол Павел, он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так [многочисленно] будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (Рим 4:18–21).

Истинная вера признает Бога Тем, Кто Он есть; Бог знает, что говорит — нелепо полагать, что Всеблагой вводит нас в заблуждение или что Всеведущий чего-то не учел. Все что угодно может оказаться заблуждением, ложью и ошибкой — но слово Божие остается непоколебимой истиной. Падение прародителей начинается со слов змея »Подлинно ли сказал Бог?» — с сомнения в слове Божием. Но Авраам, отец веры, совершил шаг в обратном направлении — он поверил Богу. Бог заключает с Авраамом завет, и об этом стоит сказать подробнее.

Завет

«Завет» — одно из ключевых понятий Библии. В современном языке мы называем этим словом что-то вроде наставления, торжественного повеления, которое дается ученикам или потомкам (как говорят о достойном ученике: «Он был верен заветам своего учителя »). Но в Библии слово «завет» имеет другое значение — его можно передать как «договор». В отношениях между людьми оно означало соглашение, которое налагало на его участников определенные обязательства. Такое соглашение могло заключаться между равными, например, союзниками, а могло — между правителем и народом. Правитель принимал на себя обязательство защищать подданных, а они — исполнять его повеления и платить подати. В наше время это можно было бы сравнить с предоставлением гражданства.

Однако в словах «договор» или «предоставление гражданства» для нас есть какой-то безличный, почти бюрократический оттенок, а «завет» предполагает именно личную связь. Договор обычно касается только какой-то одной стороны нашей жизни, чаще всего профессиональной или финансовой; завет касается всей жизни человека, как брак. Бог Библии — не безличная сила, Он — Личность, к Нему можно обратиться на «Ты», с Ним можно вступить в личные отношения.

Однако отношения бывают разными. Бывают мимолетные разговоры со случайными попутчиками, с продавцами или покупателями, вежливое «здравствуйте» соседу в лифте, деловой разговор со специалистом, которого мы пригласили решить нашу проблему. Бывает и по-другому — бывает брак, который может прекратить только смерть; бывает долгая дружба, когда старые школьные друзья празднуют рождение внуков друг друга; бывает — хотя нам это незнакомо — феодальная преданность, когда весь род с незапамятных времен служит государеву дому и все его члены невероятно этим гордятся. Отношения такого типа отличает то, что мы принимаем других людей как неотъемлемую часть своей жизни. Нас связывает глубокая общность — мы семья или друзья, или люди государева дома.

Бог — не прохожий, который появляется на минуту, чтобы опять исчезнуть. Он устанавливает с людьми прочные отношения, которые Библия и называет «заветом». Бог говорит Аврааму: …вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя (Быт 17:4-7).

Святой апостол Павел указывает на то, что потомки, о которых идет речь, — это не столько потомки по плоти, сколько те, кто разделяет веру Авраама: И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом (Гал 3:8-9). Среди этих народов находимся и мы, верующие в обетования Божии, которые даны нам в Иисусе Христе.

(Сергей Худиев «Авраам – отец веры», https://foma.ru/avraam-otecz-veryi.html)

Д) «Ветхозаветная Троица» и гостеприимство Авраама (Бытие, глава 18)

Авраам как праведный человек следует закону гостеприимства, который был особенно важен в древние времена, когда не было ни гостиниц, ни больших городов или селений. При этом видно, что Авраам для гостей приготовил лучшее. Сам же смиренно стоял возле дерева, видимо, желая, если нужно, еще чем-то услужить гостям. За праведность, верность Богу, радушие и смирение Авраам первым из людей удостоился Богоявления – под видом трех мужей ему явилась Сама Пресвятая Троица.

На иконе с изображением трех ангелов можно увидеть Авраама и Сарру. Образ называется «Гостеприимство Авраама». Вспомним Книгу «Бытие». Здесь описано, как Господь в виде трех мужей явился Аврааму у дубравы Мамре. Авраам радушно принял гостей. Он велел Сарре сделать пресные хлебы и отдал отроку приказание заколоть «нежного и хорошего» теленка. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт 18:8). Один из странников сказал Аврааму, что через год у них с Саррой будет сын.

До нас дошли ранние изображения «Страннолюбия Авраама» на стенах катакомб (II-IV вв.) и базилик в Риме и Равенне (IV-V вв.). Библейский сюжет изложен подробно: Авраам встречает трех мужей (крылья появятся гораздо позже), подает им тельца, Сарра печет хлебы или стоит возле дома. Через несколько столетий мы видим «Гостеприимство» в Охриде, Каппадокии, Грачанице. Русь переняла эту иконографию. Например, явление мужей Аврааму — часть росписи святой Софии в Киеве (XI век).

Иконография включает в себя трех ангелов за столом с угощением, прислуживающих Авраама и Сарру, отрока, закалывающего тельца. Иногда Авраам и Сарра беседуют с гостями. На фоне помещены дом Авраама, Мамврийский дуб и горки. На знаменитой фреске Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине в Великом Новгороде (XIV век) фигуры ангелов образуют круг, ангел в центре своими крыльями как бы обнимает остальных.

Явление трех мужей Аврааму понимается в христианстве как прообраз Троичного Бога. Символический смысл этого события отразился и в иконографии «Гостеприимства». Но полнее всего догмат о Троице, образ троичности Божества выражен в иконе преподобного Андрея Рублева. Нет Авраама, нет Сарры, и на фоне уже не дуб Мамврийский — а древо вечной жизни. Не конкретный дом — а образ Божьего домостроительства. Три ангела восседают на престоле, а перед ними — чаша с головой тельца. Это образ Предвечного Совета.

Рублевскую икону называют «Троицей Живоначальной», «Святой Троицей», «Ветхозаветной Троицей». На Стоглавом Московском соборе 1551 года было решено: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать «Святая Троица».

(Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» https://foma.ru/vethozavetnaya-troitsa-ili-gostepriimstvo-avraama.html)

Е) Исход и Закон: уроки доверия Богу (Бытие, главы 25-50, Исход 1–34)

Самоотверженность и нравственный выбор Моисея служить Богу и своему народу

Легкая жизнь. Расскажите классу, что большинство людей, оказавшись на привилегированном месте Моисея в египетском дворце, пожелали бы там и оставаться. Они держались бы за все то, что гарантирует легкую и приятную жизнь. Они не стали бы тревожить совесть и задумываться о своих бедных и притесняемых соотечественниках.

Дети часто тоже бывают похожи на таких людей. Начиная свою жизнь, они нередко попадают под непреодолимое влияние многообещающих обстоятельств или людей, и потом уже ни за что не хотят их оставить. Господь Иисус предупреждал, что если мы желаем найти жизнь вечную, нам надо оставить широкий, легкий путь и стать на узкую, непопулярную дорогу. Побудите детей поразмышлять, не попались ли они в сети, живя так, как привыкли жить, без всякой мысли о необходимости перемены.

Богатства. В отличие от многих из нас, Моисей испытал жизнь в богатстве и роскоши. Будучи сыном принцессы, он был очень набалован, как предназначенный для будущей карьеры. Внутреннее убранство египетских пирамид позволяет нам знать, что царская семья жила в очень большой роскоши и пышности. Неужели кто-либо из них, придерживаясь правильных придворных понятий, решился бы отказаться от таких богатств?

Власть. Даже и богатства могут наскучить, но у Моисея были все возможности и для удовлетворения потребностей ума. Египтяне были большими специалистами во всяких интересных науках, и Моисей имел все возможности для их изучения. Его образование было не столько академическим, сколько практическим. Он мог увлекаться творчеством, воплощать в жизнь любой план или проект, какой только желал, заниматься интересными исследованиями и т.п. Он мог путешествовать по империи, посещать знаменитые места, делать что-то полезное или просто играть в свое удовольствие. Он мог делать все, чего бы ни пожелал. Вполне возможно, что он был хорошо подготовлен даже к тому, чтобы стать фараоном, но, во всяком случае, он был научен стоять у власти и быть руководителем. Амбиции берут верх над многими людьми. Пожелал ли Моисей отказаться от столь ослепительной перспективы?

Подчеркните такую мысль, что нам должно быть легче отказаться от мирских приманок, чем Моисею, однако мы тоже захвачены желанием успеха и влияния. Даже дети озабочены тем, как стать популярными и получать для себя выгоду, не задумываясь серьезно о том, что Господь предъявляет Свои требования к их жизни.

Альтернатива. Опишите, как душевный покой Моисея был нарушен. Несмотря на свое великолепное окружение, он знал, что он - еврей, и таким образом он думал о том, чему учит Бог и как он должен служить Господу Богу. Всякий раз, когда Моисей посещал новый город - хранилище для продовольственных запасов, он знал, что те, кто строил этот город, были его родной плотью и кровью, находящейся под гнетом ужасного рабства. Он чувствовал себя неспокойно, возвращаясь в роскошный дворец и зная, что по своему происхождению ему надо было быть среди них. Какому народу он принадлежал? В его уме возникал вопрос: - был ли он египтянином или евреем? Если предположить, что он вернется к евреям, что бы это для него значило?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.077 с.)