Развитие и обеспечение прав человека в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие и обеспечение прав человека в России.



  Из того что мы уже рассмотрели выше, мы знаем, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в современном их понимании, возможно только в демократическом гражданском обществе и правовом государстве. Весьма значим, тот факт, что формирование демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенства права, разделения властей, народного представительства (парламентаризма) и другое – является основополагающим путем создания прочной системы гарантий основных прав и свобод.

Статья 1 (ч.1) Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ 6 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Высоко оценивая значимость этих конституционных записей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. Этот факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Рассмотрим основные причины трудностей формирования правового государства и обеспечения прав человека в России.

Первая и основная трудность – это сами исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией и свободой. Россия - страна, в которой господствовал системоцентристский подход во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливости, получили широкое распространение в государствах Европы и в США в XVII-XVIII веках и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, не были чужды политической мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII века. К сожалению, эти идеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа, безграмотного, задавленного крепостным правом и самодержавием, с безграничной верой в «доброго царя».

Предыстория конституции в России берёт свое начало в первой половине ХIХ века. Существенное значение имеют идеи французских и английских мыслителей, повлиявших на конституционные проекты декабристов. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция – это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны.

Интересно заметить, что в этот период государственного строительства Российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международно-статусная необходимость. Во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории Российской империи – в Польше), тем самым Россия как бы отставала от всей Европы, что играло существенное значение в ее международном статусе.

Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».

Интерес представляют воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также «Манифесте к русскому народу» Северного общества (ХIХ). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная – Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых, авторы были хорошо знакомы.      Под «естественными правами» понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также создание представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной.              Эти положения своим острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правового государства.

  Стремление осмыслить опыт Французской революции, корни которой были заложены в Реформации и Просвещении, характерно и для большой плеяды русских юристов и историков. Отсюда идеи естественного права и правового государства, которые исследуются в трудах Б.Н. Чичерина, П.Н. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессена, Л.И. Петражицкого и других. Однако эти либеральные идеи замыкались в узкой среде профессионалов и остались чуждыми общественному сознанию не только народных масс, но даже интеллигенции. Как об этом с горечью писал           Б.А. Кистяковский: «Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала – личность, дисциплинированная правом и устойчивым правопорядком, и личность, наделенная всеми правами и свободно пользующаяся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции»[9]. 

Прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти. Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу – первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Однако п.п. а), г) ст. 6 гл. 1 Общие положения «Положения о выборах в Государственную Думу» (1905, августа 6) в избирательных правах были ограничены лица женского пола и воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе, они не участвовали в выборах.

Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.

Известный русский государствовед  Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905- 1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года. Режим, установленный после Октябрьской революции, стал шагом назад, поскольку он отверг главные демократические ценности – свободу, господство права, права человека, правовое государство. Авторитаризм, полное нивелирование индивидуальности и самобытности человека, отрицание его права на свободу выбора и самоопределения стали универсальными правилами новой жизни. Безраздельное господство марксистской идеологии в годы советской власти в значительной мере способствовало утверждению в обществе лжеколлективистских начал. Рассматривая главное противоречие марксистской доктрины, Н. Бердяев отметил, что «марксизм не хочет видеть за классом человека, он хочет увидеть за каждой мыслью и оценкой человека класс с его классовыми интересами»[10]. Исходя из такого подхода общество, провозгласившее себя освободителем всего человечества от угнетения, подавляло человека, любые проявления его самобытности, если они не вписывались в стереотип «нового советского человека».

В Советской России долгое время в политической и правовой теории, партийных программах и лозунгах личность провозглашалась высшей социальной ценностью. Однако на деле на первое место всегда ставились интересы государственно-политической власти. Возник культ социалистического государства, в котором те, кто управлял, стали независимыми от тех, кем управляли. Советское социалистическое государство было недемократическим, осуществлявшим тотальную диктатуру над обществом, всеми органами и механизмами его жизнедеятельности.

Говоря об этапах развития института прав и свобод в России, нельзя отрицать, что по мере развития Советского государства наблюдалось расширение круга и объема прав человека. Так, в Конституции 1918 г. нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в качестве особого раздела. Они наряду с нормами иного характера получали отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (от 25 января 1918 г.), являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе "Общие положения". Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.  Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании, какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия (ст.20). В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так называемого «эксплуататорского класса», духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

В последующих Конституциях СССР не предусматривалось, как это было в Конституции 1918 г., лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам, однако использование прав допускалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя".

          

Конституция СССР 1924 г. ознаменовала конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза СССР и союзных республик. Было установлено единое союзное гражданство. В отличие от Основного закона 1918 года, «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в новую конституцию включена не была, при этом отдельно указывалось, что она исходит из ее основных положений. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях.

Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 г. Однако, она являлась одной из последних глав в Конституции. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Как отмечают большинство исследователей, для своего времени Конституция СССР 1936г. была самой демократической конституцией в мире, но она не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года. На основе принятых конституционных норм в основном сложилась та система государственных органов и учреждений, которая просуществовала до 1989 г., то есть вплоть до формирования современной структуры власти.

Конституция 1977г. внесла существенные изменения в структуру закрепления прав и свобод граждан. Раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т.е. в начале Конституции. Было значительно расширено конституционное закрепление прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользование достижениями культуры, свобода научного творчества, право на участие в управлении государством и другие. Однако, как отмечается в литературе, в этом процессе отчетливо проявлялась следующая закономерность: расширение прав, наполнение их новым содержанием происходило в основном за счет развития таких институтов как право на труд, на отдых, социальное обеспечение и т.п. На этом фоне явно недостаточное внимание уделялось политическим правам и свободам. После провозглашения курса на "неуклонное" расширение не последовала разработка правовых механизмов их реализации. Юридический аспект проблемы постепенно был сведен к разветвленной системе запретов и ограничений, к надзору за соблюдением которых, в сущности, и сводилась деятельность правоохранительных органов[11].    

Права человека, провозглашаемые в Советских Конституциях, не были по существу таковыми по причине их по большей части нереальности, мнимости. Не могли быть они демократическими правами гражданина по той причине, что не выражали подлинного права, а являлись лишь политико-идеологическим прикрытием тех нормативов, которые самовластно устанавливались государством. Всякий протест трудящихся по поводу низкого уровня такого нормирования получал политическую оценку и жестко наказывался. В подтверждение вышесказанного можно привести ещё цитату из статьи, посвященной Российской Конституции и международному опыту, советского ученого-правоведа Чиркина В.Е.: «Российские Конституции прошлого отвергали западные модели правового статуса личности и не признавали естественных прав человека. Права личности были для них, прежде всего, данью государства, которое даровало их своим гражданам, делая акцент не на личности, а на социально-экономической сфере».[12]

Перестройка явилась важным переломным этапом в отношении прав человека и правового государства. Хотя это были первые робкие и непоследовательные шаги по пути свободы, недооценивать их нельзя. Нынешняя Россия оказалась на развалинах тоталитарного режима, где сохранились живучие традиции недооценки человека, его прав и свобод. Выдвижение идеи прав человека и правового государства было неизбежно для власти, объявившей о полном разрыве с тоталитарным прошлым. Необходимо длительное время для того, чтобы государство не на словах, а на деле руководствовалось идеей прав человека как высшей ценностью, чтобы эти права и свободы действительно определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Вторая трудность заключается в том, что в настоящее время права человека – категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечивать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение к самой Конституции как некоему «декору», необходимому в обществе, провозгласившем себя демократическим и правовым. Низкая культура и самих граждан, которые не привыкли отстаивать свои права, использовать правовые формы судебной защиты, обращаясь в государственные органы с петициями и жалобами в порядке административного производства. Приоритет прав человека и правового государства требует усилий всех граждан России, которые должны способствовать утверждению в своем обществе «идеи права».

12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации была принята на всеобщем референдуме, страна обрела основной закон. Новая конституция ознаменовала общую демократизацию государственной власти. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, которая стала органичной частью (гл. 2) Конституции Российской Федерации 1993 г. Назовем сущностные свойства ряда основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина:

признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ);

признание прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст. 17 Конституции РФ);

неисчерпаемость общепризнанных прав и свобод их перечислением в Конституции РФ и недопустимость отрицания и умаления этих общепризнанных, но не перечисленных в Конституции РФ прав и свобод (ч.1 ст.55 Конституции РФ);

неотчуждаемость основных прав человека (ч.2 ст.17 Конституции РФ);

неизменяемость основ правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ);

неограниченность действия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23, 24, 28, 34, 40, 46-54 (ч.1 Конституции РФ);

возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, помимо вышепоименованных Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55 Конституции РФ);

непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);

государственная и личная защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст.45 Конституции РФ);

судебная внутригосударственная и международно-правовая защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 46 Конституции РФ);

способность прав и свобод человека и гражданина определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18 Конституции РФ).

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на неё. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина обеспечивается правосудием, что является признаком их реальности и эффективности. В соответствии со ст. 118 судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, которые выступают различными способами судебной защиты прав и свобод человека. Так, ст. 27 Конституции РФ, предусматривающая право каждого проживающего на территории РФ на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, конкретизирована в Законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»; ст. 28, провозглашающая свободу совести, развита в Законе РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания»; п.4 ст. 32 о праве граждан РФ на равный доступ к государственной службе – в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года            № 2267.  

Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный закон «Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации».

  Высшей инстанцией защиты прав и свобод граждан выступает Президент РФ. Согласно ст.80 и ст.82 Конституции РФ, Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Он обязан уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, о чем присягает при вступлении в должность. Президент РФ, подписывая законы страны, оценивает их с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, и в случае их нарушения возвращает в Государственную Думу. При Президенте РФ образована Комиссия по правам человека с широким кругом полномочий.

Иными словами, права человека обеспечиваются там, где функционируют эффективные формы демократии, действует совершенная система законов и процедурных отношений, последовательных актов процедурной деятельности. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого, ценно всем людям. Цель правового государства состоит в защите прав и свобод человека, поэтому на формирование такого государства должны направляться усилия всего российского общества.

 

Заключение.

Рассматривая эволюцию прав человека, мы увидели, что все сложнейшие государственно-правовые явления основываются на правах человека, которые являются центральным звеном государственной и правовой жизни. Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уникальных регионов мира, где зародилась демократия и высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека «мерилом всех вещей», дала толчок европейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме: от человека к государству. Универсальный характер права человека приобрели в развитых странах европейского региона, в которых в XVII-XVIII вв. произошли буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждый период общественного развития создает свои проблемы и человечеству ещё неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.

В настоящее время в России идет активный процесс становления как гражданского общества, так и правового государства. Мы видим, что права человека в их системной связи с государством – это важнейшие составляющие такого процесса. Однако, в России до сих пор ещё нет в полном смысле ни демократического гражданского общества, ни правового государства. Несмотря на то, что в России законодательно закреплены права и свободы человека и гражданина, имеется структура правовой защиты граждан, но в целом в стране население не так часто обращается за защитой от противоправных действий в судебные органы.    

По моему мнению, это связано с тем, что наши граждане имеют низкую культуру в знании своих конституционных прав. В связи с чем, они не желают и не умеют сами активно осуществлять и защищать свои права и свободы в рамках Конституции РФ. Кроме того, граждане уверены в малоэффективности суда и органов правопорядка. Конечно, в последнее время ситуация в России стабилизировалась, все мы видим волю и действия государства направленные на обеспечение достойного существования человека, уже нет задержек выплаты пенсии, зарплаты бюджетникам, военнослужащим, разработана система миграционного контроля и регистрации беженцев и переселенцев. Однако для построения подлинно демократического государства необходимо время и упорный кропотливый труд всех граждан.

Главное в решении проблемы защиты прав человека на данный момент – не только теоретическая разработка и закрепление прав и свобод, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации. Важно также устранить прямые нарушения прав, причины их порождающие; поставить силу закона на пути злоупотреблений и произвола в отношении граждан, упрочить их защиту, ее организационное обеспечение.

   Эффективность и результативность действия механизма защиты прав человека, в первую очередь зависит от того, насколько энергично и умело пользуются им сами заинтересованные в том люди, насколько укрепились в них высокие качества гражданственности, ответственности за свою собственную судьбу и судьбу своей страны.

 

Список источников

Права человека. Учебник для вузов / Ответственный ре­дактор — член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА—ИНФРА • М), 2001.

Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца.— М.: Норма, 2004.

Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации / ООО «Профобразование», 2002.

Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение / Лукашева Е.А.   – М: Издательство НОРМА-ИНФРА, 2009

Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1998.

Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / под ред. проф. З.М. Черниловского. – М.1996.

Хрестоматия по истории государства и права СССР / под. ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. – М., 1990.

 И.Б. Михайловская, Е.Ф. Кузьминский, Ю.Н. Мазаев «Права человека в массовом сознании» // Институт прав человека// Internet: http://www.hrights.ru/text/mih/3/index.htm

 История становления конституционализма в России // Право России// Internet: http://www.allpravo.ru/diploma/doc29p/instrum5044/item5048.html

 Права человека как философско-правовая проблема. // Юридический портал правопорядок// http://www.oprave.ru/Philosofia/pilosof-01.html

 Этапы развития Конституции РФ. // Юридический портал правопорядок// http://www.oprave.ru/Constit/Constitucionnoe2.html


[1] Чиркин В.Е. Российская Конституция и международный опыт. / Государство и право. 1998, № 12

[2] Явич Л.С. Сущность права. – Л., 1985

[3] Джон Локк, из работы - "О гражданском управлении" (1690г.)

[4] Джон Локк, Избранные философские произведения. М., 1960 г.

[5] Монтескье Ш. Избранные произведения.

[6] Там же.

[7] Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав, М., 1996. С.207

[8] Чичерин Б. Собственность и государство. СПб.: 2005.

[9] Кистяковский Б.А. В защиту права/ Вестник Московского университета. Серия Философия, 1990.

[10] Н. Бердяев Судьба России.

[11] Б.Н.Топорнин. Декларация прав человека: новые подходы.//Права человека: проблемы и перспективы.-М.,1990.

[12] В.Е. Чиркин Российская Конституция и международный опыт./ Государство и право. 1998 г., № 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.046 с.)