Политика «перестройки» в СССР и Донбассе (1985—1991 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика «перестройки» в СССР и Донбассе (1985—1991 гг. )



К середине 80-х гг. в стране сложилась своеобразная ситуация, когда Власть у же не могла управлять по-старому, командно-администра тивными методами, а народ не хотел жить и работать по-старому на основе принуждения.

К этому времени темпы экономического р оста упали до уровня стагнации, т. е. застоя, депресс ии. Страна жила в основном за счет продажи за граНицу нефти и сырья, торговли винно водочными изделиями. Не хвата ло всего: металла, топлива, трудовых ресурсов. Народное хозяйство оказалось в кризисном сост оянии. Нега тивные процессы затронули и социальную сферу. Расходы на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение на одного человека были значительно меньше, чем в европейских странах. По этому в обществе все больше зрела идея радикальных преобразований. Стало совершенно очевидно, что административно-тоталитарна я система себя изжила. Это вынуди ло передовую часть КПСС провести кардинальные реформы. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК компартии М. С. Горбачев уже в апреле впервые заявил о необходимости обновления социализма. Началась эпоха перестройки, ускорения и гласности. Однако никто из инициаторов перестройки толком не представлял себе каким оно должно быть. У них не было ни программы, ни концепции преобразований.

Стремясь вывести экономику из кризиса, руководство страны сделало ставку в первую очередь на расширение самостоятельности государственных предприятий, укрепление производственной и исполнительской дисциплины, улучшение качества прод укции.

В соответствии с объявленной радикальной экономической реформой начался постепенный переход на хозрасчет (это когда окупаются все затраты на производство продукции и появляются стимулы для увеличения производства, улучшения качества продукции и увеличения заработной платы).

Одним из п ервых в 1986 г. начал работать в новых условиях металлургический завод «Азовсталь»» Вг. Мариуполе. В 1988 г. на хозрасчет перешло уже более половины предприятий Донецкой области (243 предприятия), ас 1989 г. — вся дон ецкая промышленность. Однако переход к экономическим мет одам регулирования становился обязательны м, навязывался «сверху». В результате хозрасчет вскоре превратился в очередную кампанию.

В угольной промышленности Хозрасчет вообще оказался фор мальным, так как действующие цены на уголь не соответствовали реальным затратам и превращали предприятия в убыточные. Производительность труда в угольной отрасли была ниже, чем за рубежом, в 5 6 раз. Результаты реформы оказались очень скромные.

Очередной кампанией стала также ставка на борьбу с пьянством и алкоголизмом, начатая в 1985 г., с целью укрепления производственной и трудовой дисциплины. Однако это не помогло. Пьянство приняло катастрофический характер.

Другое напр авление экономическо й реформы предусматривало создание и развитие частного сектора. Впервые за долгие годы было разрешено создавать частные и с овместные с иностранным капитало м предприятия и кооперативы. С 1987 г. начался процесс создания торгово-закупочных и посреднических кооперативов. На них возлагались большие надежды в де де улучшения ситуации на потребительском ры нке, ликвидации дефицита товаров. Они должны были обе спечить потребности регионов в продовольствии и товарах народного потребления. Однако большая часть кооперати Вов занималась не производством, а торговлей, которая нередко имела спекулятивный характер. Почти 60 % кооперативов создавались в сети общественного питания или занимались по средническими услугами.

Население вскоре убедилось в том, что цены в ҝооперативном секторе были в несколько раз выше, чем в государственном, и считало бизнес цеховиков, как называли в народе корпоративщиков, одной из прич ин снижение

жизненного уровня.

Дело дошло до того, что в 1989 г. Донецкий облисполком принял решение о закрытии торгово-закупочных и других посреднических кооперативов,

Постепенно к руководству страны приходит понимание того, что экономические р еформы не будут работать, если одновременно не провести политические реформы. Поэтому в 1988 г. был взят курс на реформи рование политической системы: создание правового государства, парлам

ламентаризма, разделение власти. Реформа пр едусматривала преобразование органов советской власти в независящие от партийных комитетов. Избирателям впервые за годы советской власти предоставлялась свобода выбора канд идатов при избрании депутатов в органы власти в центре и на местах, Политическая реформа предусматривала также право граждан на создание многопартийности и массовых обще ственных движений. В стране и регионе росла социальная напряж енность, падала экономика. Социально- экономическую ситуацию в Донбассе осложняли забастовки шахтеров, непродуманная цено

128

129



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.006 с.)