Методические приёмы обучения письму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приёмы обучения письму



    Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо оста­новиться на приемах, которыми пользуется учитель, обучая детей письму и чистописанию. Это:

— показ написания учителем;

— списывание с готового образца;

— копировальный метод;

— воображаемое письмо;

— анализ формы букв;

— усвоение правил письма;

— письмо под счет (тактирование);

— анализ ошибочного написания.

    Показ написания учителем. Основным приемом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровождаемый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Написанное на доске можно еще раз обвести указкой. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением. Объяснение учителя должно сопровождать показ и ориентировать учащихся, где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Вначале объяснение дается учителем, а на этапе выработки навыка написания это могут делать уче­ники.

    Списывание с готового образца. Прием основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в про­писях, на доске или в тетрадях. Этот способ необходимо отличать от копировального, при котором происходит обведение образца. При списывании ребенок постоянно сравнивает свою работу с образцо­вым написанием. Правильное письмо учителя является примером и для неосознанного подражания, поэтому любые записи учитель вы­полняет аккуратно, красивым разборчивым почерком.

    Копировальный способ. При копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения. Но поскольку обведение вы­полняется механически, продолжительная работа утомляет учени­ка. В связи с этим копирование необходимо чередовать с самостоя­тельным написанием. Методика использования данного приема такова: ученик об­водит две буквы, после чего двигательный образ остается на неко­торое время в памяти, и следующие 1—2 буквы ученик пишет по­чти без ошибок, затем для закрепления он обводит еще букву — и снова самостоятельное письмо и т.д.

Главное при копировании — это правильные движения руки при письме. Копировать можно через прозрачную бумагу, кальку.

    Воображаемое письмо (письмо в воздухе). Письмо в воздухе отличается от копировального способа тем, что учащийся опирает­ся не только на двигательные ощущения, но и на зрительно вос­принимаемый образец. Это позволяет усвоить и движение, и пра­вильную форму всей буквы.

    Воображаемое письмо проводится по написанному учителем образцу на доске или вслед за письмом учителя, а также по про­писям. Можно писать и вовсе без образца.

    И копировальный способ, и воображаемое письмо являются вспомогательными приемами.

    Анализ формы букв. Анализ формы буквы можно вести по-раз­ному:

1) раскладывая ее на зрительные элементы:

2) с точки зрения движений при письме:

3) в сравнении с ранее изученными буквами:

    Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количе­ству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, вы­деляя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности.

    Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование из элементов-шаблонов. В рисунке любой буквы можно выделить элементы. Шаблоны элементов букв изготавливаются из плотной бумаги, при этом лицевая сторона отличается по цвету от изнаночной. Анализируя букву по форме, учащиеся подбирают необходимые элементы и конструируют букву. Затем пальцем выполняют движения написания буквы по шаблону. Для этого лучше иметь таблички с выпуклыми буквами, сделанными из шершавой бумаги.

    Усвоение правил письма. Это способствует сознательному овла­дению навыком письма. Правила формулируются кратко, их дол­жно быть немного. Правила складываются из тех задач, которые учитель ставит перед учащимися на данном этапе обучения. На­пример:

    I класс — буквы надо писать с одинаковым наклоном;

    — буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии;

    — писать надо красиво.

    II класс — буквы в словах надо писать одинаковой высоты;

    — слог пишется безотрывно;

    — писать надо быстро и красиво.

    Чтобы учащиеся могли выполнить каждое из этих правил, учи­тель должен им объяснить, от чего зависит его выполнение. Не следует обращаться к правилам ежедневно, но и забывать о них нельзя.

    Письмо под счет (тактирование). Письмо в такт счету спо­собствует выработке плавного, ритмичного письма определенного темпа. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно.

Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение ос­новное («на себя») сопровождается счетом «раз, два, три». Соеди­нительное движение («от себя») производится на счет «и». При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительнос­ти движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.95.247 (0.006 с.)