Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура средневекового Ирана ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Монгольское завоевание вызвало временный упадок культурной жизни. Монгольские ильханы, начиная с Хулагу-хана, не ценили персидской поэзии, не зная ее языка, но они охотно привлекали к себе на службу ученых: врачей, математиков, которых они использовали в финансовом ведомстве и в строительстве, астрономов в качестве придворных астрологов, историков, которым давали заказ - восхвалять завоевания и деяния Чингиз-хана и его потомков. При Хулагу-хане крупнейший математик и астроном Насир од-Дин Туей построил большую обсерваторию в Мараге с библиотекой, насчитывающей 20 тыс. книг; здесь работали наряду с местными, также индийские и китайские астрономы. На рубеже XIII и XIV вв. упомянутый уже министр-историк Рашид ад - Дин в принадлежавшем ему лично "Рашидовом квартале" в Тебризе создал библиотеку с 60 тыс. книг, ряд медресе с 6-7 тыс. студентов, госпиталь, бывший вместе с тем и научным учреждением, где работали 50 хирургов, окулистов н врачей других специальностей, в числе их - врачи из Сирии, Египта, Индии и Китая, а также госпиталь в Хамадане. Газан - хан, знакомый с персидской культурой и знавший несколько языков, также основал большой госпиталь и медресе в Тебризе / Иванов, 1977, с. 193/. Иранская архитектура этой эпохи дала ряд образцов высокого искусства. По-видимому, к XIII в. относится недатированный мавзолей Алидов в Хамадане-Гонбаде Алавиян. В XIII - начале XIV в. были построены башнеобразные многогранные мавзолеи в Мараге, Салмасе, Исфагане (мавзолей Имамзаде Джафар) и в других городах. В XV в. были сооружены великолепная мечеть в Мешхеде, носящая имя Гаухар Шад, жены султана Шахроха; медресе султана Хосейна в Герате и др. Искусство миниатюры в Иране представлено высокими образцами. Многие рукописи XIII-XIV вв. иллюстрированы замечательными миниатюрами. Миниатюры XIII-XIV вв. обнаруживают некоторое китайское влияние, переданное через монголов. Персидские миниатюры этой эпохи имеют большое значение для изучения костюмов персов и монголов. В XV в. прославилась гератская школа художников-миниатюристов, ее величайшим мастером был Бехзад (род. ок.1455 г., ум. после 1535/36 г). Процветало также старинное иранское искусство - каллиграфия. В этот период получила расцвет классическая поэзия на персидском языке. Гениальный персидский поэт Саади (1184-1292 гг.) - тончайший мастер стиха, автор всемирно известных сборников дидактических рассказов "Гулистан" ("Цветник") и Бустан" ("Плодовый сад"), сборников газелей, элегии на взятие Багдада Хулагу-ханом и др. / История стран Востока, 1969, с.94,96/.
Из произведений, написанных по заданию монгольских ханов-завоевателей, важное значение имеет трехтомный персидский труд служившего монголам хорасанского феодала Джувейни (1226-1283 гг.), содержащий историю Чингиз-хана и его преемников, а также хорезм-шахов и исмаилитов Аламута. Важнейшим историком Ирана был Рашид ад - Дин Фазлаллах Хамадани (ок.1247-1319 гг.) - медик, энциклопедист и мусульманский теолог, составил к 1311 г. вместе с целым коллективом сотрудников грандиозный труд на персидском языке по всеобщей истории "Джами от-таварих" ("Собрание летописей"). Очень содержательна также частная переписка Рашид ад-Дина с его сыновьями - наместниками областей и с разными представителями чиновной и духовной власти. Рашид ад - Дин-идеолог одной из групп класса феодалов - иранской гражданской бюрократии, тесно связанной с мусульманским духовным сословием; он - сторонник сильной центральной власти в лице ильхана, поэтому враждебен к тенденции феодальной раздробленности и к ее наиболее упорной представительнице - монголо-тюркской военно-кочевой знати. И Джувейни и Рашид ад-Дин, несмотря на официальную промонгольскую направленность своих сочинений, отнюдь не замалчивали темных сторон монгольского владычества - опустошения городов и областей, массовой резни и тотального грабежа, хищнической налоговой политики, произвола властей. Интересные материалы по политической и социально-экономической истории Ирана XIII-XV вв. содержатся и в трудах известных историков и географов этого периода - Вассафа, Хамдаллаха Казвини, Хафизи Абру, Мирхонда и др. В историографии Ирана данного периода персидский язык почти вытеснил арабский. В XIII-XV вв. влияние суфизма на поэзию, как и на общественную жизнь в Иране, было особенно сильным. Этому способствовали ужасы монгольского завоевания и беспросветный гнет завоевателей, побуждавшие многих людей искать выхода в "бегстве от мира", в уходе к аскетизму и к замкнутой созерцательной жизни. Влияние суфизма заметно и в поэзии Саади и Хафиза. Величайшим из суфийских персидских поэтов был Джалал од - Дин Руми (1207-1273 гг.)
В поэзии Руми крайний мистицизм и пантеизм сочетается с гуманистической проповедью свободы мысли, широкой веротерпимостью кпротестам против угнетения человека человеком. Суфийские идеи излагали в стихах многие поэты этого времени, многда суфийская форма служила прикрытием для религиозного и философского вольномыслия, поскольку пантеизм мог быть маскировкой и для скрытого атеизма. В связи с этим коротко остановимся на идеологии суфизма. В данную эпоху, как и раньше, суфизм был общим наименованием для целого ряда мистических систем как "правоверных" так и "еретических", суннитских и шиитских, представленных в ряде дервишеских орденов. Общим элементом идеологии всех направлений суфизма было учение о возможности для суфия путем бедности, нестяжания и самоотречения, долгой созерцательной и аскетической жизни, под руководством наставника - дервишеского шейха ("старца") достигнуть личного общения с богом. При всем наличии оттенков суфизма можно наметить два основных направления - умеренное (монотеистическое) и "крайнее" (пантеистическое). Поскольку суфизм не представлял собой идеологического единства, нельзя говорить и об единой социальной базе суфизма. Социальная среда, в которой разные течения суфизма находили адептов, была неодинакова, при том одни и те же дервишеские ордена в разное время могли отражать интересы разных социальных слоев. Иногда активный протест народных масс против феодального гнета облекался в идеологическую форму суфизма, и дервиши играли активную роль в народных движениях. Однако в данную эпоху заметна также тенденция приспособления суфизма к интересам класса феодалов. Учение о бедности стали толковать так, что суфий может и оставаться богатым лишь бы не привязывался душой к богатству и смотрел на себя не как на собственника, а лишь как на хранителя богатства, доверенного ему богом. Предполагалось, что такой богатый суфий на себя лично тратит гроши, а остальные средства расходует на религиозные и благотворительные цели; но так как никто не контролировал его, то на практике эти моральные правила его не стесняли. Многие дервишеские шейхи находили покровителей среди феодалов и сами, обрастая пожертвованными им земельными и другими богатствами, также превращались в феодалов / Иванов, 1977, с. 195/. Официальным исповеданием во всех государствах Ирана XIV - XV вв., кроме Гиляна и Мазендерана, был суннизм. Официально большинство населения считалось также суннитским. В городах, кроме немногих, каковы Кум, Кашан, Сабзевар и др., преобладали сунниты. Но, учитывая, что с середины IX до начала XVI в. все народные движения в Иране протекали под идеологической оболочкой разных течений шиизма, есть основание предполагать, что среди сельских жителей было множество тайных шиитов, официально выдававших себя за суннитов, руководствуясь шиитским принципом "такие" - "благоразумного скрывания" своей веры.
Образование и укрепление государства Сефевидов
Образование Сефевидского государства связано с движением так называемых кызылбашей, во главе которого стояли наследственные главы, "старцы" суфийско-дервишеского ордена сефевийе, в Ардебиле. Имя ордену и своему роду дал шейх Сефи од - Дин Исхак (1252-1334 гг.), ученик и зять известного дервишеского шейха Захида (ум. ок.1300 г). Не ранее середины XV в. сложилась легенда о происхождении шейхч Сефи од - Дина в двадцать первом поколении от седьмого шиитского имама Мусы Казима (ум. в 799 г). С середины XV в. главной опорой есфевидских шейхов стали тюркские кочевые племена Азербайджана и Малой Азии, где шиизм был формой оппозиции кочевников и крестьян Османскому государству. Согласно традиции, первоначально было семь тюркских кочевых племен, признавших себя муридами сефевидского шейха: шамлу, румлу устаджлу, афшар, каджар, текслю и зулкадар; позднее число их увеличилось. Во второй половине XV в. эти тюркские племена получили прозвание кызылбашей (тюрк, "красноголовые", от носимой ими шапки с 12 пурпурными полосками в честь 12 шиитских имамов); кызылбаши брили бороды, отпускали длинные усы, а на бритых головах - чубы. Влияние воинственных тюркских племен изменило характер ордена сефевийе. Если первые сефевидские шейхи были мирными мистиками, то при шейхах Джунейде (убит в 1460 г) и Хайдаре (убит в 1488 г) суфийская мистика была отодвинута на задний план, вернее, ее держались только по традиции. Воинствующий шиизм и "священная война неверными" стали теперь главным содержанием идеологии ордена, хотя кызылбаши по традиции именовались "дервишами" и "суфиями" / История Востока, 2002, с.67/. К началу XVI в. Иран не был единым политическом целым. Наиболее крупными государствами были Хорасанскии султанат Тимуридов и держава Ак Коюнлу. Около 1500 г. владения Ак Коюнлу были разделены между султаном Мурадом (Ирак Персидский) и Альвандом (Азербайджан и Армения). В Фарсе, Иезде, Кермане, Ираке Арабском и Диарбекире правили другие царевичи Ак Коюнлу, лишь номинально зависимые от султана Мурада. В Аберкухе, Кашане, Семнане, Систане сидели независимые владетели. В Гиляке было два шиитских эмирата - Лахиджанский (Бийе пиш) и Рештский (Бийе пас). Мазендеран был разделен между десятком владетелей; в Хузистане, в Хувейзе правила шиитская династия Мушаша. У каждого из владетелей были свои вассалы. Государству Ак Коюнлу угрожала экспансия османской Турции, а хорасанским Тимуридам - узбеки во главе с Мохаммед-ханом Шейбани, завладевшие уже землями среднеазиатских Тимуридов. Рост феодальной раздробленности очень ослабил оба этих государства.
В 1501 г. кызылбаши разгромили войско Альванда Ак Коюнлу и вступили в Тебриз. На время вытесненные оттуда, они снова овладели Тебризом и всем Азербайджаном. В Тебризе юный Исмаил в 1502 г. был провозглашен шаханшахом. Этот год считается годом снования Сефевидского государства. Хорасан и Систан вошли в состав Сефевидского государства; Гилян и Мазендеран подчинились еще раньше. Кызылбаши попытались завоевать и Среднюю Азию, но потерпели в 1512 г. серьезное поражение от узбеков. Вновь созданное государство, где утвердилась династия Сефевидов (1502-1736 гг.), стали называть Сефевидской или Кызылбашской державой. Прежние европейские востоковеды видели в Сефевидской державе иранское национальное государство. Созданная усилиями тюркских кочевых племен держава Сефевидов была конгломератом племен и народностей, в котором до конца XVI в. руководящая политическая роль принадлежала тюрко-азербайджанской кызылбашской военно-кочевой знати. Войско состояло в основном из ополчений кочевых племен, кызылбашских и других, в меньшей степени из ополчений оседлых феодалов. Иранский элемент - гражданская бюрократия и духовное сословие - занимал второстепенное положение. Языком двора и войска был азербайджанский. Шиизм имамитского толка стал государственным исповеданием, обязательным для всех мусульман. Сунниты, крайние шииты, - "еретические" течения суфизма подверглись гонениям / Симоновская, Ацамба, 1968, с.308/. Сефевидская держава была таким же светским государством, как и прежние государства Ирана. Феодальное общество Ирана в XVI в. представляло мало своеобразия по сравнению сXIV-XV вв. Руководящее положение по-прежнему занимала военная знать кочевых племен; теперь это были эмиры кызылбашских и курдских племен. Главы кочевых племен или их ветвей получали в кормление определенную территорию (улька). Правители областей - беглербеги и округов - хакимы назначались из знати тех же племен; при этом нередко их улька, а также кошун - племенное ополчение - передавались после утверждения шаха по наследству. Во внутренней и внешней политике Сефевидов прослеживается следующее. В апреле 1514 г. Селим I (сын и преемник турецкого султана Баязида II) начал войну; турки одержали 23 августа 1514 г. решительную победу над кызылбашами в Чалдыранской битве-и временно заняли Тебриз. Отказавшись заключить мир, предложенный Исмаилом I, Селим I продолжал войну с Ираном; ее продолжал затем и преемник Селима I султан Сулейман Кануни (1520-1566). Эта война, как и последующие османо-иранкие войны, велась под идеологической оболочкой борьбы суннизма с шиизмом, но в действительности борьба велась за стратегически важные территории, через которые пролегали и пути караванной торговли. В первой из этих войн (1514-1555) перевес и инициатива все время были на стороне Турции, Иран только оборонялся. Турки завоевали Западную Армению, Курдистан и Ирак Арабский (Багдад - 1534 г., Басру - 1546 г), вторгались в Западный Иран, трижды временно захватывали Тсбриз (1533 г., 1534 г., 1548 г) и даже Исфаган (1548 г). Мир с Турцией был заключен в Амасье в 1555 г. на следующих условиях: Ирак Арабский с Багдадом, Курдистан, Западная Армения и Западная Грузия отошли к Турции; Иран сохранил за собой Азербайджан, Ширван, Восточную Армению и Восточную Грузию; цари Картлии и Кахетии стали вассалами Ирана.
В отличие от энергичного и очень популярного Исмаила I шах Тахмасп I не был даровитым правителем, хотя, достигнув совершеннолетия, старался сам входить во все дела управления. Он ввел надбавки к поземельной подати; совершил ряд походов в Закавказье, укрепил свою верховную власть над Восточной Грузией; в 1538 г. присоединил Ширван, уничтожив государство ширваншахов и подавив там народное восстание. В последние годы правления Тахмаспа I внутреннее положение Ирана было тяжелым. Из - за роста налогов, недородов и эпидемий крестьянство обнищало, нападения разбойников и междоусобия феодалов привели к тому, что караванные пути стали небезопасны и частью были заброшены. Хорасан страдал от грабительских вторжений узбекских ханов. В 1535-1536 гг. Герат и его округ были охвачены восстанием ремесленников, городских низов и крестьян, вызванным поборами и насилиями шахского беглербега, его чиновников и военных слуг. В 1568 г. и Гиляне восстал Ахмед-хан Лахиджанский - владетель Бийе-пиш, к нему присоединились народные массы. И хотя хан был низложен и заключен в крепость Истахр, народные массы не прекратили борьбы, собрав в 1569 г.18-тысячное ополчение. В 1570 г. восстание было подавлено, наместником Гиляна был назначен седьмой сын шаха Махмуд-мирза, земли в Гиляне были разделены между эмирами племени устаджлу и других кызылбашских племен. Их притеснения уже в 1571 г. вызвали новое восстание крестьян и городских низов, подавленное в 1572 г. воинами племени устаджлу /Иванов, 1977, с.176/. Смерть шаха Тахмаспа I в мае 1576 г. вызвала смятение среди кызылбашской знати. "Высокий совет" (диване али) змиров и сановников провозгласил шахом сына Тахмаспа I Султан-Мохаммеда, по прозванию Ходабанде ("раб божий"). В 1578 г. турецкий султан Мурад III (1574-1595 гг.) восстановил вопреки Амасийскому договору 1555 г. крепость Каре и возобновил войну с Ираном. Теперь одной из задач Турции был захват стран Восточного Закавказья и западного побережья Каспия, отчасти для того, чтобы овладеть Волго-Каспийским путем, превратившимся в важную торговую артерию. Турецкие войска вторглись в Восточную Грузию, Восточную Армению, Азербайджан, повсюду сея смерть и разрушение. Между тем в Хорасане, номинальным наместником которого считался младший сын шаха Ходабанде - Аббас-мирза, его "воспитатель" Али-кули хан Шамлу в союзе с Моршид-кули ханом Устаджлу, поддержанные своими племенами, провозгласили в 1581 г. Аббас-мирзу (род. в 1571 г) шахом, дабы управлять от имени мальчика. Узнав об убийстве Хамзы - мирзы, единственного сильного противника, оба хана двинулись на Казвин и заняли его. Шах Мохаммед Ходабанде, занятый в то время подавлением народного восстания в Фарсе, был покинут своими войсками и вскоре умер. С помощью кызылбашских эмиров шестнадцатилетний Аббас I стал шаханшахом всего Ирана (1587-1629 гг.). В начале правления шаха Аббаса I, позднее прозванного Великим, внутреннее положение Ирана, как и внешнеполитическая обстановка, было очень тяжелым. Внешняя и внутренняя торговля сократилась. В связи с этим, а также в результате налоговой политики прежних шахов экономика Ирана переживала упадок. Внутри Ирана происходили междоусобия кызылбашских племен и местных феодальных владетелей, а также народные восстания, вызванные тяжестью налогов. Внутренняя политика шаха Аббаса I имела целью борьбу с феодальной раздробленностью и сепаратистскими стремлениями феодальных владетелей, укрепление центральной власти и превращение Ирана в сплоченное сильное государство / Акимкина и Люксембург, 1964, с.124/. Военная реформа Аббаса I имела политическое значение. Создание кадров постоянного войска уменьшило значение феодальных ополчений - не всегда надежных - и ослабило политическую роль военной знати кызылбашских и иных тюркских кочевых племен. При шахе Аббасе I была укреплена центральная власть и расширен бюрократический аппарат, иранский по своему составу. Иранский элемент стал политически господствующим. Реформы шаха Аббаса I способствовали развитию производительных сил и усилению политического значения иранских областей в системе государства Сефевидов. Во внешней политике шах Аббас стремился к установлению политических связей с европейскими государствами, враждебными Турции, так как готовился к войне с ней. В 1603 г. Аббас начал войну с Турцией; в этой войне впервые за столетие Иран наступал, а Турция оборонялась. В 1603 г., одержав победу у Суфиана, шахские войска взяли Тебриз, Джульфу, Нахичевань и Ереван. Между 1603 и 1607 гг. иранские войска отвоевали Азербайджан, Восточную Армению, Восточную Грузию, Луристан - все территории, захваченные турками между 1578 и 1590 гг. В 1623 г. шах Аббас I снова начал войну с Турцией и завоевал Багдад и весь Ирак Арабский, а также Джазиру (Верхнюю Месопотамию). Эта война продолжалась с переменным успехом и закончилась в 1639 г. уже после смерти Аббаса / Пигулевская, 1958, с.257/. При внуке и преемнике Аббаса I шаха Сефи (1629 - 1642 гг.), внешнеполитическое положение Ирана поколебалось. Шаху Сефи наследовал его сын Аббас II (1642 - 1666 гг.). При нем продолжался период экономического подъема Ирана, развивались торговые и дипломатические связи Ирана с Западной Европой. Укрепились и торговые связи Ирана с Россией. Феодальные отношения этого периода представляют мало своеобразия по сравнению с XIII - XV вв. Новым важным моментом в истории Ирана XVI в. было политическое объединение страны в рамках Сефевидского государства (после захвата Ирана Тимура и Тимуридов) - известный рост государственных земель, возрождение централистской тенденции к концу XVI в. и началу XVII в. Заключение
Иранское плоскогорье, большую часть которого занимает современный Иран, хранит следы поселения человека, насчитывающие 50 - 100 тыс. лет. С незапамятных времен его территория стала одним из важных маршрутов переселения народов, местом мирного созидательного труда, ареной жестоких военных сражений, расцвета и упадка могущественных государств. В начале I тыс. до н.э. значительная часть территории современного Ирана стала объектом завоеваний со стороны Ассирии и Урарту. Конец VII и начало VI вв. до н.э. были периодом могущества Мидийской державы в Иране. С середины VI в. до н.э. - Ахеменидская держава в Иране. В 20 - х гг. III в. н.э. - государство Сасанидов, возникновение которого ознаменовало начало периода разложения рабовладельческого строя и складывания раннефеодального общества на территории Ирана. Обострение классовых противоречий вызвало к жизни развитой бюрократический аппарат, призванный закрепить нарождающиеся феодальные отношения. В VI в. Иран переживал экономический подъем, сказавшийся, прежде всего, на развитии ирригации и земледелия. В середине VII в. Иран стал добычей арабских завоевателей, распространивших среди иранского населения ислам. К началу X в. раннефеодальное общество с сохранившимися патриархальным и рабовладельческим укладами переросло в Иране в развитое феодальное общество. К этому времени относится и падение владычества Арабского халифата в Иране, на территории которого в последующие три века сменилось несколько государственных образований. Тем не менее возрождение иранской государственности способствовало подъему экономики, развитию культуры. С начала XIII в. Иран вновь становится добычей иноземных завоевателей. До 1353 г. он почти целиком входил в состав созданного монгольскими захватчиками государства ильханов Хулагуидов, представлявшего собой внутренне противоречивое соединение монгольской раннефеодальной кочевой государственности с иранскими государственными институтами развитого феодализма. Миграция значительного числа монгольских и тюркских кочевников в Иран, организованные приемы опустошения целых районов и массового уничтожения мирных жителей, налоговая политика завоевателей привели к глубокому экономическому упадку. В конце XIV в. Иран был завоеван среднеазиатским эмиром Тимуром, после смерти которого страна оказалась разделенной между несколькими государственными образованиями, созданными тюрко-монгольской кочевой знатью. В 1502 г. на территории Ирана возникло единое Сефевидское государство. До конца XVI в. руководящая политическая роль принадлежала тюркской военно - кочевой знати. При шахе Аббасе I на время было покончено с феодальной раздробленностью и укрепление центральной власти; проведены им реформы, способствовавшие возрождению экономики, торговли. Оживленные торговые отношения поддерживались со странами Западной Европы, Россией, Индией, Китаем. У Бухарских ханов был отвоеван захваченный ими Хорасан, у султанской Турции - Азербайджан, Восточная Грузия, Лурестан, у Португалии - порт Хормоз на одном из островков Персидского залива, у Великих Моголов (Индия) - Кандагар. Иран стал одним из сильнейших в Азии государств. Цель дипломной работы заключалась в освещении политического и социально - экономического развития Ирана в эпоху средневековья. Феодализм в Иране имел свои особенности: 1. Значительные пережитки рабовладельческого строя в условиях восточного феодализма. 2. Своеобразие феодальной земельной собственности, где долгое время в ряде стран до самого позднего средневековья земля принадлежала феодальному государству в лице его главы - того или другого государя. Крестьяне оставались на положении крепостных государственных крестьян, плативших феодальную ренту - налог непосредственно государству. Также существовала и развивалась за счет государственного землевладения и частная феодальная собственность. Борьба этих двух видов феодального землевладения проходит через всю историю средневекового Ирана. Список использованной литературы
1. Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI - XII вв. М., 1991. 2. Агаджанов С.Г. Аграрная терминология Средней Азии и Ирана. Ашхабад, №4, 1965. 3. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М., 1981. 4. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. Алма-Ата, 1971. 5. Акимкина Н. и Люксембург М. Практикум по истории стран зарубежного Востока. /Индия, Иран, Турция/ М., 1964. 6. Ближний и Средний Восток. (Сб. ст). М., 1968. 7. Берар В. Персия и Персидская смута. Пер. с фр. Под ред. И.М. Бикермана. Брокгауз-Ефрон, 1912. 8. Васильев Л.С. История Востока. М., 2003. 9. Васильев Л.С. Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. // Народы Азии и Африки, №6, 1965. 10. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987. 11. Зайончковский А. Персидский источник по истории Ак - Коюнлу. // Народы Азии и Африки, №4, 1965. 12. Иванов М.С. Очерк истории Ирана. М., 1952. 13. Иран. История и культура в средние века и новое время. (Сб. ст). М., 1980. 14. Иран. История и современность. (Сб. ст). М., 1983. 15. Иран (Сб. ст). М., 1971. 16. Иран. Экономика. История. Историография. (Сб. ст). М., 1976. 17. История Востока: В 3 - х т. / Отв. ред. Якобсон /. М., 1982. 18. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Под ред. Н.В. Пигулевской. Л., 1958. 19. История Ирана. Под ред. Иванова М.С. М., 1977. 20. Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 2-й. Л., 1968. 21. История стран Азии и Африки в средние века. Под ред. Симоновской Л.В., Ацамба Ф.М. М., 1968. 22. Историография и источниковедение стран Азии и Африки. Вып.8. /. Под ред. Березного / Л., 1990. 23. Историография и источниковедение Стран Азии и Африки. Вып.12. /. Под ред. Желтякова / Л., 1990. 24. История стран Востока. Проблемы социально - экономической истории феодализма в странах Востока. М., 1969. 25. Историография стран Востока. (Проблемы феодализма). М., 1977. 26. История Востока. В 6-ти т. / Гл. ред. Якобсон /.М., 2002. 27. История иранского государства и культуры. К 2005-летию Иранского государства. М., 1971. 28. История древнего мира. / Кн.3/Упадок древних обществ. Луконин В.Г. "Сасанидская держава в III - V вв." М., 1982. 29. Маркс К. Капитал. Т.3, Госполитиздат., 1950. 30. Кузнецов В.С. Последний правитель Ираншахра. Новосибирск, 1991. 31. Культурное наследие Востока. Отв. ред. Ю.В. Бромлей. Л., 1985. 32. Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами: (Иран при "праведных халифах"). М., 1982. 33. Нагель Т. Тимур - завоеватель и Исламский мир позднего средневековья. Ростов-на-Дону, 1997. 34. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. Изд.2-е. М., 1977. 35. Никифоров В.Н. История стран Азии и Африки в "Historia mundi". // Народы Азии и Африки, №2, 1963. 36. Основные проблемы генезиса и развития феодального общества. М - Л., 1934. 37. Пигулевская Н.В., Луконин В.Г. Иран в эпоху Сасанидов. Очерки по истории культуры. // Народы Азии и Африки, №4, 1962. 38. Социальная история народов Азии. М., 1975. 39. Средневековый Восток. М., 1980. 40. Типы общественных отношений на Востоке в средние века. (Сб. ст). М., 1982. 41. Фильшинский И.М. История арабов и халифата.2 - е изд. М., 2001. 42. Чистякова Т.А. Арабский халифат. М., 1962.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.056 с.) |