Рассмотрение «донских рассказов» и «лазоревой степи» Как предыстории эпопеи «тихий дон» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрение «донских рассказов» и «лазоревой степи» Как предыстории эпопеи «тихий дон»



Урок № 16

Тема.  «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон»

 

Цели. Определить место «Донских рассказов» и «Лазоревой степи» в творчестве писателя; развить представление о традициях и новаторстве в художественном творчестве.

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть2, под ред. В.П. Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.

Домашнее задание. Изучить внимательно методический материал. Оформить тезисный конспект лекции по плану, выполнить тест(письменно), прочитать краткое содержание романа-эпопеи «Тихий Дон».

Методический материал

Рассмотрение «Донских рассказов» и «Лазоревой степи» как предыстории эпопеи «Тихий Дон»

Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху

Украсить ее предстоит.

И только могильщики лихо

Работают. Дело не ждет!

И тихо, так Господи, тихо,

Что слышно, как время идет.

А.А. Ахматова

«О какой эпохе идет речь?» Строки, написанные в 1940 году, можно отнести к событиям прошлого в истории нашего народа: к 30-м годам – периоду сталинских репрессий, к периоду Великой Отечественной войны и даже более ранним трагическим страницам XX века.

Первые два десятилетия XX века стали самыми жестокими в отношении ценности человеческой жизни. Завершилась эта эпоха самым кровавым конфликтом в стране – гражданской войной. Возникает вполне закономерный вопрос:

В о имя каких идеалов было принесено столько человеческих жертв, разорение в стране, насаждение вражды между гражданами одного государства?

Рассказ «Лазоревая степь»

 

 

№ п/п 1-я точка зрения – кровавый кон­фликт 2-я точка зрения – отражает ре­альность трагедии
1.

Рассказ «Лазоревая степь» - произведение, в котором Шолохов пре­дельно ясно и четко расставил все ключевые цитаты. Главный герой дед Захар, сын крепостного, рассказал об ужасных «забавах» хо­зяина-пана и его сына, который «в папашу выродился» и в детстве развлекался тем, что «щенят, бывалоча, живьем свежует – обдерет и пустит».

а) Кульминация рассказа – сцена казни сыновей Захара, Семена и Аникея, выступивших на стороне красноармейцев и взятых в плен после схватки с казаками под ко­мандованием панского сына. «Поди к своему пану и скажи ему: мол, дед Захар на коленях всю жизнь полозил, и сын его по­лозил, а внуки уже не хочут». На глазах отца казаки расстрели­вают Семена вместе с привязан­ной к нему недоуздком женой, а раненого Аникушку, прошитого тремя пулями, паныч приказы­вает выбросить на дорогу, по ко­торой «ехала сотня казаков, при них две пушки». «Лошади, они имеют Божью ис­кру, ни одна на Аникушку не ступнула, сигают через…»
б) «Думал, помрет Аникей от смертной боли, а он хоть бы крикнул, хоть бы стон уронил… лежит, голову плотно прижал, землю с дороги пригоршнями в рот пихает… Землю жует и смот­рит на пана, глазом не сморгнет, а глаза ясные, светлые, как не­бушко…» Цена, которую платит Аникей, этот истинный мученик, за свою мечту и веру в лучшее будущее, - собственная жизнь.
в)

Облик пана Томилина под пером Шолохова утрачивает человеческое. Даже животные ведут себя несравненно более милосердно. Зато че­ловек к человеку беспощаден: «Колеса пушки попали на ноги Ани­кею… Захрустели они, как ржаной сухарь на губах, измялись в то­ненькие трощинки…»

1.1.

1) Как изображает Шолохов противостояние двух враждебных сил?

2) Во имя какой идеи погибают сыновья деда Захара? А жена Се­мена?

3)Какие описания природы свидетельствуют об усилении конфликта между белыми и красными? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

1.2.

Историческая справка:

летом 1918 года был введен классовый паек, по мере обесценива­ния денег заработную плату выдавали все чаще продуктами: в 1918 году – 47,4% заработка; в 1919 году – 79,3%; в 1920 году – 92,6%;

Выхода не было – голод гнал в дорогу, а различия в ценах сулили ба­рыш. Продовольствие в Петрограде стоило в 15 раз дороже, чем в Симбирске, в 24 раза дороже, чем в Саратове.

1.3.

Главная идея рассказа раскрывает неравенство людей, основанное на социальной принадлежности, а отсюда строительство новой жизни осуществлялось на насилии, кровопролитии, жестокости.

1.4.

Вывод: по мнению писателя, война – трагедия народа, она приносит невосполнимые потери, калечит души, губительна для обеих сторон.

1.5.

Описания природы в рассказе усиливают противостояние между бе­лыми и красными.

Тест

Урок № 16

Тема.  «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон»

 

Цели. Определить место «Донских рассказов» и «Лазоревой степи» в творчестве писателя; развить представление о традициях и новаторстве в художественном творчестве.

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть2, под ред. В.П. Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.

Домашнее задание. Изучить внимательно методический материал. Оформить тезисный конспект лекции по плану, выполнить тест(письменно), прочитать краткое содержание романа-эпопеи «Тихий Дон».

Методический материал

Рассмотрение «Донских рассказов» и «Лазоревой степи» как предыстории эпопеи «Тихий Дон»

Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху

Украсить ее предстоит.

И только могильщики лихо

Работают. Дело не ждет!

И тихо, так Господи, тихо,

Что слышно, как время идет.

А.А. Ахматова

«О какой эпохе идет речь?» Строки, написанные в 1940 году, можно отнести к событиям прошлого в истории нашего народа: к 30-м годам – периоду сталинских репрессий, к периоду Великой Отечественной войны и даже более ранним трагическим страницам XX века.

Первые два десятилетия XX века стали самыми жестокими в отношении ценности человеческой жизни. Завершилась эта эпоха самым кровавым конфликтом в стране – гражданской войной. Возникает вполне закономерный вопрос:

В о имя каких идеалов было принесено столько человеческих жертв, разорение в стране, насаждение вражды между гражданами одного государства?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.009 с.)