Тярндарач (Сретение Господне, 14 февраля) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тярндарач (Сретение Господне, 14 февраля)



 О языческих истоках празднования Тярндарача почти ничего не известно. Поскольку у древних армян февраль называется Мегекан - по имени языческого бога огня Мигр - можно предположить, что Тярндарач праздновался в феврале, поэтому в дальнейшем он был приурочен ко дню Сретения Господня - к 14 февраля.

 Накануне вечером, 13 февраля, люди со свечками в руках приходили в церковь. Юноши подставляли под свечи свои шапки, чтобы в них накапало несколько капель воска. Считалось, что это защищает от удара молний. Эти свечи хранили в доме и зажигали, когда шел град, чтобы он не погубил урожай, или же в засуху, прося дождя. В конце молитвы все зажигали свечи от свечи священника и несли домой, чтобы ими зажечь костры. Молодожены прыгали через костер, и только после этого зять имел право свободно входить в дом тестя. Бесплодные женщины прыгали через костер с надеждой на выздоровление. Малыши бросали в костер специально связанные носочки, чтобы Бог послал им какой-нибудь подарок. Угли от костров складывали в курятнике для того, чтобы куры лучше неслись. С Тэрднэза начинался весенний сев, с его огнем увеличивалась животворящая сила солнца, и люди, отмечая этот праздник, просили изобилия и плодородия.

 

Барекендан (Масленица)

 Барекендан - первый весенний праздник армянского календаря, отмечаемый в течение двух недель до большого Поста. Во время этого праздника мужчины ходили по домам, их визиты превращались в долгие пиршества. Веселились все: и взрослые, и дети. Во время Масленицы нарушались принятые обществом нормы этикета. Ставились пародийные сценки, сатирически высмеивающие пороки и снобизм знати. Такие представления в эти дни не считались оскорбительными. Этот праздник известен также под названием "еди орер" - "последние зимние дни", а "Барекендан" означает приветствие, пожелание, обращение к пробуждающейся природе. Каждый большой церковный праздник имеет свою масленицу, после которой начинается пост данного праздника. Самой значимой и продолжительной из маслениц является Бум Барекендан, который длится две недели, а после него начинается большой Пост. Масленица Бум Барекендан сопровождается карнавалом, действие которого сходно с празднованием в старину этого праздника пробуждения природы и всего живого. Встреча этого таинства природы сопровождалась всеобщим весельем, увеличивающим плодородие земли. Дабы умилостивить природу, устраивали большие пиршества на полях, так как именно там собирали через год урожай.

 

Святой Саркис

 Празднику святого Саркиса предшествует однодневный пост, идущий после Арачаворац пагоц - пятидневного поста, который установил Григорий Просветитель. Этот пост отличается от всех других тем, что для него существует специальное блюдо: из особым образом приготовленной пшеницы (похиндз) делается каша (хашил). Похиндз оставляют на подносах на ночь во дворе. Если утром в похиндзе обнаруживают след копыта, это означает, что св. Саркис, проезжая на своем коне, отметил справедливость, богоугодность оставившего похиндз. Праздник святого Саркиса был одним из самых почитаемых у армян. Им начинается Масленица, за которой следует предпасхальный Великий Пост (49 дней). Таким образом, предваряя Пасху, которая отмечается в разные годы в различные дни (подвижность 35 дней), праздник Сурб Саркис также отмечается в различные дни - с 18 января по 23 февраля. Святой Саркис выступает защитником и помощником влюбленных. Поэтому праздник этого святого особенно радостно встречается всеми влюбленными, которые в эти дни желают друг другу счастья и любви.

 

Цахказард (Вербное воскресенье, 31 марта)

 Отмечается на шестой неделе Великого Поста. Верба - символ оплодотворенной природы - выступает в этот день в качестве посредника между человеком и природой. Вербное воскресенье - праздник, издревле отмечаемый христианами.

 Молодежь приносит ветки вербы с набухшими почками в церковь, где священник освящает их. Освященные ветки вербы кладут в амбары, чтобы было много хлеба, бросают их вверх, чтобы остановить град, преподносят невесте, чтобы через них передать ей оплодотворяющую силу природы.

 

Меци Пагк (Великий Пост)

 Великий, или сорокадневный, Пост начинается сразу после Арачаворац поста и завершается Пасхой. Он длится семь недель. В старину в воскресные дни пост не соблюдался, согласно традциям 34 Апостольских канонов. Во время Великого Поста из обрядов и таинств допускается только крещение. Воскресенья Великого Поста имеют свои названия. Первые два - Артаксман, 3-е - Анараки, 4-е - Тнтеси, 5-е - Датавори, 6-е - Галстян, 7-е - Цахказард. Это связано с шараканами - притчами и чтениями, которые поются в эти дни. Каждое из названий связано с определенным библейским эпизодом: Артаксман - "Исход" - с исходом Адама и Евы из рая, Анараки - "Блудный" - с возвращением блудного сына, Тнтеси - "Домоправитель" - с притчей Христа о добром домоправителе, Датавори - "Судья" - с притчей о несправдливом судье и бедной женщине, Галстян - с преданием о первом и втором пришествиях Христа, и Цахказард - "Вербное воскресенье" - с преданием о входе Христа в Иерусалим.

 Во время Великого Поста в каждом доме подвешивали или лук, или яблоко, или шарик из теста. В шарики обычно втыкали семь перьев. В разных местах эти шарики называли по-разному: в Басене - Ахелуц, в Казахе - Папи плор.: Каждое воскресенье снимали по одному перу - так отмечали течение поста. То же проделывали с четырьмя белыми и тремя черными перьями, которые получили название аглатизы. Белые символизировали зиму и пушистый снег, а черные - весенние дни, когда обнажается земля. В народе верили, что если кто- то не соблюдает пост, то аглатиз выколет ему глаз.

 В день Цахказарда дети и молодые ходили по домам с ветками, пели песни, получали в дар яйца, которые собирали для Пасхи. Молодые невесты только после Цахказарда имели право входить в отцовский дом. Цахказард - это еще и праздник весны (Царамут, или Царебер - от слова, означающего "дерево"), и в церкви помимо чтения, которое относится к торжественному входу Христа в Иерусалим, традиционно прочитывается и часть из книги Песни Песней, где восхваляется весна.

 

Затик (Пасха)

 Великий Пост завершается Пасхой - праздником воскресения Христа. Перед Псхой люди старались забыть все раздоры, помириться, покаяться. Пасха начиналась сразу же после богослужения. Хозяйки в этот день обязательно красили яйца.

 Яйцо - очень древний символ. У многих народов принято дарить яйца. Древние греки подносили яйца своим богам. У персов в час весеннего равноденствия знать приходила к шаху, чтобы получить от него яйцо, нередко золотое. У евреев обязательный атрибут пасхального стола - вареные яйца. Во многих религиях яйцо символизирует воскресение и жизнь. У армян крашеное яйцо символизирует землю, очищенную от греха пролитой кровью Спасителя. Яйца в праздник Пасхи люди несли в церковь для освящения, после богослужения ходили друг к другу в гости, дарили яйца. На Пасху делалось множество пожертвований.

 Для определения точного дня Пасхи в 325 году Никейский Вселенский собор постановил, что христианская церковь должна отмечать этот праздник в воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия, если же полнолуние в марте наступает раньше 21-го числа, то Пасху следует отмечать в одно из воскресений в период с 21 марта по 25 апреля. Еще в средневековье пасхальные календари были рассчитаны с исчерпывающей точностью на многие столетия.

 

Амбарцум (Вознесение)

 Празднование Вознесения, известное по армянским календарям как "Джан гюлум" ("День молочного супа"), отмечается на 40-й день после Пасхи. По преданию, после воскресения Христос в течение 40 дней был с людьми и своими учениками, и вознесся на небо в четверг на шестой неделе после Пасхи. Этот праздничный день молодые женщины и девушки проводили на полях и в горах, среди цветов и у родников. Поскольку праздник отмечался в период, когда земля уже оплодотворена, считалось, что эта способность земли через цветы передается людям.

 Амбарцум еще известен и как праздник Вичак (жребий). По традиции, в среду вечером молодые девушки собирали в один кувшин воду из семи родников, песок из горных рек, росу и цветы. После этого опускали в кувшин меты: кольца, пуговицы, камешки, и держали его всю ночь под открытым небом, предавая его свету звезд и луны. Делалось это для того, чтобы небо и звезды передали каждому фантику судьбу его хозяина. Утром следующего дня собирали цветы и плели из них венки, один из которых обязательно был большим, имел форму креста и назывался Цахкамер (мать цветов). Затем пели "Джан гюлум" и наудачу вынимали вещицы из заветного кувшина, по одной после каждого куплета и то, о чем говорилось в куплете, являлось предсказанием для хозяйки вещицы. После чего участвовавшие в обряде молодые девушки несли Цахкамер в церковь.

 

Вардавар (Преображеие)

 После церковного праздника Преображения Иисуса Христа, после литургии, у армян начинается народное гуляние Вардавар. Это - древний праздник, истоки которого в народных преданиях. Легенда гласит, что в далекие времена жил очень богатый и злой человек, который похищал красавиц. И никто не мог спасти их. Но вот родился храбрец по имени Вардан и спас находившихся в плену девушек. В знак благодарности девушки встретили Врдана букетами цветов, песнями и танцами. С тех пор и празднуется Вардавар. Отмечают его на 98-й день после Пасхи. В этот день повсюду царит веселье - все поют, танцуют, устраивают пиршества на природе, обливают друг друга водой.

 Обливание водой - не просто праздничная игра, это торжественное ритуальное действо. Истоки этого ритуала теряются в глубокой древности. Происхождение Вардавара связано с языческим культом Анаита, символом материнства, плодородия и чистоты. Слово "вард" на санскрите означает "вода", а "вар" - "брызгать" - так семантика слова указывает на ритуал. По легенде о Ное, он дал своим детям наказ каждый год обливать друг друга водой, чтобы не забывать о потопе.

 Считается также, что Вардавар связан с культом Астхика. По языческим поверьям, Астхик имел розовые пальчики и, когда он ходил по земле, следом тотчас вырастали розы. Слово "вард" в переводе с армянского означает "роза". Вардавар - один из самых любимых народных праздников в Армении, его всегда ждут с нетерпением.

 

Святой Крест

 Армянская Апостольская Церковь в своем календаре имеет четыре праздника, которые связаны со Святым Крестом: Хачверац, Варага Сурб Хач, Гют Хач и Еревман Хач. Из этих праздников главным и самым торжественным является Хачверац, который в народе называют также Сурб Хач (что в переводе и означает "Святой Крест").

 Хачверац. В 610 году персидский правитель Хосров II-й напал на Византию, и в 614 году покорил Иерусалим, убив 50 тысяч и отослав в ссылку 30 тысяч человек. Среди трофеев оказалась святыня святынь - животворящий крест Христа. Византийский император Геракл сформировал войска для нападения на персов. В войсках был и армянский полк под командованием князя Мжежа Гнуни. Геракл одержал победу над персами и освободил Иерусалим. В мирном договоре первым пунктом было условие возвращения Святого Креста. Святой Крест торжественно перевезли в Константинополь, а потом вернули в Иерусалим. В честь этого дня (14 сентября) был установлен праздник. У армян этот день отмечают в воскресенье между 11-м и 17-м сентября.

 Варага Сурб Хач. В конце III века Святые девы игуменьи Гаяне спрятали в пещере горы Вараг (юго-западнее от Вана) святые мощи, которые они носили с собой. Это был отломанный кусочек от животворящего креста Господа. В 653 году отшельник Тондик со своим учеником Овелем во время молитвы услышали голос, а потом увидели яркий свет в окружении 12 световых колонн. Свет распространялся в сторону пещеры и остановился на святых мощах. Это явление света с колоннами продолжалось 12 дней. Люди, издалека увидев свет, пришли к пещере со священником и торжественной свитой. Среди них были и ктоликос Нерсес Шинох (шинох - строитель) и сын Рштуниского нахарара Теодороса Вардан. На этом месте была построена церковь Сурб Ншан (Святое Знамение). Праздник Варага Суб Хач празднуется после Хачвераца - в 3-е воскресенье.

 Гют Хач (гют - находка, хач - крест). В 327-м году мать великого императора Константина, императрица Эгине, поднялась на Голгофу, чтобы найти крест, на котором распяли Христа. Это место в то время было уже забыто и превращено в свалку. Усилиями Эгине место было расчищено. Там нашли три креста (два из них принадлежали разбойникам, которых распяли вместе с Христом). Для определения Святого Креста привезли труп молодого человека и поочередно клали его на кресты. И когда тело положили на крест Спасителя, произошло чудо воскрешения. Это было 26 октября - отсюда и повелось отмечать праздник Гют Хач в ближайшее к 26 октября воскресенье.

 Еревман Хач (еревман - видение). В 351 году, 7 мая, в Иерусалиме видели на небе большой крест от Голгофы до Маслинных гор. У армян в честь этого события в 5-е воскресенье после Пасхи празднуют Еревман Хач праздник. Варага Сурб Хач празднуют только армяне, Еревман Хач - армяне и греки, а Хачверац и Гют Хач - все христианские церкви.

 

 

Болгары

Краткая справка

В 1773-1774 годах русская армия разбила турецкие войска в Болгарии. Полководец Румянцев-Задунайский вынудил турок после заключения Кючук- Кайнарджийского мира покинуть маленькую свободолюбивую страну, Но раздосадованные янычары, отступая, бросились убивать и грабить болгарское мирное население.Отчаявшиеся люди обратились за помощью к русскому полководцу, и им позволили перейти границы России и селиться на ее южных окраинах.

 Так в конце XVIII-начале XIX века появились в Крыму предки тех, кого мы называем крымским болгарами, хотя на полуострове еще с IV века известны так называемые протоболгары, или праболгары. По-гречески <прото> - первый (приставка <пра> придает русским словам значение первичности).

 Крымские болгары получили в Тавриде по 50 десятин земли на каждого члена семьи. На 10 лет их освободили от службы в армии и от налогов. Первые колонии болгар и греков появились под Симферополем, в Балта- Чокраке (нынешний район Заводское), в Старом Крыму, в Евпатории.

Численность и места компактного проживания

 По переписи 1989 г. в Крыму проживало 2186 болгар. В настоящее время болгарское население рассматривается как диаспора, которая пополняется людьми, прибывающими из различных стран СНГ. На 1994 г по данным ЦСУ Крыма, проживало около 2000 болгар. Места компактного проживания - Симферополь и Коктебель.

В марте 1991 г. было образовано областное общество болгар, позднее переименованное в болгарское культурно-просветительное общество "Возрождение", которое ведет активную работу по возрождению культуры и изучению языка. На крымском телевидении регулярно выходит болгарская программа. Одним из основных направлений деятельности общества является возвращение депортированных болгар. По разработанному прогнозу до 2000 г. в Крым должно приехать 16950 человек, или 5293 семьи.

Планируется строительство поселков в Кировском (в с. Кринички на 156 домов и с. Бабенково на 15 домов) и Нижнегорском районах (в с. Желябовке на 200 дворов). Поступило около 700 заявлений от семей депортированных из Крыма проживающих в городах Атерау (бывший Гурьев, Казахстан) и Моздоке (Северная Осетия).

Данный прогноз разработан Управлением по возвращению и обустройству армян, болгар, греков и немцев, занимающимся проблемами жилья и трудоустройства в Крыму представителей этих национальностей. В настоящее время они составляют 0,5% всего населения Крыма, или 13,4 тыс. человек. По представленному прогнозу, эта цифра к 2000 г. увеличится до 102,8 тыс. человек, т.е. возрастет в 8 раз.

На долю представителей остальных национальностей, проживающих на территории Крымского полуострова, приходится менее 10% от общей численности населения Крыма. В ближайшее время они будут развиваться в направлении "'демографической стабильности" со сбалансированным естественным и механическим движением. К таковым относятся выделяющиеся по численности и имеющие или в ближайшее время организующие национально-культурные общества: татары Поволжья, Урала и Сибири (по данным переписи 1989 г. - 10,8 тыс. чел.), молдаване (6,6), поляки (6,2), мордва (4,6), азербайджанцы (2,4), марийцы (1,9), цыгане (1,7), грузины (1,7), эстонцы (1,0), караимы (882 чел.), чехи (664), крымчаки (604) и др.

История переселения в Крым

 Переселение болгар в Крым из Турции стимулировалось из Петербурга многочисленными материальными, финансовыми, земельными льготами, о которых не могло даже мечтать местное население.

 После схода на крымский берег переселенцы содержались за государственный кошт: каждому взрослому выдавались суточные в размере 10 коп, а <малолетней душе> - по 6 коп.

 На месте поселения болгары получали до первого собственного урожая от 5 до 10 коп. суточных. Крупную денежную сумму в 300 руб. переселенцы получали на хозяйственное обзаведение - на строительство собственного дома, приобретение сельскохозяйственного инвентаря, рабочего и продуктивного скота.

 Правилами 1804 г. для переселенцев установлено, что болгары будут при активной помощи губернской администрации заниматься теми видами сельского хозяйства, которыми они занимались на родине, но особенно виноградарством, садоводством, табаководством, шелководством, разведением улучшенных пород овец.

 Переселенцы на полуостров с Украины и России, местные жители завидовали иностранным колонистам, в том числе и болгарам: каждой болгарской семье отводилось до 60 десятин государственной земли.

 Выходцы из Турции также получили право свободно торговать и заниматься промыслами, заводить фабрики и мануфактуры. Особенно ценили они освобождение от рекрутчины и гражданской службы.

 Каждому болгарскому переселенцу были предоставлены льготы в податях и других повинностях финансового порядка на 10 лет. По истечении их они в значительной степени сохранялись в течение следующих 10 лет: болгары облагались лишь податью в размере 15-20 коп с десятины. Только после истечения двадцати лет после своего прибытия в Крым переселенцы из Турции уравнивались в податном отношении с татарами, переселенцами с Украины и России.

 Прибывшие в Крым болгарские семьи были не очень многочисленными: в среднем они состояли из 4-5 человек. Неплохие условия жизни на новом месте способствовали тому, что ежегодно в каждой второй семье рождался ребенок.

 Долголетие в болгарских поселениях было обычным явлением, а смертность ниже, чем у местных жителей и переселенцев с Украины и России: ежегодно умирал один человек на сотню крымских болгар. Не обижено было и болгарское православное духовенство: в каждом крымском селении ему для пользования был выделен особый земельный участок - в среднем по 33 десятины. Их служители культа обрабатывали в свободное от ритуальной деятельности время.

Первые поселения

 В конце XVIII и в XIX в. правители России приложили немало усилий к эмиграции татар из Крыма в Турцию и организации в широких масштабах переселения на полуостров всех, кого к этому можно было привлечь. Это происходило за счет переселения сюда с Украины и России, а также переселения в Крым выходцев из стран Европы и православного населения с территории Турции. Среди последних немалый удельный вес занимали болгары. Это бывшие подданные турецкого султана, которые в пределах Российской империи искали свободы вероисповедания.

 Летом 1802 г. на полуострове появились 63 болгарские семьи. Они создали Старокрымское болгарское поселение.

 Основатели другого болгарского поселения попали на крымскую землю случайно. В августе 1804 г. в Севастопольском порту бросила якорь купеческая шхуна "Дидона", на борту которой находились 220 болгар, покинувших Андрианопольский вилает. По распоряжению русского посланника в Стамбуле шхуна направлялась в Таганрог, чтобы высадить там болгар для поселения в Приазовье. Шкипер шхуны объяснил портовым властям, что довезти болгар до Таганрога не может из-за непогоды и окончания запасов продовольствия.

 Пассажиры шхуны были высажены в Севастополе и вскоре поселены в покинутом отправившимися в Турцию татарами ауле в Феодосийском уезде.

 Болгарское поселение получило название Кишлав - от татарского <къшла>, означающего загород для овец, защиту от непогоды и ветров. Так называлась в бытность здесь татар природная котловина, где расположились болгары.

 В 1806 г. в Евпаторийский порт прибыло из Турции судно, на котором находилось 13 болгарских семей из Анатолии. Они были поселены в бывшем татарском ауле Балта-Чокрак, обитатели которого ранее отправились в Турцию.

Вторая и третья волна переселения

 Вторая волна переселения болгар в Крым пришлась на время русско- турецкой войны 1828-1829 гг. М. С. Воронцов направил в Румелию своих эмиссаров, призывавших там к переселению в Россию болгар - специалистов в области мореплавания и судостроения. Прибыло около 1000 человек. Однако только 21 из них оказался моряками и кораблестроителями (почти все они были приписаны к мещанам Керчи). Остальные были земледельцами, скотоводами и садоводами. Большая их часть была поселена на полуострове.

 М. С. Воронцов хотел разместить их только на казенных землях, но по ходатайству местных помещиков предгорной и горной части полуострова, стремившихся к развитию на своих землях садоводства и виноградарства, Николай I распорядился селить их и на помещичьих землях.

 После Крымской войны увеличилась эмиграция татар на территорию Турции. Одновременно представители русского правительства агитировали в Османском государстве болгар к переселению в пределы Российской империи, обещая им "златые горы".

 В результате началась третья волна переселения на полуостров болгар. Переселенцы из Турции получали по 50 десятин надела на семью и по 125 руб. пособия на обзаведение. Несмотря на это, они оказались в нелегком положении. Выделенная им земля была нередко малоплодородной, а вода в колодцах солоноватой.

 Недовольство болгар привело к тому, что некоторые из них вернулись в Турцию. Оставшиеся же в Крыму были поселены в более благоприятных местах (Андреевка, Сарабуз, Царицыно).

 Имело место и переселение болгар внутри полуострова. Болгары из Старого Крыма и Кишлава поселились в Коктебеле, Кочеке, Седжеуте, Марфовке, Кабурчаке, Османчике, Аппаке Феодосийского уезда.

 Материалы переписи 1897 г. свидетельствуют, что в это время на полуострове проживало 7528 болгар.

  Быт и образ жизни

Жилище

 Дома болгар, побеленные снаружи и изнутри и покрытые черепицей, сооружались из глины с хворостом или из кирпича. В доме было 3-4 комнаты с глиняным, реже деревянным полом.

 Предметы быта производили в основном сами. Меблировка болгарских жилищ состояла из дивана, обитого ярким ситцем, нескольких крашеных столов со стульями. На стенах висели ковры, рушники и тарелки, увитые сухими цветами.

 Но болгары постоянно не жили в комнатах дома, а обычно размещались в тесноте в небольшом помещении, устроенном между домом и сараем или в какой-либо другой хозяйственной пристройке. Здесь печь не имела трубы, так что дым выходил в отверстие в потолке.

 В тех местах, где болгары по местным условиям соприкасались с немцами, греками, украинцами, русскими, старинные предания и обычаи начинали постепенно исчезать из их жизни. Болгары же Феодосийского уезда, окруженные бедным татарским населением, более всего сохраняли религиозно- языческие обряды и национально-бытовые черты.

Образ жизни

 У крымских болгар преобладало мужское население. Это приводило к тому, что болгарские девушки не испытывали особых проблем с выходом замуж.

 Семейная жизнь носила патриархальный характер. Болгарские семьи были крепкими. Семейная жизнь и семейная добродетель уважались. Молодые люди вступали в брак в 18-20 лет, а девушки - в 16-18 лет. Поздние браки были редкостью.

 По своему физическому типу крымские болгары не отличались от тех, которые проживали на Балканском полуострове. Они были в основном среднего роста, не очень крупного сложения. Цвет лица имели смуглый, волосы черные и курчавые, глаза живые и выразительные, нос с горбинкой.

 Женщины, красивые в молодости, быстро старели и к тридцати годам часто казались уже старухами.

Вероисповедание

 Грамотность среди болгар была невысокой, но все-таки выше, чем среди украинцев, татар и русских. В 1915 г. среди мужчин она составляла 40,7%, а среди женщин -9,6%.

 Болгары были религиозны. В каждом их селении действовала православная каменная церковь. Служители культа пользовались среди переселенцев значительным влиянием. Низкий уровень образования и религиозность накладывали свой отпечаток на быт болгар.

   Календарные праздники крымских болгар

 Первые болгарские поселенцы в конце XVIII - начале XIX века, стремясь сохранить свой язык, веру и культуру на свободных землях Российской империи, приносят с собой на Крымскую землю свои обычаи, обряды, праздники.

 Наиболее почитаемые церковные и народные праздники вместе составили народный календарь крымских болгар.

 Календарные праздники болгар имели циклический характер и были приурочены к тем дням, когда в природе происходят видимые и серьезные перемены, связанные с хозяйственными интересами и общественным жизненным циклом человека.

 Наиболее почитаемые зимние праздники:

•     6 декабря - день Св.Николая;

•     20 декабря - Игнат день;

•     25 декабря - Коляда;

•     1 января - Новый год;

•     6 января - Богоявление;

•     7 января - Иванов день;

•     8 января - Бабин день;

•     18 января - Тарасов день;

•     2 февраля - Трифонов день;

•     Масляничная неделя.

 Весенние праздники болгар:

•     1 марта - Баба Марта;

•     40 мучеников;

•     Благовещение;

•     Лазарев день - суббота перед Вербным воскресеньем;

•     Вербное воскресенье;

•     Пасха - Велик день;

•     Спасов день;

•     23 апреля - Георгиев день;

•     день Кирилла и Мефодия;

•     Святая Троица;

•     Святой Николай

•     Пеперуда ляда.

 Летние праздники:

•     24 июня - Иванов день;

•     29 июня - Петров день;

•     Ильин день;

•     1 августа - Макавей;

•     6 августа - Преображение Господне;

•     15 августа - Успение Св. Богородицы (Гуляма Бугуродица).

 Наиболее почитаемые осенние праздники:

•     8 сентября - Рождество Св.Богородицы (Малка Бугуродица);

•     14 сентября - Крастов день;

•     26 октября - Димитров день;

•     8 ноября - Архангелов день.

 Многие календарные праздники болгар содержат элементы языческих обрядов. Так, в празднике Баба Жарта женщины разжигают костер, прыгают через него, подбрасывают красные шерстяные пояса, делают мартинички - скрученные красные и белые шерстяные нити, которыми украшают близких людей, деревья, домашний скот.

 Многие церковные праздники теряют в народном понимании свое первоначальное значение и, накладываясь по времени на прошлые языческие, приобретают новый хозяйственный смысл. Особо чтимые болгарами церковные праздники церковь считает второстепенными. Это весенний Егорий - 23 апреля, весенний Николай - 9 мая, Иванов день - 24 июня, Петров день - 29 июня, Ильин день - 20 июля. Некоторые церковные праздники, уже имевшие народное хозяйственное истолкование, получают у крымских болгар новое значение. Так, Трифонов день - в народном понимании праздник виноградарей и виноделов, празднуемый зимой, приобретает в некоторых селах Таврической губернии значение сохранения жизни и хозяйства от волков, которых было немало в степях, где жили болгарские поселенцы.

 Многие общие праздники крымских болгар имели местные дополнения и назывались в разных селах по-разному (например:Новый год, Нова година, Васильов день, Сурва). Интересно, что многие православные религиозные праздники крымские болгары отмечали по-восточному, устраивая курбаны, когда закалывали жертвенных баранов или крупный рогатый скот и, поджарив или сварив, угощали родных и знакомых, а иногда устраивали общественный обед. Общественные курбаны проводились в день Св. Георгия - 23 апреля, Троицын день, на Успение, Рождество пресвятой Богородицы, и частные курбаны на Иванов день, Тарнасов день, Петров день, Ильин день и по окончании полевых работ. 

Хозяйственная деятельность

Формы землепользования

 Самой распространенной формой землевладения среди крымских болгар было общее. При нем каждый член общества имел определенный земельный пай, который не мог быть уменьшен или изменен. Его можно было продать, завещать, подарить, сдать в аренду.

 Всякое хозяйственное распоряжение общей землей, т.е. обращение пашни в пастбище, ограничение прав отдельных совладельцев на пользование общим выгоном, разрешение или запрещение выпаса скота на общем выгоне, сдача в аренду мельницы или общего сада осуществлялись только по согласию большинства совладельцев.

 При обсуждении хозяйственных вопросов все совладельцы пользовались равными правами, хотя как собственники они не всегда были равны. Для принятия решения требовалось простое, а не квалифицированное большинство.

 Общая пахотная земля нарезалась каждому совладельцу пропорционально его доле в земле во временное пользование, причем не в одном месте, а полосками в нескольких частях поля. Расположение полосок отдельных домохозяев определялось по жребию - кому где выпадает.

 Обычно выделенными земельными участками пользовались 3-4 года - в зависимости от того, сколько лет пахали и засевали одно и то же поле.

 Распределение сенокосов между отдельными домохозяевами также осуществлялось на основе пропорциональности путем отвода каждому совладельцу полосок. Для соблюдения справедливости раздел покосов производился ежегодно и только перед сенокосом.

 Пользование лесными участками в болгарских поселениях также осуществлялось на основе пропорциональности ежегодно.

Уровень жизни

 Уровень жизни в болгарских колониях не был одинаков. В этом отношении в положительную сторону выделялись жители Кишлава и Старого Крыма.

 Имущественное положение крестьян различных национальностей в крымском селе было неодинаковым. Объяснялось это тем, что уровень их хозяйствования был неодинаков. Наибольших успехов добивались хозяйства немецких, эстонских и чешских колонистов.

 За ними шли болгары, которые добивались тоже больших хозяйственных успехов, чем татары, украинцы и русские. Болгары отличались трудолюбием, бережливостью и расчетливостью Зажиточные болгары применяли наемный труд, в том числе своих односельчан, все больше втягивались в рыночные отношения.

 Рабочих из крымских болгар на промышленных предприятиях Симферополя, Керчи, Феодосии, Евпатории, Ялты, Севастополя почти не было Болгары внесли свой вклад в развитие сельскохозяйственного производства на полуострове.

Занятия колонистов

 Благоприятные условия, в которые русскими властями были поставлены переселявшиеся в Крым болгары, положительно отразились на их хозяйственной жизни.

 Урожайность зерновых и огородных культур в болгарских хозяйствах была выше, чем в хозяйствах местных жителей. Основной отраслью было хлебопашество. Развитие хлебопашества на первых порах испытывало значительные трудности из-за непривычных климатических условий, низкой плодородности земель, недостаточной обеспеченности сельскохозяйственным инвентарем, рабочим скотом, недостаточности земельного надела.

 Разведение лошадей, крупного рогатого скота, грубошерстное овцеводство тоже были постоянным занятием болгар на крымской земле. Высокая оплата труда, связанная с недостатком рабочих рук, побуждала все большую часть болгар к разведению рогатого скота и овец. Дело в том, что уход за скотом требовал меньше трудовых усилий, чем занятие хлебопашеством.

 Особенностью развития скотоводства в хозяйствах болгарских колонистов было преобладание овцеводства над коневодством и разведением крупного рогатого скота.

 В развитии овцеводства в количественном отношении болгарские хозяйства уступали татарским. Однако болгары превосходили местных жителей в качественном отношении - они практиковали тонкорунное овцеводство, которое пользовалось покровительством правительства и приносило немалые доходы.

 Среди болгар получили распространение занятие шелководством и табаководством.

 Были достигнуты болгарами успехи и в развитии виноградарства. Особенно славилось вино, производимое в колонии Балта-Чокрак.

Крымские болгары в советский период истории

 Болгары стремились не участвовать в событиях гражданской войны на полуострове в 1917-1920 гг., считая их сугубо русским делом. Немалое число болгар умерло во время голода 1921-1922 годов. Новую экономическую политику они встретили с одобрением. Во время нее их хозяйства окрепли.

 В конце 1929 - начале 1930 г. среди болгар, как и других национальных групп крымской деревни, была произведена принудительная коллективизация и раскулачивание. Оно приняло более значительный характер, чем раскулачивание среди татар, украинцев, русских, евреев и пр.

 Болгары, как и другие жители многонациональной крымской деревни, против своей воли были загнаны в колхозы, в том числе и в одно- национальные по своему составу. Это вызвало сильное недовольство среди болгарского населения.

 С помощью террора оно было загнано внутрь и получило свое выражение только в годы второй мировой войны, когда власти, проводившие раскулачивание, временно исчезли. Это проявилось в том, что значительная часть болгар без особой горести провожала русские войска, временно покидавшие Крым. Это им припомнили в 1944 г., когда были восстановлены те партийные и государственные органы, которые ранее создавали насильственно колхозы, проводили раскулачивание и выселение раскулаченных на европейский север и на Урал.

 В 1944 г. болгары, наряду с некоторыми другими национальными группами, по распоряжению из Москвы были депортированы из Крыма. Вместо выселенных полуостров стал заселяться выходцами с Украины и России.

 Лишь в последнее время историческая справедливость была восстановлена, и болгары, как и другие депортированные народы, получили возможность вернуться в Крым.

                                                     

 

 

Греки

Историческая справка

 Эллада - так называли древние греки свою родину, располагавшуюся на территории современной Греции, а себя они гордо именовали эллинами. И было им чем гордиться: страна высокой культуры, талантливых поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, спортсменов и мореплавателей оставила глубочайший след в развитии всей Европы.

Но так как в Древней Греции земля передавалась по наследству целиком только одному сыну, то многие свободные граждане этой рабовладельческой республики оказывались нищими и вынуждены были искать новые средства к существованию. Их выручало море, которое не только кормило рыбой и посылало добычу в виде чужеземных кораблей, но иногда направляло их быстроходные ладьи к чужим берегам, где вчерашние пираты и мореходы становились добропорядочными виноградарями и гончарами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.138 с.)