Отборочного) этапа республиканской олимпиады 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отборочного) этапа республиканской олимпиады



Отборочного) этапа республиканской олимпиады

По русскому языку

Класс

Задание 1. Поставьте ударение в словах. Распределите их по группам в зависимости от места ударения.

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча,

звонишь, договор, процент, каталог, черпать, средства, досуха, втридорога.

Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?

Ударение на 1 слоге Ударение на 2 слоге Ударение на 3 слоге
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Задание 2. Подчеркните слова, в которых количество звуков и букв совпадает:

Вьюга, моя, съёмка, ясный, семья, песня, ель, пыль, Ялта, льют.

 

 

Задание 3. Выполните морфемный разбор слов:

Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка,

росинка, приморский

 

Задание 4.. Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол. Укажите номера правильных ответов.

  1. столовая; 2) столяр; 3) застолье; 4) столица; 5) столетник; 6) столешница; 7) престол.

_______________________________________________________________________________

Задание 5. К данным существительным подберите имена прилагательные:

 

_______________________боль

_______________________шампунь

_______________________тюль

_______________________рояль

_______________________полынь

_______________________домишко

_______________________иваси

_______________________путь

_______________________бандероль

_______________________мозоль

_______________________какао

_______________________шаль

 

 

Задание 6 Анаграмма-перестановка букв  в  слове, создающая новое слово (например, роман-норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

 

Задание 7. Распределите данные словосочетания, называющие продукты питания, на две группы в зависимости от одного постоянного морфологического признака имени прилагательного в их составе Объясните свой ответ.

 

Пряный хлеб, терпкий напиток, горький шоколад, острый бульон, сладкий перец, кислые щи.

 

Укажите, какое из данных словосочетаний со временем изменило своё значение, и докажите свою точку зрения.

 

Задание 8. Объясните разницу в значениях слов, составив словосочетания. Как называются эти слова в русском языке?

Абонент__________________________________________________________________________________

абонемент________________________________________________________________________________

глиняный________________________________________________________________________________

глинистый_______________________________________________________________________________ эффектный______________________________________________________________________________

эффективный_____________________________________________________________________________

 

Задание 9. В данных фразеологизмах перепутаны слова, восстановите каждый фразеологизм, укажите его значение:

Данный фразеологизм Исходный фразеологизм Значение фразеологизма
Бродит как сивый мерин    
Вертится как сыр в масле    
Ему все как от козла молока    
Врет как белка в колесе    
Катается как неприкаянный    
Проку как с гуся вода    
     

Задание 10. Укажите, от каких имен собственных образованы фамилии (имя необходимо дать в начальной форме) Митяев, Тарасенко, Терентьев, Федосюк, Фадеев

Митяев__________________________________________________________________________________

Тарасенко________________________________________________________________________________

Терентьев________________________________________________________________________________

Федосюк_________________________________________________________________________________

Фадеев ___________________________________________________________________________________

Задание 11. В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?»

1. Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии?

2.Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли?

3. Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Задание 12. Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания.

1. Сделайте синтаксический разбор предложения,

2.Выполните морфемный разбор указанных в таблице слов.

3. Укажите морфологические признаки слов.

 

Кусодка нырво подзикала и стала отпакать мылюту.

 

Разбор по составу Часть речи, морфологические признаки
Кусодка  
нырво  
подзикала  
отпакать  
мылюту  

Задание 13. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст- ______________________ сей - ____________________________________

ратай - ______________________ стезя - __________________________________

трапеза - ____________________ тщетно - _________________________________

уповать - ____________________ чета - ___________________________________ чадо - ____________________

Задание 14. В одной из обрядовых песен читаем:

«Верно я те, кормилец батюшко,

Не слуг а да была верная,

Не роботница надёжная».

 

А в балладе А.С. Пушкина есть такие слова:

«Прощай, мой товарищ, мой верный с луга,

Расстаться настало нам время…

 

К какому роду относится выделенное слово в каждом из текстов? Объясните свою точку зрения (в текстах есть слова-помощники).

Задание 15. В русском языке есть примеры того, как из слова можно получить предложение или его часть, если использовать пробелы между буквами. Например: ананаса на нас (посмотрели). Приведите собственные примеры таких слов (оцениваются два примера).

 

Количество баллов:

 1.по 0,5 б.- 6 б.

По 1б. – 6 б.

По1 б. – 8 б.

По 1 б.- 3 б.

По0,5б. – 6 б.

По 1 б. – 5 б.

По 1 б. – 7 б.

По 1 б. 6 б.

По 1 б.- 6 б.

По 1 б. – 5 б.

По1 б. -3 б.

Б.

   2)по 1 б. – 5 б.

   3)по 1 б.-5 б.

По 1 б. – 9 б.

По 1 б. – 2 б.

По 1 б. – 2 б.

Всего: 86 баллов

 

Олимпиадная работа

Г.Луганска                                                  

По  литературе                                  

Класс                                     

1. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении.                               а) рифма

2) Разговор двух и более лиц.                              б) пейзаж

3) Созвучие концов строк.                                 в)диалог

4) Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное.                   г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека.                                                д)загадка

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа.                                                 е) аллегория

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием.                                 ж)рассказ

 

 

2. .Исключите из каждой цепочки лишнее. Объясните принцип построения цепочек.

А) «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом», «Кусака», «Волк на псарне».

Б) С.А. Есенин, А.А. Блок, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов.

В) И.А. Бунин, Д. Дефо, АИ. Куприн, П.П. Бажов.

Г) Сказка, былина, рассказ, пословица.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Количество баллов:

По 1 б. – 7 б.

По 1 б. – 4 б.

По 2 б.- 4 б.

По 1 б. – 7 б.

По 1 б. – 8 б.

Б.

Б.

Всего: 33 балла

отборочного) этапа республиканской олимпиады

По русскому языку

Класс

Задание 1. Поставьте ударение в словах. Распределите их по группам в зависимости от места ударения.

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча,

звонишь, договор, процент, каталог, черпать, средства, досуха, втридорога.

Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?

Ударение на 1 слоге Ударение на 2 слоге Ударение на 3 слоге
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Задание 2. Подчеркните слова, в которых количество звуков и букв совпадает:

Вьюга, моя, съёмка, ясный, семья, песня, ель, пыль, Ялта, льют.

 

 

Задание 3. Выполните морфемный разбор слов:

Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка,

росинка, приморский

 

Задание 4.. Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол. Укажите номера правильных ответов.

  1. столовая; 2) столяр; 3) застолье; 4) столица; 5) столетник; 6) столешница; 7) престол.

_______________________________________________________________________________

Задание 5. К данным существительным подберите имена прилагательные:

 

_______________________боль

_______________________шампунь

_______________________тюль

_______________________рояль

_______________________полынь

_______________________домишко

_______________________иваси

_______________________путь

_______________________бандероль

_______________________мозоль

_______________________какао

_______________________шаль

 

 

Задание 6 Анаграмма-перестановка букв  в  слове, создающая новое слово (например, роман-норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

 

Задание 7. Распределите данные словосочетания, называющие продукты питания, на две группы в зависимости от одного постоянного морфологического признака имени прилагательного в их составе Объясните свой ответ.

 

Пряный хлеб, терпкий напиток, горький шоколад, острый бульон, сладкий перец, кислые щи.

 

Укажите, какое из данных словосочетаний со временем изменило своё значение, и докажите свою точку зрения.

 

Задание 8. Объясните разницу в значениях слов, составив словосочетания. Как называются эти слова в русском языке?

Абонент__________________________________________________________________________________

абонемент________________________________________________________________________________

глиняный________________________________________________________________________________

глинистый_______________________________________________________________________________ эффектный______________________________________________________________________________

эффективный_____________________________________________________________________________

 

Задание 9. В данных фразеологизмах перепутаны слова, восстановите каждый фразеологизм, укажите его значение:

Данный фразеологизм Исходный фразеологизм Значение фразеологизма
Бродит как сивый мерин    
Вертится как сыр в масле    
Ему все как от козла молока    
Врет как белка в колесе    
Катается как неприкаянный    
Проку как с гуся вода    
     

Задание 10. Укажите, от каких имен собственных образованы фамилии (имя необходимо дать в начальной форме) Митяев, Тарасенко, Терентьев, Федосюк, Фадеев

Митяев__________________________________________________________________________________

Тарасенко________________________________________________________________________________

Терентьев________________________________________________________________________________

Федосюк_________________________________________________________________________________

Фадеев ___________________________________________________________________________________

Задание 11. В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?»

1. Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии?

2.Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли?

3. Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Задание 12. Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания.

1. Сделайте синтаксический разбор предложения,

2.Выполните морфемный разбор указанных в таблице слов.

3. Укажите морфологические признаки слов.

 

Кусодка нырво подзикала и стала отпакать мылюту.

 

Разбор по составу Часть речи, морфологические признаки
Кусодка  
нырво  
подзикала  
отпакать  
мылюту  

Задание 13. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст- ______________________ сей - ____________________________________

ратай - ______________________ стезя - __________________________________

трапеза - ____________________ тщетно - _________________________________

уповать - ____________________ чета - ___________________________________ чадо - ____________________

Задание 14. В одной из обрядовых песен читаем:

«Верно я те, кормилец батюшко,

Не слуг а да была верная,

Не роботница надёжная».

 

А в балладе А.С. Пушкина есть такие слова:

«Прощай, мой товарищ, мой верный с луга,

Расстаться настало нам время…

 

К какому роду относится выделенное слово в каждом из текстов? Объясните свою точку зрения (в текстах есть слова-помощники).

Задание 15. В русском языке есть примеры того, как из слова можно получить предложение или его часть, если использовать пробелы между буквами. Например: ананаса на нас (посмотрели). Приведите собственные примеры таких слов (оцениваются два примера).

 

Количество баллов:

 1.по 0,5 б.- 6 б.

По 1б. – 6 б.

По1 б. – 8 б.

По 1 б.- 3 б.

По0,5б. – 6 б.

По 1 б. – 5 б.

По 1 б. – 7 б.

По 1 б. 6 б.

По 1 б.- 6 б.

По 1 б. – 5 б.

По1 б. -3 б.

Б.

   2)по 1 б. – 5 б.

   3)по 1 б.-5 б.

По 1 б. – 9 б.

По 1 б. – 2 б.

По 1 б. – 2 б.

Всего: 86 баллов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.073 с.)