Социально-экономическая сущность бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая сущность бюджета



Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек).

В финансовой теории и практике существуют различные подхо­ды к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранно­стью бюджета как социально-экономического явления.

Бюджет как экономическая категория выражает систему им­перативных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, националь­ного дохода) в процессе образования основного общегосударствен­ного фонда денежных средств и его использования для удовлетво­рения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Применительно к публичным финансам (государственным и муни­ципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государствен­ной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления; показывает его роль в общест­венном воспроизводстве; создает понимание бюджета как источни­ка денежных средств, находящихся в распоряжении органов госу­дарственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Как финансовый план бюджет — это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Ко­ординация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов и инвестиционных про­грамм. Так, в финансовых планах предприятий фиксируются разме­ры платежей в бюджет; средства, выделяемые по смете бюджетным учреждениям, полностью проходят по расходной части соответст­вующего бюджета.

Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом (Италия, Франция, ФРГ). Во многих странах устанавливают­ся различные даты начала и окончания финансового года: в США он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября; в Швеции — соответственно 1 июля и 30 июня; в Японии — 1 апреля и 31 марта; в Турции — 1 марта и 28 февраля. В России бюджетный год совпа­дает с календарным (сохранена старая традиция). Согласно Бюджет­ному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря.

Как юридически оформленный документ бюджет имеет силу зако­на, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.

Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.

Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отно­шения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами): это экономические отношения; они всегда носят де­нежный характер; характер этих отношений всегда распределитель­ный; они связаны с образованием и использованием фондов денеж­ных средств.

Распределительные процессы неизбежно вызывают конфликт интересов (так как улучшение положения одних индивидов проис­ходит за счет ухудшения других). Поэтому вопросы распределения не должны решаться на основе принципа социальной справедливо­сти. Основным должен стать принцип оптимизации. Оптимальным признается такое изменение, при котором повышается уровень благосостояния хотя бы для одного участника экономического про­цесса, но при этом не допускается снижение уровня благосостоя­ния ни одного из других. Потери для каждого индивида в отдель­ности должны уравновешиваться приобретениями. Государство должно обеспечить удовлетворение потребностей своих граждан в общественных благах: образовании, здравоохранении, культуре, транспорте и связи, энергетике, коммунальном хозяйстве — и обя­зательно на уровне социальной достаточности (а не минимального потребления).

 

 

Бюджетная система РФ

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права со­вокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, мест­ных

бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов;

2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны. Его ресурсы предназначены для финансирования народно­го хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обо­роны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Бюджеты субъектов Федерации аккумулируют финансовые ре­сурсы, предназначенные для выполнения республиками, входящи­ми в Российскую Федерацию, своих государственных функций.

Местные бюджеты предназначены для регулирования экономи­ческих процессов на местном уровне: повышения конкурентоспо­собности продукции, выпускаемой местными предприятиями; соз­дания территориальной инфраструктуры; финансирования затрат по воспроизводству трудовых ресурсов; реализации социальных про­грамм.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Следует отметить, что консолидированный бюджет не имеет правовой нагрузки, однако его параметры широко исполь­зуются в процессе сводного планирования, отчетности, анализа.

Бюджетная система Российской Федерации основана на сле­дующих принципах.

1. Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы России, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджет­ного законодательства РФ, единый порядок установления и испол­нения расходных обязательств, формирования доходов и осуществ­ления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами раз­ных уровней означает закрепление в соответствии с законодательст­вом РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, ус­тановлению и исполнению расходных обязательств.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

а. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно: обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; осуществлять бюджетный процесс (за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ);

б. право органов государственной власти и органов местного самоуправления: устанавливать в соответствии с законодательством
РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в
бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

в. недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

г. недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

д. недопустимость введения в действие в течение финансового
года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

е. недопустимость изъятия в течение финансового года допол­нительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль­ных образований означает определение бюджетных полномочий ор­ганов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государ­ственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финан­сирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполне­нии бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи­цита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирова­ния его дефицита не могут быть увязаны с определенными расхода­ми бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

9. Принцип гласности. Впервые сведения о бюджете России стали публиковаться в русских и иностранных журналах с 1862 г. До этого бюджет утверждался лично царем в секретном порядке и нигде не публиковался, к нему имел доступ очень ограниченный круг лиц. В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодек­сом РФ принцип гласности означает:

 а) обязательное опубликова­ние в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их ис­полнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законо­дательных (представительных) органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления;

б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показате­лей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение кон­кретных получателей бюджетных средств с обозначением направле­ния их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюдже­те при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Бюджетным процессом называется регламентируемая нормами права деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюд­жетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению кон­троля за его исполнением.

Бюджетное регулирование — это процесс, осуществляемый орга­нами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания дохо­дов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социаль­но-экономического развития территориальных образований пу­тем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при недо­статке доходного потенциала на соответствующих территориях.

Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов.

Формы межбюджетных отношений:

1. Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и без­возвратной основах для покрытия текущих расходов.

2. Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделя­емая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвоз­мездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или фонда финансовой поддерж­ки муниципальных образований, создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исхо­дя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях (процен­тах) субъектов Федерации или муниципальных образований в ука­занных фондах.

3. Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюдже­ту другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление це­левых расходов.

4. Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юри­дическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

5. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

6. Взаимные расчеты — метод бюджетного регулирования, ко­торый применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возник­новения незапланированных вопросов межбюджетных отношений.

7. Бюджетные компенсации — суммы, утверждаемые и переда­ваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпа­дающих доходов или покрытия дополнительных расходов, выз­ванных решениями органов власти другого уровня.

 

 

Федеральный бюджет

[ 1 ] с. 73-78 [ 2 ] с. 117-143



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.029 с.)