Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о социальной группе и коллективе
Каждый учебный класс представляет собой реальную внешне организованную социальную группу. ► Социальной группой называюттакую общность людей, которые им^ют общую цель, взаимодействуют ради достижения этой цели, причем общность существует относительно автономно. Например, общей целью класса может быть победа в каком-либо соревновании. Для достижения этой цели одноклассники взаимодействуют друг с другом, помогают друг другу, оказывают поддержку на соревнованиях. Цель класса — победить на соревнованиях — хотя и одинакова с целью других классов, выступает по отношению к ним как антагонистическая: ведь победить может только один класс. Это и обусловливает автономию в выборе путей достижения цели. 456 Часть третья. Педагогическая психология Глава 27. Закономерности формирования коллектива 457
Л'- Малые группы характеризуются разной степенью социальной зрелости. Низшая степень зрелости — это контакты людей в одной группе ради общения, времяпрепровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными: Например, ребята, собравшиеся во дворе гГоиграттПГфут1)ат7ТфЕдставляют такие группы. Диффузными могут быть и группы школьников, собранные учителем для участия в районной олимпиаде. Такая сборная команда состоит из школьников, которые могут и не знать друг друга. Всякий вновь формируемый класс представляет собой диффузную группу, поэтому с 1-го класса начинается процесс преобразования ее в коллектив. | Пром^ж^тг^шзй^с тадией н а_эт рм пути может быть возникновение корпорации, т. е. такой группы, у членов которой возникает сознание щугшовои притдд£ж±тсти71 Г^з1Ш7гате дег^ькаждый учащийся клас7 са^юж^т_скалалъ1трг£другого: «Это один из нас». Однако в группе этого уровня социальной зрелости у!!п<ольникшГпреобладают индивидуальные цели и устремления, порой противоречащие общегрупповой цели. Особенно это бывает выражено в спортивных командах, где некоторые учащиеся хотят выделиться во время игры даже в,ущерб действиям всей команды. Команда в данном случае рассматривается такими школьниками лишь как необходимое условие достижения их личных, порой корыстных, целей. „ уВысшей формой еоциальной_зрелости гцухшы являет ся ко ллек тив. И м становится группа, цель деятельнос тд_лщтррой_ не только ' едина для в сех7но~ и~ обществе нно полезнаЛ<оллек тив характе ризу-eTCflj)6nxHmijieHHOcraMH, налснот зе их развивается понишшие обгд^ но сти и формируетс я общественное мн ение, с помощью кото рого ока-зывае тся давл ение на_отдедь.нь1 х членов коллектив <^_
Ученик, как правило, является членом сразу нескольких общностей людей — групп и коллективов. Прежде всего — он член своей семьи, далее — он член класса, школы. Во дворе он член неформальной группы — компании ребят, объединенных общими целями проведения досуга. В каждой из этих групп ученик вступает в определенные отношения с другими участниками, подвергается различным, а порой и противоположным влияниям. Эти группы в социальной психологии называются группами принадлежности. Будучи в силу необходимости членом многих групп, учащийся стремится принять нормы и социальные установки далеко не каждой из них. Есть такие группы, к которым он не принадлежит, но с мнением которых особенно считается, чьи нормы и установки не только им принимаются, но и становятся мотивами его поведения. Такие группы называются референтными. Поэтому важно, чтобы учитель умел сам создавать референтные группы, имеющие общественную направленность, а принятые в них нормы и установки соответствовали нормам морали и нравственности. Тогда и учитель, и группа будут воздействовать на учащегося в одном направлении, и у последнего не будет раздвоенности личности, внутреннего конфликта, возникающего в том случае, когда авторитетные для него люди формируют у него разные и противоположные представления о жизни, духовных и материальных ценностях, о значимости той или иной деятельности. * Референтными могут быть и группы, которые складываются стихийно вне школы на основе совместного времяпрепровождения. Большинство подростков и старших школьников проводят свободное время в дворовых и уличных компаниях. Каждая из таких групп имеет традиции, правила, а подчас — обязанности и санкции. Конечно, не каждая такая группа носит асоциальный характер, и относиться к каждой из них с предубеждением взрослым не следует. Однако многие дворовые и уличные компании имеют явную негативную направленность. Эти группы представляют особую опасность для подростков. Руководящие такими группами 17-20-летние юноши используют оставшееся неудовлетворенным тяготение мальчиков-подростков к старшим, стремление этих подростков казаться взрослыми. Лидеры этих групп формируют у них вредные привычки и потребности (к курению, выпивке) как выражение внешних атрибутов взрослости. Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть подросткам истинные критерии взрослости, показать, в чем состоит характер мужчины, какие истинные качества характеризуют настоящего мужчину.
Таким образом, задача учителей — найти пути управления референтными для школьников группами, создать такие группы на базе своего предмета (кружка, спортивной секции). Тогда воспитательные цели будут иметь одну и ту же направленность, несмотря на различие форм, методов и средств воспитания, а также на наличие у одного и того же учащегося нескольких интересов и деятельностей одновременно. Микрогруппы в классе. Класс в процессе своего социального развития не только объединяется, сплачивается, но и разделяется на микрогруппы, носящие неформальный характер, т. е. возникающие стихийно, по различным интересам, симпатиям и антипатиям. Характерными для этих групп являются дружба, близкие контакты, по- 458 Часть третья. Педагогическая психология Глава 27. Закономерности формирования коллектива 459
стоянство общения, общие цели и интересы. Обычно во главе такой группы стоит неформальный лидер, т. е. школьник, пользующийся среди данной общности учащихся наибольшей популярностью. Такие группы порой трудно выявить учителю и еще труднее разрушить в случае их антисоциальной направленности. При этом подобные попытки вызывают в данных группах открытое враждебное отношение к учителю. Взаимоотношения между учащимися в классе можно определить с помощью социометрических методов. Эти методы (письменные или устные опросы) позволяют определить круг одноклассников, с которыми каждый из учащихся хотел бы дружить, играть, сидеть за одной партой и т. д. В какой мере взаимоотношения между школьниками доступны непосредственному наблюдению учителя? Эта проблема подробно изучалась как отечественными, так и зарубежными исследователями. Н. Гронланд в своей монографии «Социометрия в классе» пишет, что для педагогов социометрические результаты часто оказываются неожиданными. Даже самые лучшие учителя ошибаются в оценке взаимоотношений между учениками. Характерно при этом, что на точность суждений не влияют ни число учеников, ни преподавательский навык. Основная причина ошибок учителя — несовпадение внешней структуры группы, на которую он прежде всего ориентируется, и внутренней, которая отражается в эксперименте. Приведем некоторые примеры. В одном из исследований суждения 103 учителей 4-6-х классов сопоставили с данными социометрических тестов. Педагоги предсказывали число голосов, которое получит каждый ученик. Количество совпадений, полученных в этом исследовании, равно 48%. Такой процент совпадений признается весьма удовлетворительным. Н. Гронланд отмечает, что педагоги часто переоценивают положение тех, кто им больше нравится. И напротив, положение тех, кто им неприятен, плохо приспособлен к школьной жизни, недооценивается.
Дело в том, что учитель судит о взаимоотношениях между детьми на основе наблюдения за их поведением, по их поступкам, высказываниям, совместным играм и т. д. Иными словами, в своем сознании он отражает внешнюю сторону межличностного взаимодействия — непосредственное обшение. Социометрия же обнаруживает внутреннюю основу этих контактов — межличностное предпочтение (Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 194, 196). В зависимости от целей и характера взаимодействия участников микрогруппы могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Это обстоятельство, а также наличие или отсутствие антагонизма между микрогруппами и определяет отношение к ним учителя. Если эти микрогруппы имеют здоровую основу и направленность, складываются на основе коллективистских устремлений, то учитель должен опираться на них в своей работе: эти группы могут помочь в сплочении класса, в превращении его в коллектив. Социальный статус школьников в классе Межличностные отношения, симпатии и антипатии. Отношения в классе между школьниками бывают формализованными и неформализованными. Формализованные отношения включают деловые отношения, проявляемые в процессе учебы, и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между старостой класса и его одноклассниками). Неформализованные отношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, т. е. эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т. д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижений родителей ученика в той или иной области деятельности. ► Симпатия — внутреннее расположение к кому-нибудь. Наиболее привлекательными качествами, в существенной мере определяющими взаимные симпатии, являются отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову.
Положительные и отрицательные оценки детьми друг друга могут зависеть от принадлежности к тому или иному полу. Уже дошкольники выбирают партнера для различных дел с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки — девочек. Во многих исследованиях показано, что оценки детьми представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у дошкольников: взаимные выборы между детьми одного пола составили 85%, а между детьми разного пола — только 15%. При этом устойчивость выборов у девочек была большей, чем у мальчиков. 460 Часть третья. Педагогическая психология Глава 27. Закономерности формирования коллектива 461
Дети 4-6 лет обоего пола считают, что девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у девочек — «девочки лучше мальчиков, и я хорошая». Эта же тенденция выявлена и у школьников. Мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное — как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков — как плохое. Девочки во всех класах, как правило, выше оценивают девочек из своего класса, чем мальчиков. Мальчики в младших классах оценивают лиц обоего пола одинаково, а в средних и старших классах — как и девочки — выше оценивают представителей своего пола, чем противоположного (рис. 27.1). В результате во всех классах получаются две группировки — мальчиков и девочек, которые, в свою очередь, образуют еще более мелкие группировки, о чем шла речь выше, — микрогруппы. Между взаимооценками деловых и личностно-эмоциональных качеств школьников часто наблюдается несоответствие. Например, школьники могут высоко оценивать своего одноклассника как отлич- ника, но низко — как товарища, так как он зазнается, с пренебрежением относится к слабоуспевающим учащимся. И наоборот, школьник, не имеющий особых достижений в учебе, может высоко оцениваться всем классом по личностным качествам. Лидеры и отвергаемые. Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений — непременный закон существования любой группы. Даже у близнецов, т. е. совершенно одинаковых по своим биологическим свойствам людей, наблюдается разделение ролей и выделяются лидеры и ведомые. , В четверке близнецов-девочек Морлок структура группы имела следующий вид. Заправилой, «лидером» всей группы стала самая крупная из сестер, опередившая всех по развитию. Она была представителем «близнеиовского коллектива» в.окружающем мире, «депутатом». Самая маленькая в группе была «бэби», которую опекали остальные. Две другие взяли на себя роли своего рода затейников: одна была «клоун», задира и шутник, а другая — «артист», в силу большей склонности к рисованию и музыке. Похожее распределение ролей было и в знаменитой пятерке близнецов-девочек из Канады—Аионн: у них тоже был лидер коллектива, была самая младшая — «бэби» и остальные трое уже с четырех лет проявляли известные индивидуальные особенности (Ко - ломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. М.: Молодая гвардия, 1 976. С. 179-180).
Одни дети пользуются популярностью среди сверстников (по результатам социометрии, т. е. могут быть и формальными лидерами), другие — нет, третьи вообще попадают в разряд «отвергаемых». Это проявляется уже в детском саду. Наблюдения показывают, что нередко уже в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, воспитывают нечто прямо противоположное. Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь благоприятный «эмоциональный климат». В дошкольной группе обычно выделяется некоторое ядро, состоящее из нескольких чрезвычайно активных детей, которые пользуются постоянной поддержкой наставников и служат для них опорой в воспитательной работе. Одновременно в группе есть дети, находящиеся в подчинении у более активных. Такая «поляризация» вредно отражается на личностных качествах тех и других. У представителей ядра развиваются повышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех, кто не входит в ядро, развиваются либо угодничество, 462 Часть третья. Педагогическая психология Глава 27. Закономерности формирования коллектива 463
стремление любой иеной заработать расположение «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т. д. Такие дети чувствуют себя неловко в группе сверстников и часто с большой неохотой идут в детский сад. Иногда они просят дома какую-нибудь игрушку, конфеты и т. д. для того, чтобы преподнести подарок кому-либо из ядра группы и тем самым обеспечить себе покровительство со стороны маленького деспота, постепенно привыкающего к своему положению. Такие отношения не редкость в группе детского сада. Но они не лежат на поверхности и зачастую ускользают из поля зрения педагога (Реан А. А., Коломин - ский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 141). Школьник, пользующийся популярностью в классе, может стать и не формальным лидером^ если он обладает определенными организаторскими качествами. Отнош ение к нему учи теля должно о предел яться следую щи ми обстоятельствами: во-пер вых, следует уч^пъшать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверж-дает^ гГгруппе; во-вторых, чём ^Ш^^^ ность — единению или распаду коллектива; в-т ретьих, какими Mej ro- на прот!1в_у_ч1гтеля^_. Если же лидер отлнгчаетхя^ положительной, общественной направ-ленно стью, благотворно действует'на группу, то учитёЗпГдотасшГпрИ -вдечь его в качестве своего помощника^ Во многи х случая х доверие, оказ ываемое учителем такому уч енщсу^схтссбствуехдревращению его из озорника^н^щит^дя^шогдп^ "в _ верного помощн ика, в борьбе за дисциплину класса в целом. Если же учителю _не_ удалось привлечь на свою стороТтуННгеср тэр- ную р оль для класса его rrocTy ixjmrbjjimiijimrojfflocjj^^ пгко льникам унизительность своего положения при подчинении этому лидеру. Тогда исчезнетjyrjeo ji, заслонявший от школьников его не- Цостатки, и в конце конггов_ исчезнет и с амо его дурное влияние. Делать, однако, это нужно осторожно и тактично, так как подростки весьма отрицательно относятся к вмешательству взрослых в сферу их дружеских отношений. Насильственные попытки разорвать отношения в группе, высмеивание и унижение лидера приводят обычно к обратному результату: внутренне протестуя против грубого вторжения учителя, школьники еще больше сплачиваются вокруг лидера. Для развенчания можно поставить лидера в такие условия, в которых он должен проявить смелость, мужество, доброту, принципиальность — качества, которые наиболее ценят подростки и которые могут быть недостаточно выражены у этого лидера. Так, например, поступил один учитель во время туристического похода школьников. «Отрицательный» лидер должен был вернуться на место дневного привала за «забытым» котелком. Дело происходило в лесу поздним вечером. Струсив, этот школьник всю ночь просидел в кустах поблизости от ночного привала туристов, а утром стал рассказывать, что он долго ходил и не нашел котелок. Обман был раскрыт, так как учитель сидел у костра и слышал, как лидер ходил рядом. В результате его лидерский авторитет был поколеблен. Развенчанного лидера нельзя, однако, изолировать от коллектива. Наоборот, надо постараться привлечь его к общим делам коллектива, открыть перед ним перспективу вернуть себе лидерские позиции, но уже на коллективной основе. Это важно и потому, что бывший лидер часто болезненно переживает изменение своего статуса в классе и всеми силами стремится удержать свой авторитет, а в случае неудачи может совсем отколоться от коллектива и попасть под влияние людей с морально чуждыми обществу установками. ^Засл уживает особого внимания учителя и еще одна категория ну тости, нелюдимости. С такими ш ко льниками не хотят в месте работать, брать в командную игру. Да и сами они держат ся осогТняко'м^ ч!1сто_ психически подавлены. Это закрепляет уже имеющ иеся черты личнослтг_1гл1гщг10дит к^гюз^гикновению новых отрицательных черт. Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает иногда и на антиобщественные поступки. В связи 464 Часть третья. Педагогическая психология Глава 27. Закономерности формирования коллектива 465
с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем, прежде всего — проблема изолированного ребенка, ученика, которого в классе никто не выбирает, никто не любит. У такого школьника не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей — потребность в обшении, что является причиной формирования целого ряда отрицательных черт личности и особенностей поведения. Особую тревогу вызывает тот факт, что именно дети-одиночки, дети, не понятые в своей группе, часто становятся правонарушителями. Этих ребят «не от хорошей жизни» потянуло в уличную компанию: здесь они искали удовлетворения потребности в обшении, потребности быть на виду, как-то проявить себя перед сверстниками (Реан А. А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 161). ртвергаемые школьники пытаютс я войти в коллектив, но это уда -ется им не всегда. Тогда он и либо смиряютс я со сво_ йм положением?" либо_озло5ляются и стано_в^11ж^ждсаш]ьхмх1_к.амйциональным взрывам, либо и щут для себя та кую социальную микросреду, где с ним и" бьГсчитались. . Учителю в этих случаях нужно, во-первых, побеседовать с клас- сом, раскрыть положи тельные качес тва о твергаемого, показать, какую пользу он может пр инести группе; во-вторых, дать ему небольшое об- щественное поручение, чт обы он мог проявить себя и п ^ыситт-» г^- хотят контактировать с ним и тем более подчинять ся ем у и п оручение останется невыполненным); в-третьих, провести беседу с отвергаемым, Таблииа 27.1 Статусная структура групп на разных возрастных этапах, % (по Я. Л. Коломинскому)
рассказать ему, почему одноклассники не хотят контактировать с ним, и помочь исправить имеющийся у отвергаемого недостаток. Число лиц в крайних статусных группах с возрастом увеличивается (табл. 27.1). Такая поляризация свидетельствует о том, что с возрастом повышается избирательность в сфере личных взаимоотношений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.034 с.) |