Прием № 3. Навязывание содержания роли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием № 3. Навязывание содержания роли



Занятие № 9

Лекция № 8

Тема: «Понятие манипуляции. Манипуляции в общении. Манипуляция как метод

       воздействия на людей».  

 

1. Цель: познакомить студентов с понятиями: «манипулятор», «манипуляция»; типами манипулятора; причинами возникновения манипуляций;  манипулятив-ными системами; приёмами ролевого манипулирования; способами нейтрали-зации манипуляций.

 

Задачи:

¾ применять теоретические знания для решения заданий.

         

План

 

2. Понятие манипуляции.

3. Манипулятор. Основные типы манипулятора по Э. Шострому.

4. Причины возникновения манипуляций.

5. Четыре основные манипулятивные системы.

6. Типы манипуляции в общении.

7. Приёмы ролевого манипулирования. Применение, выявление и блокировка.

8. Способы нейтрализации манипуляций.

9. Манипуляция как метод воздействия на людей.

 

ПОНЯТИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

 

Манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

 

МАНИПУЛЯТОР. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МАНИПУЛЯТОРА ПО Э. ШОСТРОМУ

 

    Манипулятор – это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей».

Основных типов манипулятора:

    1. Диктатор. Преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разно-видности Диктатора: Настоятель, Начальник, Босс, младшие Боссы.

2. Тряпка (слабак) – обычно жертва Диктатора, полярная противополож-ность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность, он забывает, не слышит, пассивно молчит. Разновидности тряпки: Мнительный, Глупый, «Хамелеон», Конформист, Стеснительный.

    3. Вычислитель преувеличивает свой контроль. Он обманывает, увеличи-вает, лжет, старается перехитрить и провести других людей. Вариации вычисли-теля: Делец, Аферист, Игрок, Шантажист, Рассчитывающий все наперед.

    4. Прилипала. Является полярной противоположностью Вычислителя. Он преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дура-чимой, предметом забот. Он позволяет другим делать за него работу. Разновид-ности: Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.

    5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжела-тельность. Он Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий.

    6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. В некотором смысле столкновение с ним более вредно, чем с Ху-лиганом. Славный парень почти всегда выигрывает. Разновидности: Угодливый, доброжелательный, Моралист.

    7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, преис-полнен обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обличитель, Собиратель улик, мститель.

    8. Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным, встать на ноги и расти самос-тоятельно. Вместо того чтобы заниматься своим делом, он готов заботиться о нуждах других. Варианты Защитника: Наседка, Ученик, Помощник, Покровитель, Утешитель.

    В манипуляторе гипертрофирован какой-то один из этих типов либо их ком-бинации. Если человеку присущ один из типов манипулятора в наиболее выра-женной степени, то он провоцирует его противоположность на окружающих его людей и делает их своими целями.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ

 

Основная причина манипуляции в вечном конфликте человека с самим собой, поэтому человек никогда не доверяет себе полностью, однако и другим он не доверяет еще сильнее. «Поэтому он вступает на путь манипуляций. Чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и при таком условии доверять им больше».

    Вторая причина манипулирования – желание получить любовь, манипуля-тор стремиться получить полную власть над другой личностью: власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет.

    Третья причина манипуляций: поскольку риск и неопределенность окружа-ют людей со всех сторон, то человек часто чувствует себя беспомощным, поэтому пассивный манипулятор говорит: «Я не могу контролировать всего, что может со мной случиться, поэтому я ничего не буду контролировать. Я сдаюсь, делайте со мной что хотите!» – и при этом, в конечном счете, –  добивается своих целей, ис-пользуя свою внешнюю беспомощность. Активный манипулятор активно пользу-ется бессилием других людей, с удовольствием властвует над людьми, стремясь сделать их максимально зависимыми от себя.

    Четвертая причина манипуляций: манипулятор – это личность, которая стремится избежать интимности в отношениях и затруднительного положения, поэтому относится к людям ритуально.

    Пятая причина манипуляций: человек стремится получить одобрение всех и каждого, поэтому вынужден притворяться, скрывать свои чувства, мысли и жела-ния, не может быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правда-ми и неправдами старается угодить всем.

 

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

 

Манипуляции – это стиль жизни, сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как себя, так и других.

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью актив-ных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, прини-мая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение. Он играет «попирающего» и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от чувства их бессилия. Он применят технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т.п., управ-ляя людьми как марионетками.

2. Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от уси-лий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активно-му манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеж-дает «попирающего» своей вялостью и пассивностью.

3. Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требу-ющее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиг-рать, третьего не дано. Для него жизнь – это битва, где все остальные люди – со-перники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого» и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным манипуляторами.

4. Четвертая (основная) форма манипулятивной системы – это система без-различной манипуляции. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключе-вая фраза: «Мне наплевать». Он относится к другому человеку как к неживой кук-ле. Его методы то активны, то пассивны. Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные от-ношения нередко существуют между мужьями и женами. Поскольку манипулятор ведет себя с другим как с неодушевленным предметом, такое безразличное отно-шение исподволь убивает душу в нем самом. Вот почему называют его отноше-ние к окружающим самоуничтожающим.

 

ТИПЫ МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ

 

1. Манипуляция любовью. В детстве нам говорили: «Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду». Хотя на самом деле имели в виду: «Слушайся меня». Начальник нам говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего кол-лектива по своей воле». Хотя на самом деле имеет в виду: «Мы будем к тебе хо-рошо относиться, если ты будешь хорошо работать».

    Особенности этой манипуляции. Одна из самых коварных и жестоких мани-пуляций, которыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому об-ращению, начинает понимать, что самые близкие люди не принимают его цели-ком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает. В пар-нерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое ус-ловие. Получается, что любовь – это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.
    2. Манипуляция страхом. В детстве нам говорили: «Не будешь делать уро-ки, станешь дворником». Хотя на самом деле имели в виду: «Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки». На работе нам говорят: «Машенька, мне тут присла-ли резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль». Хотя на самом деле имеют в виду: «Незаменимых нет, собе-ритесь, милочка». Особенности этой манипуляции. Использование людских стра-хов – одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэто-му, если нам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их, надо навести справки.

    3. Манипуляция неуверенностью в себе. В детстве нам говорили: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?». Хотя на са-мом деле имели в виду: «Ты все равно ни на что не способна без моей помощи». На работе нам говорят: «Переведите, пожалуйста, небольшой текст с китайского. Вот вам словарь, у вас есть полчаса». Хотя на самом деле имеют в виду: «Не за-рывайся, я здесь начальник».
    Особенности этой манипуляции. Манипуляция – это всегда вопрос власти, а в данном случае он стоит наиболее остро. «Я – начальник, ты – никто». Проблема начальника – манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) за-ключается в том, что он не обладает реальным авторитетом, не является властью, но хочет ей быть. С ним, безусловно, можно начать играть в «поддавки» и льс-тить. Но этой лести ему никогда не будет достаточно. Он будет ненадолго успока-иваться, а потом вновь и вновь искать подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков. Однако манипулировать нами он сможет только в том случае, если мы по поводу своего недостатка переживаем. Надо принять себя и свои слабости или избавиться от них.

    4. Манипуляция чувством вины. В детстве нам говорили: «Опять получила два по химии? Тогда будешь мыть посуду». Хотя на самом деле имеют в виду: «Мне лень мыть посуду, но неудобно тебя просить об этом». Ваш мужчина вам говорит: «С Вероникой кофе пила, пока я тут один голодный с детьми сидел?». Хотя на самом деле он имеет ввиду: «Завтра хочу после работы встретиться с Сергеем, но ты меня просто так не отпустишь, будешь пилить». На работе вам говорят: «Возьмите сегодня отгул, не переживайте я сделаю за вас вашу работу». Хотя на самом деле имеют в виду: «Работу-то я сделаю, а потом припомню вам этот случай».

    Особенности этой манипуляции. Она очень распространена в семейной жиз-ни, ее частое использование приводит к тому, что муж и жена начинают играть в увлекательную игру – коллекционирование чужих провинностей. Кто больше на-собирал, тот выиграл, читай – получил права на реализацию своих сокровенных желаний. Хотя совершенно непонятно, почему это само собой разумеющееся пра-во нужно завоевывать таким странным и неприятным способом?

    5. Манипуляция чувством гордости (идеей «сверх я»). В детстве нам гово-рили: «Почему ты боишься прыгнуть с вышки, ты же отличник?». Хотя на самом деле имели в виду: «Не трусь».

    Особенности этой манипуляции. Тщеславие возведено в ранг главной идеи западной цивилизации. Быстрее, выше, сильнее и дальше со всеми остановками вплоть до конечной. Главное не останавливаться и не задумываться. Хотя Карл Юнг, психолог, философ говорил о том, что первая половина жизни – это учеба, поиски работы, женитьба. Беготня, одним словом, но беготня оправданная. Если во второй половине человек патологически настроен на приобретение и стрем-ление кого-то догнать – он заболевает.

    6. Манипуляция чувством жалости. Как это происходило в детстве: «Тебе меня совсем не жалко, я так устаю, а ты не ешь совсем ничего»! Как это проис-ходит на работе: «Помните, у меня хомяк был. Белый такой, пушистый. Умер. Можно я уйду пораньше?» Как это происходит в политике: «Наша партия, ко-нечно же, не сможет получить парламентское большинство. За нами же не стоят олигархи. И эфирного времени нам не предоставляют…»
    Особенности этой манипуляции. Она такая, немного детская, школьная – «Марьванна, у меня зуб заболел, можно я домой пойду». Существуют очень ко-варные и тонкие манипуляторы чувством жалости – «жертвы», которые все время жалуются на жизнь и собирают дивиденды – слова ободрение и помощь. Эти «жертвы» также являются вампирами. Они могут бесконечно долго обсуждать с нами их жизненную ситуацию, но никогда не сделают ничего, чтобы что-то изме-нить. Потому что они – счастливые жертвы.

ПРИЁМЫ РОЛЕВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЕ. ПРИМЕНЕНИЕ,

ВЫЯВЛЕНИЕ И БЛОКИРОВКА

Выделяют следую­щий набор приемов ролевой манипуляции.

Прием № 1. Ролевая сдвижка

Суть приема

Манипулирующий с помощью слов или действий пере­водит человека в ту роль, находясь в которой тот с большей долей вероятности примет решение или начнет действовать так, как необходимо манипулятору.

Выявление приема

Если вы:

· слышите слова: «стань на мое место», «давай посмотрим па все с другой точки зрения» и подобные высказывания, предлагающие сменить точку зрения;

· понимаете, что оказались в роли, которая не предполага­ется в текущем контексте, то к вам применен прием ролевой сдвижки.

Приемы защиты

Если вы обнаружили, что к вам применили прием роле­вой сдвижки, то:

1. Вернитесь в роль, в которой вы были до попытки сдвиж­ки. «Я вас понимаю. Но сейчас мы с вами говорим как биз­нес-партнеры (кандидаты от своих пар-тий, представи­тели компаний, владельцы, просто люди и т. д.). Поэтому да-вайте вернемся к обсуждению проекта (предвыборной программы, условий получения денег из кассы, правил по­ведения и т. д.)».

2. Укажите на несоответствие предлагаемой роли настоя­щему контексту. («Друзья мы с 19.00 вечера до 9.00 утра. В остальное время — бизнес-парт-неры и должны соблю­дать договоренности по работе с деньгами»)

3. Спросите человека, а как связана предлагаемая роль с тем, что происходит прямо сейчас. («Человек совершил преступление. В ДТП, случившемся по его вине, постра­дали люди. При чем здесь его личная жизнь? Не надо было садиться за руль в таком состоянии».)

4. Примените симметричный прием и переведите чело­века в ту роль, которая выгодна вам. (Оппонент пере­водит вас в роль Мужчины или Женщины на деловых переговорах? Переведите его(ее) в форме шутки в роль возможного Мужа/Жены, чтобы он(а) ипугались по­следствий.)

Прием № 2. Смена контекста

Суть приема

Погружение человека в ситуацию, где автоматически включится нужная манипулирующему роль, из которой и будет принято необходимое решение.

Прием похож на предыдущий. Только в этом случае роль не «надевают» на человека, а он сам в нее переходит, так как оказывается в запускающей ситуации.

Выявление приема

Если вы обнаруживаете, что «вдруг» появляются люди или обстоятельства, которые не имеют отношение к тому, что происходило еще минуту назад, и это полностью меня­ет картину происходящего, то к вам применен прием смены кон-текста.

Приемы защиты

Если вы понимаете, что к вам применен прием смена контекста, то все за-висит от того, хотите ли вы принять ту роль, которую вам навязывают, или нет.

Если вы ответили «нет», то можете применить прием разрыв шаблона и поступить следующим образом.

· Оставить за собой старую роль, не принимая предло­женную. Вы можете заявить, что никакие «дети», «шуб­ки», «борщи» или угрозы не способны из-менить вашего решения. Кстати, не помню, в каком из американских фильмов: на требование «Брось оружие, иначе я пристре­лю ее» герой сказал: «Пристре-ливай. Мне она надоела». В тот момент, когда на лице врага появилась расте-рян­ность и он ослабил хватку, он получил пулю в лоб.

· Взять все предложенное, но повести себя так, как вы захотите. Сказать: «Спасибо за праздник. Кольцо краси­вое. Я его оставлю себе. Но я не выйду за тебя замуж» или «Борщ был вкусным. Спасибо. Когда ты заберешь свои вещи и переедешь к маме?». Вы не заказывали того, что человек сам решил сделать, чтобы получить желае­мое. Это его выбор и его игра. Вы не обязаны отвечать на манипуляцию тем способом, который от вас ожидают. При этом вы не обя-заны отказываться от того, что вам предложили. Вы не обязаны быть честны-ми, если вами манипулируют. На вопрос: «А вам не стыдно?» лучше от­вечать: «Нет. Не стыдно».

· Можете перейти в любую неожиданную для манипу­лирующего роль. На-пример, тут же позвонить подруге и начать рассказывать о подаренной шубке так, чтобы по­даривший слышал и не мог понять, простили его или нет. Или поиграть с детьми, вбежавшими в кабинет, угостить их конфетами, подарить что-то, но отказать просящему.

Прием используется и для манипулирования массовым сознанием.

Суть приема

Суть приема навязывания содержания состоит во встра­ивании в инфор-мационную систему роли, которую пытает­ся актуализировать манипулирующий, ценностей и сцена­риев поведения, устраивающих последнего.

Выявление приема

Если вы слышите конструкцию «Если ты (название роли), то должен...» или если она подразумевается, но не произносится явно, к вам применен этот при-ем.

Приемы защиты

1. Задать манипулирующему или самому себе вопросы: «А как связана роль X с поведением У?», «А как связано то, что я мать, с тем, что я не могу ходить на работу, а должна сидеть дома?» «Как связано то, что я мужчина, с по-дарком именно iPhone 4?»

2. Узнать источник такого утверждения: «А откуда взят этот вывод?» или «На каком основании вы связали одно с другим?».

3. Просто показать другую связь и высказать свое мнение: «А я считаю, что только настоящая мать заботится и о ребенке, и о себе, и о финансовом благополучии семьи».

4. Развести роль и действие: «Да, я твой друг. Но у меня сейчас нет свободных денег, чтобы одолжить». «Да, я гра­жданин этой страны. Именно поэтому все изучу и буду голосовать на основе своего выбора».

5. Перевести говорящего в роль, в которой он(а) должен(а) сделать то, о чем го-ворит вам: «Вы бабушка. На пенсии. Почему бы вам не посидеть с малышом, пока мы с вашим сыном работаем?», «Да, я профессионал. В то время как

вы — руководитель проекта и отвечаете за его результа­ты. Именно поэтому

я жду от вас помощи и рекоменда­ций».

Суть приема

Человеку навязывается роль, которая не входит в его ро­левую систему. В момент некой растерянности появляется манипулирующий и «подсказывает», как вести себя пра­вильно в этой роли.

Выявление приема

Вы слышите от других людей информацию о том, что сейчас находитесь в какой-то роли, и понимаете, что вы в ней никогда до этого не были и не знаете, как себя вести. При этом, когда вы смущаетесь, человек, объявивший вам о роли, начинает подсказывать, как себя в ней вести.

Приемы защиты

Чтобы защититься от этого приема, можно:

1. В случае «А слабо...?» твердо и уверенно сказать: «Да! Слабо!» И поставить под сомнение связь предлагаемо­го поведения и навязываемой роли: «Разве обязательно курить травку, чтобы быть настоящим мужчиной?» или «А что обязательно спать с кем попало, чтобы тебя не называли маменькиной дочкой?».

2. Вне зависимости от советов разбираться с предлагае­мой ролью самостоя-тельно, наполняя ее информацией по своему, а не чужому усмотрению. При этом не счи­тать, что вы должны сразу же правильно реагировать в новой роли. Вы имеете право ошибаться и не торо­питься с принятием важных решений из этой роли. «Да, спасибо за поздравление с новой должностью. Я освоюсь, а потом посмотрим, о чем будем говорить с сотрудни­ками. О зарплате или повышении производительности труда».

3. Если вы видите, что чьи-то советы, пусть даже любимых и близких людей, приводят к скандалам, ссорам или не к тому результату, который вы бы сами хотели в новой для вас роли, то пора остановиться и попробовать мы­слить самостоятельное. Роли можно создавать самим. Не обязательно копировать чьи-то.

Оскорбление

Суть приема

Оскорбление — навязывание (приписывание) человеку крайне негативной роли, которой нет в его ролевой струк­туре.

То есть когда говорят: «Вы обманщик (вор, дурак, халяв­щик, истеричка, сволочь и более грубые слова)», то на чело­века в противовес его воле надевают некую матрицу роли, например Обманщика, которая объясняет окружающим его действия с другой, негативной перспективы.

Ведь Обманщик — тот, кто говорит неправду и пытает­ся нажиться, полу-чить выгоду от результатов своей лжи. Это человек, который говорит слова, не соответствующие истине, и делает втихаря действия, не оговоренные с партне-рами.

Почему оскорбление — это манипуляция? Потому что слова обвиняющего заставляют человека менять свое по­ведение в ту сторону, в которую он не предпо-лагал. Чело­век как минимум начинает защищаться от нападения точно так же, как он стал бы очищать свою одежду, если бы в него кинули грязь или машина про-ехала на большой скорости по луже и окатила его водой с ног до головы.

Что чаще всего хотят люди, оскорбляющие другого? Они хотят, чтобы чело-век либо признал их правоту, по­каялся и начал плясать под их дудку, либо начал борь­бу с ними. В большинстве случаев на оскорбление люди реагируют именно одним из двух приведенных выше способов. Не так, как они хотят, а как запро-граммировал нападающий. Состояние человека меняется. Взгляд на ситуацию то-же. И он принимает решение действовать не так, как собирался до оскорбления. Налицо все признаки манипуляции.

Выявление приема

Прием выявляется без особого труда. Любое оскорби­тельное имя, название является запускным механизмом развития ситуации.

Приемы защиты

1. Не «принимать» брошенное оскорбление, обвинение. Сделать вид, что его не было, оно пролетело мимо, не вам адресовано. Либо отказаться от общения, либо продол­жать, но по своему плану дальше: «Вы можете называть меня как угодно, но я все равно выскажу свою мысль до конца!»

2. «Отбросить» обвинение, применив симметричный прием оскорбления, обви-нения: «Разве такой человек, как вы, который все время передергивает фак-ты, может сказать правду?!» В случае взаимных оскорблений ни один из участников не останется чистым. Вы выравни­ваетесь в положении, как два человека, бросающих друг в друга грязь.

3. Спросить: «На каком основании сделано данное заявле­ние?» и поработать с фактами, если они есть. Если их нет, то констатировать это, сказав: «У вас нет ни од­ного факта, подтверждающего ваше заявление. Одни эмоции». А дальше в зависимости от вашего желания: «Я могу подать в суд на вас за клевету» или «Если вы ни­чего не можете доказать, предоставить ни одного фак­та, то все, что вы сейчас сказали, оскорбление. Держите себя в руках!».

Универсальные приемы защиты

4. Используйте фразу «Не факт!» при любом нападении. Пусть оппонент про-бует доказать, что у него реально есть факты и они должны быть интерпрети-рованы именно по его схеме.

5. Показать, что вы понимаете, какой прием к вам сейчас применяют: «Вы сейчас пытаетесь меня оскорбить, что­бы вызвать мою эмоциональную реакцию и обвинить в аг­рессии. У вас это не получится. Давайте спокойно и без ложных обвинений разберемся в фактах».

Лесть

Суть приема

По своей структуре это тот же прием, что и оскорбление. Только в данном случае человеку предлагают принять роль, которая считается в сообществе «пози-тивной», «благород­ной». Роль, которой нет в его репертуаре в чистом виде, но ко-торую приятно и достойно иметь.

Чего хочет манипулирующий? Все то же самое. Чтобы войдя и примерив «благородную» роль, человек принял нужное для него решение.

Выявление приема

Если вы слышите превозносящие вас имена и звания, после которых идет просьба сделать что-то нужное говоря­щему, то можно насторожиться. Скорее всего, к вам при­меняют прием лесть. Осознанно или неосознанно, но при­меняют.

Приемы защиты

Тут нужно различать лесть и искреннее восхищение:

1. Если слова «Моя королева», «Мой герой», «Мой самый, самый, самый» (как в старом мультике) произносит искренне любящий вас человек, произносит пос-тоянно и после них не следует никакой просьбы, то верьте им и получайте удо-вольствие от общения и текущего мо­мента.

2. Если вам есть чем гордиться и есть доказательства ва­ших заслуг, то фразы «Вы суперпрофессионал», «Вы ге­ний» и т. д. тоже можно слушать абсолютно спо-койно и отвечать: «Да, я знаю!» И при этом делать только то, что считаете нужным, невзирая на просьбы.

3. Если подобные слова говорят вам малознакомые люди или те, в позитивном отношении которых вы сомнева­етесь, будьте настороже. На их предложение что-то сде­лать или как-то поступить вы можете совершенно спо­койно отвечать отказом. И если после этого они говорят что-то типа: «А я думал, что вы дру-гой (лучше, душевнее, умнее и т.д.)», можете сказать: «Вы ошибались». Вы не обязаны соответствовать тем ролям, которые на вас на­девают чужие люди, и делать то, чего они хотят.

4. Желательно насторожиться и в случае, когда любимые и близкие люди начина-ют вас ни с того ни с сего очень бурно хвалить. Например, если хныкавший еще мину­ту назад и не слушавший вас ребенок вдруг начал при­жиматься к вам, смотреть «честно в глаза» и просить: «Мама (папа), купи мне вот ту ма-шинку (куклу)! Ты же самая лучшая(ий) на свете мама (папа)! Ну купи!», то знайте, что к вам прямо сейчас неосознанно применяют ролевое манипулиро-вание под названием лесть. Если вы клюнете и на радостях, что ребенок стал паинькой, купите, что просят, то закрепите в его подсознании этот прием как работающий. И потом не обижайтесь, что он будет им пользоваться постоянно.

Суть приема

Человеку не дают возможности воспользоваться ролью, которую он считает для себя ключевой, выигрышной и в ко­торой чувствует себя сильным. Иногда после этого следует прием навязывания невыигрышной роли.

Выявление приема

Свидетельством сознательного или бессознательного применения приема может служить ситуация, когда другой человек словами или действиями не дает вам возможность войти в ту роль, в которой вы хотели бы быть в данный мо­мент.

Приемы защиты

Прием может привести манипулятора к успеху только в случае, если вы слишком сильно держитесь за важную для вас роль и очень хотите быть в ней. Только ваша гибкость и умение входить в разные роли и не идти на поводу мани­пулирующего может защитить вас от данного вида манипу­ляции. Здесь подойдут такие варианты:

1. Разрыв шаблона, при котором вы делаете что-то, чего манипулятор не ожида-ет. Например, несмотря на гроз­ные предупреждения начальника, дама с новым ими­джем может продолжать улыбаться и смотреть победно на всех, предлагая оценить свой внешний вид.

2. Симметричный прием перевода манипулятора в нега­тивную для него роль. Женщина, изменившая имидж, может в кулуарах назвать начальницу, которая не дала ей насладиться своими изменениями, «завистницей» или «мымрой». После этого все действия манипулирующего как бы отменяются и дама может начать наслаждаться комплиментами от коллег.

3. Переход в другую, еще более сильную для себя роль, к которой манипулиру-ющий не готов. Молодой менед­жер может сказать, что он обязательно займет-ся делом, о котором сказал начальник. И при этом упомянуть, что надеется по-казать коллегам свой новый проект, элемен­ты которого были уже одобрены владельцем предприя­тия или опубликованы в престижном научном издании.

Суть приема

Манипулирующий включает две или более конфликту­ющие роли, чтобы спровоцировать внутренний конфликт личности и получить состояние замеша-тельства. В этот мо­мент внедряется нужная информация, которая должна по­мочь решить возникший внутренний конфликт.

Выявление приема

Будьте осторожны, когда кто-то, играя в отстраненного аналитика или бес-пристрастного судью, представляет вам ситуацию с разных точек зрения. При этом «точки зрения» принадлежат вашим различным ролям. Когда вы пришли в замешательство и не можете выбрать, из какой роли при­нять решение, «доброже-латель» предлагает решение за вас.

Приемы защиты

Единственным приемом защиты в этой ситуации яв­ляется выбор того, какая роль для вас важнее, и принятие решения именно из нее. Если вы пойдете за ма-нипулирую­щим, приравняете по важности обе роли и согласитесь, что ситуация безвыходная, то вам придется искать компромисс между ролями. Если же вы зна-ете, какая роль для вас при­оритетна, то никакого компромисса искать не надо.

· «Вы знаете, я не хочу, чтобы мой сын рос без отца. Если я такой замечатель-ный специалист, как вы говорите, то, думаю, и здесь найдется достойная ме-ня работа. А если нет, то я сам ее себе организую, открыв частную фирму, например».

· «Да мама. Я твоя дочь. Но при этом я уже взрослая са­мостоятельная жен-щина. И считаю, что решать свою судьбу могу сама. И жениться сейчас или нет, мы решим с Петей сами. Спасибо тебе за заботу».

Суть приема

Манипулирующий играет роль, на которую официально не имеет права или которой реально нет в его ролевом на­боре. Он рассчитывает на стереотипную ре-акцию окружаю­щих на данную роль и получение от этого выгод.

Выявление приема

Выявить прием можно только при внимательном отно­шении к окружающе-му и заведении привычки проверять все документы и право человека осуществ-лять те или иные действия.

Правило

Всегда требуйте предоставить доказательства, что чело­век именно тот, за кого себя выдает. Особенно если он тре­бует сделать что-то, что по разным причи-нам вы делать не хотите или считаете опасным для себя.

Приемы защиты

Не принимать ничего на веру, особенно когда к вам при­шли с предложени-ями, инициаторами которых вы не были.

Прием № 9. Введение в роли через сообщества

Суть приема

Человеку предлагают вступить в какое-либо сообщест­во. Это может быть тайный орден, секта, партия, клуб или просто группа в социальной сети. Членство в группе сулит человеку либо новые интересны знания, либо связи, либо выгод-ные контракты, либо эмоциональную поддержку и помощь и т. п. Если человек решает, что ему это интере­сно, то он вступает в сообщество и, как правило, по-лучает какое-то название, имя, статус. Это может быть Послуш­ник, Новичок, Рядовой член партийной ячейки, Канди­дат во что-то и т. д. Чаще всего у этих статусов есть раз­витие. Оно возможно, если человек начнет жить по законам со-общества и делать в нем то, за что присваиваются статусы более высокого ранга. Тем самым человеку встраивают роль и показывают вариант ее развития в обмен на послушание и выполнение тех действий, которые необходимы тем, кто создал данную организацию.

Выявление приема

Создание различных сообществ — это нормальный процесс. В них можно участвовать, если правила участия прозрачны, прописаны й не меняются.

Но если вам вначале сказали об одних условиях, а по­сле того, как вы начали их выполнять, вскрываются новые условия дальнейшего продвижения по статус-ной лестнице сообщества, то будьте осторожны. Вас втягивают во что-то, что вы не контролируете, и результат процесса непонятен.

Приемы защиты

Если цели сообщества и «блага», которые оно предла­гает, вас устраивают и помогают достичь ваших личных целей в жизни, то защищаться от него не имеет смысла. Сообщество можно использовать в своих целях, платя ему ту цепу, кото-рое оно запрашивает за свои «услуги». Если вы хотите стать знаменитым ученым, то зачем бороться с научным сообществом своей страны или мира. Войдите в него и сделайте свою карьеру. Главное, не становитесь его рабом и не заменяйте свою реальную жизнь на жизнь в искусственно созданном сообществе.

Если правила группы, сообщества, в кото­рые вы вступили, меняются посто-янно, открываются все новые и новые условия дальнейшего продвижения и вас постепенно заставляют все больше и больше втягиваться в деятельность, в кото-рую вы не собирались втягиваться. Часто в этой ситуации лидеры сообщества применяют при­ем «Слабо?» или прием «Совсем немножко осталось». Тут нужно насторожиться. Лучше потерять немножко и выйти, чем втянувшись, отдать ре-сурсы (денежные или энерге­тические) и ничего в конце не получить. Те, кто пере-жил в 1990-х эру МММ, знают, что «Леня Голубков не халяв­щик, а партнер». Многие такие партнеры, втянувшись в фи­нансовую пирамиду, потеряли квартиры и все жизненные ресурсы. Скажите «Нет!», как только вы поняли, что ситуа­ция не управляема вами, и быстро уходите из ситуации.

 

СПОСОБЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ МАНИПУЛЯЦИЙ

 

Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь че-ловеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнё-ров.

Противостояние манипулированию требует умения, во-первых, распозна-вать манипуляции, во – вторых, их нейтрализовать.

Существует несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок:

· открытое объявление о недопустимости использования манипуляций;

· разоблачение уловки, т. е. раскрытие её сути (особенно эффективно, если удаётся не только назвать используемую) уловку «по имени», но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации);

· повторное напоминание о недопустимости использования уловок;

· «информационный диалог» (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания или объяснения). Если партнер изменяет давление, вызывая вас к сопротивлению, нужно стойко удер-живаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активи-зирует и собственные интеллектуальные усилия;

· «конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень откры-той интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);

· «цивилизованная конфронтация» (когда безуспешно использованы все методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком ключе не представ-ляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прер-вать общение);

· «уловка на уловку» (этот способ нейтрализации может быть использован, ког-да все предыдущие не дали положительного результата).

 

МАНИПУЛЯЦИЯ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ

 

Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на чело-века (группу, общество).

Манипуляции имеют скрыт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.163 с.)