Тема. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и русском государстве (до XVII В. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и русском государстве (до XVII В. ).



План семинарского занятия

1. Воспитание и обучение у древних славян.

2. Развитие педагогической мысли в педагогических памятниках древнерусской литературы. Педагогические памятники X-XII вв. («Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись» и др.).

2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-ХIII вв.

3. Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.

4. Образование в Русском государстве в XVII в.

5. Педагогическая мысль в России к концу XVII в.

 

Семинарское занятие №9

Тема. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в России в XVIII – XIX в.

План семинарского занятия

1. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в.

1.1. Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ.

1.2. В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России.

1.3. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

1.4 Педагогические взгляды Г. С. Сковороды.

1.5. Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Новикова.

1.7. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.

2. Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в.

2.1. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова.

2.2. Идея «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и ее реализа­ция в практике работы Яснополянской школы. Л.Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Учебные книги Л.Н. Толстого для народной школы.

2.3. Социально-педагогические взгляды Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.

2.4. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д. Ушинского. Разработка К.Д. Ушинским вопросов дидак­тики. Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Учебные книги К.Д. Ушинского. Требования педагога к учителю. К.Д. Ушинский и современность.

Тема 4. Основные направления развития российской школы и педагогической мысли в XX – начале XXI вв.

Семинарское занятие №10

Тема. Отечественная педагогика в XX в.

План семинарского занятия

1. Вклад русских ученых в развитие педагогики в начале XX века (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев).

2. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского.

3. С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики.

4. «Трудовая школа» П.П. Блонского.

5. Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. Влияние трудового воспитания на формирование личности. Воспитание в семье.

 

Семинарское занятие №11

Тема. Отечественная педагогика в конце XX – начале XXI вв. Современная школа и основные направления ее развития.

План семинарского занятия

1. Зарождение и развитие педагогики сотрудничества. Педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Ш.А.Амонашвили и др.).

2.Современная российская школа и основные направления ее развития: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация. Процесс интеграции национальных систем образования.

3. История образования и педагогической мысли в Луганской области.

4. Основные задачи, проблемы и перспективы развития образования в Луганской Народной Республике.

 

2. Выполнить задания для самостоятельной работы

Заполнить таблицы для самостоятельного заполнения при подготовке к семинарским занятиям, экзамену.

Таблица 1. Взгляды отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов

Педагог, страна

Взгляды педагога

Особенности мировоззрения педагога Природа ребенка и его развитие Цели и принципы обучения и воспитания Организа-ционные формы обучения Основные направления и аспекты воспитания Роль учителя и требования к нему Роль семьи в воспитании Что нового внес в педагоги-ческую теорию и практику
                 

Таблица 2. Зарубежные образовательные системы и заведения

Страна, эпоха Структура образовательной системы государства Характеристика основных учебных заведений школьного типа Характеристика учебных заведений высшей ступени Особенности домашнего образования
         

Таблица 3. Практика воспитания и обучения в истории России

Особенности народной педагогики славян Образование в Киевской Руси Монастырские школы Средневековья Учебные заведения эпохи Петра I Реформы образования в эпоху Екатерины II Реформы образования XIX в.
           

 

Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплины

1. Торосян В.Г. История педагогики и образования: учебник / В.Г. Торосян. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 498 с.

2. Вентцель К.Н. Избранные труды /Сост. и авт. предисловия М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. – М., 1999.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб.для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Джуринский, А. Н. История педагогики: Учеб.пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Дидактический материал и методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Философия и история образования». Ч. 1 / Сост. С. А. Воронина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002.

6. История воспитания и образования в России XVIII века. Ч. 2: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Д. И. Латышина.– М.: Изд-во Рос.открытого ун-та, 1992.

7. История отечественного образования (IX–XIX вв.). Учеб.пособие / Под общ. ред. проф. Д. М. Забродина.– М.: Исследоват. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2003.

8. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

9. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

10. Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина.– М.: Гардарики, 2005.

Вопросы к экзамену

 

1. Развитие школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации. Религиозно-философские источники Древнего Востока о воспитании и обучении детей. Педагогическое учение Конфуция.

2. Воспитание и школа в Древней Греции. Педагогические идеи мыслителей Древней Греции и Древнего Рима (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтиллиан).

3. Истоки гуманистических идей. Педагогические взгляды педагогов-гуманистов в эпоху Возрождения.

4. Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского средневекового Востока.

5. Я.А. Коменский как основоположник педагогики как науки. Принцип природосообразности Я.А. Коменского и современность.

6. Д. Локк как представитель английского просвещения. Д. Локк о воспитании джентльмена.

7. Ж.-Ж. Руссо как основоположник теории «свободного воспитания». Теория «свободного воспитания» и современность.

8. Проблема факторов формирования человека в трудах К.А. Гельвеция и Д. Дидро.

9. Идея развивающего обучения в педагогической системе И.Г. Песталоцци.

10. И.Ф. Гербарт как основоположник традиционной педагогики и школы.

11. Ф.В.А. Дистервег о принципах природосообразности, культуросообразности и самодеятельности в воспитании и обучении.

12. Д. Дьюи как основоположник прагматической педагогики.

13. Развитие экспериментальной педагогики в конце Х1Х-начале ХХ вв. «Педагогика действия» А. Лая.

14. Теория «свободного воспитания» М. Монтессори и теория «нового воспитания» С. Френе.

15. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы» Г. Кершенштейнера.

16. Современная зарубежная школа: проблемы, тенденции, перспективы развития.

17. Основные направления современной зарубежной педагогики.

18. Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв). Литературные памятники Киевской Руси как источники сведений о педагогической мысли («Изборник Святослава», «Поучение детям» князя Мономаха, «Пчела», «Русская правда»).

19. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (ХIV-ХVII вв). Литературные источники Русского государства ХIV-ХVII вв., содержащие сведения о воспитании («Домострой», «Азбука» И. Федорова, «Азбуковники», «Гражданство обычаев детских»).

20. Развитие светской государственной школы в России в ХVШ в. Педагогическая мысль России ХVШ века.

21. Основные тенденции развития образования и школы в России в Х1Х в. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России.

22. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о теории «свободного воспитания» в России.

23. Развитие педагогической мысли в России в конце Х1Х-начале ХХ вв.: экспериментальная педагогика (А.Ф. Лазурский); развитие педологии (А.П. Нечаев); эволюционная педагогика (В.П. Вахтеров); антропологическое направление (П.Ф. Каптерев); теория физического образования (П.Ф.Лесгафт); рефлексологическая педагогика (В.М. Бехтерев); теория всеобщего обучения аномальных детей (В.П. Кащенко).

24. Некоторые проблемы развития советской школы и педагогики в контексте мирового историко-педагогического процесса. Классификация истории советской школы и педагогики.

25. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко. А.С. Макаренко как основоположник теории коллективного воспитания. Теория коллективного воспитания и современность.

26. Педагогическая деятельность и взгляды С.Т. Шацкого.

27. Педологически ориентированная педагогика П.П. Блонского.

28. В.А. Сухомлинский как виднейший представитель гуманистической педагогики.

29. Основные тенденции и проблемы развития образования в России на современном этапе.

30. Развитие педагогической мысли России на современном этапе: цели, ценности, модели, перспективы.

31. Эволюция принципа природосообразности в истории мировой педагогики.

32. Эволюция принципа культуросообразности в истории мировой педагогики.

33. Развитие теории «свободного воспитания» в истории мировой педагогической культуры.

34. История развития антропологического знания. Философско-педагогическое наследие российского зарубежья (С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

35. Поиски педагогами-новаторами путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности. Развитие педагогики сотрудничества в 90-е годы ХХ века в России (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Иванов и др.).

36. Концепции и реалии поликультурного воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.014 с.)