Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исходы конфликтных ситуаций и разрешение конфликта
Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, сглаживание ситуации, нахождение компромисса, возникновение конфронтации, принуждение. Предупреждение конфликта учителя с учащимися зависит главным образом от него самого. Прежде всего учитель при возникновении конфликтной ситуации не должен допускать со своей стороны предпосылок для развития конфликта: ему следует говорить с учащимся спокойно и, изменяя отношение школьника к чему-либо (например, к драке, понятию чести и честности и т. п.), убеждать его, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование может быть выполнено. Нецелесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения лучше заменять по возможности другими формами. Например, требование в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе говорил прошлый раз?») воспринимается учащимися как форма контроля, а не как требование учителя. Можно требование выражать в форме утверждения, убеждения в том, что учащийся, конечно, выполнил то, что ему говорили. Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняются его позиции и разъясняются свои. При этом учителю нужно: 1) проявлять к учащемуся внимание, уважительное отношение, сочувствие, терпимость к его слабостям; быть выдержанным, говорить спокойным тоном; 2) строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося; 3) постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением его позы, мимики; 4) чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро; 5) попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние; 6) дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его; 7) уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться; 8) подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы; 9) подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.
394 Часть третья. Педагогическая психология Глава 23. Психология конфликтов 395
Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межличностному конфликту. Тогда у учителя возникает другая задача — погасить возникший конфликт, не дать ему перейти в хронический и втянуться в него другим учащимся или всему классу. Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации — это уход от разрешения возникшего противоречия, ссылаясь на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать учителям, чтобы довести урок до конца. Однако такой исход — это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас появляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых учителей и учителей с большим стажем, дожидающихся ухода на пенсию). Но при появлении нового повода конфликт вспыхивает вновь. Сглаживание конфликтной ситуации — это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть происходящего. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность. Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но используемое редко и не по одному и тому же поводу позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях. Однако через некоторое время маневр «обвиняемого» обнаружится и на него снова посыпят-ся упреки: «обещал, но снова все то же самое...» Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера.
Компромисс — это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному-единственнному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости претензий друг к другу. Конфронтация — это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другого. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными. Несмотря на неблагоприятность такого исхода конфликтной ситуации, он позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы сторон («значит, и в моей позиции не все гладко»). Конфронтация заставляет думать, сомневаться, искать новые пути выхода из тупика. Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценки партнера по общению, что характерно для эгоцентристов: «Кажется, говоришь очевидные вещи, а он не понимает!» — возмущается учитель. Однако он не учитывает ряд моментов. Очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям. Принуждение — это тактика прямолинейного навязывания учащемуся того варианта решения, который устраивает учителя. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства учителя, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений между ним и учащимся, хотя в школе его использование в какой-то мере оправданно. Ведь учитель, заставляющий школьника соблюдать дисциплину, выступает не от себя лично, а от имени школы, системы образования, которая уполномочила его следить за дисциплиной учащихся. Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта стало неправильное поведение самого учителя, его ошибочное утверждение, вызвавшее несогласие учащихся, то учитель может разрешить конфликт, признав свою ошибку. Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений. В этом смысле наиболее эффективно предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисса» тоже благоприятны. «Сглаживание» снимает отрицательные переживания у одного или обоих участников конфликта, а «компромисс» стимулирует равноправное сотрудничество, тем самым укрепляя межличностные отношения. «Уход» как пассивный исход может демонстрировать равнодушие одного из партнеров общения, а если он используется обеими сторонами, то можно говорить о взаимной равнодушности отношений. Естественно, это не 396 Часть третья. Педагогическая психология Глава 23. Психология конфликтов 397
способствует успешности той деятельности, где требуется сплоченность, моральная поддержка друг друга. «Конфронтация» и «принуждение» отрицательно влияют на эмоциональное состояние и на устойчивость отношений между учителем и учащимися. Рано или поздно конфронтация приводит к разрыву отношений между конфликтующими сторонами (ученик вынужден перейти в другую школу или бросает заниматься в кружке и т. д.).
Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведет себя их ребенок). Это, однако, мало что дает, скорее приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося. Как правило, учителя разрешают конфликт, «накладывая» на учащихся различные санкции, что само по себе не очень эффективно, хотя пренебрегать этим способом тоже не следует (не используя при этом, конечно, угрозу, высмеивание). Ошибка многих учителей и состоит в том, что они считают конфликт устраненным, если его внешнее проявление у ученика после принуждения исчезло. В действительности же, заставив ученика выполнить свое распоряжение, учитель не устранил причину конфликта, а перевел его в другую, скрытую форму. Агрессивное поведение как проявление конфронтации Часто конфронтация приводит к агрессивному поведению (агрессии). Оно является выражением возникшего состояния фрустрации, когда попавшие в конфликтную ситуацию люди не могут достичь своей цели. В зависимости от того, какой способ поведения избирает человек при конфронтации, выделяют физическую и вербальную агрессию. И та и другая может быть прямой и косвенной. Прямая физическая агрессия выражается в физическом воздействии на другого человека (нападении, препятствовании осуществлению каких-либо действий), косвенная физическая агрессия — в ломании предметов, стучании по столу кулаком, хлопанье дверью при уходе из помещения. Прямая вербальная агрессия — это словесное оскорбление человека, высказываемое ему лично, а косвенная вербальная агрессия — негативные высказывания за его спиной (в разговоре с другими людьми, не участвовавшими в конфликте). Прямая и косвенная физическая агрессия больше присуща лицам мужского пола, а вербальная агрессия, особенно косвенная, — лицам женского пола. В зависимости от направленности агрессивного поведения различают гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя, самообвинение и самонаказание). Многие маленькие дети склонны причинять другим боль и страдание. Это поведение имеет свои причины: ребенок хочет узнать, какова будет реакция предмета или живого существа на какой-то жест, слово, удар. Маленький ребенок не способен понимать переживания других людей. Ему трудно представить, что кто-то, кроме него, может ощущать боль, печаль, страх. Подчас ребенок, причиняя себе или кому-то другому боль, стремится извлечь из этого какую-то пользу. Например, некоторые дети, склонные к истерическим проявлениям, бьются головой, даже наносят себе увечья — и этим преследуют конкретную цель: хотят обратить на себя внимание, получить какую-то выгоду и т. д.. У старших детей, эмоционально и социально более зрелых, такого рода поведение встречается все реже. Большинство детей, достигая определенного уровня развития, перестают стремиться к тому, чтобы причинять себе и другим боль— как физическую, так и психическую. Однако случается и так, что ребенок не «вырастает» из того состояния, которое психиатры называют детским мазохизмом. Для этих детей причинять боль другим, бить, нападать'— способ получать удовлетворение и радость. Это дети злобные, язвительные, назойливые, агрессивные. В каждом коллективе, где они находятся, затевают ссоры, конфликты. В песочницу они идут не за тем, чтобы строить, а прежде всего для того, чтобы разрушать то, что построили другие. В детском саду они не умеют дружно играть, мешают товарищам, толкаются, отнимают игрушки. В школе их мало интересует учеба, на уроках они скучают, зато во время перемен растрачивают всю свою энергию и находчивость: дергают, бьют других детей, что-то портят, пачкают. Одной из важных причин агрессивного отношения детей к окружающим являются психические отклонения, выражающиеся в соответствующих изменениях характера. Однако психические отклонения, обусловливающие агрессивное поведение, проявляются у детей достаточно редко. Отклонения в поведении детей сигнализируют о том, что в системе воспитания что-то срабатывает неправильно.
Чрезмерная агрессивность и склонность причинять боль другим бывает очень часто проявлением страха. Агрессивность сопутствует страху и одновременно является противоядием страха. Агрессивность помогает ребенку избавиться от ошушения затравленности, зажатости. Он в бешенстве и отчаянии набрасывается на что-то или кого-то, и это ему приносит облегчение и позволяет ошушать себя победителем. 398 Часть третья. Педагогическая психология Глава 23. Психология конфликтов 399
Причиной агрессивного поведения может быть также чувство обиды. Обиженный человек, особенно незрелый, имеет обыкновение переносить чувства неприязни и ненависти на всех окружающих его людей. Если ребенка часто унижают, если он незаслуженно ощущает себя неудачником, обиженным, возникает необходимость в самозащите, появляется агрессивность, очень часто — не только в моменты опасности, но и «профилактически», с целью предупреждения возможных неприятностей. Агрессивные наклонности имеют, как правило, дети, которые любят быть лидерами. Чтобы завоевать власть, недостаточно получить признание мягких, уступчивых, надо также подчинить себе сильных, а это требует борьбы. Если потребность в лидерстве не подкрепляется авторитетом, который заставляет других добровольно уступать, признавать лидера, у того появляется агрессивность в повелении. Когда не хватает моральной силы, чаше всего применяют силу физическую (Маковская И. Агрессивность: проявления, причины, предупреждение// Родина и школа (Польша). 1979. №8).
От агрессивного поведения следует отличать агрессивность как свойство личности. ► Агрессивность — это склонность человека разрешать конфликтные ситуации с помошью агрессивного поведения. Одни ученые считают, что агрессивность — это влечение, уровень которого задан человеку от рождения. Другие говорят о роли воспитания, научения путем подражания. Правы и те и другие. Агрессивность более выражена у лиц мужского пола, чем женского, что можно связать с преобладанием у первых мужского полового гормона. Известно, например, что прием анаболиков (в состав которых входит этот гормон) увеличивает агрессивность. С другой стороны, показано, что в близком к первобытности племени, традиционно считающимся миролюбивым, агрессивность мужчин и женщин отсутствует. Уровень агрессивности зависит от социального статуса школьников в классе и в компании. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и отвергаемых. В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, во втором — неудовлетворенностью своего положения, состоянием фрустрированности. Общая агрессивность человека складывается из его различных частных особенностей: вспыльчивости, обидчивости, заносчивости, подозрительности, нетерпимости, неуступчивости, склонности к доминиро- ванию, мстительности, бескомпромиссности. У высокоагрессивных субъектов все эти свойства выражены сильнее, однако наибольший вклад в склонности к агрессивному поведению вносят вспыльчивость, обидчивость, мстительность. Играет роль и склонность человека к демонстративности, т. е. к желанию все время производить впечатление на других людей, привлекать к себе внимание. Очевидно, именно такая склонность приводит к легко возникающей рбиде, к заносчивости. Основные правила повеления учителя в конфликтной ситуации 1. Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, неконкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-ты ты плохо стал относиться к учебе». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это его плохое отношение. В другом случае к основной претензии учитель добавляет и иные. Например, в учительской один учитель проверяет тетради, а другой слишком громко разговаривает по телефону. Первый, опытный, авторитетный в школе учитель говорит второму, только недавно пришедшему работать в школу: «Не слишком ли громко вы разговариваете по телефону?», добавляя при этом как бы про себя: «Почему-то все должны работать, а некоторые — заниматься болтовней!» В этом случае первый учитель расширил предмет конфликтной ситуации, так как фактически оскорбил молодого учителя; конфликт возникает уже не по поводу громкого разговора, а из-за обвинения в безделье. Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание многих претензий создаст у учащегося впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. У него возникает раздраженность по этому поводу: «Вам ничем не угодишь!», «Если я вам не нравлюсь, то могу и уйти. Не больно-то и хотелось заниматься в вашем кружке!» 2. Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с появления чем-то недовольного человека. Раз человек выступает с несогласием, обидами, претензиями, значит, он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Поэтому учителю следует вырабо- 400 Часть третья. Педагогическая психология Глава 23. Психология конфликтов 401
тать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (что, правда, бывает у склочника), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий, и тем более упрекать и ругать жалобщиков, а нужно их спокойно и внимательно выслушать, понять их претензии. 3. Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту при 4. Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. Управление учителем конфликтом между учащимися Часто на уроках физкультуры и занятиях в кружках между учащимися возникают конфликты из-за нехватки инвентаря, из-за места для работы и т. п. Учитель должен вмешаться в этот конфликт и прекратить его. Для этого существует несколько способов: 1. Устранить реальный предмет спора (например, мяч для игры)- 2. Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо, решению которого готовы подчиниться конфликтующие. 3. Сократить количество конфликтующих. 4. Создать условия, при которых конфликтующие стороны не могли бы вступить в непосредственное взаимодействие (драку).
5. Спросить у конфликтующих, как бы они сами разрешили данный конфликт, попытаться изменить их представление о конфликте (придать предмету конфликта меньшую значимость; показать негативные стороны конфликта и его последствий для самих конфликтующих, для людей, мнением которых они дорожат; показать, как этот конфликт выглядит со стороны). 6. Изменить отношение одного конфликтующего к другому (уменьшить роль в конфликте противоположной стороны). 7. Убедить в необходимости уступки другому: «Ты — мальчик, должен, как джентльмен, уступить девочке». 8. Попытаться свести причину конфликта к юмористической или гротескно-сатирической стороне. Контрольные вопросы 1. Чем различаются конфликтная ситуация и конфликт? 2. Назовите причины конфликтов учащихся с учителем на уроках. 3. Какие фазы развития проходит конфликт? 4. Какие могут быть исходы конфликтных ситуаций и конфликта? 5. Какие правила должен соблюдать учитель в конфликтной ситуации? 6. Как учитель может локализовать конфликт между учащимися на своем уроке? Глава 24. Психологическая характеристика воздействия учителя 403 Глава 24 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И ВИДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧАЩИХСЯ Воздействие учителя на сознание и волю ученика может осуществляться в форме проявления внимания к учащемуся, просьбы, требования и принуждения, убеждения, внушения, шутки. Проявление внимания к учащемуся Существенный момент общения — проявление внимания к ученику со стороны учителя. Нет общения в том случае, если учитель на уроке не видит ученика, как кажется последнему. Учитель, конечно, видит его, но не обращает на него внимания. Тогда ученику кажется, что он лишь фон для учителя, не воспринимается как отдельная личность, что учитель безразличен к нему и его успехам. Умение видеть всех учеников на уроке появляется у молодых учителей уже через семь — десять уроков. Но надо научиться еще показать, что видишь каждого ученика. Причем сделать это надо так, чтобы у ученика возникла радость: «Меня заметили! Меня выделили!» Пока обращенное к ученику слово, жест в его сторону, легкий кивок, улыбка не покажут ученику, что его видят, ученик существует на уроке как бы анонимно. Такое анонимное положение как бы освобождает его от необходимости правильно себя вести на уроке. Больше того, нарушение им дисциплины, безделье могут быть результатом его протеста против невнимания к нему учителя, способом, с помощью которого он хочет привлечь к себе внимание. Поэтому учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый ученик чувствовал, что он находится в поле внимания учителя. Это достигается путем установления различных контактов — обращений к учащимися в форме вопроса: «Ты согласен со мной?», «Как ты себя чувствуешь?», или путем выражения согласия: «Правильно», или же с помощью просьбы: «Помоги, пожалуйста». Множество контактов-обращений создает у учащегося впечатление постоянного контроля за ним учителя. Это особенно важно на первых уроках. При обращении к учащимся важно, чтобы учитель не путал их имена и фамилии. Как только контакт установлен, ученик становится доверчивым и раскованным, перестает бояться учителя (исчезает пугающая неизвестность отношения к нему учителя). Больше того, проявление внимания учителем льстит ученику, он отвечает взаимностью, старается выполнить задание как можно лучше. Учитывая поощрительную функцию внимания, можно использовать отсутствие внимания к ученику на данном уроке как меру наказания за то, что на прошлом уроке он вел себя плохо, ленился. Ученик почувствует это, если невнимание к нему будет подчеркиваться учителем. Например, при опросе он каждый раз будет как будто бы не замечать поднятую учеником руку и вызывать учеников, сидящих рядом с провинившимся. Просьба и требования учителя Просьба как форма воздействия на ученика может использоваться учителем в том случае, когда он не хочет из педагогических соображений придавать общению с учащимся официальный характер. Ученику льстит, что вместо приказа, требования учитель использует форму обращения к нему, в которой проявляется некоторый момент зависимости учителя от ученика. Это сразу меняет его отношение к воздействию учителя: ученику хочется показать, что и он может чем-то помочь учителю, что и он что-то значит в возникшей ситуации. Более жестко воздействует на учащихся требование учителя. Право учителя на подчинение ему учащихся обусловлено ответственностью учителя перед государством и обществом за воспитание и развитие ученика. Личность не может развиваться без преодоления выдвигаемых перед нею требований. Поэтому учитель, не добившийся от учеников выполнения требований, по существу, не выполняет свой гражданский и профессиональный долг. На уроке учитель предъявляет ученику больше тридцати требований. Ученику надо быть сосредоточенным, надо добросовестно работать, надо соблюдать дисциплину и т. п. С каждым годом обучения в школе число этих «надо» возрастает. При этом их смысл, очевидный учителю, не сразу раскрывается ученику, поскольку со многими 404 Часть третья. Педагогическая психология Глава 24. Психологическая характеристика воздействия учителя 405
он встречается в школе впервые. Кроме того, часто он расценивает требование как проявление власти администратором. В этом случае он сопротивляется выдвигаемым педагогическим требованиям, так как не хочет быть послушной игрушкой в руках учителя. Он хочет, чтобы требования имели для него определенную значимость, отвечали бы имеющимся у него потребностям. Обладая рано и остро возникшим ощущением себя как личности, развитым чувством собственного достоинства, развитой способностью мыслить и анализировать явления жизни, ученик хочет, чтобы требования были четко аргументированы. Эта аргументация способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, осознанному, а не слепому выполнению требований. Осознанный смысл и общественная ценность выдвигаемых учителем требований становятся для них внутренним побудителем исполнения необходимого. Неукоснительно и постоянно выполняемые всеми школьниками требования, переходя в традицию коллектива, становятся требованиями и самого коллектива, каждого его члена. Аргументация снимает с требования окраску волевого воздействия учителя и придает ему характер общественных норм, признанных всеми членами общества. Чем основательнее аргументация, тем большее общественное значение она имеет для детей, тем большее доверие их к требованию и тем большее желание у них возникает его выполнить. Требования, не подкрепляемые аргументацией, порождают казусы. Учитель, не потрудившийся объяснить себе и школьникам, зачем, почему, для чего существуют требования, становится на путь наименьшего сопротивления: провозглашает, что дети должны слушаться взрослых, потому что они дети. Конечно, такой скрытый аргумент не может быть принят подростками и юношами, стремящимися казаться взрослыми. Аргументации можно придать любой характер: нравственный, гражданский, эстетический, даже эгоистический. При помощи аргументации можно воспитать и горячего коллективиста, если находить всем требованиям обоснование с точки зрения заботы о благополучии коллектива, и яркого индивидуалиста, если все требования объяснять с позиции заботы о собственном благополучии ученика. Поэтому педагог, не обращающий внимания на содержание и форму аргументации, может сформировать и отрицательное в 'общественном плане самосознание учащегося. Выше уже говорилось, что требований, предъявляемых к ученику, достаточно много. Аргументаций же еще больше, поскольку каждое требование может быть аргументировано по-разному, в зависимости от обстоятельств. В связи с этим перечислять все требования и аргументации к ним бессмысленно, тем более что аргументация — это часть творчества учителя. Ниже приводится лишь несколько вариантов аргументации требований учителя к учащимся (табл. 24.1). Таблица 24.1 Аргументация требований учителя к учашиллся
При выдвижении аргументации следует учитывать следующие положения: 1. Аргументация не должна превращаться в постоянное чтение морали, назидание, наставление; преподносимая в форме специального разъяснительного воздействия открытого характера, она изживает сама себя, профанируется ее смысл. 406 Часть третья. Педагогическая психология Глава 24. Психологическая характеристика воздействия учителя 407
2. Аргумент может быть заготовлен учителем, но для учащихся он должен выглядеть экспромтом; в связи с этим нельзя повторять уже высказанную один раз аргументацию в прежней форме, надо найти для нее новую форму. 3. Строя аргументацию, необходимо учитывать возрастные и половые особенности школьников. 4. Нельзя использовать аргументацию-угрозу: «Двойку поставлю!», «К уроку не допущу!», «В дневник запишу!». Аргументация-угроза не дает возможности школьнику увидеть в требовании социальный смысл. Больше того, школьник начинает расценивать вседозволенность людей, занимающих более высокое административное положение, как проявление сущности общественной жизни. Убеждение и внушение Одна из главных форм воздействия учителя на учащихся — убеждение, основой которого служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса. Убеждать можно не только словом, но и делом, личным примером. Убеждение наиболее надежно в психологическом отношении. Если у учащегося развитое самолюбие, хороший эффект дает воздействие через противопоставление: например, учитель физической культуры говорит ученику: «Здесь не очень глубоко, но у тебя вряд ли хватит смелости лечь на воду и поплыть... Вот Петя (ученик, с которым первый находится в конкурентных отношениях) наверняка не побоялся бы...» В отличие от убеждения внушение адресовано не к разуму и логике человека, не к готовности мыслить и рассуждать, а к чувствам, к готовности ученика получить инструкцию к действию, указание, распоряжение. Поскольку учащиеся верят в доводы, высказываемые учителем, даже бездоказательные, внушение не нуждается в системе логических доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации. На ученика действует не столько содержание внушения, сколько его форма — внешний вид учителя, интонация голоса, твердый взгляд и т. п. Внушение бывает непреднамеренным и преднамеренным. В первом случае учитель не ставит специальной цели внушить что-то учащемуся, однако его состояние невольно передается и учащемуся. Например, волнение учителя перед выступлением на школьном кон- церте может передаваться его подопечным. Преднамеренное внушение характеризуется наличием конкретной цели внушения. По содержанию внушения его делят на специфическое и неспецифическое. В первом случае ученику внушаются конкретные мысли и поступки, во втором — настроение, психические состояния и т. п. Правильно предостерегает пословица, что «словом убить можно», и потому так осторожно надо им пользоваться. Чем больше слушающие доверяют говорящему, тем ярче эмоциональная окраска воспринимаемых ими слов и тем сильнее их действие. Врач пользуется доверием больного, педагог — ученика, поэтому они должны с большой тщательностью выбирать свои слова. К сожалению, встречаются, хотя и нечасто, случаи так называемой ят-рогении (от греческих слов «врач» и «рождаю») — заболеваний, вызванных неосторожным словом врача. Известен такой случай. Молодой врач, желая успокоить больную старушку, сказал ей: — Мы с тобой, бабушка, в один день умрем. Через некоторое время старушка опять пришла в поликлинику и, узнав, что врач скоропостижно скончался, искренне изумилась: — А как же я жива? — И тут же умерла. Нередко после того, как врач спросит больного: «А не болит ли у вас это место?» — и довольно ощутительно нажмет на него, боль закрепляется и действительно начинает мучить больного, хотя раньше ее не было, как не было и никаких оснований для ее появления. Педагогическая практика знает так называемые лидактогении (от греческих слов «педагог» и «рождаю»). Я наблюдал случай, когда курсант, всегда чувствовавший себя уверенно в полете, вдруг начал испытывать на «штопоре» непреодолимый страх, которого раньше у него не было. Оказалось, что причина тому — записка его учителя, оставленная при отъезде. В ней было сказано: «Надеюсь, скоро увидимся, но будь осторожен со "штопором"» (Платонов К. К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1966. С. 200). По способу воздействия внушение бывает прямым (или открытым) и косвенным (или закрытым). Прямое внушение характеризуется открытостью цели внушения и прямой направленностью его на конкретного ученика: «Не бойся, ты хорошо выступишь. Ты спокоен...» и т. п. Косвенное внушение опосредствованно воздействует на ученика. Можно, например, сказать ему, что в параллельном классе все учащиеся, даже самые слабые, решили эту задачку. Прямое внушение требует создания определенных условий. Внушающее воздействие будет более сильным, если исходит от хорошо аСть третья. Педагогическая психология Глава 24. Психологическая характеристика воздействия учителя 409
знакомого учителя, чем от учителя, не ведущего занятия в данном классе. Способствует внушению доброжелательное отношение учи-геля к Ученику, уверенность речи и вида учителя. Имеет значение и то, что внушается учащемуся. Самое трудное — изменить мировоззрение Учащегося. Даже в гипнозе, когда сознательность и критичность человека СНижены, невозможно внушить ему то, что противоречит его взглядам и убеждениям. Поэтому инушение не является ведущим способом формирования мир0в03зрения учащихся. Кроме того, то, что вызывает сомнение, недоверие, воспринимается внушаемыми хуже. Чем младше школьники, тещ более они внушаемы, поскольку у них слабо развита кри-гичность мышления, сильно выражена эмоциональность, довлеет авторитет. Девочки более внушаемы, чем мальчики.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.071 с.) |