Беларусь через постоянное представительство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беларусь через постоянное представительство



 

При обложении налогом на прибыль иностранных предприятий важное значение имеет налоговая юрисдикция того или иного государства. Этот вопрос решается на основе двух критериев: резидентства и территориальности. Первый критерий предусматривает, что доходы резидентов данной страны (полученные как на территории страны, так и за ее пределами) подлежат обложению в этой стране. Например, в Великобритании корпорационным налогом облагается прибыль нерезидентов в случае, если они осуществляют торговлю в Великобритании через свои филиалы или отделения.

До настоящего времени между различными странами существовали значительные различия в определении резидентства, что приводило к случаям двойного резидентства в отношении некоторых компаний. Решение этой проблемы производится путем заключения соглашений между странами. В них окончательным критерием обычно является место расположения центра фактического руководства. Этот критерий получил широкое распространение и включен в качестве рекомендаций в типовые проекты налоговых соглашений [7, с. 91].

Критерий территориальности основывается на национальной принадлежности источника дохода. Он устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат только доходы, извлеченные на ее территории. При этом любые доходы, получаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.

В связи с тем, что нет единообразия в применении этих критериев во всех странах, возникает, упомянутая выше, проблема двойного налогообложения. Решение этой проблемы затруднено, так как выбор критерия связан с национальными интересами различных стран. Так, для стран, компании которых получают значительные прибыли от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, желательно разграничение налоговой юрисдикции на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное место занимает иностранный капитал, желателен критерий территориальности.

Отдельные страны применяют различные сочетания этих критериев. США, Великобритания берут за основу критерий резидентства, который в зависимости от конкретных интересов страны дополняется территориальным критерием. Страны Латинской Америки устанавливают налоговую юрисдикцию на основе преимущественного применения критерия территориальности, который имеет важное значение в налоговой практике Франции, Швейцарии и других стран.

Соглашения по вопросам налогообложения направлены на урегулирование налоговых взаимоотношений между странами путем закрепления за каждым государством права налогообложения определенных видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами из одной страны в другой стране, а также имущества этих лиц, расположенного на территории другого государства.

На практике встречаются две группы налоговых соглашений: специальные (ограниченные) которые регулируют ограниченный круг вопросов (международные перевозки, таможенные пошлины, льготный налоговый режим и т.д.), и общие, наиболее распространенные.

При заключении налоговых соглашений государства решают следующие основные задачи:

- определение схемы устранения двойного налогообложения. За каждым из договаривающихся государств закрепляется исключительное право взимать налоги с того или иного дохода;

- установление механизма двойного налогообложения, когда право налогообложения сохраняется за обоими государствами;

- защита плательщика от дискриминационного обложения в других государствах;

- взаимный обмен информацией с целью выполнения конвенции и выявления уклоняющихся от налога.

При этом рассматриваются четыре группы вопросов: сфера применения конвенции; распределение налогов между государствами; устранение двойного налогообложения; правила поведения. Определяются также перечень лиц и виды налогов, которые регулируются этим соглашением, а также понятийный аппарат (лицо, компания, резидент, постоянное представительство и др.).

Как правило, двойное налогообложение устраняется либо методом освобождения, либо предоставления налогового кредита.

Во всех соглашениях, заключенных бывшим СССР, предусматривается применяемое на взаимной основе и при выполнении соответствующих условий полное либо частичное освобождение отдельных видов доходов и имущества от налогообложения в одном из государств, а также процедура устранения двойного налогообложения доходов и имущества.

С помощью таких соглашений достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов юридических и физических лиц между налоговыми властями стран - партнеров, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима налогообложения.

Соглашения построены на принципах двусторонних договоренностей между странами – партнерами, за исключением соглашений между странами – бывшими членами СЭВ, которые заключены на многосторонней основе.

При наличии общего или специальных налоговых соглашений для каждой из сторон и при выполнении установленных этими актами условий предусматривается льготный режим налогообложения определенных видов доходов и имущества.

Льготы по налогообложению юридических и физических лиц различаются в зависимости от конкретных соглашений. Отсутствие соглашения не дает права на получение каких-либо специальных налоговых льгот в стране – источнике дохода. В этом случае применяется национальное налоговое законодательство страны, где получен доход.

Действующие соглашения по вопросам налогообложения позволяют определить налоговый статус иностранных или российских юридических и физических лиц, осуществляющих разрешенную в установленном порядке деятельность.

В общих налоговых соглашениях, как правило, предусматривается, что положения данного соглашения не затрагивают других действующих соглашений, в которых каким-либо образом регулируются вопросы налогообложения и которые были заключены ранее или могут быть заключены между договаривающимися государствами. Однако в том случае, если общее налоговое соглашение предусматривает более благоприятный налоговый режим, применяется это соглашение.

Положения соглашений по вопросам налогообложения не затрагивают налоговых привилегий сотрудников дипломатических и консульских представительств (включая приравненные к ним другие организации и учреждения), установленных общими нормами международного права или на основании международных соглашений.

Плательщиками налога на прибыль являются ино­странные предприятия, осуществляющие предпри­нимательскую деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, располо­женное на территории Республики Беларусь.

Под постоянным представительством иностран­ного юридического лица, расположенным на террито­рии Республики Беларусь, для целей налогообложения понимается:

- обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская деятельность иностранного юридического лица на территории Республики Беларусь, в том числе:

а) место производства и (или) реализации продукции:

б) место реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с условиями договора поручения, комиссии или аналогичных договоров в интересах и в польз) иностранного юридического ли­ца, в том числе когда юридическое или физическое лицо на основании договоров представляет интересы иностранного юридического лица в Республике Бела­русь, действует от его имени и (или) имеет полномо­чия на заключение договоров (то есть на согласование их существенных условий вне зависимости от предос­тавленного ему права подписи) от имени иностранного юридического лица или от своего лица, но по поруче­нию и в пользу иностранного юридического лица.

Иностранное юридическое лицо считается имею­щим обособленное структурное подразделение (учре­ждение), т.е. осуществляющим деятельность через по­стоянное представительство, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, в том числе через бюро, конто­ру, склад (таможенный склад, склад завода-изго­товителя, производящего продукцию по заказу ино­странного юридического лица на давальческих усло­виях, и т.д.), агентство, мастерскую, место на рынке, место производства продукции, место управления, ор­ганизует реализацию товаров, находящихся на скла­дах, площадях заводов-изготовителей, расположенных на территории Республики Беларусь, с привлечением лиц для заключения ими на территории Республики Беларусь договоров (осуществление действий, приво­дящих к последующему подписанию договоров) на реализацию товаров, эксплуатирует основные средства и установки, расположенные в фиксированном месте, занимается разработкой природных ресурсов, выпол­няет работы, оказывает услуги, используя фиксиро­ванное место, осуществляет работы по строительству, ремонту, реконструкции, монтажу, сборке, наладке оборудования (за исключением случаев монтажа, сборки, наладки оборудования в рамках внешнетор­говых контрактов, когда выполнение указанных ра­бот является неотъемлемым условием продажи обо­рудования и осуществляется иностранным юридиче­ским лицом, реализующим это оборудование, если работы не являются самостоятельной частью или разделом договора) [10, с. 96].

Иностранное юридическое лицо считается осуще­ствляющим деятельность через постоянное представи­тельство, если оно имеет обособленное структурное подразделение (учреждение) на территории Республи­ки Беларусь и осуществляет предпринимательскую деятельность через такое обособленное структурное подразделение (учреждение), находящееся на террито­рии Республики Беларусь, независимо от того, при­надлежит, арендуется, находится в распоряжении или используется иностранным юридическим лицом находящееся на территории Республики Беларусь обособленное структурное подразделение (учреждение).

Иностранное юридическое лицо считается осуще­ствляющим деятельность через постоянное представи­тельство на территории Республики Беларусь, если имеющееся на территории Республики Беларусь его обособленное структурное подразделение (учрежде­ние) хотя и не было организовано для временного ис­пользования, фактически использовалось короткий (непродолжительный) период времени, либо было предназначено с самого начала для кратковременного использования при осуществлении предприниматель­ской деятельности, либо оно использовалось для за­ключения договоров на реализацию товаров или иных вещей, работ, услуг или имущественных прав вне за­висимости от того, кто и на чьей территории подписы­вал договор на реализацию [сотрудник обособленного структурного подразделения (учреждения) или долж­ностное лицо головной компании}.

Не считается постоянным представительством (учреждением) иностранного юридического лица ме­сто, используемое исключительно для одной или не­скольких целей, указанных ниже:

- хранения, демонстрации или поставки товаров собственного производства;

- закупки товаров для иностранного юридического лица;

- сбора или распространения информации для иностранного юридического лица или осуществле­ния иных видов деятельности, если при этом его деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер.

Перечисленные выше виды деятельности не приво­дят к образованию постоянного представительства, даже если они осуществляются через обособленное структурное подразделение (учреждение) при условии, что эти виды деятельности отдельно или в их совокуп­ности носят подготовительный или вспомогательный характер.

Виды деятельности иностранного юридического лица на территории Республики Беларусь рассматри­ваются как подготовительные или вспомогательные, если функции, выполняемые обособленным структур­ным подразделением (учреждением) для головной компании, носят подготовительный, вспомогательный характер по отношению к деятельности иностранного юридического лица, за осуществление которой голов­ная компания получает выручку.

Ввоз (вывоз) иностранным юридическим лицом в (из) Республику Беларусь товаров, иных вещей, работ, услуг или имущественных прав, иное перемещение товаров пли иных вещей при отсутствии признаков постоянного представительства не считается постоян­ным представительством этого иностранного юриди­ческого лица в Республике Беларусь.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная иностранным юридическим лицом через постоянное представительство на территории Респуб­лики Беларусь.

Налогообложению подлежит прибыль иностранно­го юридического лица, полученная через постоянное представительство, расположенное на территории Рес­публики Беларусь, и представляющая собой сумму при­были, полученной от реализации товаров (работ, услуг), а также иных ценностей и имущественных прав, и дохо­дов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, непосредственно связанных с осуществлением деятельности через посто­янное представительство, понесенных как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.

Налогообложению подлежит только та прибыль иностранного юридического лица, которая возникает в связи с его деятельностью через постоянное предста­вительство, находящееся в Республике Беларусь, неза­висимо от того, поступает ли выручка на счета, откры­тые в банках Республики Беларусь, получена она от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей или имущественных прав юридическим и (или) физи­ческим лицам Республики Беларусь или юридическим и (или) физическим лицам иностранного государства.

Облагаемая налогом прибыль уменьшается на сумму исчисленного налога, на недвижимость за основные средства. При определении налогооблагаемой прибыли, по­дученной иностранным юридическим лицом через постоянное представительство, расположенное на терри­тории Республики Беларусь, иностранное юридическое лицо пользуется всеми льготами по налогу на при­быль, предусмотренными законодательными актами, если иное не предусмотрено международными согла­шениями.

Прибыль иностранного юридического лица, осуще­ствляющего на территории Республики Беларусь дея­тельность через постоянное представительство, обла­гается налогом по ставкам, предусмотренным зако­нодательными актами Республики Беларусь.

Налог на прибыль иностранного юридического ли­ца исчисляется непосредственно плательщиком по месту нахождения постоянного представительства иностранного юридического лица.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на при­быль по текущим платежам представляется в налого­вый орган ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, иностранным юридическим лицом, открывшим представительство и (или) осуще­ствляющим деятельность через постоянное представи­тельство

Внесение текущих платежей по налогу на прибыль производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, согласно представленной в налоговый орган налоговой декла­рации (расчета) по налогу на прибыль.

Иностранные юридические лица, открывшие пред­ставительство и (или) осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представитель­ство, не позднее 15 апреля года, следующего за отчет­ным, представляют в налоговый орган по месту нахо­ждения представительства и (или) постоянного пред­ставительства отчет о деятельности в Республике Беларусь (в произвольной форме), налоговую деклара­цию (расчет) о доходах, а также налоговую деклара­цию (расчет) по налогу на прибыль с уточняющими показателями.

Налог на прибыль уплачивается в 10-дневный срок со дня, установленного для представления нало­говой декларации (расчета) о доходах иностранного юридического лица.

Налоговая декларация (расчет) о доходах ино­странного юридического лица подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.015 с.)