Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.



Положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических доктри­нах. Осмысление данной оппозиции приводило к формированию трех основных позиций в оценке статуса и роли философии. Во-первых, в ранней христианской апологетике декларирова­лась абсолютная несовместимость религиозной веры с противоречи­вым и отягощенным чувственностью человеческим разумом - «ве­рую, ибо абсурдно» (Тертуллиан). Следствием данной максимы яви­лось открытое неприятие философии как наследницы античного рационализма. Во-вторых, в период утверждения христианского вероучения предпринимались попытки гармонично совместить фи­лософию и религию, подчинив ее авторитету Священного писания и поставив на защиту религиозной догматики. Максима «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ан-сельм Кентерберийский) ставила философию в положение «слу­жанки богословия». В-третьих, в поздней средневековой схоласти­ке была предпринята попытка представить философию как незави­симую от религии и церковного контроля область человеческого познания. Согласно максиме « понимаю, чтобы верить» (Пьер Абе­ляр), она призвана обосновывать религиозные догматы, переводя их на язык философских понятий и подвергая логическому анали­зу. Разумеется, Церковь активно преследовала подобную позицию. Таким образом, роль философии в конечном счете сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии, к интерпрета­ции священных текстов и разработке правил истинного толкова­ния Библии. Подчиняясь авторитету теологии, философия не могла претендовать на познание божественных истин. Ее назна­чение предполагало выполнение апологетической, герменевти­ческой исистематизаторскойфункций.

Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, креационизм, супранатурализм, символизм, принцип оп­позиции души и тела, идею «обожения», провиденциализм, эсхатологизм. Именно в рамках этих религиозных установок раз­вивалась философская мысль Западной Европы на протяжении десяти столетий.

Теоцентризм был связан с идеей Бога - абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Он по­лучил дальнейшее развитие в идеях креационизма и супранату­рализма. Согласно этим идеям, мироздание есть благое творение Бога, полное целесообразности. В нем господствует универсальная гар­мония и взаимосоотнесенность вещей. Бог создал природу из «ни­чего», и она, будучи тварной (сотворенной), стоит бесконечно ни­же своего творца. Бог не сливается с природой, превосходя ее во всем и пребывая вне природы, над миром. Он пронизывает уни­версум божественным светом (энергией), поддерживая его сущес­твование, порядок и целостность.

Для средневекового миросозерцания был характерен крайний символизм. Согласно данному принципу, все видимые вещи спо­собны воспроизводить вещи невидимые, все зримое предстоит как совокуп­ность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога.

Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент хрис­тианской антропологии, согласно которой человек сотворен по об­разу и подобию Бога. Душа человека - бессмертная субстанциаль­ная форма тела, в котором она достигает полноты своего осущес­твления. Соединение духовной и телесной природ в человеке мыслилось по аналогии с богочеловеческой личностью Христа. «Обожение» (богоуподобление) рассматривалось как высшая цель человеческого существования. Это предполагало аскетическое ог­раничение плотских желаний, отказ от материальных благ, вос­питание нравственной чистоты помыслов на основе моральных заповедей и просветления духа в молчании и молитве.

Развитие общества трактовалось средневековыми богословами в соответствии с принципами провиденциализма и эсхатологизма. История понималась как проявление воли Бога, осущест­вление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей силой считалось внеисторическое божественное прови­дение. Люди - только актеры драмы, задуманной Богом. Руково­димая Богом история должна преодолеть себя в приходе «гряду­щего мира» - вечности. Таким образом, проблематика средневековой философии вос­производила основные требования религиозной идеологии. Важ­нейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соб­людение соответствий между философскими построениями и дог­матами христианского вероучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.004 с.)