Профилактика суицидального поведения обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика суицидального поведения обучающихся



Профилактика суицидального поведения обучающихся

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в России - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

· эмоционально чувствительные, ранимые;

· настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;

· негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);

· склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;

· склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;

· пессимистичные;

· замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Классификация суицидальных проявлений

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Степени выраженности суицидального поведения:

Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.

Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).

 

Депрессивные расстройства

Подростковые депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью подразделяют на: детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типично подростковых симптомов, а также типично-депрессивный вариант синдрома.

Детский вариант наблюдается у суицидентов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление, раздражительны, капризны. В играх наблюдается "погребальная" тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии на тему собственных похорон). Взрослые обычно не обращают на это внимание, и попытки самоубийства оказываются для них полной неожиданностью. Поводом служит незначительный конфликт. Суицидальные попытки травматичные и чаще всего завершенные. Повторные суицидальные попытки бывают тогда, когда отсутствует ранняя диагностика и лечение.

Девиантный вариант наблюдается в возрасте 10-14 лет. Отмечается обилие не свойственных ранее подростку различных нарушений поведения - от грубости и конфликтов с домашними до бродяжничества, алкоголизации и сексуальных эксцессов. Такое поведение создает почву для конфликтов с окружающими, служит поводом для наказания. Увеличивается суицидальная опасность. При своевременной диагностике и адекватной терапии не свойственное ребенку поведение довольно быстро исчезает, и появляется критическое отношение к суициду.

Ипохондрический вариант депрессии встречается чаще в возрасте 12-16 лет. Появляются жалобы на состояние здоровья. Аффект тревожно-тоскливый, с раздражительностью, ощущением покинутости, одиночества. Неприятные ощущения в теле рассматриваются как проявления неизлечимого заболевания. Под предлогом болезни запускается учеба. Затрудняется контакт со взрослыми. "Непонимание" окружающими их переживаний создает непереносимые, безвыходные, по мнению подростков, ситуации. Адекватная терапия и помощь психолога способствуют преодолению этих симптомов.

Астенический вариант депрессии характерен для подростков 12-16 лет. Первые признаки: затруднения в учебе, являющиеся причиной психической заторможенности. Исчезают прежние увлечения, интересы, появляется душевная вялость, безынициативность; подростки говорят о скуке и унынии. Может наблюдаться тревога. Сон достаточный, но у подростка ощущение бессонницы. Ребенок продолжает ходить в школу, пытается вести прежний образ жизни, но ему это не удается. Возникают конфликты, которые он принимает слишком близко к сердцу. Суицидальные попытки совершаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, а по прошествии некоторого времени. Риск возникновения повторных попыток очень велик.

Депрессивный синдром с преобладанием типично-подростковых симптомов свойственен подросткам возраста 16-18 лет. Размышления о смысле жизни и сущности смерти приобретает характер навязчивости, бесплодного, депрессивно окрашенного мудрствования. Суицидальное поведение с конфликтами не связано, а является длительным результатом размышлений о жизни и смерти. При неудаче суицид повторяется. Синдром может быть проявлением вялотекущей шизофрении.Сюда же относится и неудовлетворенность собой, особенно у девочек, которая может быть иногда настолько сильно выражена, что приобретает депрессивную окраску, и незначительная психотравма может повлечь суицид.

Депрессивные состояния с типичной симптоматикой наблюдаются в возрасте 16-18 лет. Характерны тревога, страх, самоуничижение. Суицидальные попытки совершаются на пике психического напряжения - любым способом, удобным в ту минуту. После неудачи тревога и депрессия идут на спад, но это состояние обманчиво. При отсутствии адекватного лечения попытка повторяется. Таким образом, нарушение поведения, снижение успеваемости, конфликтность, капризность, обидчивость бывают проявлением депрессивного синдрома. Взрослые такое состояние оценивают как лень, распущенность, следствие плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Родители, объединившись с учителями, применяют различные меры воздействия на подростка.

Подобная неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации и толкает на самоубийство.

 

Рекомендации родителям

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Родителям можно рекомендовать:

· ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

· анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

· учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

· воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

· не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

· не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

· обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

· записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

 

 

Методика самооценки психических состояний                                                                                                                                                                                                          (по Г. Айзенку)

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состо­яний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то — 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.

  Психическое состояние Подходит Подходит, но не очень Не подходит
1 Не чувствую в себе уверенности 2 1 0
2 Часто из-за пустяков краснею 2 1 0
3 Мой сон беспокоен 2 1 0
4 Легко впадаю в уныние 2 1 0
5 Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях 2 1 0
6 Меня пугают трудности г 1 0
7 Люблю копаться в своих недостатках 2 1 0
8 Меня легко убедить 2 1 0
9 Я мнительный г 1 0
10 С трудом переношу время ожидания 2 1 0
11 Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход 2 1 0
12 Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом 2 1 0
 13 При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя 2 1 0
14 Несчастья и неудачи ничему меня не учат 2 1 0
15 Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной 2 1 0
16 Я нередко чувствую себя беззащитным 2 1 0
17 Иногда у меня бывает состояние отчаяния 2 1 0  
1S Чувствую растерянность перед трудностями 2 1 0
19 В трудные минуты жизни иногда веду себя по- детски, хочу, чтобы меня пожалели 2 1 0
20 Считаю недостатки своего характера неисправимыми 2 1 0
21 Оставляю за собой последнее слово 2 1 0
22 Нередко в разговоре перебиваю собеседника 2 1 0
23 Меня легко рассердить 2 1 0
24 Люблю делать замечаний другим 2 1 0
25 Хочу быть авторитетом для окружающих 2 1 0
26 Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего 2 1 0
27 Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 2 1 0
28 Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять 2 1 0
29 У меня резкая, грубовата» жестикуляция 2 1 0
30 Я мстителен 2 1 0
31 Мне трудно менять привычки 2 1 0
32 Нелегко переключаю внимание 2 1 0
33 Очень настороженно отношусь ко всему новому 2 1 0
34 Меня трудно переубедить 2 1 0
35 Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться 2 1 0
36 Нелегко сближаюсь с людьми 2 1 0
37 Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана 2 1 0
38 Нередко я проявляю упрямство 2 1 0
39 Неохотно иду на риск 2 1 0
40 Резко переживаю отклонения от принятого мною режима 2 1 0

Интерпретация тестирования

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 групп вопросов.

I. Тревожность (вопросы 1-10)

0-7 баллов        Низкая тревожность

8-14 баллов     Тревожность средняя, допустимого уровня

15-20 баллов   Высокая тревожность

П. Фрустрация (вопросы 11 –20)

0-7 баллов Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8-14 баллов    Средний уровень, фрустрация имеет место

15-20 баллов   У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач

111. Агрессивность (вопросы 21-30)

0-7 баллов       Вы спокойны, выдержанны

8-14 баллов      Средний уровень

15-20 баллов   Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми               

IV. Ригидность (вопросы 31-40)

0-7 баллов      Ригидности нет, легкая переключаемость

8-14 баллов    Средний уровень

15-20 баллов     Сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны резкие изменения в жизни (учебе, работе, семье)

 

Я напряжен. Мне не по себе

3   все время
2   часто
1   время от времени, иногда
0   совсем не испытываю
Д                                                                                                                                                                                                              

Я чувствую себя бодрым

3   совсем не чувствую
2   очень редко
1   иногда
0   практически все время
Т

Тест НСВ - 10

Инструкция: Написанные слова являются началом предложений, которые вам нужно продолжить. Дописывая предложения помните: нет правильных и неправильных ответов. Разрешается допускать грамматические ошибки. Не переживайте если предложения будут получаться не очень складные, это не важно.

№      Допишите окончание предложений                                                                                                                     

1        Никто______________________________________________________________________   

2        Все против_________________________________________________________________ 

3        Нет____________________________________________________________________         

4        Я______________________________________________________________________         

5        Мне не_____________________________________________________________________   

6        Никогда____________________________________________________________________   

7        Никогда__________________________________________________________________    

8        Всё_____________________________________________________________________       

9        Это____________________________________________________________________         

      Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно

1        Многие меня­_______________________________________________________________  

2        Все за______________________________________________________________________   

3        Есть силы__________________________________________________________________

4        Я многим_________________________________________________________________    

5        Мне____________________________________________________________________        

6        Часто_____________________________________________________________________  

7        Всегда____________________________________________________________________  

8        Всё_____________________________________________________________________       

9        Это____________________________________________________________________         

      Дополните окончания предложений на своё усмотрение

1        Мне надоело______________________________________________________________     

2        Когда мне плохо, я_________________________________________________________    

3        Я не хочу_________________________________________________________________    

4        Моя жизнь – это__________________________________________________________        

5        Настроение у меня_________________________________________________________     

6        Мое терпение_____________________________________________________________     

7        Впереди у меня____________________________________________________________

Обработка результатов теста “Рисунок семьи”.

Для интерпретации надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье или
школе.

Обработка проводится по следующей схеме:

№ Выделяемые признаки                                               Отметки о наличии признаков                                     

1   Общий размер рисунка (его площадь)                                                                                                                        

2   Количество членов семьи                                                                                                                                                   

3   Соответствующие размеры членов семьи                                                                                                                 

     Мать                                                                                                                                                                                                 

     Отец                                                                                                                                                                                                 

     сестра                                                                                                                                                                                         

     Брат                                                                                                                                                                                                  

     дедушка                                                                                                                                                                                         

     бабушка и т.д.                                                                                                                                                                            

4   Расстояние между членами семьи                                                                                                                                 

     Наличие каких-либо предметов между ними                                                                                                          

5   Наличие животных                                                                                                                                                                  

6   О виде изображения:                                                                                                                                                              

     схематическое изображение                                                                                                                                              

     реалистическое изображение                                                                                                                                            

     эстетическое изображение                                                                                                                                                  

     в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.                                                                                                                              

     метафорическое изображение                                                                                                                                          

     в движении, действии                                                                                                                                                            

7   Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3...)                                                                    

     Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1, 2, 3)                                                                                 

     Степень аккуратности исполнения (1,2,3)                                                                                                                

Интерпретация

Особенности изображения “суицидного человека”. Изображение одной головы или лица без прорисовки тела (фигуры) свидетельствует об опасениях, напряжении обследуемого во время контактов с окружающими. Опущенные глаза, подбородок говорят о депрессивных переживаниях.

Укороченные верхние конечности (руки) говорят об избегании контактов, затрудненность их установления. Отсутствие изображения кистей рук – замкнутость характера.

Изображение людей в торжественной, парадной, театральной или сказочной одежде говорит о склонности к демонстративно-шантажному типу суицидального поведения.

Расположение фигуры, отклоненной от вертикали, характерно для лиц с неуравновешенным характером, резким преобладанием эмоций над интеллектом.

Разорванные (разомкнутые) линии рисунка показывают снижение психической энергии, неуверенность, депрессию и суицидные мысли.

Нечеткие (небрежные) линии рисунка показывают неуравновешенность психоэмоциональной сферы личности, легкое возникновение психопатизации. Кроме того, можно предполагать наличие у обследуемого изменчивости настроения.

Очень слабые линии рисунка могут указывать на подавленность обследуемого и равнодушие к себе.

Зачеркивания, затушевки, заштриховки изображений указывают на нервозность, беспокойство, напряжение и боязливость обследуемого.

Маленький рисунок (до 4 см) - сниженное настроение, подавленность, низкая и неустойчивая самооценка, ущербное представление о себе.

Рисунки, расположенные менее чем на 1 см. от края листа – повышенное психическое напряжение.

Основания для предварительного заключения о выявленном суици-дальном состоянии обследуемого:

· повышенное психическое напряжение;

· оно не связано с обследованием, имеет длительный характер течения;

· повышенный уровень агрессивности (определяется по наличию угловатых частей рисунка или сильном нажиме на карандаш);

· упадок сил и настроения;

· штриховка и затушевка рисунка;

· самооценка завышена или занижена.

Притча

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить»

Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений у подростков. Чужих детей не бывает…

                                                                                

Профилактика суицидального поведения обучающихся

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в России - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

· эмоционально чувствительные, ранимые;

· настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;

· негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);

· склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;

· склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;

· пессимистичные;

· замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.125 с.)