Тема 1. Введение в психофизиологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в психофизиологию



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет Психология, педагогика и дефектология

Кафедра Психофизиология и клиническая психология

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению курса « Общая и возрастная психофизиология »

для бакалавров обучающихся

по направлению 37.03.01 «Психология»

форма обучения – очная, очно-заочная, заочная

 

 

Ростов-на-Дону

2019

 

Методические указания по курсу «Общая и возрастная психофизиология» для студентов первого курса направления 37.03.01 «Психология».

Составитель – ст. преподаватель кафедры «Психофизиология и клиническая психология» Н.М. Климова.

В методические указания включены: обоснование, тематический план дисциплины, темы рефератов, темы презентаций, контрольные вопросы, вопросы к экзамену.


 

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Преподавание дисциплины «Общая и возрастная психофизиология» ставит своей целью сформировать основные представления о принципах переработки информации в центральной нервной системе, о психофизиологических основах сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, о механизмах формирования функциональных состояний, о психофизиологии высших психических функций, о системной психофизиологии.

К особенностям изучения относится использование мультимедийных презентаций и фильмов, что позволяет наглядно показывать взаимосвязь между структрурно-функциональными блоками мозга и высшими психическими функциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

историю формирования психофизиологических представлений;

основные методы психофизиологии;

основы функционирования сенсорных систем;

нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах;

базовые категории и понятия психофизиологии;

современные тенденции развития психологической науки;

психофизиологические особенности психических функций, обусловленные полом, возрастом и личностными свойствами;

психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

профессиональные психофизиологические задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.

психофизиологические механизмы обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций;

психофизиологические основы высших психических функций и индивидуальных различий.

Уметь:

анализировать психоофизиологические показатели сна и бодрствования, сенсорных и моторных реакций, внимания, памяти и речевых функций;

понимать и ставить профессиональные психофизиологические задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности;

работать с научной литературой;

анализировать основные психофизиологические процессы;

ориентироваться в уровне возможных патологических изменений психофизиологических процессов.

Владеть:

знаниями по дисциплине, основными понятиями;

методами психофизиологического исследования.

научными методами анализа и постановки профессиональных психофизиологических задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.

 

 

Тематический план дисциплины

Темы рефератов

1.    1.    История развития психофизиологии.

2.    Методы психофизиологии;

3.    Нейрокибернетический подход в изучении ЦНС;

4.    Обнаружение и различение сигналов. Опознание образов.

5.    Взаимодействие сенсорных систем. Адаптация сенсорной системы.

6.    Нейронные механизмы восприятия.

7.    Временная организация памяти.

8.    Состояния энграммы. Гипотеза о распределенности энграммы.

9.    Молекулярные механизмы памяти.

10.  Объем и быстродействие памяти.

11.  Нейронные механизмы памяти.

12.  Структуры мозга, реализующие подкрепляющую, переключающую, компенсаторно-замещающую и коммуникативную функции эмоций.

13.  Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций как основу темпераментов.

14.  Влияние эмоций на деятельность и объективные методы контроля эмоционального состояния человека.

15.  Роль и место функционального состояния в поведении.

16.  Проблема внимания в традиционной психофизиологии. Теории фильтра.

17.  Ориентировочно-исследовательская деятельность.

18.  Модулирующие системы мозга.

19.  Исследования ориентировочной реакции в школе И.П. Павлова.

20.  Современные психофизиологические модели ориентировочной реакции.

21.  Исследования ретикулярной формации и реакций активации (Г. Моруцци - Г. Мэгун и современное состояние вопроса).

22.  Сравнительный анализ модально-неспецифического и модально-специфического внимания.

23.  Электроэнцефалографические корреляты процессов внимания.

24.  Основные концепции сознания.

25.  Сознание, общение и речь.

26.  Исследования содержательных и формально-динамических аспектов сознания.

27.  Физиологические условия осознания раздражителей.

28.  Мозговые центры и сознание.

29.  Материалистические и идеалистические подходы к анализу проблемы соотношения мозга и сознания.

30.  Нарушения сознания и их психофизиологические исследования.

31.  Психофизиологические исследования измененных состояний сознания.

32.  Сознание как уровень бодрствования: кома и измененные состояния сознания.

33.  Сознание и межполушарная асимметрия.

34.  Понятие бессознательного в психофизиологии. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия.

35.  Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне.

36.  Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное. Обратные временные связи и бессознательное.

37.  Роль бессознательного при некоторых формах патологии.

38.  Анализ сновидений.

39.  Нарушения сна.

40.  Возрастные особенности сна и сновидений.

41.  Психологические и биологические теории научения.

42.  Представление о нейрофизиологических механизмах научения.

43.  Специфика психофизиологического рассмотрения научения.

44.  Проблема элементов индивидуального опыта.

                                                            

Темы презентаций

1.    Детекция лжи.

2.    Обнаружение и различение сигналов. Опознание образов.

3.    Нейронные механизмы памяти.

4.    Влияние эмоций на деятельность и объективные методы контроля эмоционального состояния человека.

5.    Роль и место функционального состояния в поведении.

6.    Исследования ретикулярной формации и реакций активации (Г. Моруцци - Г. Мэгун и современное состояние вопроса).

7.    Сознание, общение и речь.

8.    Сознание и межполушарная асимметрия.

9.    Роль бессознательного при некоторых формах патологии.

10.  Анализ сновидений.

11.  Нарушения сна.

12.  Возрастные особенности сна и сновидений.

 

 

Контрольные вопросы

1.    В чем состоит предмет психофизиологии?

2.    Сформулируйте цели и задачи психофизиологии.

3.    История развития психофизиологии.

4.    Перечислите методы психофизиологии.

5.    Каким образом происходит кодирование информации?

6.    Классификация видов памяти

7.    Характеристика энграммы памяти

8.    Каким образом нейронная теория объясняет кратковременное запоминание и долговременную память?

9.    Какие условия необходимы для запоминания на нейронном уровне?

10.  Какие факторы могут помешать запоминанию?

11.  Каким образом биохимическая теория объясняет кратковременное запоминание и долговременную память?

12.  Функции эмоций.

13.  Характеристика структур нервной системы, участвующих в генезе эмоциональных состояний.

14.  Как проявляется функциональное состояние индивида в поведении?

15.  Какие функции выполняют нейроны новизны?

16.  Как различаются генерализованная и локальная активация?

17.  Как отражается в параметрах вызванных потенциалов "установка на стимул" и "установка на ответ"?

18.  Какую функцию выполняют фронтальные доли мозга в обеспечении внимания?

19.  Какие структурные образования мозга контролируют состояние сознания?

20.  Почему фокус сознания ассоциируется со "светлым пятном"?

21.  В чем состоит содержание сознания как психофизиологического феномена?

22.  Какие условия способствуют осознанию слабого раздражителя?

23.  Охарактеризуйте особенности медленного и быстрого сна (биоэлектрическая и двигательная активность, длительность, периодичность, восстанавливаемость, функции, наличие сновидений).

24.  Охарактеризуйте сущность, значение и механизмы сновидений.

25.  Каковы правила гигиены сна?

26.  Психофизиологические теории научения.

28.  Возможные молекулярные механизмы научения.

30.  Возрастные аспекты научения

 

 

Вопросы к экзамену

 

1.    Предмет и задачи общей и возрастной психофизиологии.

2.    История развития психофизиологии.

3.    Методы психофизиологических исследований.

4.    Ритмы электроэнцефалограммы взроcлого бодрcтвующего человека.

5.    Изменения электроэнцефалограммы в цикле бодрcтвование-cон.

6.    Возраcтные изменения электроэнцефалограммы.

7.    Проблема периодизации индивидуального развития.

8.    Cтадии онтогенетичеcкого развития. Характериcтика возраcтной нормы. Основные закономерности развития мозга по Л.С. Выготскому.

9.    Биологичеcкий возраcт и показатели зрелоcти. Акcелерация.

10.  Психофизиологические особенности развития в дошкольном возрасте. Мозг и школьная адаптация.

11.  Обнаружение и различение сигналов.

12.  Передача и преобразование сигналов.

13.  Кодирование информации.

14.  Опознание образов.

15.  Взаимодействие сенсорных систем.

16.  Психофизиология сенсорных процессов.

17.  Психофизиология восприятия.

18.  Возрастные особенности восприятия.

19.  Понятие внимания в психофизиологии.

20.  Электроэнцефалографичеcкие корреляты внимания. Оcновные этапы формирования внимания в онтогенезе.

21.  Cиндром дефицита внимания и гиперактивноcти у детей, признаки и причины.

22.  Временная организация памяти.

23.  Состояния энграммы.

24.  Процедурная и декларативная память.

25.  Молекулярные механизмы памяти.

26.  Объем и быстродействие памяти.

27.  Нейронные механизмы памяти.

28.  Эмоция как отражение актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения.

29.  Структуры мозга, реализующие подкрепляющую, переключающую, компенсаторно-замещающую и коммуникативную функции эмоций

30.  Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций как основу темпераментов.

31.  Нейроанатомия и электроэнцефалографичеcкие корреляты эмоций.

32.  Закономерноcти развития эмоций в онтогенезе.

33.  Мозговые механизмы распознания и понимания эмоций. Профиль латеральной организации и особенности саморегуляции эмоций.

34.  Определение функционального состояния.

35.  Роль и место функционального состояния в поведении.

36.  Основные концепции сознания. «Светлое пятно».

37.  Сознание, общение и речь.

38.  Функции сознания.

39.  Понятие бессознательного в психофизиологии.

40.  Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия.

41.  Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне.

42.  Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное.

43.  Гипотезы сна.

44.  Стадии медленного сна и быстрый сон.

45.  Потребность во сне. Депривация сна. Функциональное значение сна.

46.  Сновидения.

47.  Психологические и биологические теории научения.

48.  Представление о нейрофизиологических механизмах научения.

49.  Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта.

50.  Мозговая организация речи. Уровни обработки речи. Развитие речи в онтогенезе.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет Психология, педагогика и дефектология

Кафедра Психофизиология и клиническая психология

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению курса « Общая и возрастная психофизиология »

для бакалавров обучающихся

по направлению 37.03.01 «Психология»

форма обучения – очная, очно-заочная, заочная

 

 

Ростов-на-Дону

2019

 

Методические указания по курсу «Общая и возрастная психофизиология» для студентов первого курса направления 37.03.01 «Психология».

Составитель – ст. преподаватель кафедры «Психофизиология и клиническая психология» Н.М. Климова.

В методические указания включены: обоснование, тематический план дисциплины, темы рефератов, темы презентаций, контрольные вопросы, вопросы к экзамену.


 

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Преподавание дисциплины «Общая и возрастная психофизиология» ставит своей целью сформировать основные представления о принципах переработки информации в центральной нервной системе, о психофизиологических основах сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, о механизмах формирования функциональных состояний, о психофизиологии высших психических функций, о системной психофизиологии.

К особенностям изучения относится использование мультимедийных презентаций и фильмов, что позволяет наглядно показывать взаимосвязь между структрурно-функциональными блоками мозга и высшими психическими функциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

историю формирования психофизиологических представлений;

основные методы психофизиологии;

основы функционирования сенсорных систем;

нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах;

базовые категории и понятия психофизиологии;

современные тенденции развития психологической науки;

психофизиологические особенности психических функций, обусловленные полом, возрастом и личностными свойствами;

психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

профессиональные психофизиологические задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.

психофизиологические механизмы обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций;

психофизиологические основы высших психических функций и индивидуальных различий.

Уметь:

анализировать психоофизиологические показатели сна и бодрствования, сенсорных и моторных реакций, внимания, памяти и речевых функций;

понимать и ставить профессиональные психофизиологические задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности;

работать с научной литературой;

анализировать основные психофизиологические процессы;

ориентироваться в уровне возможных патологических изменений психофизиологических процессов.

Владеть:

знаниями по дисциплине, основными понятиями;

методами психофизиологического исследования.

научными методами анализа и постановки профессиональных психофизиологических задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.

 

 

Тематический план дисциплины

Тема 1. Введение в психофизиологию

1. Предмет, задачи, объекты психофизиологии.

2. Значение психофизиологии для психологии.

3. Принципы и законы высшей нервной деятельности.

4. Основной функциональный элемент мозга (нейрон). Электрическая активность нейронов, теория суммации, пейсмекерный потенциал.

5. Взаимодействие между нейронами.

6. Функциональная классификация нейронов (нейроны «цели», поисковые нейроны, нейроны «новизны», командные нейроны, и т.д.).

7. Принцип психофизиологического исследования.

8. Понятие нейрональной пластичности.

  1. Функциональные системы.
  2. Информация и мозг.
  3. Уровни организации ЦНС.

Основная литература:

1. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. С. 39, 46 - 47.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. 2001.- 373 с.

3. Психофизиология: учебник для вузов /Под ред. Ю.И. Александрова. —3-е изд. доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 464 с.

4. Титов, В.А. Психофизиология: учебное пособие / В.А. Титов. - Москва: А-Приор, 2007. - 176 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56306

5. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 317 с.

6. Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н. Физиология высшей нервной деятельности. — 4-е изд. — М.: Академия, 2006. — 368 с.

7. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 463 с.

Дополнительная литература:

1. Ланская О. В.Синаптическая и нейрональная пластичность при различных функциональных состояниях нервной системы// NovaInfo №57-2, 21.12.2016 [Электронный ресурс]. https://novainfo.ru/article/9730

2. C.А. Живолупов, И.Н. Самарцев, Ф.А. Сыроежкин Современная концепция нейропластичности (теоретические аспекты и практическая значимость)// Журнал неврологии и психиатрии, 10, 2013, с 102 -108

3. Нейроны в поведении. Системные аспекты: [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. В. Б. Швырков. - М.: Наука, 1986. – 287

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.079 с.)