Запасы плавучести, остойчивости и прочности . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запасы плавучести, остойчивости и прочности .



Запас плавучести определяет предельный объем воды, при поступлении которой внутрь корпуса судно еще остается на плаву. Это основной фактор, обеспечивающий мореходное качество плавучесть судна.

Сущность борьбы за непотопляемость состоит в том, чтобы предотвратить гибель судна от потери остойчивости или плавучести. В процессе борьбы за непотопляемость следует стремиться к восстановлению его остойчивости и запаса плавучести, а также обеспечить другие мореходные качества.

Непотопляемость морских судов регламентируется Правилами Регистра, разработанными на основе Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74). В соответствии с этими правилами судно считается непотопляемым, если после затопления одного любого отсека или нескольких смежных, количество которых определяется в зависимости от типа и размеров судна, а также числа находящихся на судне людей (обычно это один, а для крупных судов — два отсека), судно погружается не глубже, чем по предельную линию погружения. При этом начальная метацентрическая высота поврежденного судна должна быть не менее 5 см, а максимальное плечо диаграммы статической остойчивости — не менее 10 см, при минимальной протяженности положительного участка диаграммы 20°.

Коэффициенты проницаемости. Объем затопленного отсека, вычисленный по теоретическому чертежу без вычета объема находящихся в отсеке предметов и набора корпуса, называется его теоретическим объемом υ т.

Фактическим объемом затопленного отсека υ называется объем отсека нетто, т. е. за вычетом объема предметов и конструкций, находящихся в затопленной части отсека. Отношение μ = υ / υ т называется коэффициентом проницаемости затопленного отсека.

Площадь s поверхности воды в затопленном отсеке также отличается от теоретической площади s т, поскольку часть ее будут занимать площади сечений предметов, находящихся в отсеке. Соответствующее отношение μ s = s/ s т   называется коэффициентом проницаемости ватерлинии затопленного отсека.

1. Изменение средней осадки после затопления отсека:

Δ T = ρ * V з/ ρ (Sα - S от)= V з/ Sα - S от

Vз - объем затопленного отсека;

ρ - плотность воды т/м3

Sα -площадь действующей ватерлинии м2;

Sот - площадь затопленного отсека (потерянная площадь ватерлинии) м2;

2. Изменение малой (поперечной) метацентрической высоты.

Определяется изменением метацентрического радиуса и аппликаты ЦВ.

Δ h м = Δr + ΔZc

Метацентрический радиус изменяется из-за уменьшения момента инерции площади ватерлинии на величину площади затопленного отсека.

Δr = ΔI x / V =-(Ix + S от y 2)/ V

Ix - момент инерции площади первоначальной ватерлинии м4;

V - объемное водоизмещение судна - м3

Изменение ЦВ

Δ Zc = V з/ V (T + Δ T /2 - Z)

Z - апликата ЦТ объема затопленного отсека.

Тогда измененное значение метацентрической высоты будет

h 'м = h м-1/ V [ Ix + S оту 2 - V 3 (T + ΔT /2 - Z)]

Если считать, что Z=T/2, то

h 'м = h м - 1/ V [ Ix + S от y 2 - - V 3 /2 (T + ΔT)]

Вопросы для самоконтроля.

1. Что вы понимаете под затоплением I категории?

2. Что вы понимаете под затоплением II категории?

3. Что вы понимаете под затоплением III категории?

4. Что вы понимаете под затоплением III категории?

5. Что вы понимаете под затоплением IV категории?

6. Что вы понимаете под затоплением V категории?

7. Из чего складывается борьба за непотопляемость?

8. Что запас плавучести определяет?

9. Каким документом регламентируется непотопляемость морских судов?

10. Что называется непотопляемостью?

Судовые движители

Судовыми движителями называются специальные устройства, которые преобразуют энергию главных двигателей в движущую силу (полезную тягу), необходимую для преодоления сопротивления среды движению судна и обеспечения заданной скорости его движения.

По принципу действия судовые движители являются гидрореактивными, т.к. они создают движущую силу за счет реакции масс воды, отбрасываемых рабочими деталями движителя – лопастями – в сторону, противоположную движению судна.

В настоящее время на водном транспорте применяются следующие основные типы судовых движителей: гребной винт, гребное колесо, крыльчатый и водометный движители.

Гребной винт служит основным типом движителя для морских судов. Он состоит из нескольких лопастей, расположенных на ступице на одинаковых угловых расстояниях друг от друга. Число лопастей гребных винтов колеблется от 2 до 6. В целях предотвращения вибраций кормовой оконечности одновинтовых судов, число лопастей гребного винта принимают не менее четырех. Диаметр гребных винтов крупных современных судов достигает 6 – 8 м

                                                                  


Рис. 1. Винт фиксированного шага.

Вопросы для самоконтроля по разделу 2. Теория судна.

1. Что такое теоретический чертеж судна?

2. Что относится к главным размерам (размерениям) судна?

3. Что называется посадкой судна и какими параметрами она характеризуется?

4. Какие могут быть типовые случаи посадки судна?

5. Как практически определяют параметры посадки судна?

6. Что называется плавучестью судна и какие силы действуют на плавающие судно?

7. Каковы условия равновесия плавающего судна?

8. Что понимается под водоизмещением судна и в каких единицах оно измеряется?

9. Что называется нагрузкой судна?

10. Что понимается под постоянными и переменными грузами на судне?

11. Как классифицируют водоизмещение судна в зависимости от его нагрузки?

12. Что понимается под запасом плавучести судна?

13. Как вычисляется запас плавучести неповрежденного судна?

14. Что называется кривыми элементов теоретического чертежа?

15. Что называется остойчивостью судна и какие виды остойчивости различают?

16. Что называется метацентром и метацентрическим радиусом?

17. Что называется метацентрической высотой?

18. Как вычисляют метацентрические высоты неповрежденного судна?

19. Как возникают восстанавливающие моменты при наклонениях судна?

20. Что такое метацентрические формулы остойчивости?

21. Как вычислить момент, кренящий судно на один градус, и момент, дифферентующий судно на 1 см?

22. Каково условие начальной остойчивости судна?

23. Что называется остойчивостью формы и остойчивостью нагрузки и как они влияют на остойчивость судна?

24. Что называют мерами начальной остойчивости?

25. Какие величины используют в качестве этих мер?

26. Как изменяются посадка и остойчивость судна при переносе грузов в произвольном направлении?

27. Как изменяются посадка и остойчивость судна при приеме или расходовании малого груза в произвольном месте судна?

28. Как влияют на остойчивость жидкие грузы со свободной поверхностью?

29. Как в период эксплуатации судна уменьшают влияние на остойчивость свободной поверхности жидких грузов?

30. Как влияют на остойчивость свободные поверхности в сообщающихся цистернах, значительно удаленных друг от друга?

31. Как влияют на остойчивость судна подвешенные и перекатывающиеся грузы?

 

ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ № 2

Студент заочной формы обучения выполняет свой вариант контрольной работы до начала 1семестра на 3 курсе.

В таблице № 1 десять вариантов нагрузок (1- 10), осадка снятая до погрузки включена в таблицу  под №1 -и осадка судна снятая после погрузки под №2.

Студенту заочной формы обучения необходимо внимательно изучить задания и методические рекомендации по выполнению контрольных задач.

Задача № 1

Рейс: Роттердам - С-Петербург

Рассчитать количество навалочного груза по снятой осадке до начала погрузки (в балласте) и после погрузки используя бланк расчета.

1 - (Тн, Тк) осадка снятая до погрузки судна (в балласте) в см.

2 - осадка снятая после принятия груза на борт (Тн, Тк) в см.

q - число тонн на 1 см

Плотность воды 1,025 т/мз

Длина судна L=110,00 м

Судно порожнем Р, т =1176.96 т.

Таблица №1

Вариантт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Осадка 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
q 12.0 13.41 12.0 13.45 12.0 13.52 12.0 13.56 12.0 13.60 12.0 13.63 12.0 13.67 12.0 13. 70 120 13.75 12.0 13.79
                                         
Тн л/б 110 389 110 398 110 4 17 1 10 425 1 10 436 1 10 448 1 10 4 53 1 10 466 1 10 472 1 10 484
Тн п/б 111 390 111 399 110 419 111 427 111 438 111 450 111 455 111 468 111 474 111 486
Тк л/б 112 391 112 402 112 423 112 435 1 12 444 1 12 452 112 467 1 12 474 1 12 488 1 12 4 96
Тк п/б 113 392 113 404 113 425 113 437 113 446 113 454 113 469 113 476 113 490 113 498

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы № 2 задача №1

Для определения груза по осадке, на судне снимают осадки по грузовым маркам на носу, на корме, по этим данным рассчитывают среднею осадку судна Тср.

Осадка носом средняя:   Тн ср =(Тн л/б + Тн пр/б)/2

Осадка кормой средняя: Т к ср=(Тк л/б + Тк пр/б)/2

Осадка средняя:             Тср =(Тн ср + Тк ср)/2

Водоизмещение

в балласте                      D б = q 1 x T ср

Водоизмещение

в грузу                               D г = q 2 x T ср

Количество

Погруженного груза       Р = D г - D б

Задача № 2

Рассчитать дифферент используя данные из таблицы №1 для своего варианта

Определить изменение осадки судна в порт С- Петербург для перехода по реке к месту выгрузки. (По таблице № 1 своего варианта). Какое количество груза надо переместить и в каком направлении, чтобы при следовании к месту выгрузки по реке не иметь дифферента.

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы № 2 задача №2

При переходе судна из соленой воды в пресную его осадки его и объемное водоизмещение увеличатся.

    ∆Т = (р сол – 1) х D / q

 Дифферент – это разница между осадками носом и кормой.

Df на нос имеет знак (-)

Df на корму имеет знак (+)

Df = Тн ср – Тк ср

Количество груза для устранения дифферента Р = q 2 x Df

Задача № 3

Судно водоизмещением D= 6342 т, при плотности воды р =1.018 т/мЗ. Водоизмещение изменилось доD1= 6358 т. Определить новую плотность воды.

Студенту по своему варианту необходимо выполнить задания из таблицы №2

для 5 плотностей воды (1,010 - 1,011 - 1,013 - 1,016 - 1,018)

Таблица №2

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
р =1.018 т/мЗ. 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358
р =1.016 т/мЗ. 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358
р =1.013 т/мЗ. 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358
р =1.010 т/мЗ. 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358
р =1.011 т/мЗ. 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358 6342/ 6358

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы № 1 задача № 3

    Новая плотность воды р 1

    р1 = (D x р)/ D 1

 

Задача № 4

На судне механики перекачали Pтопл 135 т топлива из форпика в кормовой танк. Расстояние между центрами тяжести этих танков Rцт 125 м. Водоизмещение D= 7620 т. Как переместиться центр тяжести судна?

    Таблица №3

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Расстояние (м) 125 120 115 110 100 95 90 85 80 75
Вес топлива (т) 135 130 125 120 110 100 95 90 85 80

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы № 1 задача № 4

                                 Смещение цт = (Ртопл х R цт)/ D

 

Задача № 5

Определить количество тонн топлива, которое можно принять на борт при бункеровке в порту, чтобы осадка судна не превышала ∆Т 10 см планируемой при погрузке. Данные из таблицы №1 по своему варианту.

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы № 1 задача № 5

    Количество тонн топлива           Р топл = ∆Т х q

    Осадка после принятия топлива Т = Тср + ∆Т

Задача № 6

Определить по осадке, пользуясь грузовой шкалой, водоизмещение, грузоподъемность, надводный борт судна и число тонн на 1 см2 в соленой и пресной воде.

Таблица 2

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Осадка                    
Тн л/б 689 698 617 625 636 648 6 53 666 672 684
Тн п/б 690 699 619 627 638 650 655 668 674 686
Тк л/б 791 802 823 835 744 752 867 774 888 796
Тк п/б 792 804 825 837 746 754 869 776 890 798

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы № 2 задача № 6

Сначала определяем средние осадки носа и кормы, потом среднею осадку судна по формулам:

Осадка носом средняя:   Тн ср =(Тн л/б + Тн пр/б)/2

Осадка кормой средняя: Т к ср=(Тк л/б + Тк пр/б)/2

Осадка средняя:             Тср =(Тн ср + Тк ср)/2

 

Часто для этой же цели пользуются грузовой шкалой, которая состоит из шкал осадок судна, водоизмещения, дедвейта, числа тонн на 1 см осадки, шкалы момента, дифференцирующего на 1 см и т.д.

Грузовая шкала состоит из двух частей: левая часть показывает изменение характеристик плавучести при изменении осадки судна в пресной воде, а правая - при изменении осадки в морской воде.

Грузовая шкала входит в состав основной документации, которой снабжаются все суда, введенные в эксплуатацию после постройки или капитального ремонта.

При определении данных по осадке используют линейку, для снятия заданных данных.(водоизмещение, грузоподъемность и надводный борт судна и число тонн на 1 см2 в соленой и пресной воде).

Грузовая шкала

          

Задача № 7

      Варианты заданий к 7-ой задаче выбираются по предпоследней и последней цифре шифра студента согласно нижеприведённым пояснениям.

      Для грузового теплохода проекта 1565, имеющего заданную нагрузку, произвести удифферентовку судна и расчёты остойчивости согласно требованиям части IV "Остойчивость" "Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания" Российского Речного Регистра.

Основные характеристики судна

1. Тип судна – речной однопалубный двухтрюмный двухвинтовой теплоход с полубаком, кормовым расположением машинного отделения, жилых и служебных помещений, с двойным дном и двойными бортами в районе грузовых трюмов.

2. Назначение судна – перевозка массовых грузов, требующих защиты от ветра и атмосферных осадков.

3. Класс судна – О-пр Российского Речного Регистра.

4. Главные размерения:

Длина наибольшая                      - = 138,5 м

Длина расчётная                          -  = 135,0 м

Ширина расчётная                      -  = 16,5 м

Ширина наибольшая  - = 16,7 м

Высота борта на миделе - = 5,5 м

Осадка предельная                      - = 3,53 м

Осадка расчётная                        - = 3,2 м

5. Экипаж                                         - 16 человек

6. Скорость хода на тихой воде     - = 19,7 км/ч

 

Таблица 1

Загрузка судна

Статьи нагрузки Масса

Координаты ЦТ, м

  т х z

Для всех вариантов

Судно порожнем 1610,0 -10,55 3,71
Экипаж, снабжение, провизия 7,2 -38,90 6,16
Питьевая вода 207-211 шп. ЛБ 17,0 -58,8 4,30

Значения  и  принимать из табл. 2 по предпоследней цифре шифра

Цистерна дизельного топлива 10Т 183-189 шп. ЛБ -44,00
Цистерна дизельного топлива 11Т 183-189 шп. ПБ -44,00
Цистерна дизельного топлива 14Т 191-205 шп. ЛБ -50,80
Цистерна дизельного топлива 15Т 191-205 шп. ПБ -50,80
Цистерна дизельного топлива 16Т 181-200 шп. -45,00

Значения  и  принимать из табл. 3 по последней цифре шифра

Цистерна масла 8М 181-184 шп. ЛБ -42,00
Цистерна масла 9М 181-184 шп. ПБ -42,00
Грузовой трюм №1 22-96 шп. 33,00
Грузовой трюм №2 106-180 шп. -20,0

Максимально возможное заполнение балластных цистерн (для всех вариантов)

Цистерна балластная 1В (форпик) - 62,80 -
Цистерна балластная 2В, 3В 22-61 шп. 736,0 41,40 1,90
Цистерна балластная 4В, 5В 61-96 шп. 300,0 20,40 0,45
Цистерна балластная 6В, 7В 96-181 шп. 1164,0 -15,60 1,03
Цистерна балластная 20В 205-216 шп. - -58,00 -

 

 

Таблица 2

Варианты загрузки судна

Вариант 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
, 11,2 10,2 9,2 8,2 7,2 6,2 5,2 4,2 3,2 2,2
, 1,00 0,91 0,82 0,72 0,62 0,52 0,42 0,32 0,22 0,12
, 33,4 32,0 30,0 28,0 26,0 24,0 22,0 20,0 18,0 16,0
, 2,00 1,92 1,82 1,71 1,63 1,52 1,41 1,32 1,21 1,11
55,9 50,0 45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0
0,50 0,46 0,41 0,37 0,32 0,28 0,23 0,18 0,14 0,09

Таблица 3

Варианты загрузки судна

Вариант 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
, 3,0 2,7 2,4 2,1 1,8 1,5 1,2 0,9 0,6 0,3
, 3,70 3,66 3,62 3,58 3,54 3,50 3,46 3,42 3,35 3,30
1450,0 1550,0 1650,0 1750,0 1850,0 1950,0 2050,0 2150,0 2250,0 2350,0
1750,0 1850,0 1950,0 2050,0 2150,0 2250,0 2350,0 2450,0 2550,0 2650,0
, 1,80 2,02 2,25 2,46 2,68 2,90 3,12 3,34 3,42 3,51

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.089 с.)