Возникновение понятия рефлексии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение понятия рефлексии



В чем сущность философского аспекта рефлексии?,

В контексте философской проблематики рефлексия обычно трактуется как: 1) способность разума и мышления обращаться на себя; 2) анализ знания с целью получения нового знания; 3) самонаблюдение за состоянием ума и души; 4) исследовательский акт, направленный на основания собственного осуществления.

В 17-веке английский философ Джон Локк (1632-1704) впервые употребил понятие «рефлексия», подразумевая под ним процесс (как и опыт) за счет которого происходит накопление и получение новых идей. Рефлексия - это один из источников познания, а предметом познания становится сама мысль, т.е. мысль объективизируется для рефлексии. Объективация выступает важным компонентом рефлексивного механизма (этапом рефлексивного процесса). Она предполагает сравнение результатов рефлексии с ее процессом и способами получения рефлексивного представления. Отсутствие этого сравнения ведет к появлению "недостаточной рефлексии", на что указывал И.Кант:"... мы можем принимать некоторые познания, например непосредственно достоверные положения, без исследования, т.е. не проверяя условий их истинности, однако мы не можем и не имеем права ни о чем судить без рефлексии, т.е. без сравнения познания с той познавательной способностью, из которого оно может возникнуть". Противопоставление категорий "явление - сущность" характерна для классической философии, что и приводит к связыванию смысла рефлексии с процессами объективизации. Недопустимость такого противостояния в экзистенциальной философии имеет следствием придание большего гносеологического значения пониманию. Необходимость соотнесения этих традиций породило проблему связи понимания и рефлексии на уровне субъективных способностей.

Для И.Канта рефлексия противостоит пассивному, она играет роль разрушителя схематизмов мышления. Он рассматривает ее не в понимании индивидуального, а в понимании коллективного, подразумевая, что не всегда предполагает сравнение, то есть она на одном человеке невозможна. Выделял два вида рефлексии — трансцендентальную и логическую. Г.Гегель (1770-1831) строго разграничивал рефлексию на субъективную, связанную с самосознанием и объективную или ту, которая связанна с практической деятельностью.

В последней трети 20-го века М.К.Мамардашвили, Г.П.Щедровицкий, И.С.Ладенко, В.А.Лекторский, В.С.Швырев, А.П.Огурцов пытались осуществить философскую проработку понятия рефлексии в контексте проблемы сознания и деятельности. Философский план анализа позволил выделить следующие аспекты рефлексии:

1) онтологический, где рефлексия — модус существования психологического в виде данностей сознания;

2) гносеологический, где рефлексия как интроспективное начало психологического познания, является методом
самонаблюдения (Дж.Локк);

3) методологический, где рефлексия рассматривается как модальность взаимодействия (взаимоотражения) категорий
познания (И.Кант);

4) аксиологический, где рефлексия рассматривается как «мировоззренческие чувства» личности, выражающие
экзистенциально-этические ценности ее бытия и сознания (С.Л.Рубинштейн).

Первые три аспекта выделяют рефлексию как рациональное начало организации психического в его интеллектуально-познавательных проявлениях. Четвертый аспект знаменует переход от философско-интеллектуального к личностно-психологическому пониманию рефлексии.

Надо отметить, что еще задолго до Локка в философии противопоставлялось чувственное познание внешнего мира и рациональное познание человеком своего внутреннего мира. Проблема рефлексии рассматривалась на всех этапах развития философии.

Каковы функции рефлексии?

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются. В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на
результат);

— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Возникновение понятия рефлексии

Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является ни чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.

2. Каково психологическое содержание рефлексии?

Объем и полифоничность психологического содержания рефлексии, ее полифункциональность, богатый спектр

признаков и свойств свидетельствуют о важности и уникальности места и роли рефлексии в интегральной структуре

личности человека. Рефлексивные процессы выделяются практически во всех сферах психологической

действительности. Развитие рефлексивной психологии связано с именем А.Буземана, который впервые выделил ее в

качестве самостоятельной дисциплины в начале 20-го века. Само слово "рефлексия" происходит от позднелатинского

"гейехю", что буквально означает "обращение назад, отражение".

В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии.

Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к

исследованию сознания (Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В.,

Сопиков А.П., Степанов С.Ю. и др.), мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий

В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн С.Л., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др.), творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев

Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.), общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева С.В. и др.), личности

(Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.).

Если резюмировать роль и место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что:

-рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов (Н.Г.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак,

Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн);

-рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его

содержания, так и его средств (Л.Н.Алексеева, И.Н.Семенов, Д.Дьюи);

-рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности (И.С.Ладенко, Я.А.Пономарев);

-рефлексия помогает "войти" в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, "снять" содержание и, в случае

необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения (Ю.Н.Кулюткин,

С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская).

В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления,

самосознания:

-рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные

качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др.

(С.В.Кондратьева, В.А.Кривошеев, Б.Ф.Ломов);

-рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности,

кооперации (В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий);

-рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы

самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования

(А.Г.Асмолов, Р.Бернс, В.П.Зинченко);

-рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и

гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В.Столин,

К.Роджерс).

Выделение указанных сфер существования рефлексивных процессов в значительной степени условно. В

психологической реальности бытия человека его мышление не изолировано от его личностных особенностей. Напротив,

как показывают результаты экспериментальных исследований, продуктивность мышления в значительной мере зависит

от реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его "личностных смыслов" (А.Н.Леонтьев),

вовлеченных в решение проблемы. Механизмом, опосредующим и связывающим операционально-предметную сторону

мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс, является рефлексия

(А.В.Брушлинский, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, И.Н.Семенов).

Существенным, на наш взгляд, является то, что с развитием научного знания расширились границы применения

категории рефлексии. Отечественные исследователи И.Н.Семенов и С.Ю.Степанов показали, что рефлексия активно

используется не только на философском, но и на общенаучном уровне, выступая в качестве:

-методологического средства междисциплинарных разработак и неклассических направлений современной науки (теория

рефлексивных игр, теория рефлексивного управления и т.п.);

-объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (социология, логика, лингвистика,

экология и др.).

Кроме того, сегодня рассматривается собственно психологический аспект рефлексии в отличие от ее философских

трактовок, анализируется история вычленения в психологии (в частности, в исследованиях мышления и сознания)

рефлексии как особого психологического явления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.013 с.)