Тема 1. Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ФГБОУ ВО БГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

        

                                   УТВЕРЖДАЮ

                                   Заведующий кафедрой мобилизационной

                                   подготовки здравоохранения и медицины катастроф

                                     профессор                       Кайбышев В.Т.

                                   «17» января 2017 г.

КОНСПЕКТЫ

лекций

 

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности

Специальность: 31.05.01 «Лечебное дело»

Курс: II                            

Семестр: III

Количество часов 12 ч.

 

 

Уфа

2017

Тема 1. Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека

Введение.     

    В повседневной жизни человек подвергается воздействию различного рода опасностей как природного, техногенного и социального характера на производстве, в быту, на отдыхе, в пути следования и других жизненных ситуациях. Важным элементом обеспечения личной безопасности человека являются его знания, опыт и готовность к адекватным действиям в любых экстремальных ситуациях, которые человек может получить в ходе занятий по предмету «Безопасность жизнедеятельности».

Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖД не решает специальных проблем безопасности – это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, космическая безопасность и т.д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

    Студенты медицинского вуза даже в мирное время могут оказаться в экстремальных условиях различного рода аварий, катастроф, наводнений, пожаров, взрывов, поэтому они должны знать и уметь своевременно и грамотно принимать решения по ликвидации последствий этих ЧС.

Й вопрос. Предмет и задачи БЖД.

Безопасность жизнедеятельности – это наука о сохранении здоровья и самой жизни человека в среде обитания, позволяющая защищать жизненно важные интересы людей.

Среда обитания – все тела и явления, с которыми организм человека находится в прямых, или косвенных взаимоотношениях.

Задачи БЖД, как науки:

· превентивный анализ источников и причин возникновения ЧС;

· прогнозирование и оценка воздействия опасных факторов ЧС на организм человека в пространстве и во времени;

· разработка и реализация мер по ликвидации последствий ЧС, защитных систем и методов от их поражающих факторов;

· организация обучения населения основам безопасности и подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Й вопрос. Понятие и ЧС. Классификация ЧС природного и техногенного

Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности.

Заключение.

    Важнейший урок, вытекающий из трагедий XIX и XX веков, состоит в абсолютном отсутствии у всех государств готовности действовать в экстремальных условиях. Ни одно государство мира, как показала практика, не обладает полным комплексом алгоритма поведения, измерительных средств, работоспособных роботов, эффективных химических средств локализации аварийной обстановки, необходимых медицинских средств.

Поэтому БЖД приобретает более широкий смысл и становится одной из приоритетных и важных для человечества задач.

 

Тема: Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе

ВВЕДЕНИЕ – 5 мин.

Россия является одной из крупнейших стран мира и обладает многовековой историей и богатыми культурными традициями.

В перспективе развития страны более широкая ее интеграция в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.

Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения позволит определить ее место в системе глобально-политических отношений.

Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций:

- с одной стороны стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений.

- с другой стороны расширение практики применения вооруженной силы на основании национальных решений, т.е. без мандата Совета Безопасности ООН.

Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают еще существовать стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку и взаимоотношения.

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями.

Глобальная и региональная безопасность смещается от более ясных вопросов войны и мира к неопределенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этно-национальным, демографическим и другим проблемам.

В лекции рассмотрим пять вопросов.

Террористические угрозы

Терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов безопасности общества. Особуюопасность он представляет для крупных объектов, образовательных, политических, экономических и культурных центров. Террористические акты становятся все более масштабными и разнообразными по формам проявления и использованию технических средств.

К основным угрозам террористического характера относятся:

- нападение на военные объекты (захват, подрыв, обстрел и т. д.);

-  взрывы в местах массового пребывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы); похищение людей и захват заложников;

-  захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств;

- разрушение объектов, важных для жизни населения;

- вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм);

- нарушение психофизического состояния людей;

- проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;

- хакерские атаки на компьютерные сети;

- внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе;

- применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребываниялюдей;

- отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;

- искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.

Криминальные угрозы

Усиление криминализации различных сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь населения.

К основным криминальным угрозам относятся:

- усиление криминального давления на жизнедеятельность общества;

- возможность срастания преступных сил с представителями властных структур;

- переход под контроль криминальных групп банков, экономических и торговых и образовательных центров;

- коррупция в государственных, региональных и местных органах, а также в правоохранительных органах;

- влияние криминальных структур на рыночные цены — на продукты питания, стройматериалы, учебники и т. д.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальных и террористических угроз, являются:

- недостатки исполнения законодательства, как на федеральном, так и на местном уровне;

- недостаточный уровень обеспеченности и подготовленности сотрудников правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

- снижение уровня культуры и правосознания населения;

- ослабление социального контроля (например, в сфере миграции);

- слабая раскрываемость преступлений.

Эти явления ведут:

- к появлению атмосферы страха и неуверенности;

- к росту влияния преступных групп в населенных пунктах;

- к обесцениванию демократических ценностей в сознании населения.

Значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опасностями, создают для личности, социальных групп и общества в целом угрозы психологического характера.

 

Цели борьбы с терроризмом

- Защита личности, общества и государства от терроризма.

- Предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий.

- Выявление и устранение причин, способствующих осуществлению террористической

деятельности.

Кроме того, Федеральным законом РФ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ

«О противодействиитерроризму» установлены:

- компетенции субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом;

- порядок и правовой режим проведения контртеррористических операций;

- порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции, а также социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции;

- правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом;

- ответственность за участие в террористической деятельности; порядок контроля и надзор за законностью осуществления борьбы с терроризмом.

Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом

Основным субъектом руководства борьбы с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство РФ.

Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции:

- Федеральная служба безопасности РФ;

- Министерство внутренних дел РФ;

- Служба внешней разведки РФ;

- Федеральная служба охраны РФ;

- Министерство обороны РФ;

- Федеральная пограничная служба РФ.

Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями Президента РФ или решениями Правительства РФ могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне.

Федеральная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:

- вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в РФ и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

- осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории РФ;

- координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий попредупреждению, выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

- принимает участие в подготовке международных договоров РФ в области борьбы с терроризмом;

- вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства РФ в области борьбы с терроризмом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 10 мин.

Из правильного понимания всего спектра национальных интересов России как великой державы – глобальных, региональных и субрегиональных следует, что их защита является главным условием и средством обеспечения национальной безопасности нашего государства, сохранение его целостности, независимости, стабильности и способности к эффективному функционированию и устойчивому развитию. Это и является главным смыслом, сутью национальной безопасности любого государства, любого общества.

Тема 3. Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени.

  Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применение современных средств поражения или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы; нанесение ущерба здоровью людей и (или) окружающей природной среде; значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

  Предупреждение чрезвычайных ситуаций — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — аварийно- спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации — территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007г. № 304 утверждено новое "Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ их зон и адекватного реагирования на них.                          Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших людей, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов. Подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные,

федеральные.

 

Природные опасности

К опасным природным явлениям относятся природные пожары, массовые заболевания людей, животных, растений, распространение насекомых - переносчиков заболеваний и насекомых - вредителей лесного и сельского хозяйства. Виды природных пожаров приведены на рис. 3.1.15, причины возникновения - табл. 3.1.33.

Рис. 3.1.15. Виды природных пожаров


Таблица 3.1.33.

Причины возникновения природных пожаров

Природные Антропогенные
- самовозгорание сухой растительности и торфа, угля, углистых пород, углистых руд; - разряды атмосферного электричества (до 8% от общего числа пожаров). - наличие битого бутылочного стекла в местах отдыха, в лесу, которое может сфокусировать солнечный луч; - неосторожное обращение с огнем в местах работы и отдыха; - нарушение правил пожарной безопасности, наличие в шахтах метана; - бесконтрольные сельскохозяйственные палы с целью уничтожение сухой травы и обогащения почвы зольными элементами; - бесконтрольное сжигание порубочных остатков при очистке лесосек огневым способом.

Лесные пожары возможны, если в течение 15-18 дней летом не бывает дождей. Влажность снижается до 35-40%. Ежегодно в России выгорает от 30 до 50 тыс. га леса. Виды лесных пожаров и скорость распространения пламени по ветру даны на рис. 3.1.16.

Рис. 3.1.16. Виды лесных пожаров.

Проблема защиты от природных пожаров является актуальной и для Брянской области.

Кромка пожара - это полоса горения, окаймляющая внешний контур лесного пожара и непосредственно примыкающая к участкам, не пройденным огнем.

По скорости движения кромки пожара и по высоте пламени верховые и низовые пожары делятся на слабые, средние, сильные.

Таблица 3.1.34.

Сила и скорость лесных пожаров

Сила низового, верхового пожара

Скорость распространения пламени, м/мин Высота пламени, м

Сильный

Низовой Более 3 Более 1,5
Верховой Более 100 Более 1,5

Средний

Низовой 1-3 0,5-1,5
Верховой 10-100 0,5

Слабый

Низовой До 1 Не более 0,5
Верховой 3-10 Не более 0,5

Характеристикой подземных пожаров является глубина прогорания (табл. 3.1.35.).

Таблица 3.1.35.

Сила и скорость почвенных пожаров

Сила почвенного пожара Глубина прогорания, см Скорость распространения огня м/мин
Сильный Не более 25 До 0,25
Средний 25-50 0,25-0,5
Слабый Более 50 Более 0,5

Подземный лесной пожар характеризуется беспламенным горением торфа, накоплением большого количества тепла и низкой скоростью. Из-за выгорания торфа под верхним слоем почвы образуются пустоты, опасные возможным провалом людей и техники. Пожар продолжается месяцами, даже зимой под слоем снега.

Скорость распространения лесного пожара летом в зависимости от влажности и скорости ветра представлена на рис. 3.1.17.

I зона - высокая скорость распространения пожара (6-7 км/ч). Высота пламени до 50 м. Возникают низовые и верховые пожары.
II зона - средняя скорость распространения пожара (200 м/ч). Высота пламени 1-2 м.
III зона - небольшая скорость (менее 200 м/ч), пожар может быть остановлен при встрече с препятствием.

Рис. 3.1.17. Скорость распространения пожара.

Степные и полевые пожары возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Скорость стеного пожара 25 - 30 км/ч, полевого 8 -10 км/ч.

Поражающие факторы пожаров приведены в табл. 3.1.36.

Таблица 3.1.36.

Поражающие факторы пожара

Первичные Вторичные
- огонь; - высокая температура воздуха; - ядовитые газы (продукты задымления) - обрушающиеся деревья, падающие сучья, летящие головешки; - выгоревшие пустоты при торфяных пожарах; - обрушающиеся деревянные опоры линий электропередач и связи; - пожары и взрывы на промышленных объектах и в жилых зданиях

 

Введение.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающей в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

              

Основные задачи РСЧС:

§ Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

§ Проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

§ Создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидаций ЧС;

§ Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

§ Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

§ Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

§ Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

§ Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения в территории от ЧС;

§ Ликвидация ЧС;

§ Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

§ Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

§ Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;

§ Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС;

§ Надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Принципы построения и функционирования РСЧС:

  Защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;

  • Организация и проведение мероприятий по предупреждению ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организаций);
  • Реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • Заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС их непрерывное осуществление как в мирное так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
  • Согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
  • Соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

                 Направления работы РСЧС (в рамках ГО) в мирное время:

  • Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • Разработка и осуществление, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • Создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;
  • Заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов для эвакуации населения;
  • Совершенствование систем оповещения населения;
  • Планирование мероприятий ГО;
  • Обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов и материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введение Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливается правительством РФ.

 

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно – обоснованных критериев приемлемого риска.

Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

– защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;

– подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

– при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

– мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

– основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

– планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

– объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

– ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной политики в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно – технических программ, планов развития и совершенствования РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением комплекса мер организационного, инженерного, экономического и административного характера.

Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС. Важная роль принадлежит государству также в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. №924 определен перечень сил и средств РСЧС, предназначенных для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках государственной политики создана и совершенствуется законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно – технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно – технических программ. Постоянно усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.

Важное место в государственной политике отводится нормативно – творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.

В Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом в 1992 г. дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации организационно – правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральным законом РФ «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно – правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно – спасательных служб и аварийно – спасательных формирований на территории Российской Федерации а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно – спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно – эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий, нашли отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

Противорадиационные укрытия

• Противорадиационными укрытиями называются инженерные сооружения, способны защищать людей от светового излучения, значительно ослаблять действия ударной волны, проникающей радиации, уменьшать проникновение радиоактивной пыли, боевых отравляющих веществ и бактериальных средств.

В городах под противорадиационные укрытия используются подвальные и полуподвальные помещения. В сельской местности для этой цели приспосабливаются погреба, подполье, ямы и т. д.

~ Противорадиационные укрытия в городах в зависимости от коэффициента делятся на три группы:

• к I-й группе относятся укрытия с коэффициентом ослабления от 200;

• ко 2-й группе - от 100 до 200;

• к 3-й группе - от 50 до 100.

При недостаче подвальных помещений, погребов, подполий и других помещений, силами населения должны строиться укрытия из подручных материалов, численностью на 40,80 и 100 человек.

Простейшие укрытия

В сельской местности строится укрытие простейшего типа. К числу наиболее распространенных укрытий относится щель.

~ Щель- это узкая и глубокая траншея - ширина сверху 1-1,2 и снизу 0,8 метра, глубина 2-2,2 метра. Вместимость от 20 до 60 человек. С обоих концов щели устраивают входы, оборудованные дверями. Дно щели должно быть выше уровня грунтовых вод на 20 см.

Щели следует располагать вне зон возможных завалов при взрывах, т.е. на расстояниях от зданий не меньших половине их высоты (но не ближе 7 м), а при наличии свободной территории - еще дальше. Вместе с тем их следует располагать по возможности ближе к местам пребывания людей, которые будут пользоваться щелями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.088 с.)