Изучение навигационных приборов и методов измерения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение навигационных приборов и методов измерения



ОТЧЁТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Изучение навигационных приборов и методов измерения

 

Выполнил: студент 5 курса

92 группы

факультета Лесного хозяйства

Степанов А.С.

Номер зачетной книжки: 169230

Проверил: Лебедев Е.В.

Нижний Новгород

2020

Задание 1 - опишите историю навигационных приборов и методов вплоть до систем глобального позиционирования:

Как ориентироваться по звездам

До того как появилась система GPS и даже прежде чем придумали компас, основным способом определить направление на суше или на море было ориентирование по звездам. Хотя современные технологии облегчили человеку нахождение нужного направления, научиться ориентироваться по звездам все равно интересно. Научившись находить несколько звезд и созвездий, вы сможете определять север, юг, восток и запад, или вы просто можете выбрать звезду и следить за ее движением.

Метод1

Как найти Полярную звезды (Северное полушарие)

1.

 

1 Найдите Полярную звезду. Полярная звезда — самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Ее можно найти в хвосте Медведицы. (Древние греки, как и многие другие народы, считали, что у медведей длинные хвосты.) Звезда называется Полярной, потому что она появляется в пределах одного градуса от звездного северного полюса, и поэтому кажется, что она недвижима на ночном небе. [1][2]

· В наше время, из-за того, что семь звезд Малой Медведицы выглядят как маленький ковш, некоторые люди называют созвездие Малой Медведицы Малым Ковшом.

 

 

2  Воспользуйтесь звездами-указателями, которые помогут вам найти Полярную звезду. Хотя Полярная звезда хорошо видна в северной части неба к северу от экватора, ее может быть сложно заметить, особенно если вы точно не знаете, что искать. Вы можете найти ее с помощью звезд в других созвездиях, служащих указателями к Полярной звезде.

· Чаще всего используются звезды-указатели Мерак и Дубхе, две звезды по краям Большого Ковша (Большой Медведицы), на противоположное стороне от его ручки. Следуя этим звездам в направлении горла Большого Ковша, вы сможете найти Полярную звезду.

· В ночное время, когда Большая Медведица находится ниже линии горизонта, например в начале ночи осенью, вы можете найти Полярную звезду, начертив линию через звезды в восточной части Большого Квадрата Пегаса — Альгениб и Альферац (являющиеся на самом деле частью галактики Андромеда) и звезду Каф на правой стороне W-образного созвездия Кассиопеи.[3]

Метод2

Метод3

Метод4

Метод5

Метод6

Советы

· Полярная звезда — одна из 58 звезд, используемых в навигации по звездам авиаторами и мореплавателями во всем мире.[13] В некоторых версиях списка Полярная звезда отсутствует, поскольку благодаря ее практически фиксированному положению можно найти широту без необходимости знать положение какой-любой другой звезды.[14]

· Большой Ковш (кстати, в Англии его называют «Плуг» или «Телега Чарльза»), является частью созвездия Большая Медведица. Его можно использовать для нахождения не только Полярной, но и других звезд. Если провести линию вдоль звезд-указателей Мерак и Дубхе за Малую Медведицу, то она приведет к яркой звезде Регулу в созвездии Льва. Проведя дугу от звезд на ручке ковша, вы найдете яркую звезду Арктур в созвездии Волопаса, а затем яркую звезду Спика в созвездии Девы.[15]

· Некоторые ошибочно считают, что Полярная звезда является самой яркой на небе. На самом деле она всего лишь на 48 месте по яркости среди известных нам звезд. Самая яркая звезда — это Сириус в созвездии Большого Пса.

Предупреждения

· Инструкции по нахождению направления с использованием опорных звезд постепенно устареет в связи с прецессией земной оси, которая меняет положение, в котором находится северный и южный полюса Земли. Это приведет к тому, что некоторые звезды переместятся ближе к Небесному северному или южному полюсу. Полярная звезда будет Северной лишь еще несколько сотен лет, так как Полярная звезда двигается в направлении созвездия Цефей.[16] Инструкции по нахождению вашего направления по изменению положения звезды будут работать и с течением времени, пока Земля продолжает вращаться с запада на восток.

 

Разделы картографии

Картоведение

Армянская карта XIII—XIV веков

Математическая картография

Математическая картография изучает способы отображения поверхности Земли на плоскости. Поскольку поверхность Земли (приблизительно сферическая, для описания которой часто пользуются понятием земного сфероида) имеет определённую, не равную бесконечности кривизну, её нельзя отобразить на плоскости с сохранением всех пространственных соотношений одновременно: углов между направлениями, расстояний и площадей. Можно сохранить только некоторые из этих соотношений. Важное понятие в математической картографии — картографическая проекция, — функция, задающая преобразование сфероидических координат точки (то есть координат на земном сфероиде, выражающихся в угловой мере) в плоские прямоугольные координаты в той или иной картографической проекции (проще говоря, в лист карты, который можно разложить перед собой на поверхности стола). Другой значительный раздел математической картографии — картометрия, которая позволяет по данным карты измерять расстояния, углы и площади на реальной поверхности Земли.

Составление и оформление карт

Составление и оформление карт — область картографии, область технического дизайна, изучающая наиболее адекватные способы отображения картографической информации. Эта область картографии тесно взаимосвязана с психологией восприятия, семиотикой и тому подобными гуманитарными аспектами.

Поскольку на картах отображается информация, относящаяся к самым различным наукам, выделяют также такие разделы картографии, как историческая картография, геологическая картография, экономическая картография, почвоведческая картография и другие. Эти разделы относятся к картографии лишь как к методу, по содержанию они относятся к соответствующим наукам.

Цифровая картография

Цифровая (компьютерная) картография является не столько самостоятельным разделом картографии, сколько её инструментом, обусловленным современным уровнем развития технологии. Например, не отменяя способов пересчёта координат при отображении поверхности Земли на плоскости (изучается таким фундаментальным разделом, как математическая картография), цифровая картография изменила способы визуализации картографических произведений (изучаются разделом «Составление и оформление карт»).

Так, если раньше авторский оригинал карты чертился тушью, то на сегодняшний момент он вычерчивается на экране монитора компьютера. Для этого используют Автоматизированные картографические системы (АКС), созданные на базе специального класса программного обеспечения (ПО). Например, GeoMedia[en], Intergraph MGE, ESRI ArcGIS, EasyTrace[en], Панорама, Mapinfo[en] и др.

При этом не следует путать АКС и Географические информационные системы (ГИС), так как их задачи различны. Однако на практике один и тот же набор ПО является интегрированным пакетом, используемым для построения и АКС, и ГИС (яркие примеры — ArcGIS, GeoMedia[en] и MGE).

История картографии

Древнейшие карты

Туринская папирусная карта — древнейшая бумажная карта в мире

Картография появилась, вероятно, ещё до появления письменности в первобытном обществе. Об этом свидетельствует, например, то, что у народов, не имевших письменности в момент их открытия, имелись развитые картографические навыки. Путешественники, расспрашивавшие эскимосов северной Америки о расположении окрестных островов и берегов, получали от них сравнительно внятные описания, в виде карт, нарисованных на кусочках коры, на песке или на бумаге (если она была). Сохранились карты в форме наскальных рисунков в итальянской долине Камоника, относящиеся к бронзовому веку. Аборигены Маршалловых островов ещё до прихода европейцев создавали из бамбуковых палочек, листьев кокосовой пальм и раковин навигационные карты, на которых были показаны пути между островами архипелага, морские течения и зоны мёртвой зыби[2]. Существует оспариваемая теория, согласно которой роспись, найденная при раскопках поселения Чатал-Хююк на территории современной Турции (между 8-м и 6-м тысячелетием до н. э.), представляет собой древнейшую карту[3].

Помимо наскальных изображений, до нас дошли древнеегипетские и -вавилонские карты, относящиеся к 3—1 тысячелетию до н. э. — например, Вавилонская карта мира.

Античность

Древние греки — например, философы милетской школы (примерно VI век до н. э.) — считали Землю диском или четырёхугольником. Однако они уже сомневались в этом, например, философ из той же школы Анаксимандр считал Землю цилиндром.

В IV веке до н. э. начало утверждаться учение о шарообразности Земли. Уже тогда появились первые понятия о климатических зонах, а следовательно, и географической широте. Примерно в 250 году до н. э. Эратосфен определил с помощью геометрических построений радиус Земли с ошибкой не больше 15 %. Понятия широты и долготы были впервые упомянуты в «Географии» Птолемея[4]. Однако на картах Эратосфена линии широты и долготы не были сколь-либо равноотстоящими — расстояние между ними варьировалось для наиболее удобной передачи известных ему пунктов.

Древнегреческая методика определения широты — по максимальной высоте Солнца над горизонтом.

Гиппарх развил учение о широте и долготе и разработал первые картографические проекции. На основании сведений и методики Гиппарха, Клавдий Птолемей составил обширный справочник по координатам различных точек и учебник по составлению карт. Карты Птолемея до нас не дошли, однако их можно восстановить по данным его справочника и методикам. Среди историков картографии существует также точка зрения, согласно которой сам Птолемей не составлял карт, а это сделали по его материалам только византийцы в XIII—XIV веках (данный картографический материал через век был усвоен и развит западноевропейским Возрождением).

Труды Птолемея были вершиной древнегреческого картографического знания. После этого сведения лишь обобщались, а в последующие эпохи картографическое знание пришло в упадок.

Средневековье

Т и О карта

Карта аль-Идриси (сер. XII в.)

В раннем Средневековье картография пришла в упадок. Вопрос о форме Земли перестал быть важным для философии того времени, многие снова начали считать Землю плоской. Получили распространение так называемые Т и О карты, на которых поверхность Земли изображалась состоящей из дискообразной суши, окружённой океаном (буква О). Суша изображалась разделённой на три части Европу, Азию и Африку. Европу от Африки отделяло Средиземное море, Африку от Азии река Нил, а Европу от Азии река Дон (Tanais).

Фрагмент портолана XIV в.

В то же время, традиции Птолемея во многом сохранялись арабскими учёными (вообще, греческая культура дошла до европейцев в основном благодаря арабам). Арабы усовершенствовали методы определения широты Птолемея, они научились использовать наблюдения звёзд вместо Солнца. Это повысило точность. Весьма подробную карту тогдашнего мира составил в 1154 году арабский географ и путешественник Аль-Идриси. Интересная особенность карты Идриси, как, впрочем, и других карт, составленных арабами — юг изображался сверху карты.

Карта Швейцарии из «Описания Верхнегерманской конфедерации» Альбрехта Бонштеттена (1479)

Некоторую революцию в европейской картографии устроило введение в пользование в конце XIII — начале XIV веков магнитного компаса. Появился новый тип карт — подробные компасные карты берегов портоланы (портуланы). Подробное изображение береговой линии на портоланах нередко совмещалось с простейшим делением на страны света Т и О карт. Первый дошедший до нас портолан датируется 1296 годом. Портоланы служили сугубо практическим целям, и как таковые мало заботились об учёте формы Земли.

Карта мира из «Нюрнбергской хроники» Хартмана Шеделя (1493)

Компас

 Ко́мпас (итал. compassio; от compassare — «измерять шагами»); на профессиональном жаргоне моряков — компа́с — устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света.

Магнитный компас

Компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням (подробнее см. четыре великих изобретения).

В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII векам, однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укреплённая на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом. В начале XIV века итальянец Флавио Джойя значительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку, разбитую по окружности на 16 румбов. В XVI веке ввели деление картушки на 32 румба, и коробку со стрелкой стали помещать в кардановом подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля на компас. В XVII веке компас снабдили пеленгатором — вращающейся диаметральной линейкой с визирами на концах, укреплённой своим центром на крышке коробки над стрелкой.

История создания

По имеющимся данным, изобретен в Китае примерно в 200 году до н.э., Александр Неккам рассказывает о магнитном компасе и его употреблении в навигации в трактате «О природе вещей» (De naturis rerum)[3]

Древнегреческий учёный Геродот пишет: «Итак, о гипербореях сказано достаточно. Я не хочу ведь упоминать сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелкой в руке…». И хотя официально считается, что использование магнитного компаса в Европе для навигации началось приблизительно в XII веке нашей эры, тем не менее, судя по косвенным указаниям античных историков средиземноморья, магнитный компас использовался для ориентации в пространстве различными народами Средиземноморья и Европы ещё во втором тысячелетии до нашей эры. То, что для этого прибора не было определенного общепринятого названия в те годы, и авторы вынуждены были описывать этот прибор по-разному, говорит о том, что действительно секрет навигации по компасу хранился в строгой тайне и передавался только избранным. Широкому распространению использования компаса, наверное, мешало и то, что намагниченный материал был большой редкостью в то время. Следует добавить, что древние индийцы знали о намагниченном железе, а Ayas-kanta означает на санскрите магнит.

Рассмотрим для примера компас Адрианова. Компас Адрианова состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка. В разарретированном состоянии стрелки её северный конец (обычно красного цвета) устанавливается приблизительно в направлении на Северный магнитный полюс, а южный — на Южный магнитный полюс. В нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом (арретиром) Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала (лимб) 2, разделённая на 120 делений. Цена одного деления составляет 3°, или 50 малых делений угломера (0—50). Шкала имеет двойную оцифровку. Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360° через 15° (5 делений шкалы). Внешняя оцифровка шкалы нанесена против хода часовой стрелки через 5 больших делений угломера (10 делений шкалы). Для визирования на местные предметы (ориентиры) и снятия отсчетов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса закреплено визирное приспособление (мушка и целик) 4 и указатель отсчетов 5.

 

Принцип действия

Принцип действия основан на взаимодействии поля постоянных магнитов компаса с горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. Свободно вращающаяся магнитная стрелка поворачивается вокруг оси, располагаясь вдоль силовых линий магнитного поля. Таким образом, стрелка всегда параллельна направлению линии магнитного поля.

На магнитном полюсе Земли силовые магнитные линии перпендикулярны поверхности. Из-за этого вблизи от магнитных полюсов Земли (в пределах 200 км) магнитный компас бесполезен для определения направления[4]. На бо́льших расстояниях необходимо учитывать поправку на разницу координат географического и магнитного полюсов.

Магнитный компас начинает давать неверные показания вблизи магнитов, месторождений железа и других ферромагнитных минералов, а также предметов из ферромагнитных материалов (железных, стальных и пр.).

Электромагнитный компас

Электромагнитный компас является «развёрнутым» электрогенератором, в котором магнитное поле Земли играет роль статора, а одна или несколько рамок с обмотками — ротора. Соотношение напряжений, наводимых в обмотках при движении в магнитном поле, показывает курс, либо одна обмотка устанавливается под заранее заданным углом к продольной оси самолёта или корабля, и для поддержания курса пилоту или рулевому следует рулём направления удерживать стрелку на нуле.

Преимущество электромагнитного компаса перед обычным магнитным — в отсутствии девиации от ферромагнитных деталей транспортного средства, так как они неподвижны относительно обмоток и не наводят в них токов.

Для работы простого варианта электромагнитного компаса с индикатором в виде гальванометра требуется быстрое движение, поэтому первое применение электромагнитный компас нашёл в авиации. Был использован Чарльзом Линдбергом при перелёте через Атлантику в 1927 году. См. Earth inductor compass.

Гирокомпас

Гирокомпас — прибор, указывающий направление на земной поверхности; в его состав входит один или несколько гироскопов. Используется почти повсеместно в системах навигации и управления крупных морских судов; в отличие от магнитного компаса его показания связаны с направлением на истинный географический (а не магнитный) Северный полюс. Обычно гирокомпас применяется как опорное навигационное устройство в судовых рулевых системах с ручным или автоматическим управлением, а также при решении различных задач иного рода, например, для определения точного направления при наводке орудия боевого корабля. Морской гирокомпас, как правило, очень тяжёл; в некоторых конструкциях вес гироскопического ротора превышает 25 кг. Для нормальной работы гирокомпаса необходимо устойчивое основание, не испытывающее ускорений и фиксированное относительно земной поверхности, причём скорость его перемещения должна быть пренебрежимо мала по сравнению со скоростью суточного вращения Земли на данной широте.

История создания

Прототип современного гирокомпаса первым создал Герман Аншютц-Кэмпфе (запатентован в 1908), вскоре подобный прибор построил Э. Сперри (запатентован в 1911 году). В последующие годы разрабатывалось множество гирокомпасов различных модификаций, но наиболее удачные из них принципиально почти не отличались от устройств Аншютца и Сперри[5]. Приборы современной конструкции значительно усовершенствованы по сравнению с первыми моделями; они отличаются высокой точностью и надёжностью и удобнее в эксплуатации.

Устройство

Простейший гирокомпас состоит из гироскопа, подвешенного внутри полого шара, который плавает в жидкости; вес шара с гироскопом таков, что его центр тяжести располагается на оси шара в его нижней части, когда ось вращения гироскопа горизонтальна.

Принцип действия

Предположим, что гирокомпас находится на экваторе, а ось вращения его гироскопа совпадает с направлением запад — восток; она сохраняет свою ориентацию в пространстве в отсутствие воздействия внешних сил. Но Земля вращается, совершая один оборот в сутки. Так как наблюдатель, находящийся рядом, вращается вместе с планетой, он видит, как восточный конец (E) оси гироскопа поднимается, а западный (W) опускается; при этом центр тяжести шара смещается к востоку и вверх (позиция б). Однако сила земного притяжения препятствует такому смещению центра тяжести, и в результате её воздействия ось гироскопа поворачивается так, чтобы совпасть с осью суточного вращения Земли, то есть с направлением север — юг (это вращательное движение оси гироскопа под действием внешней силы называется прецессией). Когда ось гироскопа совпадет с направлением север — юг (N — S, позиция в), центр тяжести окажется в нижнем положении на вертикали и причина прецессии исчезнет. Поставив метку «Север» (N) на то место шара, в которое упирается соответствующий конец оси гироскопа, и, соотнеся ей шкалу с нужными делениями, получают надёжный компас. В реальном гирокомпасе предусмотрены компенсация девиации компаса и поправка на широту места. Действие гирокомпаса зависит от вращения Земли и особенностей взаимодействия ротора гироскопа с его подвесом.

Электронный компас в системе навигации NAVSTAR

 

Ориентирование на местности

Определение направлений на стороны горизонта по компасу выполняется следующим образом. Мушку визирного устройства ставят на нулевое деление шкалы, а компас — в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный её конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают удаленный ориентир, который и используется для указания направления на север. Направления на стороны горизонта взаимосвязаны между собой, и если известно хотя бы одно из них, можно определить остальные. В противоположном направлении по отношению к северу будет юг, справа — восток, а слева — запад.

 

Квадрант.

 

Секстант Гевелия. Источник: wikipedia.org

С измерением долготы все обстояло сложнее. Определить ее по углу возвышения Полярной звезды, как широту, возможным не представлялось. В XVII-м веке Англия, Франция и Голландия объявили, что выплатят солидные награды тому, кто найдет способ точного определения долготы. Свои методы предлагали многие ученые, включая Галилео Галилея. Его проект состоял в том, чтобы измерять долготу по положению спутников Юпитер. Метод этот, однако, требовал не только сложнейших вычислений, но и новых астрономических инструментов, которых в то время еще не существовало. Голландец Фризиус Гемме, в конце концов, предложил определять долготу, сравнивая время в точке нахождения со временем в порту отправки. Точные часы, позволявшие воплотить эту идею в жизнь, были созданы в 1749-м году Джоном Харрисоном.

 

Джон Гаррисон. Источник: wikipedia.org

Его хронометр вскоре стал неотъемлемой частью любого выходившего в море корабля. Долгота определялась по разнице во времени между точкой нахождения и Гринвичем.

В настоящее время повышению точности и производительности способов астрономических определений координат и азимутов способствует появление принципиально новых технических средств наблюдений, новых методов астрономических определений и методов обработки результатов определений; методов учёта инструментальных постоянных и внешних влияний [9 - 11]. Теодолиты с электронной системой отсчитывания кругов и компенсаторами наклона позволяют модернизировать способы определений астрономических координат и азимутов. Преимуществами автоматизации

отчётов является большая скорость и точность, исключение личных ошибок наблюдателя при отсчитывании кругов, запись отчётов в цифровом виде в память прибора, что позволяет вести их дальнейшую обработку на компьютере. Наличие точного компенсатора наклона позволяет исключить необходимость отсчитывания по уровню, что также способствует уменьшению личных и инструментальных ошибок и повышает производительность определений. Возможность одновременно отсчитывать горизонтальный и вертикальный круги позволят совмещать зенитальные и азимутальные способы астрономических определений. При этом в зависимости от наблюдения пар звезд вблизи меридиана или первого вертикала можно получать по отсчетам вертикального круга широту или долготу, а по отсчетам горизонтального круга наоборот — долготу или широту.

 

GPS (NAVSTAR)

Американская навигационная система начала создаваться 22 февраля 1978 года - именно тогда был запущен первый спутник, рассчитанный на срок службы чуть меньше двух лет - 21 месяц. Программа, предназначенная для военных целей, получила название от слов "NAVigation System with Timing And Ranging" ("Навигационная система определения времени и дальности"). По замыслу ее создателей, на очень высокую орбиту - 20 350 км от поверхности Земли - предполагалось вывести 28 спутников таким образом, чтобы из каждой точки нашей планеты в любой момент времени было видно не менее четырех космических аппаратов. Период их обращения должен в точности совпадать с земными сутками - это означает, что для наблюдателя на Земле каждый спутник неподвижно висит над одним и тем же местом. Вообще-то, для определения координат хватило бы и 18 спутников, дополнительные 10 нужны для повышения надежности и точности NAVSTAR. Всего в рамках этой программы было выполнено 53 запуска, из которых не все были удачны. Часть космических аппаратов уже вышла из строя. Сейчас на орбите действуют 29 навигационных спутников, самый старый запущен 1 октября 1990 года, а последний - 26 сентября 2005 года.

С 1995 года американцы начали использовать навигационную систему не только в военных, но и в мирных целях, и 19 миллиардов долларов, потраченных на NAVSTAR, стали возвращаться американским налогоплательщикам в виде дополнительных рабочих мест и полезных навигационных устройств. Коммерческий проект получил наименование GPS ("Global Positioning System" - "Система глобального позиционирования"), а доходы от него намного превысили первоначальные затраты американского правительства.

ГЛОНАСС

Советский Союз, узнав об американской программе NAVSTAR, решил создать собственную космическую навигационную систему. Отечественная программа получила название ГЛОНАСС - ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система. В октябре 1982 года на орбиту был выведен первый советский навигационный космический аппарат. Наши спутники вращались не на такой высокой орбите, как у американцев, ее высота составляла 19 100 км. Их ресурс был определен в 3 года, в будущем его планировалось довести до 5-7 лет. В 1996 году на орбите вращалось уже 24 спутника, но о коммерческом использовании системы никто даже не помышлял. Спутники постепенно вырабатывали свой ресурс, выходили из строя, и к 2004 году понадобились новые усилия и средства, чтобы возродить ГЛОНАСС к жизни.

На сегодняшний день наша система спутниковой навигации способна обеспечивать пользователей необходимой информацией, и уже объявлено о допуске к ней гражданских лиц. Из 17 находящихся на орбите спутников сейчас используются только 12. Один спутник - на этапе ввода в эксплуатацию, три - на техобслуживании и один - в процессе вывода из системы. Оперативную информацию о состоянии ГЛОНАСС можно посмотреть на сайте http://www.glonass-ianc.rsa.ru.

Для полноценного коммерческого эффекта от отечественной космической навигационной системы необходимо наладить выпуск GPS-приемников, способных принимать и расшифровывать сигналы российских спутников. К тому же заявленная точность для гражданских лиц - 100 м - вызывает недоумение.

GALILEO

28 декабря 2005 года с Байконура запущен в космос первый спутник для европейской системы навигации. В этом совместном проекте Еврокомиссии и Европейского космического агентства первоначальной стоимостью 3,4 млрд евро, принимает участие и Россия. Официально проект был начат в марте 2003 года. В отличие от американского NAVSTAR и российского ГЛОНАСС система Galileo имеет сугубо мирное предназначение. Она будет использоваться для управления автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом. Попутно она должна взаимодействовать с другими спутниковыми навигационными системами, прежде всего с NAVSTAR, чтобы потребители могли точнее определять координаты. В европейской навигационной системе будут использоваться 30 спутников (27 основных и 3 резервных), а коммерческая эксплуатация всей системы начнется в 2010 году.

 

 

Литература

1. Машимов М. М. Высшая геодезия. - М.: ВИА, 1991. - 552 с.

2. Красовский Ф. Н. Новые предложения по уравниванию астрономо-геодезической сети // Избр. соч. Т. 1. - М., 1953. - С. 351-360.

3. Уралов С. С. Современные проблемы геодезической астрономии// Исследования по геодезии, аэрофотосъемки и картографии / МИИГАиК. - М., 1978. - С. 4-9.

4. Исследования по геодезической астрономии и астрономо-геодезическим приборам. - М.: ЦНИИГАиК, 1980. - Вып. 223. - 190 с.

5. Краснорылов И. И. Об астрономических определениях в АГС СССР и задачах геодезической астрономии / В. Г. Львов, Г. Д. Сафонов // Геодезия и картография. - 1995. - № 8. -С.22-27.

6. Глазунов А. С. Исследование и совершенствование разностно-зенитальных способов определения широты: дис. на соиск. учен. степ. канд.техн. наук / Глазунов Александр Сергеевич. -Новосибирск: СГГА, 2002. - 197 с.

7.Краснов В. Н. История навигационной техники: Зарождение и развитие технических средств кораблевождения / Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН.. — М.: Наука, 2001. — 312 с. — 420 экз. — ISBN 5-02-013119-9. (в пер.)

8.Коваленко А. П. Тайна «дьявольского» камня / Рецензент: канд. географ. наук А. В. Шумилов; Художник Т. В. Иваншина. — М.: Мысль, 1983. — 104, [8] с. — 50 000 экз. (обл.)

9.Коваленко А. П. Приключения путеводной стрелки. — Изд. 2-е. — М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001. — 256 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7846-0068-0. (обл.) (1-е изд. — М., 1991)

10.Крылов А. Н., Поленов Б. К. Компас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

11.Приямвада Натараян. Карта Вселенной. Главные идеи, которые объясняют устройство космоса = Mapping the Heavens The Radical Scientific Ideas That Reveal the Cosmos. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2019. — ISBN 978-5-00139-052-7..

12.Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. — М., Мысль, 1986. — 240с.

13.Багров Лео. История картографии. — М., Центрполиграф, 2004. — 320с.

14.Багров Лео. История русской картографии. — М., Центрполиграф, 2005. — 524с.

15.Браун Ллойд Арнольд. История географических карт. — М., Центрполиграф, 2006. — 480с.

16.Кусов В. С. Московское государство XVI — начала XVIII века: Сводный каталог русских географических чертежей. — М., 2007. — 704с., ил.

17.Лютый А. А. Язык карты. — М.: Знание, 1981.

18.Постников А. В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт / Отв. ред. И. А. Федосеев. — М.: Наука, 1985. — 216 с.

19.Постников А. В. Развитие крупномасштабной картографии в России. — М.: Наука, 1989. — 232 с.

20.Салищев К. А. Картоведение. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

21.Фоменко И. К. Скифия — Тартария — Московия — Россия — взгляд из Европы. Россия на старинных картах. — М.: ООО «Фирма Актеон», 2008. — 812 с., ил.

22.Шибанов Ф. А. Указатель картографической литературы, вышедшей в России с 1800 по 1917 год. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 224 с.

23. Под ред. В. А. Боднера, пер. с англ., Принципы инерциальной навигации,. — М., 1965.

 

ОТЧЁТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Изучение навигационных приборов и методов измерения

 

Выполнил: студент 5 курса

92 группы

факультета Лесного хозяйства

Степанов А.С.

Номер зачетной книжки: 169230

Проверил: Лебедев Е.В.

Нижний Новгород

2020

Задание 1 - опишите историю навигационных приборов и методов вплоть до систем глобального позиционирования:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.132 с.)