Задачи финансовых служб корпорации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи финансовых служб корпорации



 

Финансовую работу в корпорациях осуществляют специ­альная финансовая служба или бухгалтерия. Назначение финансовой службы (задачи):

1) обеспечение производственно-коммерческой дея­тельности денежными ресурсами, т.е. постоянной платежеспособности корпорации и ликвидности ее баланса;

2) обеспечение роста доходности активов (имущества), собственного капитала и продаж;

3) осуществление расчетов и выполнение финансовых обязательств перед государством и партнерами (юри­дическими и физическими лицами);

4) разработка оперативных (текущих) и долгосрочных финансовых планов (бюджетов);

5) контроль над рациональным движением денежных ре­сурсов (денежными потоками).

Руководитель финансовой службы несет ответствен­ность за финансовое состояние корпорации, за оперативное управление всеми видами финансовой работы, включая и ре­гулирование денежных потоков (притока и оттока денежных средств). Финансовая служба тесно взаимодействует с веду­щими производственно-коммерческими подразделениями ак­ционерной компании.

Финансовая работа в корпорации осуществляется по трем основным направлениям:

1. Финансовое планирование (бюджетирование доходов, расходов и капитала).

2. Оперативная (текущая) деятельность по управлению денежным оборотом.

3. Контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планирование заключается в разработке и анализе выполнения различных видов финансовых планов (бюджетов).

Бюджеты рекомендуется составлять по структурным под­разделениям (центрам ответственности) и по предприятию в целом. Для организации системы бюджетирования рекомен­дуется создавать следующие центры ответственности:

1) по доходам, включая управление коммерческой и мар­кетинговой деятельностью;

2) по расходам, в том числе управление производством, снабжением и ремонтом основных средств;

3) по прибыли, включая управление финансовой деятель­ностью;

4) по инвестициям, куда входит управление техническим развитием и персоналом корпорации.

Четкое определение состава центров ответственности позволяет интенсивно внедрять систему финансового плани­рования и прогнозирования.

Бюджеты подразделяются на операционные и финансо­вые.

В состав операционных бюджетов включают:

- бюджет продаж;

- бюджет производства;

- бюджет производственных запасов; бюджет затрат на материалы и энергию;

- бюджет расходов на оплату труда;,

- бюджет амортизационных отчислений;

- бюджет общепроизводственных расходов;

- бюджет коммерческих расходов;

- бюджетуправленческих расходов;

Финансовые бюджеты:

- бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибы­лях и убытках);

- бюджетдвижения денежных средств;

- бюджет по балансовому листу (прогнозного баланса активов и пассивов);

- бюджет формирования оборотных активов и источни­ков их финансирования; капитальный (инвестиционный) бюджет.

Бюджеты могут классифицироваться также по следую­щим признакам:

- по периодичности составления - периодический и постоянный (стабильный); по способу расчета показателей - базирующийся на данных истекших периодов и разрабатываемый с «нуля»;

- по учету влияния изменений — фиксируемый, изменя­емый и многовариантный.

Для разработки бюджетов используют следующую информацию:

1) прогнозные данные о выручке от продажи продукции (работ, услуг);

2) данные по переменным производственным издержкам в разрезе каждой товарной группы;

3) обобщенные данные по постоянным издержкам с рас­пределением их но отдельным видам, что позволяет обоснованно оценить рентабельность отдельных из­делий;

4) прогнозные данные об удельном весе бартерного об­мена, взаимозачетов в общем объеме выручки от реа­лизации продукции;

5) прогнозы, касающиеся налоговых платежей, взносов в государственные социальные внебюджетные фон­ды, банковских кредитов и возможностей их пога­шения;

6) данные о производственном потенциале корпорации (состав и структура основных средств, уровень их физического износа, коэффициенты выбытия и обновле­ния, фондоотдачи и рентабельности);

7) прогноз объема капиталовложений и источников их финансирования;

8) прогноз состава и структуры оборотных активов, ве­личины их прироста и источников финансирования, показателей оборачиваемости и доходности оборот­ных активов и др.

Первоочередные действия для перехода к бюджетному управлению:

1. Анализ экономического потенциала (ресурсного и фи­нансового).

2. Внедрение управленческого учета и отчетности.

3. Учет персонала.

4. Построение системы финансового управления, т.е. выделение центров финансового учета.

5. Подготовка операционных и финансовых бюджетов и соответствующей отчетности для контроля их испол­нения.

Управление бюджетированием начинают с назначения директора по бюджету. Директором по бюджету обычно на­значают финансового директора (вице-президента по эконо­мике и финансам в акционерном обществе). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует деятельность отделов и служб корпорации. Директор по бюджету руко­водит работой бюджетного комитета, состоящего из специ­алистов верхнего звена управления предприятием. Комитет по бюджету постоянно действующий орган, который зани­мается проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации и разрешает спорные вопросы, возникающие в процессе разработки и утверждения бюджетов. В западных корпорациях подобное структурное подразделение называют «группа стратегического планированию» или «группа финан­сового анализа и планирования».

В состав консолидированного (сводного) бюджета корпорации (корпорации) включают:

- исходные прогнозные данные (объемы производства и реализации продукции, капиталовложений и др.);

- сводный бюджет по доходам и расходам. Бюджет рас­ходов содержит локальные бюджеты производствен­ных, коммерческих, управленческих, а также общих затрат по корпорации в целом (полную себестоимость продукции, работ, услуг);

- прогноз отчета о прибылях и убытках;

- прогноз отчета о движении денежных средств; прогноз баланса активов и пассивов (по укрупненной номенклатуре статей). Данный раздел консолидированного бюджета прогно­зируют на основе плана продаж (реализации) продукции и плана денежных поступлений из прочих источников. Кроме того, необходимо учесть входные остатки денежных средств на балансовых счетах корпорации: касса, расчетные счета, ва­лютные счета, специальные счета в банках, переводы в пути.

Расходный раздел консолидированного бюджета рассчи­тывают на основе:

- бюджета материальных затрат в расчете на производс­твенную программу; бюджета расходов на электроэнергию; бюджета фонда оплаты труда;

- плана-графика налоговых выплат; плана-графика взносов в государственные социальные внебюджетные фонды;

- плана-графика погашения кредитов;

- бюджета прочих расходов.

Оперативная финансовая работа заключается в обес­печении регулярных денежных взаимоотношений с партне­рами (контрагентами) корпорации:

- поставщиками материальных ценностей и услуг (оп­лата закупок, управление производственными запаса­ми и др.);

- покупателями готовой продукции и услуг (получение платежей и управление дебиторской задолженностью);

- бюджетной системой государства;

- персоналом (оплата труда, социальные идивидендные выплаты);

- банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и др.;

- судом в случае возникновения претензий и т.д.

Частью оперативной финансовой работы считается так­же выбор наиболее эффективных способов финансирования корпорации.

К таким способам относятся:

- самофинансирование (в основном за счет собственных средств)-умеренная финансовая политика;

- финансирование за счет краткосрочного банковского кредита (агрессивная финансовая политика); финансирование преимущественно за счет собствен­ных средств и долгосрочных кредитов и займов (кон­сервативная политика);

- хеджирование (компенсация активов обязательствами при разном сроке их погашения);

- финансирование за счет отсрочки выплат по обяза­тельствам (например, поставщикам). Однако следу­ет иметь в виду, что законодательством установлены пределы, до которых корпорация может отсрочить вы­полнение своих финансовых обязательств;

- комбинированное (смешанное) финансирование, со­четающее элементы приведенных выше способов.

В процессе оперативной финансовой работы осущест­вляют систематический анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности (по данным квартальной отчет­ности или Главной книги, а также журналов-ордеров по рас­четам с дебиторами и кредиторами) с учетом рекомендуемых значений этих показателей.

Для выработки кредитной политики финансовая служба осуществляет анализ структуры пассива баланса и опреде­ляет уровень соотношения заемных и собственных средств, т.е. коэффициент задолженности, оптимальное значение ко­торого с позиций банка 0,67 (40%: 60%). На основе этих дан­ных корпорация решает вопрос о достаточности собственных средств для финансирования текущей и инвестиционной де­ятельности. В отдельных случаях корпорации выгодно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как доходность собственного капитала повышается в результате того, что отдача от вложения средств может быть значитель­но выше, чем процентная ставка за кредит.

Принимая решение о привлечении заемных средств, фи­нансисты корпорации должны разработать план их возврата, определить приемлемую процентную ставку по ним и по аль­тернативным вложениям капитала. Инвесторы могут высо­ко оценить стоимость акций корпорации даже без выплаты дивидендов, если имеется достоверная информация о перс­пективах развития корпорации, причинах снижения выплаты дивидендов или их невыплаты и направлениях реинвестиро­вания чистой прибыли. Западные финансисты полагают, что доля дивидендных выплат в устойчиво работающей корпо­рации должна составлять не более 30-40%. Остальная доля чистой прибыли (70-60%) должна быть направлена на цели развития корпорации.

Контрольно-аналитическая работа заключается в осу­ществлении систематического контроля над исполнением кон­солидированного и локальных бюджетов, над структурой ка­питала, использованием основных и оборотных средств, пла­тежеспособностью и ликвидностью баланса корпорации. Орга­низует финансовую работу на корпорациих различных форм собственности финансовый директор или главный директор. Система контроля предназначена для помощи руководителям компаний в вопросах:

- выбора между альтернативными действиями, плани­рования действий, которые должны быть произведены в течение определенного периода;

- выявления ошибок конкретных исполнителей, кото­рые могут заключаться в постановке нереальных це­лей при наличии точных прогнозов или в невыполне­нии тех действий, которые должны быть предприняты для реализации конкретных маркетинговых, инвести­ционных и иных решений;

- исправления ошибок и закрепления успеха.

Руководству корпорации необходимо обеспечить со­ставление достоверной бухгалтерской отчетности, поскольку она:

- формирует основу ежегодно публикуемых отчетов;

- предоставляет сведения о ежедневно принимаемых решениях, которые помогают руководству оценить текущее положение компании и детально изучить ее деятельность за истекший период;

- помогает при составлении прогнозов;

- позволяет сравнивать фактические результаты с пла­ном и выявлять причины отклонений.

Если у корпорации есть зарубежные филиалы и отделе­ния, в которых местное руководство принимает самостоя­тельные решения, то центральной дирекции необходима до­стоверная информация обо всех филиалах для оценки резуль­татов принятых решений в целом.

Важным объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов компании. Для осу­ществления контроля исполнения бюджетов рекомендуют использовать двухуровневую систему.

Нижний уровень - контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании, осуществляемый их руководителями.

Верхний уровень - контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании. Его проводят финан­сово-экономические службы и бухгалтерия компании.

Ключевыми элементами системы контроля являются:

- объекты контроля - бюджеты структурных подразде­лений;

- предметы контроля - отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимита фонда оплаты труда, расходов сырья, материалов и энергии и т.д.); * • технология контроля бюджетов — осуществление про­цедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от плановых в аб­солютных суммах и в относительном выражении (про­центах);

- субъекты контроля - структурные подразделения и экономические службы компании. Контроль выполнения доходной части сводного бюд­жета призван обеспечить бесперебойность финансирования текущей и инвестиционной деятельности корпорации. Его осуществляет финансовая служба. Контроль соблюдения рас­ходной части консолидированного бюджета является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность фи­нансово-хозяйственной деятельности компании.

Рекомендуется устанавливать четкий порядок проведе­ния управленческих процедур, который обеспечивает:

- оперативный анализ фактических отклонений от пла­нового, функциональных и сводного бюджета за ме­сяц, квартал;

- разработку мероприятий по устранению непроизводс­твенных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

- оформление и передачу дирекции корпорации анали­тических материалов по исполнению сводного и фун­кциональных бюджетов в целях корректировки их до­ходной и расходной частей. Следует использовать метод пересмотра расходов бюд­жета, основанный на принятой системе приоритетов финан­сирования (оплаты) текущих расходов корпорации.

Приоритетными являются следующие расходы бюд­жета:

- оплата труда работников в расчете на производствен­ную программу;

- выплата налогов в государственный и местные бюд­жеты;

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- оплата закупок материальных ресурсов и энергии.

В целях повышения эффективности управления корпо­ративными финансами целесообразно создавать и внедрять в каждой компании комплексную автоматизированную сис­тему бюджетного планирования (на базе локальной компью­терной сети). Такая система позволяет получать оператив­ную (ежедневную) информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части.

Наряду с бюджетным, важным элементом корпоратив­ного контроля является финансовый анализ бухгалтерской отчетности, который включает в себя следующие виды анализа:

- горизонтальный;

- вертикальный;

- трендовый;

- финансовых коэффициентов (финансовой устойчивос­ти, платежеспособности, ликвидности баланса, рента­бельности активов, собственного капитала и продаж, оборачиваемости активов);

- сравнительный (пространственный); факторный.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.041 с.)